allr.genskov.ru



Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов

Сортировать: по оценкам | по дате
19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
Как всегда, прежде всего, надо проанализировать социокультурные предпосылки изучаемого периода в развитии украинской философии вообще и философии украинской идеи в частности, который начался примерно в середине XIX в.
Начнем с экономики. На Левобережной Украине и на Слобожанщине продолжается строительство крупных централизованных мануфактур, начатое еще в 20-е годы ХVIII ст. под влиянием преобразований Петра I (в Западной и Правобережной Украины этот процесс начался в 70-е годы ХVIII ст.). В последней четверти ХVIII ст. начинают появляться первые доменные мануфактуры, а с конца ХVIII ст. начинает свое развитие машиностроительная промышленность. В конце ХIХ ст. Украина по промышленному развитию занимала одно из первых мест в Российской империи, фабрика стала основной формой производства, а основную производительную силу в промышленности составил фабричный рабочий. Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Все эти факты свидетельствуют о зарождении и развитии на Украине капиталистического строя.
Но промышленность западноукраинских земель, входивших в Австро-Венгрии, развивалась значительно медленнее. В 60-70-е годы ХIХ ст. там преобладала мелкая промышленность. Уровень механизации был низким. Западно промышленность не имела тех налоговых льгот, которые были в австрийских предприятий. Но главным было то, что импортные фабрично-заводские изделия из более развитых западных провинций Австро-Венгрии были более дешевыми. Вообще можно заметить, что в промышленности западноукраинских земель значительную роль играл иностранный капитал - европейский и американский. Из-за образования банков, акционерных обществ, синдикатов, концернов иностранные предприниматели овладели основными отраслями промышленности Западной Украины, получая значительные прибыли. Имела место невероятная эксплуатация рабочих. Посмотрим на это глазами М. Коцюбинского. В своем реферате, прочитанном в 1908г. и посвященном Ивану Франко он пишет: "Когда первых, по барщины, експлоатация крестьянина была в стадии, так сказать," натурального "хищничества, то при росте капитализма она принимает формы острой, смертельной борьбы. Капитализм выдвигает уже свои когти, они растут и обостряются. На село идут походами новые експлоататоры, опутують крестьянина долго, забирают его дом, землю
Они захватывают в свои руки промыслы, ставят фабрики, как паук паутину, везде розстелюють свои сети. Вчера земледелец, хозяин, а сегодня пролетарий - крестьянин неизбежно попадает в те сети и погибает в неравной борьбе. "[Коцюбинский М. Произведения в 7-ми т. - К.: Наук. мнение, 1975. - Т. 4. - С. 51]. Или обратимся к художественному свидетельства самого И. Франко, вспомнив его "Борислав смеется" и другие произведения, в которых правдиво изображено ужасное положение рабочих в Австро-Венгрии.
Проанализируем политическую ситуацию. После разгрома Кирилло-Мефодиевского братства центр активной политической деятельности сместился на Западную Украину. Весной 1848. в Европе, в том числе в Австро-Венгрии, в которую входила Галичина, активизировался антифеодальное, национально-освободительное движение.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...ocial-demokratov


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
это движение вновь активизировался. В эти годы повышается общественная активность в Восточной Украине. Внедряются судебная и земская реформы. Сначала в Петербурге и Киеве, а затем в Полтаве, Чернигове, Харькове, Одессе возникают культурные украинские общины. Проблемы, которые они решали, имели этнографический, филологический, исторический характер. Громадовцы интересовались украинским языком и традициями, культурой запорожцев. Однако несмотря на то, что деятельность общин носила культурную направленность, в июле 1863. Украинские научные, религиозные и педагогические издания было запрещено, а общины вскоре распущен; некоторых общественных деятелей был сослан в отдаленные уголки России.
В начале 70-х годов М. Драгоманов, В. Антонович, А. Русов, М. Зибер, С. Подолинский образовали так называемую "Старую общество". В 1873. было куплено типографию во Львове и начало деятельности Общества им. Т. Шевченко. О том, на каком фоне возникали общины, о том, чем жила большинство галицкой интеллигенции в 70-е годы ХIХ ст. , Можно прочитать в выше упомянутом реферате М. Коцюбинского: "Еще с конца 60 годов среди галицкой интеллигенции начались споры, мы самостоятельный народ, или только часть российского. Или наш язык отдельный "язык", или "нарьчие" великорусского. Эти споры делили людей на два враждебных лагеря и раскололи конце галицкой интеллигенции на москвофилов и народников. Кроме языковых споров, галицкая интеллигенция занималась высокой политикой, а и политика сводилась к тому, чтобы как-нибудь предотвратить ласки правительства, что-нибудь, хоть мелочь, выпросит у него. Это была политика рабов. Идея абсолютизма, бюрократическое "чинопочитание", затхлость, безразличие к живым народным интересам, полное бессилие в духовной сфере, схоластичность, теологический и догматический образ мыслей - вот чем характеризуется тогдашняя, даже лучше, часть галицкой интеллигенции. "[Т
Преимущественно культурная деятельность восстановленных на территории Российской империи общин потерпела сокрушительный удар со стороны царского режима. Уже при Александре II было запрещено публиковать и ввозить литературу, написанную на украинском языке. Нельзя было пользоваться ею в школах и театре. Киевскую общину было запрещено.
Новый этап в истории разработки философии украинской идеи начался с конца 80-х гг. ХIХ ст. Опять видим смещение центра политической и культурной жизни в Галичине, потому режим Австро-Венгерской империи был более толерантным к национальным потребностям украинском, чем режим Российской империи. Новый этап был связан с активной деятельностью так называемой "Молодой Украины", лидером которой был И. Я. Франко.
Взгляды выдающегося украинского публициста, историка, философа, общественного деятеля второй половины ХIХ ст. М. П. Драгоманова были близки к социалистическим, а, точнее, к социал-демократическим. Одной из главных идей в его историософской концепции была идея непрерывного общественного развития, цель которого заключалась в осуществлении идеалов либерализма и демократии, воплощении в жизнь такого строя, который ученый называл "безначальство".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...emokratov?page=1


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
рабочего класса. Поэтесса мечтала о таком государстве, где царили бы право и закон, то есть люди должны реальные гражданские права и свободы, где не было бы эксплуатации ни людей, ни наций, где было бы установлено реальное народовластие, обеспечены свобода и развитие личности. В своем творчестве поэтесса обращалась к проблемам движущих сил общественного развития, роли народных масс и личности в истории, проблемы классовой борьбы, задач, которые ставит эта борьба перед рабочим классом. В произведении "Приложение от впорядчика к украинскому переводу книги" Кто чем живет "поэтесса подчеркивает, что сознательные рабочие не должны считаться с тем, кто из них к какой вере или народу принадлежит, потому что никакой народ не лучшим другого, а должны держаться вместе, как один, "потому что у всех у них один враг - состояние богачей, капиталистов, пользуется с робитницькои труда. "[Украинка Леся. Произведения в 5-ти т. - М., 1954. - Т. 4. - С. 304]. Леся Украинка призывает рабочих всех стран объединиться, организовать всемирную рабочую партию.
С большой тоской в ​​сердце писала поэтесса о состоянии своего родного украинского народа: "Мы паралитики с блестящими глазами, Большие духом, силой малы. Орлиные крылья слышим за плечами, Сами же цепями прикованы к земле. Мы даже собственной не имеем дома. . . "[Стихотворение" товарищу на память "; там же. - Т
1. - С. 113]. Есть в поэтессы стихотворение с очень красноречивым названием "slavus - sclavus" ("Славянин - раб" / лат. /). И жаль, и упрек слышится в его строках: "Теперь, куда ни глянь, всюду славянин На себя добровольно кладет кандалы, и говорят все: стоит вол своего ига, Смотрите, как покорно тянет плуг!» [Там же. - Т. 1. - С. 107-108]. Своими пламенными строками поэтесса пыталась пробудить соотечественников к решительным действиям против национального и социального порабощения, за человеческое достоинство. В этом видит она смысл своей жизни, задача украинской интеллигенции. Очень близкой для поэтессы была тема свободы творчества, общественного долга создателя, в частности поэта, который должен быть не только мыслителем, но и гражданином, борцом, идейным вдохновителем народных масс. В поэме "Старая сказка" поэтесса показывает, какую волшебную силу имеет слово настоящего народного поэта [Там же. - Т. 1]. Оно может утешить, развлечь, дать душе отдых от грусти, очаровать, зародить в сердце любовь, а попутно стать острым оружием в борьбе с несправедливостью.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...emokratov?page=3


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
Очень критически относилась поэтесса к религии. Показательно глубокий по содержанию драматическое произведение "В катакомбах" [Там же. - Т. 2]. Неофит-раб приходит первым христианам, чтобы обрести свободу, любовь, правду, надежду в жестоком жизни, но находит лишь "бесполезную мечту о небесном царстве и о царе единого в трех лицах, что господствующих нашими царит, а им дает над нами властвовать . . . "[Там же. - Т. 2. - С. 236]. Религия не призывает к восстанию, уважает власть, кесаря, то есть молча соглашается с рабством, с угнетением народа. Не в эту веры требует неофит, а веры в святую силу, "что ум просветит в темных, и всех людей соберет в общину свободную без пастыря, хранителю и без господина. . . "[Там же. - С. 238]. Для героя произведения лучше казнь, чем ярмо раба. Для него примером является непокоренный титан Прометей. Тема прометеевской бунта, непокоренной человека была для поэтессы близка. Но можно сделать вывод, что поэма "В катакомбах" является атеистическим произведением? По нашему мнению, нет. Можно согласиться с М. Кудрявцевым, что эта поэма направлена ​​не против гуманистических основ христианства как такового, особенно первоначального, а направлена ​​"против стяжательства и приспособленчества лицемерных проповедников" любви к ближнему ", которые учение Христа использовали в собственных меркантильных целях. "[Кудрявцев М. нераскаявшихся бунт // Слово и время. - 1999. - №8. - С. 27].
Философские взгляды Леси Украинский можно охарактеризовать как материалистические. Она считала, что материя является носителем изменений, непрерывного движения, постоянного развития, включает в себя стимулы этих преобразований.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ideya_...emokratov?page=4


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
Особое значение в революционной борьбе имеют решительные действия рабочего класса. По отношению к крестьянству, то путь его перехода к социализму И. Франко видел в развитии кооперативного и союзного движения крестьян. Движущей силой в общественной жизни писатель считал материальные интересы людей, а также общественные идеалы.
Будущий социалистический строй, с точки зрения И. Франко, будет базироваться на самоуправлении общин, уездов, краев, объединенных в свободную федерацию. Вместо государства будет создана администрация общественных произведений, выбранная всеми членами уезда, общины, края и т. Люди будут жить свободно, без тотальной регламентации их жизни со стороны государства. Все производительные силы перейдут в собственность коллектива. И
Идея национальной самостоятельности занимала в творчестве мыслителя очень важное место. Он мечтал об Украине как самостоятельного субъекта истории. Достичь этой самостоятельности можно через борьбу против экономического неравенства и давления одной нации на другую, а также через культурную деятельность. Одной из политических революционной борьбы должна стать требование равенства всех наций и народов.
Бесспорно, Франко был горячим патриотом Украинской края. Но его патриотизм не имел ничего общего с узким патриотизмом тех кругов украинской интеллигенции, которые хотели бы совсем отделить украинскую литературу от литературы других народов. В статье "Литература, ее задачи и важнейшие черты» И. Франко подчеркивает, что интеллигенция, когда хочет быть интеллигенцией, не может замкнуться в тесном кругу одной литературы, но должен изучать, читать и сравнивать и произведения второй литературы [Франко И. Я . Избранные произведения. - Львов, 1981. - С. 402]. Как видим, писателю был присущ также интернационализм. Патриотизм И. Франко - не показателен, не «празничные одежка", а "труд тяжелый, Лихорадка невдержима", - так он пишет в стихотворении "Сидогдавому" [Франко И.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...emokratov?page=5


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
Можно утверждать, что рационализм И. Франко синтезировал идеи романтизма, позитивизма и материализма. Материю он считал вечное начало всех вещей. Сознание, духовное являются вторичными.
Природа разнообразна и вечная, постоянно меняется. Природу Франко понимал широко: как все, что становится объектом познания, в том числе люди с их духовной жизнью, прогрессом. Человек является высшим и лучшим созданиям природы. Б. Тихолоз в своей статье "Целый человек" в этико-антропологической концепции И. Франко "подчеркивает, что для писателя человек как микрокосм" составляет самую высокую стоимость, апогей макрокосмическим творческого порыва, вершинную точку в эволюционной иерархии мира. "[Слово и время. - 1999. - №2. - С. 32]. И. Франко писал об идеальном общественном тип - идеал "целого мужа", всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей "сердце чистое", доброе, отзывчивое, полная глубоких горячих, искренних чувств, важнейшее из которых - это любовь к людям и к Родине [Там же. - С. 33]. Эта идеальная личность стремится совершенствовать и себя, и мир.
Научное познание связано с раскрытием законов природы, ее сил, а также изучением самого человека и законов общественного развития. Познавательный процесс связан с творческой активностью субъекта, которая сочетает в себе эмоции, чувства, рациональность (но главное, все-таки, последнее).
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/ideya_...emokrativ?page=6


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
народа старый Моисей, только на минуту подверг сомнению цель, ради которой боролся всю жизнь, и - потерял возможность воплощать собственные идеалы в жизнь в дальнейшем. Братоубийца Каин, в тяжелых муках, преодолев невероятно долгий путь до самого рая, находит ответ на главный вопрос об источнике жизни: это любовь! Она живет в нас, и не надо стремиться раю, чтобы встретиться с ней. Рай мы в себе. (Наверное, и ад тоже?) Каин приходит к выводу, что Бог сам когда-то разорвал надвое жизни и знания. Само по себе знание - ни плохое, ни хорошо. Оно становится таким, когда на плохо или хорошо употреблено.
Интересно отношение I. Франко к религии. В поэме «Страшный суд» герой, выбирая между раем и грешным, но насыщенным красками и эмоциями жизнью, все-таки выбирает рай. В поэме "Ex nиhиlo (Монолог атеиста)" имеет место мнение, не Бог создал человека, а человек - собственных богов по своему образу и свой облик. Такая же мысль встречается в стихотворении "Душа бессмертна! Жить пребывает ей! ". В этом стихотворении утверждается: "Одно лишь вечное без начала и конца. Живет и сильное, - это есть материя; Один атом ее долговечный, чем все боги, все Астарты и Яхве. "[Франко И. Избранные произведения в трех томах. - М., 1973. - Т. 1. - С. 187]. Как вывод, должны считать, что ученый в целом относился к религии негативно, пытался критиковать основные догматы религиозной веры, протиставлюючы ей веру в человеческий разум и человеческое любовь.
Можно утверждать, что онтологические взгляды ученого были связаны с гносеологическими, этическими и атеистическими взглядами.
Огородник И.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...emokratov?page=7


19.12.18
[1]
переходы:0
Идея национального развития и развития украинской государственности в философии Украинской социал-демократов
развития Украины. И вообще, для украинского народа, потерявшего свою государственность, федеративное устройство был бы шагом в прогрессивном направлении. Драгоманов мечтал также о конфедерации европейских государств.
Отстаивая национальную самостоятельность украинского народа, М. Драгоманов указывал, что решение национального вопроса на Украине должно быть связано с мировым развитием, то есть с обще-человеческим и социальным прогрессом. Кстати, в качестве критерия исторического прогресса он считал высокий уровень духовной культуры и социальной справедливости. Ученый охарактеризовал свои взгляды так: космополитизм в идеях и целях, национализм в почве и форме культурной работы. Национальность - это форма, почву, средство общего развития, средство развития человека и общества. Вообще, украинское национальное движение - это составная часть общего национального прогресса человечества. Ученый отстаивал идею о необходимости синтеза национального и интернационального на основе демократических преобразований вообще и по делам национальной политики в частности.
М. П. Драгоманов считал борьбу за государственную независимость Украины лишней. Украинский народ должен пытаться достичь политической независимости через федерализм вместе с другими народами России и Австрии, используя автономию общин, территорий, наций. Этот путь является более демократическим и предусматривает меньшие жертвы и усилия. Времена для воспроизведения украинской государственности прошли, ситуация изменилась, украинские демократические силы должны противостоять России как империи в союзе с демократическими силами других народов, впоследствии приведет к политическому освобождения всех народов, к всемирной свободной федерации, в которую по собственному желанию войдет свободный украинский народ. Ученый считал, что надо бороться за национальное освобождение, а политическое придет само по себе, через труд и культурное развитие. Надо развивать собственную культуру и искать сближения с европейской цивилизацией.
Драгоманов считал, что самая высокая в мире ценность - это человек, а главный двигатель истории - человеческая потребность в самодеятельности, самосовершенствовании. Классовая борьба, политический и национальное движение являются производными от этого. Драгоманов не воспринимал положений марксизма о диктатуре пролетариата, социалистической революции и т
п. Он считал, что в идеальном обществе государственное устройство невозможно, поскольку связывал государство с централизацией и бюрократизацией жизни. Основой общества должна стать община с коллективной собственностью на землю и орудия производства. Не исключая революций совсем, М. Драгоманов настаивал на мирных средствах: о мире, пропаганде. Революции должны руководствоваться разумом, а не чувством, иначе обязательно будут жертвы. Революционеры в первую очередь должны заботиться о достижении политических свобод, просвета, повышения культурного уровня народа, в том числе через овладение достижениями мировой цивилизации.
В мировоззрении М. Драгоманова можно найти идеи, близкие к романтизму, а также к позитивизма (позитивизма Г. Спенсера). Как и представители романтизма, он придавал большое значение развитию украинского языка для социального, национального и культурного прогресса, а также подчеркивал важную роль интеллигенции в этом.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ideya_...emokratov?page=2