allr.genskov.ru



Германия в ХV - начале XVII в.

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[1]
переходы:5
Германия в ХV - начале XVII в.
Горожане боролись против князей и епископов. Их выступления возглавила торгово-ремесленная верхушка. Но политическое мировоззрение был узким и локальным. Оно не выдвинуло общенациональной программы и не смогло увлечь за собой все силы, оппозиционные феодализма.
Среди горожан тоже были антагонизмы - между плебсом и верхушкой. Но и плебса, и крестьянам недоставало устойчивости и организованности. Деклассированные элементы - люмпены вербовались в ландскнехты князей и подавляли восстания.
Немецкое рыцарство не нашло своего места в политической жизни. Князья создавали наемное войско и не нуждались в них услуг. Рыцарство тоже не выдвинуло патриотической программы. Его идеалом была крепкая феодальная империя.
Гуманизм в Германии. С ХV в. в Германии распространился гуманизм. Он охватил интеллигенцию, сплоченную вокруг университетов, философов, поэтов, проповедников. Они боролись против схоластики за научное мировоззрение, национальных интересов. Разоблачали тупость монархов и пропагандировали свободное развитие человеческого духа. Получил распространение сатирически-обличительный жанр. В конце XV вв. появилось сочинение-сатира Себастьяна Бранта "Корабль дураков".
Наиболее известным среди немецких гуманистов был Эразм Роттердамский (1466 - 1536). Выходец из Голландии, он жил во Франции, Англии, Италии
Преподавал в Кембридже, служил в Карла V. На склоне лет поселился в Базеле и занимался литературой. Наиболее популярной была его сатира "Похвальное слово глупости". Глупость рассуждает, что ей все подвластно: сколько привилегий лишились бы папские прелаты, если бы сюда проникла хоть капля мудрости. Он не отрицал роли католической церкви. Эразм Роттердамский рационалист и враг средневековой обрядности, он боялся революции. О монахах: «Они уверены, что высокое благочестие заключается в воздержании от всех наук и лучше даже совсем не иметь грамоты. Поэтому, читаюючы в церквях осиплость голосами определены, но непонятные им псалмы, они убеждены, что доставляют этим большую Услада святым ".
Идеалом Эразма было общество образованных людей. Он был против войн, приносящих беды народам. Но радикалом Эразм был только в литературе, в жизни же хотел покоя.
Иоганн Рейхлин (1455 - 1522) - филолог и философ, знал много языков. Стремился совместить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в человеке. Выступал за изучение древнееврейских книг как первоисточников. Все образованное общество разделились на рейхлинистив и обскурантов ( "темных людей»). В ходе борьбы и появились "Письма темных людей" - сатира на теологов, написанная в эрфуртском кружке гуманистов, среди которых Крот Рубиан, Ульрих фон Гуттен, Муциан Руф и др. Им противостояли богословы из Кельна, нападавших на Рейхлина. Всех писем - 118.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Nimech..._HVii_st|?page=1


13.12.17
[1]
переходы:5
Германия в ХV - начале XVII в.
Идеи преобразования церкви получили распространения. Особое недовольство вызвали поборы, которые росли. Сельские феодалы мечтали о секуляризации и ограничения поборов папства - за "дешевую" церковь. Эту же идею поддерживало бюргерство.
Народные массы включали в Реформацию идеи социальных преобразований. В политически раздробленной Германии не было сильной власти, ограничила бы претензии папаства. Поэтому Реформация стала общественным движением. Это была и битва против феодализма, потому что в Германии был разгул вассал реакции.
Вормсский эдикт. Толчком послужило выступление Лютера против индульгенций. Лютер закончил Эрфуртский университет, магистр, затем доктор богословия, монах августинского монастыря. В 1517 выступил против индульгенций - 95 тезисов. Другие произведения - "Вавлонське пленения церкви", "Трактат о христианской свободе", "О светской власти", "О рабскую волю".
Индульгенции вызывают гнев божий - вот его идея. Светская власть должна наказывать виновных - такое ее назначение. Лютер провозгласил тему о "оправдание верой" - это удар по ортодоксии. Спасение дарится от бога. Слово божье - только в Священном писании - единственном источнике веры. Опровергал католический культ поклонения святым, иконы, алтари, признал лишь некоторые таинства - крещение, причастие, покаяние
Лютер был более верующим человеком, чем его оппоненты. Он не прятался за обряды, условности. Вместо внешней религиозности он проповедовал религиозность внутреннюю.
Лютер не сразу пошел на разрыв с католицизмом. В "95 тезисах" он еще не трогал папу и был католиком, но потом пришел к антипапские выступлений.
В 1518 папа вызвал Лютера в Рим на допрос. Лютер, опираясь на поддержку саксонского курфюста, не появился. Папа послал легата Кастана, чтобы убедить Лютера в ошибках, но неудачно. Лютер выиграл и диспут с богословом Экком. Заявил, что согласен с Гусом и Уиклифа и не признает силы за папским отлучением.
Теперь Лютер обрушился на папскую курию. В 1520 папа отлучил Лютера от церкви, но в Германии это не нашло поддержки. Во дворе Виттенбергского университета Лютер при студентах сжег буллу.
Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг него объединились все слои - кроме высшей церковной иерархии, части светских князей императорской власти. В 1519 г.. На императорский престол избрали Карла В Габсбурга, который был враждебен Лютера.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Nimech..._HVii_st|?page=2


13.12.17
[1]
переходы:7
Германия в ХV - начале XVII в.
позорной казни - прогона через пики - граф Людвиг Гельфенштейн и его приближенные, которые начали военные действия против восставших. Это внесло панику в среду феодалов и парализовало их сопротивление. Однако, руководство восстанием в целом захватили богатые бюргеры.
Сторонник умеренной тактики Вендель Гиплер создал "Светлый отряд», в котором стал начальником полевой канцелярии. Командиром он пригласил рыцаря Гёца фон Берлихинген. Гиплер пытался пригладить антифеодальный характер движения и прекратить нападения на замки и монастыри. Противники этой тактики Яков Рорбах и рыцарь Флориан Геер были фактически отстранены от "Светлого отряда".
Вендель Гиплер и его сторонники решили лишить крестьян собственной антифеодальной программы. Сначала они попытались "исправить" "12 статей", изменить их требования, чтобы они стали менее определенными, а выполнение их откладывалось, пока будет проведена имперская реформа.
Но крестьяне отвергли правку "12 статей". Тогда Гиплер попытался навязать свой бюргерский проект политического переустройства Германии. Он наметил в Гейльброни съезд делегатов крестьянских отрядов. Гиплер подготовил "Гейльбронську программу". По ее проекту власти должны быть подчинены императору, а князья превращены в должностных лиц империи. Духовенство должно быть лишено светской власти. Предполагалось общеимперское законодательство и выборный суд на основе сословного представительства, где большинство мест было бы у городов. Были требования введения единой монеты, мер, веса, отмены пошлины. Была и требование изгнания докторов римского права. Составители программы хотели сделать ее выгодной рыцарству - предлагалась конфискация церковных имений.
"Гейльбронська программа" допускала возможность выкупа крестьянских феодальных повинностей путем уплаты 1 раз в 20-кратном размере. Феодал при этом ничего не терял. Это могло удовлетворить лишь зажиточных крестьян
В то время, когда Гиплер и его сторонники в Гейльброни готовились созвать съезд крестьянских представителей, войска Швабского союза во главе с Трухзес прибыли в Франконию. Богатое бюргерство городов Франконии открыто стало на путь предательства. Магистраты Вюрцбурга и др. городов открывали ворота войскам Трухзеса. Крестьянские силы во Франконии были разгромлены по тем же причинам, что и в Швабии - по собственной неспособности организоваться и предательства бюргерства.
События в Саксонии и Тюрингии. Мюнцер в Тюрингии сделал попытку объединить все силы восставших на основе революционной тактики. Это была кульминация Крестьянской войны.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Nimech..._HVii_st|?page=5