allr.genskov.ru



Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сортировать: по оценкам | по дате
24.05.19
[1]
переходы:10
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника играет влияние, предоставляемой на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразила шестилетний ребенок, который, отрицая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенка, а ты не ребенок».
Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи считают, что гораздо важный иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения"
Мнимая ситуация - это основная единица игры существенным моментом для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л. С. Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо лошади).
Если в 1,5 года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строится независимо от материала, с которым это действие осуществляется). Воображение - это действие в смысловом поле, оно является Предтечи мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.
В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, состоит детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти норы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi...ol-nogo_vozrasta


24.05.19
[1]
переходы:2
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Приведенные данные показывают, что дети подготовительной группы быстрее, чем средней, усваивают требования новой работы. Детей старших групп больше влияет вправлюванисть: устойчивость внимания растет, количество ошибок и пропусков резко уменьшается. Наиболее значительными оказались различия в устойчивости внимания у старших дошкольников в зависимости от особенностей их деятельности. Меньше утомляет детей непринужденная, творческая игра, потому что она не ставит в умственной работы ребенка высоких требований. Наиболее напряженная словесная форма деятельности - занятие счетом, беседа о прослушанном, ответы на вопросы. Эта работа вызывает больше напряжения внимания и соответственно большую утомляемость.
По данным В. В. Ночевкин, среднее количество отвлечений детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада во время виучування стихотворения составила 3,7 раза: на занятиях по счета - 2,7 раза; во время занятий, на которых надо искать ответы на вопросы к прослушанного рассказа, дети отвлекались всего 1,8 раза. Занятия проводили в то же время, с теми же детьми, продолжительность их была одинаковой.
В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют продолжительность доступного ребенку сосредоточения.
Как показывают опыты В. В. Ночевкин, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза больше, чем в особенно возбуждающих.
Существенным показателем развития у ребенка способности к сосредоточению являются первичные формы произвольного внимания, возникающие у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживает интерес к самой деятельности, ее последствия и процесса
Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на объекты, воспринимая которые ребенок должен сосредоточиться. Требования воспитателя точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях от бега до прыжков, а потом на медленный шаг тренируют волевую внимание детей. Она непосредственно связана с овладением языком, потому что только словами можно передать цель деятельности.
Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого является первичной формой управления ребенком своей психической деятельностью. Этому способствуют различные организованные занятия, которые проводят с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Потребность работать в едином темпе и выполнять общие требования даже тогда, когда занятие не очень интересное, тренирует волевую внимание детей. Если воспитатель долгое время
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=7


24.05.19
[1]
переходы:11
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Язык, развивается, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не сводятся только к увеличению количества предметов, которые воспринимают одновременно, с одинаковой четкостью. Существенное значение имеют те предметы и их особенности, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте внимание детей привлекали прежде всего яркие, необычные вещи, рассмотрение которых словно отвечало на вопрос «что это?», То внимание дошкольников привлекают нередко внешне ничем не примечательные предметы, их интересуют особенности вещей и прежде всего применение каждой, ее назначение, способ использования . Дети как ищут ответ на вопрос: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать? ». Этот факт свидетельствует о том, что объектом познания для ребенка является не только предмет, но и связи его с другими вещами, прежде всего связи функциональны.
Как известно, обозначение словом предмета, его признаки или действия существенно меняет процессы чувственного познания окружающего мира. Дети начинают все больше ориентироваться на слово - название вещи; слово - оценку поведения других детей и своей собственной, слово - приказ, требование, побуждение.
Начав самостоятельно действовать, ребенок чаще испытывает потребность в помощи взрослого, в его указаниям, объяснениях, одобрении. Особенно усиливается роль языка как объекта внимания, когда дети имеют дело с правилами, требованиями, которые ставят взрослые. Поскольку свои требования взрослые подкрепляют оценке, эти требования приобретают сигнального значения, выделяются и становятся доминантными (А. Горбачева, Д.Б. Годовикова, 3. Н. Боирисова). В 6-7-летних детей такой словесный раздражитель может быть сильнее, чем сигнал, который воспринимают зрением (например, лампочка, загорается)
Расширение объема внимания проявляется и в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не один рисунок. Она способна внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и принять каждый из них достаточно четко. Результат лучше, когда воспитатель использует при этом приемы сравнения для выделения похожего и отличного в объектах.
Однако в 4-6-летних детей объем внимания недостаточен, чтобы различить сложные по содержанию объекты, которые мало чем отличаются друг от друга (например, буквенные или цифровые знаки, рассказы или картины о зиме, лес). Ребенок ошибается, оба предмета (знаки, рассказы) сливаются в ее восприятии.
Это качество внимания оказывается в продолжительности хранения одной доминанты.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=5


24.05.19
[1]
переходы:2
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступки. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в четыре - пять лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности. В шесть лет конформность у детей значительно уменьшается, являясь у дошкольников переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мысли. Но у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.
Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два - три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многое хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушками. Вместе с эти есть и дети, совсем непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которую пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умение устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=1


24.05.19
[1]
переходы:6
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
овладевает ходьбой, резко увеличивается круг предметов, попадающих в сферу действенного ознакомления с ними ребенка. Внимание приобретает большего объема. Одновременно с ростом активности детей, с изменением и усложнением их предметных действий она становится устойчивой. Теперь ребенок способен сосредоточенно работать 8-10 минут, вставляя вкладку, фигурки в гнезда доски, нанизывая кольца на стержень башни или перевозя кубики на своем автомобиле из одного угла комнаты в другой. На втором и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только что-то привлекает, а она сама активно направляет ее на новый предмет: на рисунок, на речь взрослого, на лицо незнакомого человека. Сосредоточение на словах взрослого - следствие и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка.
Способность, нарастает, к образованию и сохранения хотя бы на некоторое время одной доминанты позволяет проводить с детьми третьего года жизни короткие организованы занятия, объединяя малышей в небольшие группы, по 3-4 ребенка в каждой. Однако в связи с тем, что детская внимание на этой стадии развития слабая, воспитатель должен постоянно сочетать слово с показом предмета, игровые действия с предметами. Развивать внимание у детей третьего года жизни можно только тогда, когда объект восприятия подвижный, меняется. В этот период дети также легко сосредотачиваются на восприятии музыки, песни; при этом их внимание поддерживают собственные движения, повторяющие ритм музыки.
1. Внимание ребенка детского и преддошкольного возраста непродолжительное, сосредоточенность ее слабая. Создается только непродолжительное и неустойчивая доминанта. Внимание постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины, например, ребенок (в конце перед дошкольного периода) за 12 минут 8 раз изменила предмет своей игры; длительность сосредоточения на одном предмете не превышала двух минут.
Маленький ребенок не управляет своим вниманием, которая имеет непроизвольный характер, ее привлекают яркие, сильные или новые раздражители. Неустойчива, легко отворачивается, внимание маленькой ребенка не от "определяется подвижностью и не управляемая, то есть не м о ж е переключаться по его желанию. Ребенок не в состоянии произвольно менять направление внимания, потому что не владеет ею.
3. У маленьких детей очень узкий объем внимания. Если ребенок держит в руках погремушку и ей показали другую игрушку, она отпускает первую и тянется за другой. Когда трехлетнему ребенку что-то рассказывают, она бросает есть. Распределять внимание между двумя предметами или действиями маленький ребенок не в силах.
4. Чем младше дети, тем меньше они способны сосредоточиться на словах, обращенных к ним.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=4


24.05.19
[1]
переходы:2
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Первые проявления сосредоточенности младенца зафиксировано на 10-12-й день его жизни, когда он направил свой взгляд на огонь лампы, поставленной недалеко от него (В. Штерн, Б. Прейер). К концу первого месяца жизни ребенок уже способен следить в течение нескольких секунд до ярким, блестящим предметом, движется на расстоянии около метра от ее глаз. До 6 месяцев растет как расстояние до предмета, который фиксируется, так и продолжительность сосредоточенности ребенка на определенном предмете. Внимание младенца прежде всего привлекают подвижные, яркие предметы, которые воспринимаются зрением, а также звуки. Начиная со второго месяца, длительность сосредоточения на звуках (в частности человеческой речи) заметно увеличивается, когда звучание поддерживает зрительное восприятие предмета, который звучит (или лицо человека, говорящего).
Так, ребенок 3 месяцев дольше слушает звуки колокольчика, если смотрит на него, чем тогда, когда видит его. Услышав речь взрослого, она поворачивает голову и слушает звуки дольше, если видит человека, который говорит. После 3-4-го месяца жизни опора на зрительное восприятие предмета уже не так важно.
На 2-3-м месяце жизни внимание ребенка очень легко привлекает человек. Младенец (соответствует «а появление человека общей реакцией оживление. Причиной этого, вероятно, является подвижность человеческого лица, которое близко наклонился к ребенку, и улыбка, и губы, шевелятся и открывают белые зубы. Этот раздражитель, воспринимаемый зрением, совпадает со слуховым : взрослый что-то ласково говорит. Общение с человеком всегда вызывает у младенца сильную эмоциональную реакцию. в течение первого года жизни (видимо, и в более поздние периоды детства) человек является основным объектом внимания ребенка, который действует сильнее.
Фиксируя движения лица взрослого, ребенок как бы «прилаживает» и движения своего лица с образцом, который воспринимает. Такое невольное подражание заметное в трехмесячном возрасте
Первую улыбку как проявление положительного эмоционального состояния, когда ребенок неголодный и лежит на сухой пеленке, наблюдают ранее, в начале второго месяца (Н. А. Менчинская).
Совершенствование рефлекторной деятельности с развитием ребенка проявляется и в изменении подражания. Если сначала (2-3 мес.) Ребенок, глядя на взрослого, улыбается, повторяя своими непроизвольными движениями лицо его улыбку, то младенец 6-7 месяцев начинает воспроизводить движения с игрушкой, трясет погремушку, попляскуе рукой по мячу.
Во второй половине года она подражает своим лепетом отдельные элементы речи взрослого, а на конец года, внимательно следя за взрослым, повторяет цепи складов; «Да-да» или «да-да-да», «баба» (Н. А. Менчинская). К концу года ребенок воспроизводит отдельные действия взрослого с предметами (функциональные действия): причесывает расческой куклу, сморкается в платок, мешает ложкой в ​​чашке.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=3


24.05.19
[1]
переходы:9
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Петухова, В. В. Ночевкина) показывают, что старейшины-1 школьника реже и на короткое время отворачиваются от работы, чем дети средней и младшей групп (табл. 4). Если в 2 р. 6 мес. - Зр. 6 мес. при продолжительности деятельности 17,5 минуты (разложение кусочков цветной бумаги в коробочки) дети отворачиваются в среднем 7-8 минут, то 5-6-летние дошкольники были заняты деятельностью почти в 4 раза больше (62,8 минуты), а средняя продолжительность отвлечений спала до 1,6 минуты (Т. В. Петухова).
Растущая устойчивость доминанты свидетельствует о работоспособности нервных клеток формирующейся о снижении утомляемости детей при выполнении определенной умственной работы. Это показали опыты В. В. Ночевкин. Предложив детям средней и подготовительной групп варианты задачи Бурдона (дети должны быстро просматривая строки, состоящие из пяти геометрических фигур, которые чередуются в разной последовательности, наметить различными способами квадрат и треугольник), В. В. Ночевкина обнаружила, что у детей подготовительной группы регулярно увеличивается количество фигур, которые они просматривают, то есть темп работы, и повышается качество: меньше становится ошибок.
Сравнение доибутих результатов показало, что с возрастом повышается роль упражнения в выбранном в, иди деятельности ребенка.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Genezi..._vozrasta?page=6


24.05.19
[1]
переходы:11
Генезис общения детей со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
что совместная продуктивная детская деятельность стимулирует прежде всего овладение ее участниками новыми способами выполнения действий: дети подсказывают друг другу, какую краску подобрать, как лучше изобразить какой-нибудь элемент рисунка, как соотнести детали постройки. Дети начинают свободно использовать средства исполнения замысла. Например, при сооружении моста вместо брусков, закончившихся для сооружения перил они без особых раздумий устанавливают призмы, сделали городов оригинальным. Участники совместной деятельности, кроме того, начинают активно включать новые элементы сюжета в рисунок, охотно придумывают и формулируют замысел совместного действия. Практически у всех испытуемых в среднем на 2 балла возрос коэффициент творческого воображения. В конце эксперимента у многих детей оказалось выраженным собственно стремление к внесению новизны в ход деятельности.
2. На определенном этапе овладения детьми совместными действиями деятельность приобретает характер саморазвивающейся. С одной стороны, это говорит о том, что она становится самостоятельной, не зависящей в известных рамках от взрослого. С другой, ребенок не только овладевает в определенной степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями кооперации с другими детьми.
До тех лет игра является манипулированием предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. Д., То есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явления и действия
На первом этапе она копированием действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимание не роль, например, врача, а действие, имитирующий действие врача. Правилам ребенок еще не чувствительна.
В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Значение игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Genezi...nogo_viku?page=2