allr.genskov.ru



Искусство Киевской Руси

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[1]
переходы:3
Искусство Киевской Руси
и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими окошками, свидетельство мощи и красоты.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче. закладывались новой крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стало резьба по камню, украшающей сооружения
Другой чертой, роднит всю русскую архитектуру того времени, стало органичное сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и по сей день стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь.
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило существенные изменения. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, веселили племенных вождей, развлекали простой народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства
В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекало все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлено,
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=1


29.05.17
[1]
переходы:3
Искусство Киевской Руси
До сих пор вызывают зехоплення сделанные киевским ремесленником серьги (ХI-ХII вв.): Кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На ленте закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не обладая увеличительными приборами, представить себе трудно.
Составной частью искусства Руси было музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струйных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных произведениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры был фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкалы» (конечно, с их согласия), в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Целый мир русского жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой
Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог вращаться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, вышедших не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них имел свой характер, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.
В былинных обобщенных образах врагов вгадуютуться и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=3


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
высокообразованными были черниговская княгиня Прасковья, Параскева Полоцкая и другие женщины в княжеских семьях. Причем они изучали и хорошо знали не только "афинейськи мудрости", но и "философию, ритории и всю грамматикию". Учили их здесь пения, благородного поведения, шитье, вышивки, портнихи. Та же Параскева Полоцкая "была умна книжном Писанию" и сама писала прекрасные книги.
Много полезного в дело развития образования внес Киево-Печерский монастырь. Уже в XI в. здесь возникает центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, калиграфистив, переводчиков. Только до татаро-монгольского нашествия из монастыря вышло более 80 епископов. Здесь появился и получил своего развития феномен летописания. В этом монастыре работали известные летописцы Нестор, Никон, Сильвестр; в XII в. был составлен "Киево-Печерский патерик» - выдающееся произведение, исторический первенец Киевской Руси.
Кроме грамоты в узком смысле этого слова - умение читать и писать - на Руси хорошо знали и арифметику. Знание ее получали в этих же школах. Летопись донес до нас такой интересный пример: новгородский дьякон Кирик года 1136 вычислил, сколько дней прошло от сотворения мира - 29 120 652. В "Русской правде" подавались расчеты приплода скота на сотни тысяч. Кроме знания четырех правил арифметики, на Руси знали тогда и дроби и пользовались ими при самых расчетах
Таким образом школьного образования в России, образовавшийся под влиянием византийских школ XI-XII вв. , В соответствии с обстоятельствами культурной жизни становился традиционным. От центральных районов он позднее распространился на северо-новгородские и московские земли, веками находил себе там горячих сторонников и защитников и сохранился среди народных масс как доступный им способ получения образования.
Появление и распространение письменности и развитие образования на Руси положительно повлияли на процессы развития здесь и научных знаний. Научными центрами в России в период расцвета Киевского государства были прежде Киев, Новгород, а рядом с ними большое значение имели Полоцк, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский. Там существовали школы, в первую очередь основаны духовенством. Среди них было много учителей, писателей, ораторов, художников, летописцев, создателей тогдашней украинской науки, которая, как и вся древняя культура, находилась сначала в полной зависимости от Византии, в то время, наряду с Римом, слыла второго мирового центра науки и литературы.
Сердцевиной тогдашней науки была, конечно, теология, часто окрашенная философским содержанием. Ее произведения связывались не только с мыслями святых отцов Церкви и античной философии (характерной в этом отношении полемика Клима Смолятича с Фомой около 1147 об использовании теологии Гомера, Платона и Аристотеля), но и с собственной народной мудростью и ее оригинальным мировоззрением. Опираясь на теологию и мифологию, тогдашняя наука обрабатывает также другие области знания - историю, право, естествознание, математику, астрономию - в таких более или менее объемах, как это было в Византии и западноевропейских странах.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=8


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и образ других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылал на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о ней, сродни эпос Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.
В эпоху Киевской Руси театральное искусство полно воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинной театре. Народный театр получил широкое выражение в свадебной народной обрядности, о чем уже говорилось. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Однако ни скоморохи, ни шпильманы, ни свистильникы, хотя и оставив после себя широкую известность (до имеем даже такие названия сел в Украине), были чужие сценическом духу Руси. Они театра не создали. Княжий театр опирался на рыцарскую песню, имея за основу два элемента: речитатив и величания. Репертуар княжеского театра состоял из драматических поэм, что, имея речитативный характер, подавались на музыкальном фоне, в сопровождении музыкальных инструментов. Тематически княжеский театр пользовался мотивами обороны родины, службы князю, мести за обиженных, рыцарской чести. С упадком древнего государства княжеский театр передает народном театру своих персонажей: "князь", "княгиня", "бояре", "дружба" (жена - войско) и т.д.
Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, изначально создавались в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их труде, быту и обычаях. Веселые и грустные песенные мотивы выполнялись не только голосом, но и с помощью музыкальных инструментов. Прежде, это обрядовая народная напевность (колядки и щедривки, гаивки и веснянки, купальские и обжиночные, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически народная напевность делится на две основные группы: 1) свободный речитативный стиль; 2) стиль с четким ритмом и формой. Произведения первой группы имели несимметричный свободный ритм и по сути составляли монотонное повторение одного и того же мотива в различных вариантах, сокращениях и распространение, в зависимости от долготы предложений импровизированного текста. Такую форму рецитации имели погребальные причитания, исполнявшиеся монодичнои, без инструментального сопровождения (как правило, профессиональными плакальщицы). Вторая (основная группа) занимала всю оставшуюся песенных жанров, то есть мелодий с четким ритмом и выразительным синтаксическим укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных элементов переносилась и на тексты песен, создавая в них правильные цезуры и постоянное количество складов.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=4


29.05.17
[1]
переходы:3
Искусство Киевской Руси
его существования. Но заработанное он тратил очень своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Замечательный иконописный, фресковая, мозаичная живопись наполнял и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позже заключалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности образ Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), На которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
В монастырях и церквах Ярославля было написано немало замечательных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирает руки над человечеством. Ярославские же умельцы сделали образ Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание, византийци видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-своему.
В течение долгих столетий на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Замечательным резьбой славились посуду. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящное. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, представляют, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало - мол, пустое и несуразное. . . Нет, настоящее, цельное, здоровое действительно искусство существует только там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь ».
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=2


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
Из инструментов применялись свои исконные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и различные свириль, пищали и свирели. В княжеских дворах принимались еще и инструменты чужого происхождения: кованые, металлические или "Рожан" трубы и рога, орган, "СМИК" или "гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный музыкальный инструмент), Лавут, Навля, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола. Колокольчики и колокола пришли к нам от иудеев. Их охотно позаимствовала себе христианская церковь. Носителями музыкального творчества были: 1) певцы героических песен; 2) скоморохи, которые впоследствии стали странствующими музыкантами. Скоморохи были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, шутками, магическими действами; 3) калеки прохожие, старцы, создатели позахрамовои набожной песни, предшественники более поздних лирников.
Церковная музыка пришла к нам из Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим духовенством привезли тогда на Русь и греческих профессиональных музыкантов "домественникив", организовавшие у нас церковно-певческую дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ( "протопсальтамы") церковных хоров. Сначала была заимствована византийская церковная музыка. Начиная с XI сти вводится и распространяется украинская церковная музыка, с первого очага церковного пения - Киево-Печерской лавры - быстро распространилась на церкви и монастыри всея Руси. Это был так называемый "Киевский распев", ставший основой местной певческой традиции на долгие века. Знаем даже имена тогдашних профессиональных знатоков, создателей и исполнителей такой музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынском, Дмитрий в Перемышле.
С княжества сохранилось немало нотных книг, написанных безлинийною нотацией (невмовою), имевшей две особенности. Кондакарного нотация употреблялась в кондакарях, где были в основном помещены кондаки на целый год (кондак - короткая церковная песня, славит Бога, Богородицу или святых). Знаменной нотацией (знамя - нота) нотовани все другие богослужебные книги, как минеи, ирмолои, триоде, стихирари т.д.
Особое развитие на Руси приобрела музыка колоколов, которая выполнялась обязательно по нотам со знанием дела. Колокола сопровождали любое христианский праздник, собирали людей на вече и другие собрания по случаю решения важных государственных дел. Перекличка церковных колоколов - это небольшой музыкальный концерт. Во время христианских праздников (особенно крупных - Рождество Христово, Пасха и т.д.) выполнялось по несколько десятков таких произведений колокольной музыки. Теперь, в связи с борьбой против городских шумов, количество произведений колокольной музыки, которые выполняют во время праздничных христианских торжеств, возведенная всего в нескольких. А жаль !. . Даже сейчас, когда весь мир отмечал годовщину
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=5


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
Отечественные оригинальные научные исследования в ту пору начинались, как правило, в таких участках науки, которыми Византия не интересовалась и ничего нам дать не могла, поскольку славянские земли там знали только поверхностно. Поэтому наши предки начали сами сказать о себе. Попытку этого видим уже на первых страницах найденного летописи. Летописец широко занимается историей человечества от сотворения мира и к сведениям, он почерпнул из Библии и греческих источников, добавляет свое изложение о происхождении славян, их язык, этнографическую принадлежность, их путешествие и описывает обычаи племен, принадлежавших к Киевского государства.
Успешно развивалась историческая наука. Вроде исторических хроник Византии разрабатывалась и тогдашняя историография, которая занималась историей нашего государства, наше летописание. Старейшими из дошедших до нас, является, безусловно, "Велесова книга" и др., Сохранились в более поздних списках, отдельно летопись 1039, составленный, видимо, при дворе киевского монастыря такими монахами, как Никон Великий и славный Нестор- летописец, автор "Повести временных лет". Летописное работа велась и монахи Выдубицкого монастыря - в частности игумен Сильвестр; этим делом занимались и другие монастыри. Наряду с монастырскими существовали и частные историки-летописцы, при княжеских дворах.
Старейший славянский правовой кодекс XI-XII вв. - "Русская правда" - свидетельствует о долголетнюю его подготовку и сравнительные исследования византийского, западноевропейского и собственного, древнеукраинского, обычного права. Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников легла в основу Литовского статута и законодательства гетманской эпохи. Она интересна еще и своей почти чистой восточнославянской языке, без церковнославянских элементов, прозрачной строением предложений и словарем сегодня уже не употребляемых слов-терминов.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=9


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
улицы для общей развлечения. Общенародные танцы происходили во время банкетов, свадеб, вечеринок, на праздники русалий, то есть ночью на Ивана Купала. К профессиональных танцоров на Руси относим скоморохов. Они в основном жили при княжеских дворах и своими мимическими танцами развлекали гостей на пирах, семейных праздниках и при обрядовых церемониях.
Народные танцы на Руси делились на три группы. Первая и самая распространенная группа - хороводы. Это народные игры с преобладанием в них танцевальных ритмов. Хороводы иллюстрировали содержание песни движениями. Хотя это были и массовые танцы, и в них выделялись ведущие лица и ведущие солисты. Хороводы преимущественно состояли из ритмических шагов, бега, перемене мест, перехода под соединенными руками партнеров. Характер хороводов имели веснушки, горелки, игры и танцы в купальскую ночь, танец "Журавль".
Вторая группа - народный танец (группа исполнителей разделена на пары). Их содержание - ухаживания и пантомимическое признание любви. Женские шаги большей частью были другими, чем мужские, их объединял только общий ритм.
Третья группа - сольные танцы. По характеру это танцы-соревнование в разнородности шагов и жестов. В группе танцевала один или два человека: женщины, мужчины или смешанная пара.
Рассмотрев процессы культурного становления и развития Киевской Руси, следует отметить, что они происходили под благотворным влиянием как внутренних, так и внешних факторов и завершились созданием высокоразвитой, многоотраслевой культуры нашего народа
Мощной основой формирования и развития самобытной древнеукраинского культуры был богат культурное наследие украинский. Уже в V-VII вв. у них накопились практические знания о природе, богатая и сильная языческая религия. А с ней была связана и разнообразна устная народная поэзия, которая оставалась не только одним из важных компонентов культуры следующих поколений, но и оказала огромное влияние на процессы создания оригинальной литературы.
Русь как государство формировалась и развивалась на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, оказавшись в этнических и этнографических особенностях древнего населения ряда территорий Украины.
Однако культура Киевской Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего периода. Глубокие изменения в общественной жизни украинский (возникновение государства, формирования древнеукраинского народности и т.д.) привели к качественным сдвигам в развитии их культуры, в результате чего она по-сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеских салонов, объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма предоставляли всей культуре общенародного характера и высокой жизнеспособности.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=6


29.05.17
[1]
переходы:0
Искусство Киевской Руси
процессы распространения образования, повлекло организацию и развитие школьного дела. Однако сначала "книжное письмо" не получило более или менее широкое распространение, ограничивалось небольшим числом "луччих людей" или "нарочитых чадей". Есть сведения, что Владимир после крещения Руси в 988 году создал в Киеве при Десятинной церкви первую школу для детей местной аристократии. Из летописи известно, что сын Владимира Ярослав Мудрый в Новгороде 1054 создал школу для 300 детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, а учили в этой школе чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.
Обстоятельства времени и потребности жизни требовали определенного знания, потому что образованные люди были нужны и для церкви, и для государства, для замещения церковных должностей и различных должностей административного характера, для поддержания широких торговых связей, ведения крупных хозяйств в боярских усадьбах и др.
Бурный палацо-, храмостроительство, что развернулось после введения христианства, требовало высококвалифицированных мастеров-художников для их отделки, певцов для церковных служб. Поэтому кроме общеобразовательных школ на Руси начали создавать отдельные школы пения, живописи, резьбы, гутництва, художественной ковки и т.
Дипломатические и торговые связи Руси с Византией и другими странами требовали от Украинской высокого образования с обязательным знанием греческого и латинского языка. Ее изучение было необходимо для практической деятельности тогдашнего дипломатического корпуса и различных торговых, культурных и других связей Руси с заграницей. С этой целью в новопостроенном Софии Киевской Ярослав года 1037 создает школу, которая продолжая лучшие традиции Владимировой и византийских школ, была по сути уже школой нового типа. Это первый отечественный вуз, который появился, кстати, на столетие раньше, чем первые вузы Западной Европы. Уровень знаний, которые получали здесь дети, была не ниже византийские высшие школы
Учились в этой школе дети высочайшей знати Руси: будущий митрополит Иларион, посадники Остромир и Ратибор, кодификаторы (те, что строили в единое целое кодексы "Русской правды") Коснячко и Никифор Киевлянин, дети самого Ярослава, с десяток благородных иностранцев - претендентов на короны королей. По некоторым сведениям, в разное время в школе Ярослава учились дети английского короля Эдмунда железнобоких, венгерский королевич Андрей, преемник датского престола Герман, норвежский конунг Харальд, сын норвежского короля Олаф и другие иностранцы.
Какие же науки изучали в этой высокой школе? Летопись называет рядом с богословием философию, риторику, грамматику, историю, греческий язык, высказывания античных авторов, географию и естественные науки. Из ее стен вышли многие деятели украинской культуры.
После смерти Ярослава Мудрого школы создавали при епископских ячейках для подготовки духовенства.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Iskusstvo_Kievskoiy_Rusi?page=7