allr.genskov.ru



Грушевский Марко Федорович

Сортировать: по оценкам | по дате
30.04.17
[1]
переходы:0
Грушевский Марко Федорович
ГРУШЕВСКИЙ Марко Федорович (07.05 (25.04) .1865-02.09. 1938) - церк. деятель, педагог, этнограф, краевед. Родственник Грушевского. Н. в с. Худолиевка Чигиринского эт. Киев. губ. (Ныне село Чигиринского р-на Черкасс. Обл.). Окончил Черкасс. духовное уч-ще и Киев. духовную семинарию. В семинарии был чл. патриотически настроенной общины, ставившей целью возрождения укр. православия и защиту интересов укр. народа. По окончании семинарии (1889) преподавал в церк.парафияльний школе с. Худолиевка (1889-90), служил учителем и псаломщиком в с. Брюнетка (1890-93; Черкасс. Уезда Киев. Губ., Ныне село Черкасс. Р-на Чер-

касс. обл.), псаломщиком в Андреевской церкви в Киеве (1893-94). Из-за попыток воплощать в жизнь общинные принципы подвергся преследованиям со стороны царской власти, поэтому вернулся на Чигиринщину, где учительствовал в селах Мордва (1895-96, ныне с. Красноселье) и Головковка (1896-97, ныне оба села Чигиринского р-на). 1897 - рукоположен в священника, служил в Михайловской церкви с. Сабитов. От 1899 года был также законоучителем в местн. министерском уч-ще. За годы работы на Чигиринщине собрал богатый материал по истории, фольклористики и этнографии края. Часть исследовательского доработку опубликовал при поддержке Грушевского во Львове и Киеве. Наибольшей наук. трудом Г. было незаконченное исследование «Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа», что 1906-07 вышло во Львове под редакцией З.Кузели и стало одним из первых в мире исследований по этнографии детства, было высоко оценено И. Франко. Исследовал историю рода Грушевских (впоследствии материалы были изъяты НКВД), собирал древности для музеев, в том числе вместе с женой Марией Ивановной (врожденной Ильич) собрал уникальную коллекцию р. вышивок и кукол (сохранилась до нашего времени). Через доносы некоторых представителей духовенства был обвинен в украинофильской деятельности и подстрекательстве крестьян против царской власти. Его дело рассматривал киев. губернатор, а в 1910 Киев. духовная консистория, несмотря на пос. обращения, перевела Г. на должность священника к Покровской церкви м ка Таганча Канев. эт. (Ныне село Каневского района Черкасс. Обл.), Где одновременно он был утвержден законоучителем местн. 2-колесного министерского уч-ща. Ок. 1916 «за украинофила» на него было совершено покушение со стороны рус. черносотенных сил (см. «Черная сотня»). Летом 1918 г. с семьей переехал в Киев. Был чл. Всеукраинского православного церковного совета (ВПЦР), активным участником движения за автокефалию (см. Автокефальная церковь) правосл. церкви в Украине. Летом 1919 вошел в состав первого украинского

231
ГРУШЕВСКИЙ

А.А. Грушевская.

М.Ф. Грушевский.

232
ГРУШЕВСКИЙ

М.С. Грушевский.

клира Софийского собора. 1920 был инструктором-организатором ВПЦР, 1922 стал епископом Украинской автокефальной православной церкви. Чл. редколлегии время. «Церковь и жизнь», много внимания уделял переводам и изданиям укр. языком богослужебных книг. В результате давления со стороны Государственного политического управления УССР вынужден был 1930 прекратить церк. деятельность и отречься духовного сана. В последние годы жизни работал сторожем в артели инвалидов, хотя продолжал вести наук. записи (были изъяты при аресте). 11 июня 1938 арестован и заключен в Лукьяновской тюрьме. Согласно постановлению Особой тройки НКВД по Киев.
ru | www.osvita-plaza.in.ua/publ/490-1-0-54754



Грушевский (псевдонимы - М.Заволо-

ка, Михаил Заволока, Н.Сергиенко, Парень; 29 (17) .09.1866- 24.11.1934) - историк, организатор укр. науки, литературовед, социолог, публицист, писатель, полит., обществ. и гос. деятель. Действительный член. Исторического общества Нестора-летописца (1890), действительный член. Научного общества имени Шевченко (1893), чл. укр.-рус. пед. -ва во Львове (1894), член-корр. Краковской АН (1895), чл. археогр. комиссии Моск. археол. -ва (1900), чл. Одесского общества истории и древностей (1901)
многочисленные Комиссии и Кафедры и издание. Тех денег, что давала Академия, ему было мало. В борьбе за средства он вынужден был обращаться к правительству. А правительство, "Укрнауки" давали дополнительные средства из собственных резервов, поддерживая вяло текучий конфликт между Грушевским с одной стороны, и Крымским-Ефремовым - с другой. Вот почему Ефремов обижался на Грушевского: он считал, что надо играть по тем правилам, которые в то время реально в Академии были выстроены. Это они называли дисциплиной.
Другой характерной чертой Грушевского-ученого является постоянное напоминание читателю о том, что в его тексте является фактом, а что - гипотезой. Он никогда не пытался обмануть ни себя, ни своих читателей. Научная добросовестность Грушевского прекрасно сочеталась с профессиональной интуицией, с блестящим умением отсеивать зерна от плевел в многочисленных и не всегда надежных исторических свидетельствах.
Становление демократического, правового Украинского государства также является одним из лейтмотивов идейного наследия Михаила Грушевского.
что наступила впоследствии, позвали М. Грушевского на дорогую его сердцу Приднепровье. После посещения Харькова, Киева, Одессы, Санкт-Петербурга он склоняется к возвращению в Киев, где проишлы его студенческие и адьюнктськи года. Здесь жила и его сестра Анна Сергеевна. Але и после переезда на берега Днепра ученый сохраняет тесные связи со Львовом.
Когда, уже в 1920-х, один упомянутый выше академик плакал другом на подвоха третьего, в длинном поэтому их перечень особое место занимало обвинения в "родацький заботе", семейственности: "Против П.