allr.genskov.ru



КУЛЬТУРА ПОДИЛЛЯ В первой половине XIX века

Сортировать: по оценкам | по дате
23.08.17
[1]
переходы:4
КУЛЬТУРА ПОДИЛЛЯ В первой половине XIX века
В 1793 году Подолье, в результате второго раздела Польши, была присоединена к Российской империи, что обусловило его включения в общественно-политической, социально-экономическое и духовно-культурной жизни новой метрополии.
Традиционное сельское жилье подолян - дом с побеленными стенами, соломенной крышей, входной дверью по центру и с окнами по фасаду. Внутреннее ее планирования достигало древнерусского периода. Печь всегда занимала внутренний угол дома с одной стороны от входной двери и была возвращена своим отверстием в фасадной стены с окнами. По диагонали от печи устраивали парадный угол (красный угол), где размещали иконы, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, целебным зельем и цветами; перед ними вешали лампаду.
Особенность подольской дома - наличие полихромной настенной росписи. Как правило, расписывали печь, балку, державший потолок, и внешние стены дома. Перед праздниками не только обновляли росписи, но и украшали дом вытынанками, новыми полотенцами, "пауками", сделанными из соломы и бумаги.
В народном декоративном искусстве Западного Подолья на фоне общих тенденций, присущих народному искусству на рубеже веков произошли определенные изменения. Этот период обозначен двумя направлениями развития художественной традиции - народное искусство и продолжение городских ремесленных традиций, которые формировались на протяжении XVII - XX вв. Для каменярства, гончарства, кузнечного характерны два направления развития: традиционный и инновационный, которые формировались под влиянием западноевропейской ремесленной традиции.
ru | kuchka.info/kultura-podillya-u-p...h-stolittya.html




УКРАИНСКАЯ НАУКА первой

1804-1809 - жил у деда в с. Полошки (ныне Глуховского района), в прабабки и тети в с. Дунаец, с 1809 - в Сокиринцах (ныне Сребнянский район Черниговской области), затем (до 1814) - в Рудовке (ныне Прилуцкий район Черниговской области).

С 1814 учился в частной школе П.П.Билецького-Носенко, 1817-1820 - в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге.
УКРАИНСКАЯ ОБРАЗОВАНИЕ

Похоронен в селе Пальчики на Черниговщине, где была его школа. Теперь там построен памятник, его именем назван Украинский институт пчеловодства.
Наряду с государственными учебными заведениями развивалась сеть частных пансионов, которые готовили детей из состоятельных семей к вступлению в гимназии, лицеи, военных училищ, университетов. Частные школы создавались отдельно для мальчиков и девочек.
В начале XIX в.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Учитель. Основным содержанием процессов, происходивших в культуре этого периода, было становление современной украинской культуры. Этот процесс соотносился с украинским национальным возрождением. Отсутствие собственной государственности, национальное угнетение, имперские границы, игнорировали этническую украинскую территорию, имели негативное влияние на развитие культуры. Уже с 30-х гг. XIX в. начинаются систематические меры Одесского общества истории и древностей в области публикации текстов различных исторических документов, сбор архивных материалов, рукописей и исторического исследования книжного наследия. Деятельность эта имела целью создание научно организованной источниковой базы для дальнейшего исторического изучения края.

КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ

Развитие образования в крае - процесс неоднозначный многогранен. С 60-х годов начался подъем церквей «и-приходских школ. Способствовало этому отмены крепостного права, повышение образовательного и материального уровня православного духовенства, а также подвижническая деятельность подольского архиерея Леонтия. К достижениям украинского книгоиздания отнесены: увеличение удельного веса оригинальной (написанной местными авторами) литературы до 90%; расширение «связей с предприятиями, стройками, колхозами и совхозами», что привело к росту количества авторов с периферии и «приближения тематики к жизни и усиление непосредственных творческих связей с читателями», что увеличило количество писем трудящихся к издательствам с « мнениями о прочитанных книгах, отношением к тому или иному произведению, критическими замечаниями по содержанию и художественному оформлению изданий ». Также автор отмечает постоянное повышение качества книжных изданий отечественных издательств, их международное и всесоюзное признание на книжных выставках и ярмарках различного уровня.
Выход работ, посвященных книгоиздательской и книготорговой деятельности в Украине свидетельствовал о развитии книговедческой науки: происходил переход от сбора отдельных фактов и сведений к теоретическому их обобщения, но этот процесс тормозился идеологическими установками о зависимости украинского книговедения на всех этапах его развития от российской и советской науки и практики. Стоит отметить труд М. Рудя «Проблемы книговедения в работах ученых Украины».
Хронологически охвачено почти столетний период - от 80-х годов XIX в. до 80-х годов. В рамках этого периода автор выделяет дооктябрьский и советский, в последнем рассматривает «начальный период советского книговедения», или «ранний период строительства социализма» с его достижениями и «недостаточно изученной методологии», затем - период 30-х годов, когда «происходит некоторый спад интереса деятелей культуры к книговедческой проблем », и послевоенный. Автор отмечает роль деятельности книговедов Москвы и Ленинграда по «усиление интереса к книжному делу в республиках Советского Союза» и отмечает, что на страницах сборника «Книга: Исследования и материалы» было опубликовано более 30 статей отечественных ученых об истории и общественную роль книги, с проблем теории и методологии книжного дела, источниковедческих основ книговедения.
Автор начинает историко-книговедческие исследования в Украине с краткого обзора работ «украинского прогрессивного ученого» М. Максимовича, посвященных становлению книгопечатания в Киеве, книжного репертуара Галичины и Волыни. Нашли отражение и достижения «буржуазных ученых» - историков книги и культуры, освещавшие различные этапы жизни и деятельности Ивана Федорова - С. Пташицького, А. Петрова, И. Малышевского, А. Андриевского, П. Владимирова, С. Голубева, А. Петрушевича. Вместе с тем, это были идеологически направленные публикации, оказывалось в характеристике украинских деятелей «дооктябрьского периода»: буржуазно-демократический, далее - буржуазно-либеральный ученый и общественный деятель М. Драгоманов; революционный демократ И. Франко; Украинский писатель, публицист и общественный деятель революционно-демократического направления М. Павлик; Украинский писатель и ученый буржуазно-либерального направления Б. Гринченко; Украинский филолог и историк буржуазно-либерального направления В
Доманицкий. В то же время М. Рудь отмечает значительный теоретический и практический задел этих ученых: «они оставили ценный фактический материал по истории начального периода книгопечатания в России, на Украине и в Белоруссии. . Были опубликованы исследования по истории полиграфических предприятий, описания отдельных сборников рукописей и библиографические указатели литературы, изданной на Украине по отдельным отраслям знаний, освещена издательская деятельность революционных демократов ».
Несмотря на идеологическую направленность в оценке украинских книговедческой исследований во все периоды их проведения, отсутствие оценки вклада Ф. Максименко его определению книговедения в Уре и достаточно противоречивое толкование взглядов Д. Балыки на книговедение как на историческую науку, именно в этой статье М. Рудь на начала 80-х годов ХХ в. подал комплексный обзор достижений украинских ученых почти за сто лет во всех областях книговедения - от историко-книговедческих исследований в полиграфии и книжной торговли, определил ведущие научные центры и очертил комплекс задач по развитию отечественного книговедения.