allr.genskov.ru



Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы

Сортировать: по оценкам | по дате
25.09.17
[4]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
войны Б.Лепкий, кроме поэтических, имел пять прозаических сборников ( «Из деревни», 1898; «Из жизни», 1899; «Рассказы», ​​1901; «Кара и другие рассказы», ​​1905, «Бросаю слова», 1911 ). Ведущий мотив творчества писателя критикой определен однозначно. Это - тоска как концептуальных доминанта, философская категория. Но если в поэзии преобладают ностальгические чувства человека, живущего вне родины (они первотолчком к творчеству), то в прозе тоска «запрограммирована» в самом тексте. Герои рассказов Лепкого (крестьяне, священники, учителя) плотно по-тйснути тяжелыми обстоятельствами жизни, загнанные в тупик ( «Гуси», «Обыкновенная история»), опутаны паутиной предрассудков, из которых под силу вырваться ( «В глухом углу», « наказание ») отсюда такое бережное нотирование проявлений крестьянской активности ( «Иван Медведь», «Дождался» и др.), внимание к незаметных героев культурного труда с их большей частью тяжелой судьбой ( «Оля», «Аванс»). А если полная свобода и приходит, то, как правило, со смертью ( «Настя») или в результате осознания человеком связи с природой ( «Мой друг»). Но наиболее полно характер своей «идеальности» автор выразил в повести «Сломанные крылья» (1897), утверждая, что всех экономических проблем от многих бед человека удерживала бы память о своей душе.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Bogdan...iteraturi?page=4


25.09.17
[2]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
И начался Б.Лепкий как литератор на земле украинской - на Тернопольщине. Это уже спустя повьються-помережаться дороги в мира: в Венскую академию искусств и университета, Львовского и Ягеллонского университетов, через вогниво знаний которых прошел Липкий от студента до профессора и заведующего кафедрой. Когда сегодня, на расстоянии времени, перечитываем поэзию, прозу, документалистику, историко-литературоведческие студии писателя и ученого, то действительно чувствуем, как здесь, то там меняются-переливаются и, как лучи, змигують этюдная созерцательность, фольклорная интонационность образов и символов, публицистическая панорамность, психолого-аналитическая погруженность. Но все это фиксируем как результат мощной синтетической труда. А начало, где он, тот прапочаток, где те корни, и генная первооснова, с которой началось всесильное восхождение в литературу и культуру?
В примечании к рассказу «Подписался» автор не только раскрывает источники его появления, но и вводит нас в то окошко, через которое можем понять саму суть творческого метода: «Поручительством к письму была мне не тенденция, а сама охота писать, передавать образы жизни, которыми являлись они в призме собственного «я». Люди, которых я рисую, - это в основном портреты, или студии по природе, но никогда не фотографии ». Кстати, проштудировав римитковий материал к рассказам «Мать», «Настя», «Над прудом», «Хлопка», «Скапы», «В лагере», «Визит», «В глухом углу», «Обыкновенная история», очерков , картинок и этюдов «Моя вина», «Твой друг», «Старый двор», «Женщина с цветком», «На рынке», «Двое детей», «Лежал при открытых окнах», «Ах, как эта бумага печет! », убеждаемся, что все эти произведения написаны на конкретном материале Подолья.
Каждой, без исключения, литератора подгоняли под заготовленные схемы. Когда же не вписывались некоторые в выработанные идеологией постулаты, - их изымали из процесса, или же пришивались им всевозможные «измы». В этом разряде не одно десятилетие находился и Б.Лепкий
Совершенно прав профессор Николай Ильницкий, когда утверждает, что «натура его (Лепкого. - В. К.) скорее созерцательно рефлективная, обращение внутрь лирического героя». То, что характеризует собственную проекцию Лепкого-поэта налиризацию персонажа, часто отвечает и манере Лепкого-прозаика: спогадовисть и тоска пронизывают иногда рассказы, как говорится, от заголовка до заключительной фразы, или такая тоска как морально-философский феномен где коренится в исторической памяти, в народнопесенном стихии. Справедливо же заметил в свое время профессор Михаил Рудницкий, что в художественном методе Б.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Bogdan...iteratury?page=2


25.09.17
[1]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
В литературном процессе к. XIX - нач. XX в. заметная фигура Богдана Лепкого (1872-1941) - писателя, литературного критика, ученого, переводчика, издателя, педагога, художника. В советский период развития истории Украины - за преданность идеям возрождения Родины, воспроизведение в художественной форме духовно-патриотических порывов украинского народа, его национально-освободительной борьбы (тетралогия «Мазепа», поэма «Ноктюрн», стихи 20-30-х pp. И др .) - творчество Б.
В условиях независимой Украины, когда производится новая концепция развития украинской литературы, творчество Б. Лепкого занимает надлежащее место среди тех, кто стоял у истоков литературы XX века, его духовное наследие аккумулирует основные тенденции художественного мышления того сложного периода - от неонародництва к модернизму.
Богдан Липкий не выступил в литературе как готовый мастер слова. Характеризуя творческое наследие художника 90-х гг. XIX в. В. Симович, Е. Пеленский отмечали «борьбу со стихотворением, с формой», «неполные, незаконченные обиды», «невязок» язык, «сентиментально трактованы» конфликты. Однако уже первые рассказы и новеллы Лепкого привлекли внимание читателей и критиков своеобразием сказа, пластичностью художественного рисунка, искренним, глубинным лиризмом
Лирическое самовыражения, наличие субъекта повествования, эмоциональность, сердечность подносили художественную ценность и очерка, и новеллы, и рассказы, придавали этим «чисто» эпическим жанрам своеобразного окраску, заметил И. Франко.
Имея достойный подражания пример служения интересам общества, - отца (псевдоним Марко Мурава) - юноша готовился стать голосом, совестью народа.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Bogdan...torik_literaturi


25.09.17
[1]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
И. Франко после прочтения первых рассказов Б. Лепкого в тогдашней галицкой газетно-журнальной периодике отмечал в обзоре «Украинская литература за 1899 год», что «индивидуальность Лепкого менее деятельная и политическая, чем в последних украинских новеллистов (В. Стефаник, Лесь Мартович, Марко Черемшина, М. Яцков. - В. К); он мягкий, впечатлительный и поэтический характер; однако в его новеллах есть и счастливые моменты, красивые описания и хорошо выраженный тихое меланхоличное настроение (выделено. мое. - В. К.).
Бесспорно, Б.Лепкий как прозаик в произведениях на исторические темы придерживался научных трактовок исторической эпохи, времени, фона Но даже в таком широком художественном полотне, как роман «Мазепа», автор достаточно использует не и только рациональную, но и эмоционально-чувственную сферу, другими словами, - душу. И как справедливо заметил Николай Ильницкий, «Мазепа» Лепкого не та демоническая фигура, которой он предстает в произведениях классиков западноевропейской литературы. . . ». Более того, он нередко проступает к читателю с, внутренним плачем, потому одолевали его голову черные птицы безысходности.
Когда же, скажем, в небольшом исторической повести «Вадим» (1903) автор слишком (лаконичный, скуповат на методы, хотя и имеем трогательные зарисовки природы, документировано трансплантацию народных обычаев, то в нарисистици - до поразительности образная гамма утверждает содержание «Далеко от зеленых степей, среди белых ледив замучила его преступная царская рука И даже чайка не принесла нам от него предсмертной вести.
В отличие от Г. Хоткевича Б.Лепкий (1872-194J) был причастен к образованию украинской «Молодой Музы», теоретически принимая эстетическую программу «Молодой Польши», которую возглавляли С
Пшибышевский и С. Выспяньский; поддерживал творческие взаимоотношения с А. Луцким, П. Карманским, М. Яцков, В. Пачевским и другими. А вот в собственном творчестве, учитывая, наверное, на литературную ситуацию, остерегался откровенно «модернизировать». «Секреты» его художественных новаций прятала в себе эпичность мышления писателя, обнаруженная в малой прозе. На это обратил внимание критик Лев Трубацький в предисловии к сборнику Лепкого «Из села» (1898).
Кракове Б.Лепкий стал профессором Ягеллонского университета. Его длительная педагогическая работа воплотилась в «Очерках истории украинской литературы» (1909), которая имела несколько переизданий. Как признавался сам автор, ему больше импонировало «розслидиты», как «эстетическое объявлялось у нас в произведениях словесных», а в своих «Очерках. . . »Постулатом литературы он хотел положить Красоту, но, чтобы для учебников изданием охватить как можно больше явлений, вынужден был писать его с точки зрения исторического.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Bogdan...iteraturi?page=3


25.09.17
[1]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
большой природы, так же, как и подольская земля, карпатские леса, навевает поэту тяжелые думы о судьбе народа. Более игриво беззаботные «ломти вод, синие, жемчужные», поэта трогают «волны нив колосистые». Больше, чем «панство праздный», он уважает «наш народ, и труд, и забота, и труд». Так, Б. Лепкому были присущи меланхолически-тоскливые настроения. Он тосковал по родному краю, от которого в молодости его оторвала судьба; не раз впадал в отчаяние, когда видел тяжелые лишения работающих. Во многих стихах Б.
В лирических стихах Богдана главным для автора является внутренний мир лирического героя, а не внешнюю среду.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Bogdan...iteraturi?page=5


25.09.17
[1]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
И начался Б.Лепкий как литератор на земле украинской - на Тернопольщине. Это уже спустя повьються-помережаться дороги в миры: до Венских академии искусств и университета, Львовского и Ягеллонского университетов, через вогниво знаний которых прошел Липкий от студента до профессора и заведующего кафедрой.
В примечании к рассказу «Подписался» автор не только раскрывает источники его появления, но и вводит нас в то окошко, через которое можем понять саму суть творческого метода: «Поручительством к писанию была мне не тенденция, а сама охота писать, передавать образы жизни, которыми являлись они в призме собственного «я». Люди, которых я рисую, - это в основном портреты, или студии из природы, но никогда не фотографии ».
Каждой, без исключения, литератора подгоняли под заготовленные схемы. Когда же не вписывались некоторые в выработанные идеологией постулаты, - их изымали из процесса, или же пришивались им всевозможные «измы». В этом разряде не одно десятилетие находился и Б.Лепкий
Совершенно прав профессор Николай Ильницкий, когда утверждает, что «натура его (Лепкого. - В. К.) скорее созерцательно рефлективная, обращение внутрь лирического героя». То, что характеризует собственную проекцию Лепкого-поэта налиризацию персонажа, часто отвечает и манере Лепкого-прозаика: спогадовисть и тоска пронизывают иногда рассказы, как говорится, от заголовка до заключительной фразы, или такая тоска как морально-философский феномен где коренится в исторической памяти, в народнопесенном стихии.
Б.Лепкий в ранних стихах, рассказах, очерках творил тот «мужицкий монолог» (М.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Bogdan...iteraturi?page=2


25.09.17
[1]
переходы:2
Богдан Липкий как писатель, литературный критик и историк литературы
После первой мировой войны Богдан Липкий отходит от неоромантической гуманистической концепции, в его произведениях усиливаются натуралистические элементы («Свалка», «Певица»), изображаются нервные типы («Образ»), звучат антиурбанистическими мотивы (цикл «Из тихих драм большого города») . Коренная ломка социального строя, в результате чего высокообразованные интеллигенты оказались лишними в обществе, порождает болезненное душевное состояние - бодлеровский сплин. От эстетизма, поэтизации Красоты Б
Липкий приходит к «эстетства наизнанку», эстетизации «без-образного», нигилизма на уровне бессознательного, иррационального.
Сложная политическая ситуация в Европе в 20-х pp. нашего века, очередная национальная катастрофа в Украине обусловили господство тенденции заангажова ности в литературе, возвращение многих писателей освященные традицией позиции. «Надо было писать что-то такое, что спасало бы земляков от отчаяния и уныния» («Писание». Т. 2, с. 464). Стилевая доминанта писателя эволюционирует от элегической грусти, тоски, печали до мажорного, оптимистичного тона утверждения идеи свободной, независимой Родины.
Итак, Липкий-прозаик эволюционировал от неонародництва к модернизму, от реалистично бытового рассказ к психологической новеллы-студии, от традиционной, очерково-повествовательной манеры повествования к художественно-экспрессивной, эмоционально-вдохновленной. В то же время, осознавая потребность обновления литературы, художник не стремился разрушить фундамент, основу идеологии народничества. Суть модернистских дискурса писателя заключалась лишь в этажном отвержении определенного стиля - "не ступать по следам Квитчиной« Маруси »(« Три портрета »). Поэтому творчества Богдана Лепкого свойственна глубокая внутренняя противоречивость: в ней эклектично сочетаются эстетизм - и нравоучения, воспевание одиночества, презрение к толпе - и утверждения христианских ценностей, лиризм, экспрессия - и риторическая, тенденциозность, дидактизм.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Bogdan...iteraturi?page=1