allr.genskov.ru



И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа

Сортировать: по оценкам | по дате
24.07.17
[2]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Эти произведения Франко проникнуты большой любовью к детям. Эта любовь помогла ему написать целый ряд интересных сказок о жизни животных: «Когда еще звери говорили» и поэму-сказку «Лис Микита» и другие. Поэма «Лис Микита», однако, переросла свое первоначальное назначение - сказки для детей младшего школьного возраста, приобретя остро обличительного направления. Поэт предоставил ей политическое звучание, направив острие своей сатиры против тогдашних общественных порядков, отношений, нравов. Фигуры действующих лиц - зверей - представляют определенные социальные слои или определенные социальные характеры. Поэма полна жизнеутверждающим оптимизмом, легким юмором, речь ее живая, образная, пересыпанная философскими и народно-разговорными афоризмами [13; с. 136].
В тематически родственных сатирических поэмах, стихах, рассказах, очерках ( «Ботокуды», «Дума о Наума Безумовича», «Дума о Меледикта Плосколоба», «Доктор Бессервиссер», «Сказка о благосостоянии». «Оппозиция» и др.) Высмеивались украинском австрофилы-демагоги, их фальшивый и лицемерный патриотизм, их безразличие к общественным делам, прикрытая массой пустых слов и лишней суетой; национальная ограниченность и политическое соглашательство лидеров москвофильской и народовской партий; бюрократизм и карьеризм чиновников. В прекрасном сатирическом рассказе «Как согласие дом строила» писатель иронизирует по провокационной болтовни националистов о «межклассовый согласие» и их преклонение перед фиктивными «национальными святынями», а в поэме «Ботокуды» - с их заявлений о видвичнисть и неизменность социальной дифференциации общества и тех порядков, при которых «в долине быдло серое ...», а над «им войти, жандармы», которые «своим трудом строй поддерживайте общественный, путь сравнивают ботокуды» [2; с. 14].
Различные по форме, богатые художественными средствами сатирические произведения Ивана Франко, в которых чувствуется идейное родство с сатирой Салтыкова-Щедрина и Гейне, были художественным выражением его революционно-демократических убеждений.
В художественном наследии Франко рядом с поэтическими и прозаическими, не поступаясь последнее ни в идейном, ни в художественно-эстетическом отношении, стоят драматические произведения.
Драматургический талант писателя, слабыми искорками заблестел еще в юношеские годы драматическими попытками «Три князья на один престол», «Славой и Хрудощь» и дал себя сильно почувствовать в прозаических и поэтических произведениях, в «Увядшие листья», в поэме «Барские шутки », с большой силой художественного обобщения проявился в социально-бытовых пьесах 90-х гг. Жемчужиной среди них следует считать драму« Украденное счастье », которая, как известно, прочно вошедшее в репертуар советских театров и завоевала признание советского зрителя.
Итак, художественная, научная и публицистическое наследие Ивана Франко вошла во всемирную сокровищницу культуры и литературы, обогатила культуру бессмертными творениями. Франко первый в украинской литературе реалистично изобразил жизнь рабочего класса и его борьбу против угнетателей, показал нового героя - человека труда, которая стала главным персонажем его поэтических, прозаических и драматических произведений.
Франко художественно воссоздал процесс первоначального капиталистического накопления, зарождения революционного сознания рабочего класса и первые организованные выступления рабочих нефтяных промыслов в Галичине, показал сильные и слабые стороны рабочего движения в Галичине.
Публицистическая деятельность Ивана Франко - явление необычное в истории украинской журналистики. Да и не только украинской. Мировая литература вряд ли сможет назвать другого деятеля, который обнаружил бы столько универсализма в этой области и произвел такой мощный влияние на развитие периодики. Он был организатором, руководителем и ведущим публицистом газеты и журналов в Галичине, первым историком украинской прессы, выдающимся историком журналистики.
Около половины творческого наследия писателя составляет именно публицистика. Она представляет собой не вспомогательную, а вполне самостоятельную, важнейшую отрасль его литературной деятельности.
Вобрав лучшие традиции украинской публицистики, он обогатил ее опытом российской и западноевропейской, утвердил научный метод исследования в публицистике, наполнил ее новыми идеями и выступил талантливым новатором в области литературной формы. Его творчество,
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=2


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Актуальность исследования. В начале XX в. социально-политическая мысль в Украине отражала переход украинского национально-освободительного движения от стадии культурного украинофильства и просвещения к организованному просвещения народа и активизации борьбы за освобождение народа из-под гнета помещиков и капиталистов. Своеобразным кредо ряда политических мыслителей в Украине становилась поддержка и развитие национального движения за установление государственности в Украине.
Особое место в украинском национальном движении, развитии украинской культуры, социально-политической и философской мысли принадлежит Ивану Франко. Жизненная судьба писателя стала примером того, как из-под низенькой крыши крестьянского дома можно достичь небесных интеллектуальных высот и обогатить духовное наследие мировой культуры.
Одна из основных идей И. Франко - мысль о том, что наибольшей ценностью на земле является не просто человек, а "истинный живой человек, такой человек - носитель духа, а тот дух есть" вечный революционер ". Итак, духовный мир человека - ее самое дорогое достояние. Мнение И. Франко замешана на чувствах и понимании благородства материи человеческого духа. "дух, тело рвет к бою", дух любви и справедливости, знания и гражданской самопожертвования, веры в счастливую будущность - это дух истинно франковский, каменщиков, молодой и победный.
Итак, опираясь на вышеизложенное, мы можем определить основную цель данной работы, которая заключается в исследовании особенностей И. Я. Франко как ученого и писателя его роли в формировании национально-культурного сознания народа.
Родниковая база исследования. Лишь в последнее время появляются глубокие монографические труды об отдельных гранях творческой личности писателя. Это, прежде всего, книги Брагинець А. [5], Горбач Н. [7], Здоровега В. [11], Калиниченко В. [15], Лехман Т. [20], Мохнатюк И
В какой-то степени этот пробел заполняется трудами Здоровега В. [11] и Походзило М. [24] о политических и социологические взгляды И. Франко, исследованиями политической фигуры писателя в научных исследованиях украинских мыслителей в диаспоре, брошюрах и статьях, опубликованных в научных сборниках и в периодике.
Структура курсовой работы обусловлена ​​целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (30 позиций). Ее общий объем составляет - 35 страниц, основное содержание - 30 страниц.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цели и задачи, определены объект и предмет, раскрыта научная новизна работы, охарактеризованы структуру работы.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/iya_fr...vidomosti_narodu


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Раздел II. Организационно-культурная деятельность И. Я. Франко и его влияние на развитие украинской национальной культуры
Все важные события тех лет были в центре внимания Франко. О них он писал в таких своих трудах: «душно дни во Львове 1848», «Крепостничество и его отмене 1848 в Галиции», «к истории 1848», «К Мартовская дней 1848г. В Львове» , «Древние акты к новому спора», «Обзор работ над этнографией Галичины в XIX в. "И др.
Труды И. Франко в большей или меньшей степени проливают свет на все важнейшие события 1848- 1849 гг. В Галичине - от начала до ее поражения. Одним из самых важных вопросов, которые выдвинули на повестку дня бурные события этих лет было аграрно-крестьянский. И в благородно-буржуазном лагере в этом вопросе не было единства. И. Франко считал первой костью несогласия в этом лагере вопрос об отмене барщины [12; с. 123].
Наиболее слабым местом революции в Галиции было нежелание руководителей польского национального движения признать право на равноправие украинского народа, их великодержавная шовинистическая политика, получившая свое выражение, в частности, в мартовском адресу к монарху, национальную ограниченность которого отметил И. Франко.
В бурные 1848 -1849 гг. Галицкие Украинцы вели упорную борьбу за раздел Галиции на восточную и западную части, то есть по этнографической признаку. Таким образом, эта справедливая борьба за раздел Галичины набрала действительно массовый характер.
Несмотря на поражение, революция 1848-1849 гг. Сыграла огромную роль в развитии западноукраинских земель. Франко отметил, что именно тогда, во время революции, была разбужена среди галицких украинский политическая мысль.
Поражение революции определила способ проведения крестьянской реформы. Историю проведения крестьянской реформы в Галиции И. Франко основательно рассмотрел в ряде своих работ, лучшими из которых являются «Крепостничество и его отмене 1848 в Галичине» и «Галицкая индемнизация» [12; с. 125].
Труда, в которых Франко рассматривал историю развития капиталистической экономики в Галичине, свидетельствуют о глубоком понимании экономических процессов, которые имели место в Галичине.
Франко отмечал, что в процессе развития фабрично-заводской промышленности все распахивались ремесленники, пополняя ряды пролетариата.
Много трудов Франко посвящено освещению экономического положения рабочего класса Галиции. В обстоятельной статье «Промышленные рабочие в Восточной Галиции и их плата 1870» революционер - демократ обрисовал яркую картину тяжелых материальных условий рабочих масс.
И. Франко в общих чертах дал характеристику сервитутного вопрос в Галичине. Он разоблачил антинародный характер сервитутного законодательства. Исследователь подчеркивал, что реализация этого законодательства сопровождалось ограблением общественных лесов и пастбищ.
Франко считал налоги. Существующая тогда в стране налоговая система была составной частью финансовой политики правительства, систематически перераспределял богатства Галичины в пользу основных австрийских провинций. Главный налог, приходилось платить крестьянам, был земельный. Ним не облагались только непродуктивные земли.
Историк доказал, что крестьяне очень страдали от самой организации сбора налоговых поступлений. Войти и писцы или много брали налогов, либо не причисляли уже сданных сумм, или вообще тратили их. Задолженность по налогам силой стаскивали с крестьян экзекуторы, конфискуя скот, разные вещи хозяйственного обихода конечно большей стоимости, чем задолженная сумма.
Важным является наблюдение И. Франко о постепенной преимущество революционных элементов в львовской городской управе и вызревания в ней в октябре 1848 идеи восстания. Писатель в своей работе «душно дни во Львове 1848» описал это восстание [10; с. 41].
При жизни И. Франко в течение почти сорока лет вышло десять сборников его стихов: «Баллады и розкази", "С вершин и низин" (выходила дважды), "Увядшие листья", "Мой Измарагд", "В дни печали", "Semper Tiro", "Старое и новое", "Стихи на общественные темы". "С лет моей молодости". Это целая поэтическая сокровищница. В своих поисках поэт-новатор часто достигает вершин совершенства.
Прежде всего И. Франко определился как поэт-гражданин. Его политическая лирика - оригинальное достояние украинской культуры. А вершиной ее можно считать знаменитый пролог к ​​поэме "Моисей". Мотив служения народу развивается и вырастает в поэзии Франко до апофеоза борьбы за человека, его свободу и счастье: "Лишь бороться - значит жить". [26; c. 68].
Отдельный заманчивый чудесный И. Франко - прозаические рассказы, новеллы, образки. Еще в большей степени, как в поэзии, задумал писатель в своей прозе отразить широту и глубину жизни. Этот гигантский замысел реализовал прозаик в десяти повестях и романах и в ста пятнадцати рассказах, новеллах, образках.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=5


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Итак, от публициста требуется глубокое понимание конкретной социальной ситуации, умение проникать в суть факта, который является не только средством раскрытия темы, но и решающей предпосылкой его рождения. Каждый публицистическое произведение - это отклик на ту или иную общественно-политическое событие.
Во взглядах писателя на обязанности публициста следует искать причину того, что крестьянская тематика в его работах занимает несравненно большее место, чем рабочая. Именно аграрные отношения в стране, тяжелое положение крестьянства было тогда наиболее злободневной проблемой. И если публицист хотел, чтобы его творчество отвечала жгучим проблемам времени, он должен был выступать на защиту в первую очередь этой, самой многочисленной и обездоленной части населения. Вот почему крестьянская тематика занимает в его публицистике изучаемого периода ведущее место [2, с. 14].
Франко не выполнит своего назначения как публицист, если бы не учел мелкобуржуазных надежд крестьянства, ибо пропаганда дает только тогда идеальный эффект, когда ее призывы отвечают потребностям людей, к которым она обращена. Публицистика Ивана Франко именно потому и достигла максимальной силы воздействия, момент разоблачения общественного конфликта в его произведениях совпадал по фазе с моментом наибольшей заинтересованности общества в данной проблеме.
Творческая практика Франко показывает, что при всей общности публицистический и научный методы исследования не тождественны. Для журналиста, в отличие от ученого, недостаточно выразить истину. Его выступление только тогда будет иметь общественный резонанс, когда он «попадет» в то настроение, которое в данный момент владеет массами, когда поставлен вопрос бьет по наиболее напряженной струне общественного мнения. Это объясняется тем, что на развитие революционного движения и общественной жизни вообще действуют не только объективные, но и субъективные факторы: интересы и стремления масс, их настроения, уровень политического сознания в целом. Без поддержки читателя, без учета его мыслей и стремлений (или с целью укрепления общественных взглядов, то с целью их переформирования) публицист не может рассчитывать на мобилизующее влияние своих произведений.
Проблема субъективного фактора имеет и другую сторону. Можно прекрасно знать настроения и стремление масс, можно иметь полную поддержку в оценке явлений со стороны тех явлений и социальных групп, которым служишь, и не быть гарантированным от ошибок при определении общественных задач, средств, форм и методов их осуществления. Чтобы быть реалистом в политике, революционный публицист должен также иметь четкое представление о возможном сопротивление реакционного лагеря, который противодействует реализации очередных общественных задач. Поэтому для успешного ведения пропаганды необходимо учитывать место классов в общественной борьбе, соотношение их сил на данном этапе, совокупность всех политических симптомов, нередко исключают прямой путь к осуществлению стратегического плана. Это значит, что искусство стратегического исследования в публицистике не исчерпывается выяснением объективных закономерностей действительности
Когда дело доходит до практических действий масс, к практическому разрешению общественных проблем, когда в действие вступают сознание, воля, страсть, фантазия миллионов, тогда очень и очень важное значение приобретают субъективные факторы [6; с. 84].
Работая в очень неблагоприятных для революционной борьбы условиях, И. Франко вынужден был маневрировать, идти на компромиссы, но он никогда не уступал своим взглядам, подчиняя все свои методы и формы революционного влияния на массы осуществлению главной задачи - революционного преобразования общества. В этом заключалось тактическое искусство Франка-публициста, которое было важной гранью его таланта, составной частью его концепции публицистической мастерства. Участие Франко в народнической прессе следует рассматривать как блестящий тактический ход, был проявлением трезвой оценки конкретных обстоятельств, политической зрелости, свидетельством высокого гражданского мужества писателя [9; с. 161].
Так, Франко-публицист идеально сочетал в себе качества исследователя и пропагандиста, ученого и художника слова. Каждое его произведение состоит из логической и образной подструктур, которые взаимно обогащают и дополняют друг друга, что является максимальным выражением природы публицистики. Поэтому изучение журналистской наследия Франко имеет неоценимое значение для практики украинской прессы, создание теории публицистики.
Связи Ивана Франко с театром никогда не были для него лично счастливыми, рядом с минутными радостями приносили ему множество неприятностей и тяжелых разочарований. И все же, несмотря на это, в течение многих десятилетий писатель хранил большой интерес к театру, выступал как драматург и рецензент, театральный критик, историк и теоретик театрального искусства.
Он поднял украинское театроведение к научному уровня обобщив опыт украинского театрального искусства, сформулировал важнейшие принципы народного театра, созданного поколениями художников-реалистов и демократов. В этом, а также в острой критике буржуазного театра заключается и международное значение театральных взглядов Франко, который в условиях экономически и культурно отсталой Галичины смог подняться к вершинам мировой художественной мысли.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=3


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Наиболее характерным признаком драматизма в творчестве Франко является его полная, основательная социальная и психологическая мотивированность, умение по отдельным характером, за ситуацией увидеть и показать «основы общества» - обстоятельств жизни, движущие тенденции эпохи, правдиво изобразить образы представителей всех слоев тогдашней действительности.
Черпая темы и сюжеты из народного творчества, из окружающей действительности, Франко всегда стремится дать в своих произведениях глубокие картины общественной жизни. «Самая высокая цель литературы, поэзии, штуки, как и науки, является человек, правдивый, живой человек» - человеческая единица и человеческая община », - пишет он в одной из своих статей. Именно а таким пониманием основной задачи творчества, с целью в каждом случае написать «произведение нашего времени, в которых вопросы личной жизни уступили на второе место перед вопросами общественными» и подходит Франко к созданию своих драм.
Одноактная комедия «Мастер Чирняк» отражает упадок мелкого ремесленника-сапожника в конкуренции с крупной промышленностью. Образы ее острые, иногда почти шаржированные, и вообще все произведение имеет памфлетный характер.
В центре исторических драм «Сон князя Святослава» и «Каменная душа» - столкновение больших страстей, мощных характеров, обстоятельства исключительные [3, с. 315].
Народная песня, давшая драматургу тему его драмы, рассказывает о супружеской измене, о мести крестьянина Николайка жандарму осквернил женщины; Николайко без малейших колебаний убивает обидчика. Франко творчески разрабатывает тему, всесторонне мотивирует события драмы
Пьеса «Украденное счастье» новаторская по содержанию и форме: ряд обстоятельств, предшествующих конфликту произведения, представлены приемом ретроспекции (юношеской любви Михаила и Анны, брак ее с Николаем, военная служба и возвращения в село Гурмана и т.д.). Кратко, с постоянным нарастанием до кульминации ведет сюжет драматург, завершая его быстрой развязкой. Все подготовлено и вместе с тем, по-житейски неповторимое, своеобразное. Большим достижением автора является использование подтекста, психологической паузы [27; с. 7].
Особенно плодотворный труд Франко в области театральной критики и публицистики приходится на годы наибольшей его политической активности, приближение писателя к революционному движению пролетариата и беднейшего крестьянства, увлечение идеями марксизма. Именно в 1885-1895 гг. Он переводит отдельные произведения Маркса и Энгельса, популяризирует положения марксизма. Неудивительно, что отголоски марксистских идей в определенной степени ощущается и в его лучших, основательно статьях о театральном искусстве.
Центральным пунктом театральной эстетики Франко является требование к театральному искусству отражать действительность, реальная жизнь народа во всех его общественных слоях, изображать ведущие тенденции действительности. Страстно выступая против попыток отдельных драматургов искать вдохновение в седой древности, в понадхмарних фантазиях и выдумках, против засилья в театральном репертуаре развлекательной оперетки, Франко настойчиво ориентирует деятелей театра на проблемы тогдашней действительности: «Хлебом насущным театра действительно народного действительно способ не к росту и развитию должны быть свои штуки, где бы выводились такие люди. которых мы видим, такие интересы и коллизии драматические, которых мы сами являемся свидетелями, которые отражаются на нашей собственной шкуре ».
Естественно, что в условиях социального угнетения и национальных притеснений украинского народа, перед театром на первый план выдвигалась задача критики этих условий, разоблачение дворянства, буржуазии, чиновничества - то есть враждебных трудящимся массам классов [10; с. 39].
Итак, Франко изложил целую программу создания украинского народного театра, плотно связанного с трудящимися массами, призванного работать для них, пропагандировать среди них прогрессивные мысли ее идеалы, воспитывать народ в демократическом и гуманистическом духе. Но это не означало, что Франко призвал деятелей сцены ограничить театральный репертуар только пьесами из крестьянской жизни, и только в этом видел признак народности театра?
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=4


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Раздел И. Я. Франко как художник и ученый и его роль в формировании национального сознания украинского
С огромного наследия Ивана Франко наибольшей ценностью является его художественное творчество, которое в ярких, красочных картинах отразила идеи, стремление и чувство целого поколения украинского народа.
Литературная деятельность Франко началась в начале 70-х гг. ХIХ ст. Ранние его произведения, появились в студенческом журнале «Друг», сообщили о рождении нового таланта, который вскоре обнаружил себя во всем своем величии.
В его изображении жизни является непрерывной, борьбой между двумя непримиримыми лагерями, с одной стороны, беспощадно эксплуатируемой массой трудящихся и, с другой - сплоченной и единой в координации средств эксплуатации, хотя взаимно конкурирующей, группой хищников - промышленников [8; с. 64].
В соответствии с этапами рабочего движения Франко воспроизводит степени развития классового сознания. Первый этап - это пролетаризация крестьянской бедноты и бесповоротный переход ее из состояния крестьянства в ряды рабочих. Этой стадии соответствует еще крестьянская индивидуалистическая сознание. Вторым этапом является организация рабочей массы к активным выступлениям. На этой стадии сознание рабочих с индивидуалистической перерастает уже в рабочую солидарность. Когда рассказ «Улитка», «Обращенный грешник», «Хороший заработок», «Сам себе виноват», «На работе», «Нефтяник», повесть «Boa constrictor» изображают первый этап рабочего движения, то повесть «Борислав смеется» изображает второй .
Сборником «С вершин и низин», которая после «Кобзаря» была высшим достижением украинской революционной поэзии, Франко внес в литературу дух той эпохи, когда борьбу трудящихся масс возглавил пролетариат.
Следующие сборники стихов Франко, «Зив`яле листья», «Мой Измарагд», «В дни печали» и «Semper tiro», является в основном продолжением идейно-политических и эстетических принципов «С вершин и низин».
Яркой индивидуальностью, «целым человеком» остается Франко и в своей интимной лирике «Зив`яле листья» и «В дни печали». Пережитая поэтом личная трагедия, а еще больше удары нанесли ему как общественному деятелю, были ему близки, нашли свое поэтическое воплощение в этих сборниках.
«Зив`яле листья» - это волнующая драма неразделенной любви, звучит гаммой разнообразных душевных переживаний и страданий и, доходя до психической депрессии, пессимизма и нигилизма, ведет к катастрофе. Вся сборка составляет одно тематическое и композиционное целое. Цельности ей предоставляет драматическое действие, перипетии которой психологической последовательностью развиваются в направлении неизбежной конечной гибели [26; с. 68].
В стихах цикла «Поклоны» поэт признается, что нищенскую жизнь не дало ему возможности дать своему народу того, чего тот ждал от него, но то, что создал он, не ляжет с ним в гроб, но и в дальнейшем служить народу. Он говорит о том, что только борьбой можно добиться свободы, так как трудом можно «наверх выбиться из темной толпы». Свободным переносом мотивов древних морализаторско-дидактических сборников является «Паранетикон», «Притчи» и «легенды». Чистым струей целебной воды бьет от этой поэзии, в которой воплощены опыт, жизненная мудрость многих поколений
В поэме «Иван Вышенский», появление которой предшествовали научные работы Франко о творчестве выдающегося украинского полемиста ХVI - XVII вв. Изображается трагедия человека, в которой борются патриотические и религиозные чувства. Во имя христианской морали - самосовершенствование - Вышинский отходит от общественной жизни, но религия не дает ему успокоения. В возвращении, пусть и символическом, к служению своему народу находит он счастье.
Вне трудом для общественного блага нет счастья, нет смысла существования - такая идея поэмы. Эта мысль красной нитью проходит через ряд произведений Франко об интеллигенции. Народная интеллигенция, по выражению писателя, - это не отдельная социальная группа людей, а образованная часть трудовых слоев населения, обязанностью которой является образование масс. «Интеллигенция, - писал он в статье« возвращаться нам обратно к народу? »- Должен жить с народом и народом не как отдельная слой, но не как неотлучно часть народа ... Она должна, как и образовательная и культурная закваска, прохватить весь организм народа и привести его к более живого движения, к постепенному росту ». С этого понимания задач интеллигенции выходит Франко при создании художественных образов - просветителей, «народников» и защитников трудового населения. Владек и Начек.- Калиновичи в повести «Лель и Полель», Евгений Рафалович с «Пути-троп», Омелько Ткач с пьесы «Учитель» и другие - реализация в разной художественной форме того же идеала - бесконечно преданной интересам масс интеллигентного человека [30; с. 291].
Наряду с социальной характеристикой Франко дает и психологическую мотивацию поступков действующих лиц. С тонким чутьем, с большой глубиной раскрываются писателем душевные переживания героев: счастье от выполнения общественно полезного дела, радости и страдания семейной жизни, муки неразделенной любви, обманутых чувств, крах иллюзий и мечтаний. В описаниях их он далек от натуралистической манере.
В художественном наследии Франко привлекают к себе внимание произведения на исторические темы; повесть «Захар Беркут», поэма «На Святоюрской горе». пьеса «Сон князя Святослава», где историческое прошлое под пером художника оживает, напоминая о героических поступках предков и призывая к борьбе за свободу. Эти произведения проникнуты идеей покорения интересов единицы интересам народа. В повести «Захар Беркут», задавая вопросы о роли личности и роль масс в истории, автор решает его с материалистических позиций. Касаясь проблемы взаимоотношений украинского казачества и польской шляхты, Франко в поэме «На Святоюрской горе» подчеркивает в
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=1


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
Общественный деятель И. Франко испытал немало горя, притеснений, кандалов и тюрем. Достаточно вспомнить, что четыре раза его судили и запирали за решетку.
Об Иване Франко мы преимущественно говорим как о выдающемся украинском писателя, поэта, переводчика, философа, даже экономиста, но кроме этого Иван Франко был рьяным политиком и создателем первой в Галичине партии европейского образца, разрабатывал ее программные документы и исследовал процессы, проходившие в крае . Немало идей Франко чрезвычайно актуальны сегодня. Проблемы возникновения государства занимают значительное место в творчестве и жизни Ивана Франко [1, с. 432].
Выдавая в 1914 сборник "Из лет моей молодости", он в предисловии отмечал, что его труд наснажувалася идеями служения интересам родного народа и общечеловеческого развития.
Своим творчеством И. Франко совершал безнастанний подвиг - вел свой народ к счастливой судьбе. Уже вторая поэтическая книга "С вершин и низин" (1887) показала, что в литературу пришел мужественный поэт-гражданин, которому болели несправедливость своего порабощенного, растерзанного враждебными границами народа.
Исследователь также интересовался музыкой своих земляков, которых считал исключительно музыкальными, сам собирал и записывал украинские народные песни.
И. Франко писал и о возникновении в 1899 г.. Другой западно буржуазно-националистической партии - национал-демократической партии. Он отметил, что она была создана с некоторых бывших членов народовской и радикальной партий. Но он, к сожалению, не сразу понял буржуазно-националистическую суть новой партии [25; c. 264].
Революционер-демократ хорошо знал историю Украинской радикальной партии, одним из основателей которой был сам. Он резонно доказывал, что радикальное движение - это народное движение, которое не имеет ничего общего с реакционными партиями.
И. Франко интересовался также общественным женским движением на западноукраинских землях, некоторое время возглавляла прогрессивная украинская прогрессивная украинская писательница Н. Кобринская [15; с. 127].
Поэтому, несмотря на неблагоприятные условия, в которых развивалась культура Галичины, ее достижения, однако, были значительными. Заслуга И. Я. Франко как историка заключается в том, что он объективно оценил эти достижения, отметил их значение в духовном росте галичан, в их национальном развитии. Единственно правильный путь решения национального вопроса в Галиции И. Франко видел в социальном освобождении украинского народа и воссоединении всех украинских земель в едином свободной украинском государстве.
И. Франко был не только кабинетным ученым. Он много путешествовал, был организатором путешествий, походов, путешествий и экскурсий. В 1893 г.. Он организовал «Кружок этнографически статистический для изучения жизни и мировоззрения народа», а затем - «Кружок для устройства путешествий по нашему краю». Результаты своих путешествий И. Франко обобщил в многочисленных публикациях и этнографических материалах, в теоретических трудах по этнологии и этнографии. Ученый пристально следил за появлением публикаций по краеведческой тематики об Украине и ее краев, подавал критические оценки, четко выяснял идеологические позиции и концепции их авторов.
На материалах Галичины И. Франко начал историографическое обобщения краеведения. Ученый проанализировал более 200 краеведческих источников, касающихся этого региона, охарактеризовал творчество 320-ти украинских, российских и немецких исследователей края, проанализировал творчество украинских (Д. И. Зубрицкого, С. И. Шараневича, А. С. Петрушевича), польских (А. Бельовського, Б. Лимановским) и других знатоков региона [9; с. 161].
Важнейшим направлением краеведения, по И. Я. Франко, является естествознание. По его определению - "это описание края и его природных условий, география с орографией и гидрографией, геология, описание фауны и флоры, климата ..." [22; c.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=6


24.07.17
[1]
переходы:0
И.Я. Франко как ученый и писатель. Его роль в формировании национально-культурного сознания народа
В своих произведениях И. Я. Франко появляется мыслителем-гуманистом мирового масштаба. Многогранное творчество Ивана Франко достойна большого удивления и вызывает к себе постоянный живой интерес. Историческое значение творчества И. Франко очень весомое. Не было такого явления в тогдашнем политическом и культурном мире, которое осталось вне его внимания и которое не нашло в творчестве писателя живого отображения. Он был прекрасным драматургом, ученым-филологом, литературным критиком, пропагандистом, переводчиком, историком, социологом, философом.
При всей многогранной деятельности и титанической работе в лице Ивана Франко выступал мыслитель с широким кругозором, не только дошел до научного понимания природы и общества в исторически прошлом развития, но и смотрел вперед, в будущее истории человечества, для приближения, которого он неутомимо и с лихорадочной страстью трудился.
Чаще всего об Иване Франко говорили как о писателе, поэте, драматурга, публициста и ученого, но менее о социолога.
Анализируя творчество и деятельность И. Франко мы приходим к выводу, что Иван Франко - одна из самых выдающихся фигур украинского, отечественной и мировой литературы, науки, общественно-общественной и политической деятельности конца XI - начала XX в. Революционный демократ и социалист, знакомый с марксизмом и близкий к восприятию ряда главных его идей, он появился титанической фигурой исторического перехода, перехода от революционно-демократического к пролетарскому этапа освободительного движения, и в этом смысле - выдающимся новатором в развитии общественного мнения и эстетической сознания на Украине.
В процессе развития общества важное значение имеют господствующие идеи, И. Я. Франко. Поэтому, строя в Украине демократическое государство и гражданское общество, должны заботиться, чтобы идеи И. Франко, которые работают и могут работать в рамках правового поля, отвечали гуманным, позитивным критериям, направленным на консенсус и согласие.
Иван Франко сделал огромный вклад в исследование истории Галичины. Несмотря на неблагоприятные условия, в которых развивалась культура и история Галичины ее достижения, однако, были значительными. Заслуга И. Я. Франко как историка заключается в том, что он объективно оценил эти достижения, отметил их значение в духовном росте галичан и их национальном развитии.
Историк дал объективную характеристику бурных лет революции 1848-1849 гг., Которые он считал на западноукраинских землях переломными. Описал также важнейшие годы революции. Широко осветил развертывания национально-освободительного движения в Восточной Галичине. Также критическую оценку дал Франко крестьянской реформе в Галиции в 1848 г.., Она противоречила оценке этой реформы буржуазными историками, которые всячески восхваляли ее.
Подытоживая, необходимо сказать, что и Франко трудах целом дана объективная оценка галицкой истории, отмечены ее сильные и слабые стороны. Также высоко ценил исследователь революционно-демократическую течение в истории Галичины и в определении критериев в ее оценке стоял на правильных позициях.
Берест Г. Вклад Ивана Франко в развитие археологической науки Галичины / Г. Берест // Археологические исследования Львовского университета. Сборник научных трудов. - Львов, 2006. - Выпуск 9. - С. 11-16.
Брагинець А. Философские и общественно-политические взгляды Ивана Франко. - Львов: Книжно-журнальное издательство, 2006. - С. 210.
Вайнберг М. Иван Франко о положении трудящихся Галиции под гнетом панской Польши и австрийской монархии / М. Вайнберг. - М.: Днепр, 2007. - С. 84.
Горбач Н. К вопросу о философских воззрениях Ивана Франко // Иван Франко - писатель, мыслитель, гражданин: Материалы международной научной конференции - Львов, "Мир", 1998. - С. 148-150.
Грабовецкий В. Историко краеведческие взгляды Ивана Франко в его труде «Галицкое краеведение. - М.: Новая звезда, 1989. - С. 64-65.
Здоровега В. Иван Франко и украинская публицистика // Сборник трудов кафедры украинской прессы и Исследовательского центра истории западно прессы. - Вып. 7 - 2003. - С. 53-57.
Злупко С. проблемы развития товарно-грошоаих отношений и ростовщичества в трудах Ивана Франко / С. Злупко // В сборнике: Иван Франко. Статьи и материалы. - Львов: Мир, 1960. - С. 122-126.
Иван Франко и мировая культура // Материалы международного симпозиума ЮНЕСКО: В 3-х кн. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 136.
Калиниченко В. Взгляды Ивана Франко на роль народных масс и личности в истории / В. Калиниченко // Научные записи Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. - Т. XV, вып. 8. - С. 123- 134.
Кашуба М. Идея общественного прогресса в трудах Ивана Франка // Иван Франко - писатель, мыслитель, гражданин: Материалы международной научной конференции.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/iya_fr...ti_narodu?page=7