allr.genskov.ru



Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений

Сортировать: по оценкам | по дате
25.04.17
[6]
переходы:6
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
Семья - основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Это понятие определяется в украинском языке также словом семья. В то же время семьей может называться и родство нескольких семей, живущих отдельно (родителей и детей, братьев, сестер, дядей и др.).
Для института семьи характерны общие общечеловеческие определяющие черты, в частности, основные функции: воспроизведение этноса - рождение детей и их воспитание (социализация) экономически-производственная функция, по-своему связана с домашним хозяйством; интимно-психологическая: воспитание и поддержание особых взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, между детьми; культурно-репродуктивная: между поколениями передача трудовых навыков, характерных черт и культурно-бытовых традиций народа
В то же время у каждого народа семейная сфера жизни обозначена и определенными особенностями исторического бытия, социально-экономического, политического и культурного развития, национального характера, имеет специфику культурно-бытовых традиций и тому подобное. Этнически специфические особенности, традиционная семейно-бытовая культура украинского народа, к сожалению, изучены еще недостаточно.
С исследовательского взгляда советской этнографии почти совсем были устранены вопрос исторического значения украинской семьи в сохранении и развитии определяющих черт народа, языка, этнического самосознания, морально-этических принципов и культурно-бытовых традиций. Ведь издавна, особенно после потери Украины государственности, разрушение ее политических и военных структур (Запорожской Сечи, Гетманщины), в условиях интенсивной денационализации образовательного и церковной жизни семья рядом с сельскими и городскими общинами, общественными и религиозными организациями, братствами принадлежала к тем основным бастионов, где лелеялась и защищалась этническое сознание, язык и другие составляющие традиционной культуры народа.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/istori...meiynih_vidnosin


25.04.17
[2]
переходы:0
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
style = "font-size: Основные материалы по этнографии украинской семьи собраны в XIX-ХХ вв. Они раскрывают различные аспекты брачно-семейных отношений и быта украинского народа, дают некоторое представление об их общих и локально-местные особенности, а также показывают традиционно обычные правовые нормативы, механизмы, которыми преимущественно регулировался в народной среде весь комплекс семейных взаимоотношений.
Однако мы должны помнить, что многие из тех традиций имеет глубокие исторические корни. С древности происходит и большинство применяемых в украинском языке названий родства членов семьи и семьи: родной отец - отец, папа, отец, батько (пастырь), нянька, дедьо; родная мать - мать, мама, мамка, матушка, матушка; родная дочь - дочь, дочь, дочь; родной сын - сын; неродной отец - отчим; неродная мать - мачеха; неродной сын - пасынок (пасинук), пасынок; неродной дочь - падчерица, пасинниця; родной дед - дед (дед, Дзидзьо) родная бабушка - баба (бабушка, бабушка) родной внук - внук, внук, внук (внучек) родная внучка - внука, внука, внука; родной отец деда (бабушки) - прадед (прадеда) родная мать деда (бабушки) - прабабушка (прабабушка) родной сын внука (внучки) - правнук; родная дочь внука (внучки) - правнука (правнучка) дальнейшие степени родства выражаются понятиями: прапрадед, прапрабабка, праправнук, праправнучка или общим - предок; названия по боковым линиям - брат, сестра, племянник, племянник (сын брата - сестры), племянница, племянница (дочь брата - сестры) родной брат отца или матери - дядя, дядя (стрый), дядя (брат матери) родная сестра отца (матери) - тетка, тета, жена дяди - стрийна, дяди - тетка, муж дочери - зять, жена сына - невестка, отец жены - тесть, мать жены - теща, брат жены - шурин, зять (шурин), сестра жены - жениных сестра, швагрова, брата жена - невестка, мужчин отец - свекор, мужа мать - свекровь, мужчин брат - брат мужа, деверь, шурин (шурин), мужа сестра - золовка, отец зятя (невестки) - сват, иметь зятя (невестки) - сваха и др.
Народная традиция одобряла порядок и согласие в повседневной жизни семьи, мудрое и требовательное руководство главы, подчинение и послушание ему всех ее членов. "Зачем лучший клад, когда в семье лад". "Семья крепка - горе плачет", - гласит народная мудрость. Ею утверждается и исключительно важное значение в семье главы: "Семья без головы - не семья".
В большой неразделенной семьи глава (дед, отец или при их отсутствии - мать, старший брат) был наделен большой властью. Он распоряжался имуществом семьи, разделял обязанности между ее членами, организовал и контролировал хозяйственную деятельность, следил за религиозно-нравственной жизнью каждого из членов семьи, воспитанием детей, заботился о согласии, порядок.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/istori..._vidnosin?page=3


25.04.17
[2]
переходы:0
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
способности защищать себя, родную землю от врагов, а также исключительно важное положение женщины в семье, которой часто приходилось выполнять также обязанности мужа. Исторические материалы свидетельствуют, что даже в условиях древней патриархальной семьи, то есть верховенства в ней отца, мужа - женщина выступает как первостепенная лицо в семье. Это утверждалось и традициями народного обычного права, хотя и освящали подчиненность женщины мужчине, но отрицали неравноправие, злоупотребления, предусматривали право женщины на имущество семьи и др. Уже в древних украинских народных колядках говорится, что женщина с мужчиной "радоньку советует", а когда он в дальней дороге - руководит хозяйством, «по двору ходит, ключами звонит", собирает пошлину, гостей принимает, воспитывает детей.
Народные обычно-правовые установки утверждали чистоту и целостность семьи, любовь и уважительное отношение к родителям, забота о детях и их полноценное воспитание, осуждали супружескую неверность и любые другие нарушения традиционных морально-этических принципов семейного общежития. Прогрессирующая феодальная нивелирование человеческой личности, на Украине была связана особенно с наступлением крепостничества, разрушением Запорожской Сечи, ликвидацией Гетманщины, разгулом произвола иностранных поработителей, негативно сказалась и на семейной жизни, отношении к его традиционных ценностных категорий.
Усиленный процесс нарушения устоев семейного быта, ослабление внутрисемейных и родственных связей, отношений, снижение морально-этических критериев оценки поведения и взаимоотношений в семье прослеживается на богатом материале рассмотрения различных семейных дел в судах XVIII в. , А также других документальных данных. Тревожные переживания и настроения народа, связанные с нарастанием негативных тенденций в семейной сфере, нашли отражение и в фольклорном слове: отчуждение от семьи вследствие многолетней солдатской службы, заработки странствий, бродяжничество, батрачества, деморализующего влияния помещичьей распущенности, города, фабричных сред , социальной дифференциации деревни и т.
Уже со Средневековья имеем сведения о том, что польско-шляхетские поработители в процессе "освоения" и винародовлення высших сфер украинского общества отмечали усиленном практиковании смешанных браков.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/istori..._vidnosin?page=2


25.04.17
[1]
переходы:0
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
внимание в народной среде в внутрисемейных отношений и зависимость их прежде всего от взаимоотношений супругов - мужчины и женщины. Такой взгляд обобщен в философии народных пословиц и поговорок: "Не нужен и клад, когда у мужчины с женщиной строй", "С добрым супругами и горе розгорюеш", "Лучшая союз - мужчина и женщина" и др.
Патриархальные устои семьи делали женщину зависимой и подневольным от мужа. "Муж жене - закон", - гласит народная пословица. С таким положением женщины связаны различные злоупотребления мужа, тяжелая судьба, особенно молодой невестки в семье мужа, которая должна была покорно терпеть химеры злой свекрови, угоджаты другим членам семьи. Характерные аспекты скорби женщины в древней семьи отражены в фольклоре, в частности многочисленных народных песнях и произведениях украинской народной литературы.
В то же время, как уже отмечалось, в условиях исторического бытия сложились и определенные особенности места и роли женщины в украинской семье. "Когда это правда, - писал И. Франко в труде" Женская неволя в русских песнях народных ", - что по мере культурности всякого народа может служить то, как народ обходится с женщинами, то и это бесспорная правда, что русско-украинский народ после сеи меры покажется высоко культурным в отношении к другим соседних народов. От древних времен все ученые люди, которые пристально присматривались к жизни украинского народа, признавали, что украинцы обращаются со своими женщинами далеко мягче, далеко гуманнее и свобиднише, чем их соседи ".
В большой неразделенной семьи женское, домашнее хозяйство велось под руководством старшей хозяйки - чаще матери (свекрови) в родительской семье, женщины старшего брата - в братской семье. Здесь имели место различные несправедливости в распределении обязанностей, отношении старших к молодым невесток
Но глава семьи должен был следить, чтобы никому не совершилось несправедливость. Уклад малой семьи, в которой все хозяйство основывается на труде супружеской пары, обеспечивало женщине большую самостоятельность и большие права. Большое значение имело и то, что, согласно народному обычным правом, кодифицированным со времен "Русской правды" и в писаному законодательстве, приданое, приданое, которые приносила женщина в семью мужа, оставались его личным имуществом. Женщина имела право распоряжаться и достижениями домашнего хозяйства (молоком, птицей, яйцами и т.д.).
Издавна в семье утвердился определенный традиционный разделение труда на "мужское дело", "женское дело", "совместную работу". К мужу принадлежало все "надворное хозяйство" (возделывание земли, строительство, обмолот зерна, уход за скотом, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, обеспечение топливом, кормами для скота и др.), К женщине - "домашняя" (поддержание порядка в доме и возле дома , приготовления пищи, обработку огорода, прядение, изготовление ткани, шитье одежды, уход и воспитание детей и т.п.): "Без хозяина двор, без хозяйки дом плачет".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/istori..._vidnosin?page=4


25.04.17
[1]
переходы:0
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
значение придавалось отношениям родителей и детей. Неуважение детей, какого бы возраста они ни были, к родителям просто не допускалась, считалась большим злом и грехом с религиозной точки зрения (как нарушение одной из заповедей Божиих - "Почитай отца и мать твою»), осуждалась обществом. В случаях конфликтов родителей и детей обычай, как и общественное мнение, часто отдавали предпочтение первым, даже когда их позиция была не совсем справедливой. Внешним проявлением уважения родителей было обязательное обращение к ним на "Вы".
Обычай утверждал доброжелательные, дружеские отношения, чувство родства и между другими членами семьи, в частности братьями и сестрами. Традиция требовала субординации не только в отношениях между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами. Первым за стол садился хозяин семьи, а за ним - все остальные (по старшинству). Старшие брат и сестра имели преимущество перед младшими, последние должны были слушаться их. Когда умирал отец, обязанностью старшего брата было заниматься младшим братьям и сестрам, позаботиться об их браке и "вивинування", то есть наделение долей хозяйственного имущества.
Развитие капитализма, проникновение порожденных им экономических отношений в народную среду существенно отразились и на характере внутрисемейных обычаев и взаимоотношений. Усилились частнособственнические интересы, стремление к экономической независимости, выгоды, а с ними - нередко и пренебрежение обычных морально-этических норм, которыми освящались традиционные внутрисемейные отношения, вытеснение патриархальных устоев во взаимоотношениях детей с родителями.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Istori...nosheniiy?page=5


25.04.17
[1]
переходы:0
Историко-демографические проблемы семьи. Явление внутрисемейных отношений
матери, когда ее прерогативой было воспитание и решения их судьбы, отдачи-продажи дочери в чужой род и т. В народных обрядах, обрядовых песнях сохранились следы древних дохристианских обычаев бракосочетания как договора между родами или захвата невесты силой - включение. Это подтверждают и соответствующие летописные упоминания, в которых говорится о том, что поляне имели брачный обычай ("брачный обычай имяху"), брали себе женщину, предварительно договорившись с ней, а в родимичив и вятичей браков не было ("браци НЕ бываху ») - женщин они захватывали во время игрищ между селами (" Схожахуся на игрища, на плясанье... и ту умыкаху жены себя »).
Семейные отношения княжеской Руси имели патриархальный характер. Они регулировались и традиционными обычно-правовыми установками, которых придерживались особенно в простонародном среде, и действующим княжеским законодательством, а после введения христианства на Руси - и церковными уставами. Делам семьи уделялось большое внимание, в частности, в "Русской правде". Итак, уже в княжеский период семья была той социальной клеткой, где развивался духовный и материальный смысл жизни человека. Высокий статус семьи свидетельствует и восхваления ее в древних обрядовых песнях.
В последующие века писаны законы в отношении семьи испытывали определенные изменения в соответствии с действующим законодательством государств, которыми была порабощена Украины (например, "Литовского статута" - юридического кодекса Великого княжества Литовского, законодательства Польской Речи Посполитой, Венгерского королевства, пункты в городах Российского государства , Австрийской империи и т.д.)
Но основным регулятором семейных дел оставалось древнее обычное право - неписаные народные традиционные нормы, с которыми во многих случаях вынуждены были считаться и церковь, и государственные правовые учреждения.
В письменных исторических и правовых источниках, судебных актах, произведениях писателей эпохи феодализма сохранилось немало сведений о различных аспектах семейной жизни в Украине: выбор пары, формы брака, место, функции, обязанности мужчины и женщины в семье, воспитание детей, внутрисемейные отношения, мужскую и женскую неверность, развод, надзор общины, церковных и светских властей над семьей, наказание за нарушение устоявшихся традиции и законом норм поведения. В общем все это характеризуется чертами, присущими феодальной семье и других европейских народов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/istori..._vidnosin?page=1