allr.genskov.ru



Европейская культура Нового времени

Сортировать: по оценкам | по дате
23.08.17
[3]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
XVII века господствует стиль барокко, во второй половине - классицизм, в первой половине XVIII века - рококо (генетически связан с барокко), во второй половине - в несколько иной форме - возвращается классицизм. Остановимся на этих ведущих художественных стилях подробнее на примере архитектуры.
Точное происхождение термина барокко неизвестно. Его начинают употреблять в XVIII веке с несколько пренебрежительной интонацией (перевод с итальянского - «неправильный» или «причудливый»). Этот стиль прямо перекликался с образом жизни королевских дворов, особенно французского, что диктовало европейскую моду: сочетание бесконечных праздников, постоянных развлечений и строгого этикета, жесткой регламентации. В то же время со мироощущение исчезает стабильность, прочность, присущая прошлым эпохам.
Архитектура барокко широко использует открытые Ренессансом технические приемы, но с другой целью. Это очень парадный, пышный, декоративный стиль. Для него характерны пространственный размах, большое количество архитектурных деталей, преобладание изогнутых линий, очень сложных композиций. Барокко отличает контрастность, господство ярких цветов, обилие позолоты. Такие черты очень ярко проявились в очертаниях Зимнего дворца Бартолемея Растрелли в Петербурге.
Этот стиль активно использовал синтез искусств - сочетание в едином идейно-художественном замысле различных видов искусства. Начинают проектироваться не только здания сами по себе, но и целые ансамбли. Один из самых прославленных - ансамбль площади перед построенным ранее собором Святого Петра в Риме, которую, по замыслу Л. Бернини, окружили масштабной колоннадой, а в центре поставили огромный древнеегипетский обелиск. В архитектурный замысел включается окружающую среду, особое звучание приобретает парковое искусство. Возникает архитектура фонтанов - садовых, городских. Множество фонтанов в стиле барокко является в Риме, из них самый знаменитый фонтан Треви. В загородной резиденции российских императоров - Петергофе - фонтаны являются стержнем всего дворцово-паркового ансамбля
Большую роль начинают играть интерьеры: светлый пол, хрустальные люстры, драпировки, лепные украшения. Живопись и скульптура теряют самостоятельную роль, становятся частью декора. Очень распространены так называемые иллюзорные плафоны - особым расписан потолок, - изображающих, как правило, небо в сочетании с многофигурной композицией. Подобный эффект иллюзии используют и в архитектуре. Самый известный итальянский архитектор и скульптор барокко Л. Бернини так спроектировал лестницы в Ватиканском дворце, они снизу воспринимаются гораздо длиннее, чем есть на самом деле. Когда на верхней площадке появляется Папа римский, его фигура кажется неожиданно большой и величественной.
Внутренне сложным стилем был классицизм. Центральная идея классицизма - в русле рационалистической философии - идея разумности, упорядоченности, «правильности». С одной стороны, эта идея широко использовалась для обоснования необходимости абсолютизма: государство во главе с монархом трактовалась как воплощение разума, который ограничивает человеческие пороки.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=5


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
В начале XVIII веке ведущим становится стиль рококо (термин происходит от названия декоративного украшения в виде раковины). Этот стиль связан с барокко, но лишен его размаха. Стиль рококо декоративен, несет черты утонченности, чувственности. Рококо не предполагающий прямых линий, использует нежные цвета - розовый, голубой, серый. Он ассоциируется с понятием «галантный век». Аристократия окончательно отходит от участия в практической жизни, замыкается в своем искусственном мире. Особенно последовательно рококо проводится в оформлении интерьеров. Любимые материалы - перламутр и фарфор, которая в Европе стала известна и вошла в моду только в XVIII веке. Произведением искусства становится даже внешность человека.
В то же время все большую силу набирает другое течение в культуре, которая происходит от третьего сословия, - линия буржуазной оппозиции абсолютизма. Во второй половине XVIII веке вновь утверждается классицизм, но его внутреннее содержание меняется. На первый план теперь выдвигается демократическая составляющая. Основные идеи - единственной национальной государственности, патриотизма, гражданского долга - оказываются созвучны пафоса Просвещения. Утонченности рококо противопоставляется строгость и простота древних. Демократический строй греческих полисов и республиканского Рима были провозглашены образцом «справедливого строя». Особенно усилилось увлечение античностью после раскопок древнеримских городов Помпеи и Геракуланума, погибших во время извержения Везувия. Наибольший знаток и пропагандист античного искусства историк И
Винкельман писал: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно, и неповторимыми, - это подражать древним». В архитектуре широко используются идея античных портиков и колонны греческих ордеров. Новой в парковом искусстве было появление английских ландшафтных парков, которые имитируют природный лес. К классицизму второй половины XVIII века применяют термины просветительский классицизм, неоклассицизм.
Сознание эпохи барокко с ее контрастами, неустойчивостью является наиболее созвучной музыкальному искусству, открывает новую эпоху в его развитии. Впервые в истории культуры музыка начинает играть такую ​​самостоятельную роль. Расширяется круг музыкальных инструментов, особым уважением пользуются мастера, их изготавливают.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=6


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
нашел достаточно простых людей, чтобы ему поверили. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бед и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, уничтожив ограждение и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: "Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибнете, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля - ​​никому! ".
Кроме теорий, которые отражали весь спектр буржуазных подходов, значительное развитие набирает коммунистическая течение. Самый ранний и своеобразный коммунистический произведение XVIII века - "Завещание" Жана Мелье (1664- † +1729). Он выступает против частной собственности: "зло, принятое и узаконенное почти во всем мире, заключается в том, что люди придают себе в частную собственность блага и богатства земли, тогда как все должны были бы обладать ими совместно на равных правах и пользоваться ими так же на одинаковом положении и сообща ". Сам будучи сельским священником, Мелье рассуждает как атеист. Он открытым текстом призывает к насильственному свержению власти: "... сбросьте везде эти троны несправедливости и несчастье ...". Хотя "Завещание" не был опубликован, он разошелся по стране в списках и сыграл свою роль в предреволюционном брожении умов.
В русле идей Просвещения развивалась новая наука - политическая экономия. Во Франции ее первыми представителями были сторонники школы физиократов. Они последовательно выдвигали буржуазный идеал общества, основанного на частной собственности и наемном труде, были сторонниками свободного предпринимательства, невмешательства правительства в экономику.
Больше внимания вопросам экономики уделяли английские ученые, именно здесь складывается классическая политическая экономия. Адам Смит рассматривал капиталистическое хозяйство как "естественный" экономический строй и, подобно физиократами, требовал отмены любых ограничений частной инициативы
Главным научным достижением Смита является трудовая теория стоимости, которую он развил в борьбе против произвольного регулирования цен правительством. Он публикует свое "Исследование о природе и причинах богатства народов", в котором провозглашает труд источником стоимости. Он идеализированно решал проблему соотношения частного и общественного интереса: "Добиваясь личного обогащения, люди часто гораздо больше работают на благо общества, чем если бы они прямо искали этого блага". В реальной жизни такой гармонии не было и нет.
Формирование новой идеологии, широкое распространение идей о "естественные права", "общественный договор", равенство были одной из предпосылок революции, надвигалась. Ее неизбежность ощущалась передовыми людьми. "Мы приближаемся к состоянию кризиса и возрасту революции", - писал Руссо в своем романе "Эмиль".
17 июня 1789 депутаты от третьего сословия провозгласили Национальным собранием Генеральные штаты, Людовик XVI созвал в надежде найти компромисс. . 14 июля разгорается
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=4


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
В истории развития и особенно пропаганды новой идеологии одно из выдающихся мест принадлежит авторам «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Ведущую роль в ее издании сыграл выдающийся французский философ-материалист XVIII века, Дени Дидро (1713- † 1 780). Он сумел сплотить группу единомышленников, в условиях преследования правительства (дважды налагался запрет) осуществить грандиозное издание - 28 томов за 21 год.
Дидро происходил из семьи владельца ремесленной мастерской в ​​небольшом городке. Он окончил иезуитский колледж, зарабатывал уроками, переводами, занимался самообразованием. Первые опубликованные им работы обнаружили оригинальный, самобытный философский подход. Авторитет и влияние Дидро росли по мере выхода в свет томов «Энциклопедии».
«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Новым была подчеркнута уже в названии внимание к труду, к технике. Дидро сам изучал вопрос технологии, а некоторые статьи написаны мастерами, квалифицированными рабочими. Но главный отзыв имели, безусловно, те статьи «Энциклопедии», которые были посвящены общественно-политическим вопросам. Авторы стояли на рационалистических позициях, в общем придерживались теории «естественного права». Собственно, сам замысел «Энциклопедии» - наглядное воплощение идеи распространения знаний как главного средства переустройства общества. Симпатии авторов - на стороне республиканского строя и, особенно, ограниченной монархии, решительно осуждается абсолютизм. Вся гамма идей «Энциклопедии», весь конкретный материал подводил читателей к мысли о необходимости политической перестройки в стране, но сами авторы такой вывод открыто не формулировали.
Буржуазный порядок в экономике Франции XVIII века отвоевал значительные позиции, и уже тогда постепенно становилось ясно, что новые отношения несут не только освобождение от феодальных пут. Для мелких владельцев в городе, для крестьян он был связан с разорением, превращением в наемных рабочих
Настроение этих социальных слоев отразила течение, которое принято называть уравнительной.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=3


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
в его антицерковной полемике, нужно учитывать, что большинство из памфлетов написаны как прямой отклик на серию религиозных юридических процессов, которые заканчивались смертными приговорами.
Однако Вольтер ни был атеистом. С разумности окружающего мира он делал вывод о существовании его разумного творца. Он считал, что "если бы Бога не было, его надо было бы придумать» - как сдерживающее начало и для низов общества, и для правителей. Вот несколько высказываний, раскрывающих его позицию: "Атеист бедный и февраль, который верит в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников »; «Я хочу, чтобы государи и их министры верили в Бога, наказывает и прощает. Без этой узды они будут представляться мне животными, стремятся крови ».
Справедливое общество представлялось Вольтеру таким, в основе которого лежат принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности. Равенство понималась прежде всего как отсутствие сословных привилегий, имущественное неравенство не только не отрицалась, но считалась неизбежной и необходимой для общества. Что касается формы политического управления, то здесь очень показательна эволюция взглядов Вольтера. Долгое время он лучшей для осуществления реформ (против революции он категорически отрицал) считал «просвещенную монархию» (можно вспомнить его переписку с Екатериной II). Очень высоко оценивал политический строй в Англии. Развитие же событий во Франции развеял надежды на просвещенного монарха, он отчетливо увидел назревание революционного кризиса.
При всем богатстве и разнообразии политических тем, которые поднимались в произведениях Вольтера, они все же не содержат стройной, целостной политической теории. Родоначальником конституционной мысли во Франции считается Монтескье, он был наиболее авторитетным политическим мыслителем для оппозиционных кругов XVIII века.
После десяти лет службы ушел с поста и три года провел в путешествиях по Европе, собирая материал о политическую и общественную жизнь различных стран. Вернувшись, занимался хозяйством, вел светскую жизнь, но - главное - не прерывал научных исследований. Основной труд Монтескье - «Дух законов», вышедшей в 1748 году анонимно в Женеве, подводила итог его многолетним размышлениям. Книга представляет собой сборник афоризмов. В предисловии Монтескье пишет, что его задача - в объяснении существующих у разных народов порядков. В этих различных порядках оказываются общие законы, которые и должен постичь исследователь. Таким образом, Монтескье очень четко сформулировал идею общей закономерности, значительно опережая свое время.
Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на определенных законах, и республики, стоит на добродетели.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Novogo_vremeni16?page=2


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
Вместе с тем, в литературе, особенно английской, все сильнее прослеживаются реалистические тенденции: «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо, политические сатиры Джонатана Свифта. Жанр знаменитого произведения Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» определяют как просветительский реалистический роман. Как реакция на чрезмерную рассудительность классицизма в конце века складывается новое направление - сентиментализм, для которого характерна повышенное внимание к чувствам, переживаниям, «жизнь души».
XVII-XVIII века были решающими в формировании культуры Нового времени, тесно связано с выходом на историческую арену нового класса - буржуазии. Ее экономическое утверждение, политическая борьба сопровождались составлением нового мировоззрения. Благодаря многочисленным открытиям выдающихся ученых произошел переворот во взглядах на природу, утвердилась материалистическая картина мира. Был поставлен вопрос о справедливом устройстве человеческого общества. Ответ на него искали блестящие мыслители эпохи Просвещения. Усложняются формы художественного творчества.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=8


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», три симфонии, трагический «Реквием», работу над которым прервала смерть композитора.
Славу испанской живописи составляет творчество Диего Веласкеса. В своих портретах, парадных по форме, Веласкес всегда уделял главное внимание внутреннему миру персонажа. Когда Папа Иннокентий Х увидел свой портрет, назвал его «очень правдивым». Революционной для строго католической Испании была картина Веласкеса «Венера перед зеркалом».
В XVII веке разворачивалась творчество великих драматургов - П. Корнеля, Жан Расин, Ж. Мольера. Театр времен классицизма отмечает ряд характерных особенностей. Жанры в нем разделялись на «высокие» и «низкие». Произведения «высокого» жанра - трагедии - должны быть написаны обязательно стихами
Предписывалось использовать возвышенные выражения, применять аллегории, образы мифологии. Классическая пьеса строилась на основе трех единств: единство времени, места и сюжета (одна сюжетная линия развивалась без смены декораций, события должны происходить в течение суток). Как писали члены Французской академии в одном из своих выводов: «Ничто беспорядочное и путаное вообще не может никому нравиться». В центре внимания трагедии находился конфликт между долгом и чувством, причем обязанность должен победить. Когда Корнель в своей трагедии «Сид» отступил от этого правила (главная героиня соглашается на брак с любимым, хоть он убил на дуэли ее отца - то есть верх взяло чувство) по указанию Ришелье пьеса была вынесена на обсуждение академии, сюжет признали неправильным . При таких внешних формах пьесы главное внимание и Корнель, и Расин сосредоточивали на внутреннем мире, переживаниях персонажей. Писались длинные монологи, которые требовали особого искусства декламации. Актеры стали специально работать над ролью, обсуждать замысел с автором. Растут их общая культура, знания.
Правила, такие суровые для «высоких» жанров, не распространялись на «низкий» жанр - комедию. Она была свободна от условности, неизбежно присущей трагедии классицизма, ее героями могли быть простые люди, которые говорили повседневной простым языком. Великий комедиограф Жан Батист Мольер соединил народную традицию и интеллектуальность, гражданственность.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Novogo_chasu16?page=7


23.08.17
[1]
переходы:5
Европейская культура Нового времени
справедливое общество, методы допустимы в борьбе за него, высказывались различные взгляды - от вполне умеренных до самых радикальных.
К числу инициаторов просветительского движения во Франции принадлежит Вольтер. Он сыграл исключительную, во многих случаях первостепенную роль
Франсуа Мари Аруэ (1694- † 1778), который вошел в историю под именем Вольтер, родился в семье, принадлежавшей к третьему сословию. Его отец поднялся до положения нотариуса, должен высокопоставленную клиентуру, дал сыну хорошее образование. Связи отца, одаренность, которая рано оказалась, принесли Вольтеру популярность в аристократических кругах. Однако довольно быстро его сатирическая поэзия стала вызывать и недовольство: одиннадцать месяцев он провел в Бастилии, позже один из обиженных вельмож приказал побить его палками, после чего по распоряжению правительства Вольтер был выслан в Англию. Пребывание в Англии расширило его научный кругозор, познакомило с другим политическим устройством. Из Англии он привозит "Философские письма", которые сравнивают английские и французские порядки, не в пользу последних.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Novogo_vremeni16?page=1