allr.genskov.ru



ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века

Сортировать: по оценкам | по дате
18.10.17
[2]
переходы:0
ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века
Уникальной такого вида памятником скульптуры XV в. выполненное в камне голова улыбающегося юноши из коллекции Национального музея во Львове. Происходит она из церкви с Унив на Львовщине. Вероятнее всего это фрагмент двухфигурная скульптурной композиции с изображением святых Бориса и Глеба. Скульптурные формы просматриваются будто через дымку, однако с большим поэтическим чутьем передан образ молодой, улыбающейся человека - Глеба. Сохранилась многочисленная иконография Бориса и Глеба, преимущественно парное изображение этих святых в фронтально стоящих позах или верхом на лошадях. Князей изображали в типичных древне Кожухово шапках. Борис, конечно, старший, с короткой четырехгранной бородкой, Глеб - молодой человек с волшебным улыбающимся лицом без растительности. В таком иконографическом решении изображен только этот святой, поэтому по его идентичности не может быть сомнения, поскольку образы святых особенно популярны. Пластически председатель выполнена очень талантливым скульптором - так схватить солнечное настроение, образ олицетворенной невиновности мог только глубоко творчески проницательный мастер (Крвавич, 1984).
Относительно хорошо сохранившееся распятие с Жидачева, датированное XIV в. Статуя распятого на кресте Иисуса - произведение типично готический за стилевым качествами, однако еще сохраняет приметы Романик. Фигура Христа представлена ​​с особым лаконизмом, анатомическая структура не детализирована, а решена широкими массивами, органически построенными на точных пропорциональных соотношениях. Таким образом передано настроение величавости и глубина человеческой трагедии. Доминирующим смысловым центром распятия воспринимается голова Христа, увенчанная терновым венком, за орнаментальным представлением может напоминать корону. Конструктивно высечено лицо выражает спокойствие, будто иллюстрирует последние слова Христа: "Свершилось".
Статуэтка фронтально решена как фигура Иисуса Христа Воскресшего (из этой коллекции) здесь широкими складками компонуемый одежду, лаконично вырезанные формы лица и рук. Вся статуя с молитвенно сложенными ладонями полна сосредоточения и печали. ее отличает лаконизм и настрой - это произведение мастера, и лановито владеет техникой резьбы по дереву. Тема страданий Спасителя, развитая в европейской готике, будет творческое продолжение в период Ренессанса в Украине в живописи и декоративном искусстве.
В коллекции Олесского замка хранится еще одно готическое распятие XV в. , Выполненное с дерева (как и предыдущее распятие с Жидачева). Это распятие в хорошем состоянии, полихромоване и золоченое. Тело Спасителя, зависший на кресте, полное сбалансированного движения и динамики, набедренная повязка словно подхваченная ветром, оторванная от фигуры Христа. Здесь пример редкого трактовка формы развеянной драперии в готическом произведении.
Кстати, развеяна драперия характерна для известных высокохудожественных распятий периода рококо XVIII в.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/ISKUSS..._XVI_VEKA?page=6


18.10.17
[2]
переходы:0
ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века
лапами животного при пластической незавершенности туловища. Фигура будто втиснута в уголок и максимально его заполняет. Объемно решен горельеф, использованный как элемент стены, обеспечивает прилегание строительных блоков к порталу, соединенных под прямым углом. Голова льва значительно приплюснутая, что перечеркивается горизонтальным разрезом слегка раскрытой пасти. При некоторой пластической нерадивости решения общего объема головы тщательно выполнены глаза, ноздри, пасть. Это касается и формы правой передней лапы, в пластике которой чувствуется определенное натуралистическое трактовка отдельных элементов. Передние лапы несколько оторваны от массива животные, как бы стремится прыгнуть. Сверху голова льва решена равной площадкой, которая переходит на гриву, образуя основу для верхнего архитектурного блока.
Возможно, львовскую "львиную" подпора или основу колонны выполнил местный скульптор. Непосредственность решения пластических элементов свидетельствует труд самодеятельного мастера. Протомить льва наделена чертами хищной экспрессии и на-строевости, присущих выполнению народной резьбы по камню.
Два интересных архитектурно-скульптурные элементы XV в. сохранились во Львове благодаря повторному использованию на домах по ул. Русской, 4 и Староеврейской, 35. Готическая скульптура Львова до пожара 1527 была носителем типичных декоративных компонентов, присущих готическим среднеевропейским городам того времени (Краков, Люблин, Братислава, Прага и др.)
Такими компонентами были порталы, обрамления окон, декоративные вставки на стенах домов, скульптурные окончания водосливных желобов (так называемые ригачи), которые оформлялись в жанре распространенных фантастических химер, драконов и тому подобное. Примером является скульптурное завершение каменного водослива, что выглядит пасти льва (элемент повторного использования в целях рекламы винного магазина; Львов, ул. Русская, 4). Очевидно, практический владелец какого питейного заведения решил изменить скульптурное завершение каменного водослива на функцию торговой рекламы. Он использовал фрагмент орнаментированной архитектурного карнизу, к широкой пасти "ригача" вкомпонував каменный гроздь винограда и, вмурувавшы это все вместе, получил живописную рекламно-декоративную вставку. Предварительное сохранение этого объекта неизвестно. Маскарон (маска льва) поражает экспрессией пластики, искусным решением глубоких готических перепадов формы, которые придают ему выразительности и демонической силы химер. Сохранен фрагмент свидетельствует о высококачественной готическую скульптуру древнего Львова.
Использованы в архитектуре Львова поздние ренессансу декоративные маски XVI-XVII вв. По сравнению с упомянутым маскароном (переработанным с "ригача»), не такие яркие, а преимущественно выдаются поверхневишимы по пластике.
Похож на предыдущий маскарон, встроенный на фасаде другого львовского дома по ул. Древнееврейской, 35. Функционально - это один из готических консольных опорников, найденный во время земельных работ и вмурованный в стену как элемент декора.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/ISKUSS..._XVI_VEKA?page=5


18.10.17
[2]
переходы:0
ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века
Название скульптуры "Яцкова Мадонна" связана с лицом доминиканского миссионера Яцека Одровонжа, члена доминиканского "нищенствующего" ордена бра-тов-проповедников. Орден по поручению Святого Престола осуществлял реализацию миссии распространения христианства в мире. Согласно легенде, миссионер привез это произведение из Киева.
В Киеве в 20-30-х годах XIII в. основано доминиканский монастырь, организация которого приписывается Яцек Одровонжу. В XV-XVII вв. Яцек Одровонж был канонизирован на святого, провозглашенный апостолом и основателем католических монастырей на Руси. Среди публикаций о св. Яцека, в частности его пребывания в Киеве, древнейшее является "Житие св. Яцека", написанное в XIV в. доминиканцем Станиславом. Оно гласит, что "в году 1222 св. Яцек вместе со своими товарищами братом гордыня, братом Флорианом, братом Бенедиктом прибыл в Киев, где, распространяя слово Божие и славя своими чудесами, принял конвент (чин) Пресвятой Девы ордена доминиканцев. Там он пробыл четыре года и принял к ордену многих священнослужителей и клириков. в начале пятого года вернулся в Краков. Оставив в Киеве брата Гордина, пришел в Гданьск, где, сея плодотворное слово Божие и создавая многочисленные чудеса, побудил многих вступить в орден, затем принял в этом г. сти конвент братьев доминиканцев и оставив им брата Бенедикта, вернулся с братом Флория-нтом в Краков... "(Щавелева, 1984, с 139-151)
Пребывание доминиканцев в Киеве прекратил 1233 князь Владимир Рюрикович. Польский историк Ян Длугош писал, что русский князь видел в деятельности доминиканцев угрозу Православной церкви. Активизация миссии доминиканцев достигла кульминации после Кирилла, когда 1233 назрел конфликт между ревностными монахами и государственной властью. Решительный шаг киевского князя Владимира Рюриковича обусловлен конфронтацией с черниговским князем Михаилом Всеволодовичем, который тогда совместно с венграми боролся за Галицко-Волынскую землю против Даниила Галицкого. Владимир Рюрикович выступил на стороне волынского князя, с помощью которого 1233 Галич был отвоеван у венгров, которые способствовали распространению католической веры на территории Юго-Галицкой Руси (Щавелева, 1984, с 264).
Так закончилась миссия доминиканцев в Киеве, которая длилась десять лет и была частью глобальной идеи внедрения католицизма на Руси. Доминиканы Яцека Одровонжа переехали в Галич, где их взяла под опеку Констанция - жена князя Льва, затем во Львов, где благодаря ее поддержке получили в собственность храм Иоанна Крестителя и осели на постоянно к 1945
Находясь в Киеве, Яцек Одровонж основал монастырь Девы Марии близ Десятинной церкви. Возможно, первоначальной сооружением монастыря служила ротонда. Датирована ротонда XII-
половиной XIII в. , То есть периодом пребывания там Яцека Одровонжа, когда и построено латинский монастырь (Раппопорт, 1982). Рельеф Богородицы с ребенком выполнен по распространенному на Руси византийскому образцу.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/ISKUSS..._XVI_VEKA?page=2


18.10.17
[1]
переходы:0
ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века
На втором алебастрони изображены страдающий Христос и Пьета -сумна фигура Богородицы, которая держит на коленях тело только что снятого с креста Иисуса. Перед этой группой размещена поколения фигура донатора, который горячо молиться. Вся композиция изображает Святую Евхаристию, где кровь вытекает из раны Иисуса Христа в литургическую чашу, что подставляет ангел. Семантически изображена сцена жертвоприношения Христа - акт спасения. Кровь Спасителя определяет сущность изображения. Чаша - традиционная литургическая сосуд, с которой связано Святое Причастие. Кроме чаши, искусно выполненной в золоте или серебре, священник в ритуале Евхаристии использовал еще два художественно украшенные предметы - ложечку и дискос.
Акт Евхаристии важнейший в литургии и христианской вере. Литургическое использование чаши санкционировано словам Иисуса Христа, произнесенными во время Тайной Вечери: "... 27. взял чашу, воздав хвалу и подал им, говоря:" Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ". в трактовке этой темы чаша обычно стоит на столе, возможно бывает изображенной в ореоле. чаша, в частности со Святыми Таинствами, составляет символ христианской веры, а значит - спасения.
Скульптуры с изображением жертвоприношения Христа своей крови распространены в готическом искусстве. В сценах распятия Христа один или более ангелов держат чаши, куда стекает кровь Христа (чаша может изображаться и у креста).
голову трость дали в правую руку. Затем припав перед ним на колени, насмехались над ним, говоря: "Радуйся царь Иудейский". Трость выполняет одновременно роль скипетра (скипетр) и палки. Пурпурная Червин является цветом обладателей, а также цветом крови. Терновая корона здесь доминирует. Пророк Исайя в Ветхом Завете предсказал, что нет места от подошвы ног до вершины головы этого человека частицы тела, лишенной боли и страдания.
Над головой распятого Пилат приказал прибить доску с надписью на латинском, греческом и иудейской языках: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
В период Средневековья, в частности готики, тема Христовых мук - Страстей, одна из центральных в теологии, философии, изобразительном искусстве. К этой теме также обращаются художники ренессанса, барокко, классицизма.
Сопоставление упомянутых композиций с алебастра показывает, что это произведения вероятно одной творческой мастерской, но двух разных мастеров. Автор страдающего Христа, очевидно, сильнее как художник. В фигуре Христа привлекает внимание тонкое моделирования тканей, в частности гиматия, пластически свисает ниже его рук; с выражением лица гармонизирует настроевий движение головы. Особое изящество характеризует трехфигурная рельеф на подставке статуи. Фигуры Богоматери и донатора по диагонали объединяет в одну группу фигура Христа, лежащего на коленях Богоматери.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/ISKUSS..._XVI_VEKA?page=3


18.10.17
[1]
переходы:0
ИСКУССТВО УКРАИНЫ XIV - первой половине XVI века
На втором алебастрони изображены страдающий Христос и Пьета -сумна фигура Богородицы, держащей на коленях тело только что снятого с креста Иисуса. Перед этой группой размещена поколения фигура донатора, который горячо молится. Вся композиция изображает Святую Евхаристию, где кровь вытекает из раны Иисуса Христа в литургическую чашу, что подставляет ангел. Семантически изображена сцена жертвоприношения Христа - акт спасения. Кровь Спасителя определяет сущность изображения. Чаша - традиционная литургическая сосуд, с которой связано Святое Причастие. Кроме чаши, искусно выполненной в золоте или серебре, священник в ритуале Евхаристии использовал еще два художественно украшенные предметы - ложечку и дискос.
Акт Евхаристии важнейший в литургии и христианской вере. Литургическое использование чаши санкционировано словам Иисуса Христа, произнесенными во время Тайной Вечери: "... 27. взял чашу, воздав хвалу и подал им, говоря:" Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ". в трактовке этой темы чаша обычно стоит на столе, возможно бывает изображенной в ореоле. чаша, в частности со Святыми Таинствами, составляет символ христианской веры, а значит - спасения.
Скульптуры с изображением жертвоприношения Христа своей крови распространены в готическом искусстве. В сценах распятия Христа один или более ангелов держат чаши, куда стекает кровь Христа (чаша может изображаться и у креста).
голову, а трость дали в правую руку. Затем припав перед ним на колени, насмехались над ним, говоря: "Радуйся царь Иудейский". Трость выполняет одновременно роль скипетра (скипетр) и палки. Пурпурная Червин является цветом обладателей, а также цветом крови. Терновая корона здесь доминирует. Пророк Исайя в Ветхом Завете предсказал, что нет места от подошвы ног до вершины головы этого человека частицы тела, лишенной боли и страдания.
Над головой распятого Пилат приказал прибить доску с надписью на латинском, греческом и иудейской языках: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
В период Средневековья, в частности готики, тема Христовых мук - Страстей, одна из центральных в теологии, философии, изобразительном искусстве. К этой теме также обращаются художники ренессанса, барокко, классицизма.
Сопоставление упомянутых композиций с алебастра показывает, что это произведения вероятно одной творческой мастерской, но двух разных мастеров. Автор страдающего Христа, очевидно, сильнее как художник. В фигуре Христа привлекает внимание тонкое моделирование тканей, в частности гиматия, пластически свисает ниже его рук; с выражением лица гармонизирует настроевий движение головы. Особое изящество характеризует трехфигурная рельеф на подставке статуи. Фигуры Богоматери и донатора по диагонали объединяет в одну группу фигура Христа, лежащего на коленях Богоматери.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/MISTEC...STOLiTTYA?page=3