allr.genskov.ru



Концепции личности в отечественной психологии

Сортировать: по оценкам | по дате
20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сообщения, вытекающих из действий, которые относятся к условиям социальной жизни »[19, с. 394].
Следовательно, делает вывод великий физиолог и психолог, «социальная сфера личности становится объединяющим звеном и возбудителем всех следов психорефлексив, которые возникают на почве общественной жизни, и такими, что оживляют те или иные органические реакции» [18, с. 394].
В. Бехтерев не обходит своим вниманием и индивидуальные особенности личности, среди которых прежде всего выделяется характер. Он предлагает распределять индивидуальные особенности на две большие группы, сопоставляя их именно с органической и социальной сферами личности.
Далее могут рассматриваться другие, более частные, доминирующие особенности, в частности, умственная работоспособность и сосредоточенность, которые свойственны мыслителям, или тонкая и высоко дифференцированная уязвимость, присущая художникам, или деятельность, связанная с изобретательностью и решительностью энергичных лиц, например, полководцев [ 18, с. 399].
В. Бехтерев предполагает возможность еще более подробной индивидуальной характеристики личности, например, в зависимости от темперамента. В соответствии с этим могут выделяться деятельные и пассивные, аффективные и здравомыслящие типы личностей.
Ученый утверждал, что для личности свойственны волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связываются с волей. Человек в своих поступках и действиях выражает прежде всего свою личность, свою волю. В то же время, его психическое развитие может привести к различным вариантам отношение к окружающему миру: «. различные воздействия подчиняют себе слабые натуры; сильные же натуры противостоят внешним воздействиям »[18, с. 400]. Именно развитая личность приобретает большую силу в активном отношении к объективному миру
В. Бехтерев рассматривает широкий спектр условий, факторов, от природных, физических и биологических, в социальных, политических и экономических, которые либо способствуют, либо пагубно влияют на развитие личности, ведут к ее развитию или упадку.
Он указывает на тот неоспоримый, по его мнению, факт, что умеренный климат более благоприятным для развития личности, чем суровый северный или жаркий тропический климат. Наряду с климатическими, влиятельными считаются метеорологические и географические условия, качество почв и т. К примеру, им характеризуются как пагубные для становления личности все те местности, в частности, обширные пустыни или вечные снега, где человек вынужден тратить много усилий и энергии на борьбу с природой. К тому же, пребывание в этих местностях определяет повышенную склонность людей к различным заболеваниям, что губительно действует на их физическое здоровье.
Важным условием правильного развития личности признается природа самого организма, прежде всего - наследственность родителей. Последняя определяет те антропологические особенности, на которых непосредственно основывается развитие личности. Среди них выделяется расовый фактор, ведь, как утверждает В. Бехтерев, среди трех человеческих рас - белой, желтой, черной - только представители первых двух достигли относительно высокого культурного уровня.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=3


20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
По его мнению, под личностью следует понимать как объединяющее, так и направляющее начало, управляющий мыслями, действиями и поступками человека. То есть личность как понятие включает в себя, кроме внутреннего объединения и координации, еще и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. В соответствии с этим, в личности выделяются как субъективная, так и объективная стороны. Субъективные переживания личности всегда проявляются через определенную ряд объективных явлений.
В. Бехтерев подчеркивал, что именно в объективных явлениях «содержится то обогащение, вносит личность в окружающий ее внешний мир» [22, с. 16]. С точки зрения объективной психологии, лишь объективные проявления личности, которые доступны для наблюдения, собственно и составляют объективную ценность личности.
Указанное позволяет ученому сделать вывод, что «личность с объективной точки зрения является психическое индивид со всеми его самобытными особенностями - индивид, который является самодеятельной существом по отношению к окружающим внешним условиям» [22, с. 16]. По его мнению, именно общая совокупность психических явлений с их особенностями, а не отдельно рассмотрены. явления - оригинальность ума, творческие способности, умственный кругозор, воля - именно такая совокупность, выделяет человека среди других и приводит ее самодеятельность, объективно характеризует личность. Критерием и мерой развитости личности в лице признается совокупность психических явлений, которая проявляется через индивидуальное отношение к окружающим человека условий и дает ей возможность выступать самодеятельной существом.
Таким образом, В. Бехтерев формулирует следующее определение: «Личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная лицо со своим психологическим складом и индивидуальным отношением к окружающему миру» [22, с. 16].
Бехтерев указывает на наличие у человека двух сфер нервно-психической деятельности, которые определяют ее активно-самостоятельное отношение к окружающему миру или самодетерминовану активность личности. Это органическая и социальная сферы единой личностной сферы, последовательно возникают в течение жизни.
Сначала формируется органическая сфера, в которой концентрируется запас прошлого опыта, необходимое для жизни организма. Он образует главный центр нервно-психической деятельности и определяет активно-самостоятельное отношение живого организма к миру. Образование этого интимного ядра личностной сферы основывается на внутренних условиях, на запасе постоянно активизированных следов от рефлексов, связанных с внутренними и внешними раздражителями [18, с. 393].
Впрочем, с развитием общественной жизни, рядом со следами психорефлексив органической сферы лица, появляются следы психорефлексив, которые определяются отношениями именно общественной жизни. Развивается личностная сфера социального характера, лежит в основе моральных и социальных отношений людей. Именно это развитие «основного ядра нервопсихикы», то есть социальной сферы, «ведет к образованию личности как самобытной психической лица в социальной жизни народов» [18, с. 393].
Итак, по В. Бехтерева, личность состоит из двух тесно связанных между собой совокупностей следов.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=2


20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
а не отдельных психологических взглядов на ее природу. Критерием сформированности такой концепции мы считаем наличие в научных трудах этих Персонологи основательного научного определения личности, целостного представления о ее строении, развитии и функционировании как субъекта деятельности и поведения, а также - существование прикладных аспектов их концепции.
Попытка начать такую ​​работу в области психологии личности и осуществлено автором. Первые результаты такой работы представлены в следующих статьях, в которых изложены концепции личности таких выдающихся отечественных психологов, как В. Бехтерев, А. Лазурский, Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, К. Платонов, Г. Кос-тюк и В. Моргун. Автор приглашает читателей к ознакомлению с концепциями личности знаменитых отечественных Персонологи, которые способствуют возрождению достоинства украинского психологической науки.
Владимир Михайлович Бехтерев (20 января 1857г. - 24 декабря 1927) родился в с. Соралт Вятской губернии России в семь 7 служащего
1878. окончил с отличием Петербургскую медико-хирургическую (впоследствии Военно-медицинскую) академию, получив звание врача-докторанта. Был оставлен при клинике нервных и душевных болезней академии для подготовки докторской диссертации по медицине, которую успешно защитил 1881 Вслед за этим был избран профессором Казанского университета, где 1885 по его инициативе и участии создается первая в России лаборатория экспериментальной психологии. 31883р. возглавляет кафедру психиатрии и клиники нервных и душевных болезней Петербургской Военно-медицинской академии, действительным членом которой избирается 1899 1908 основал и возглавил Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, который стал первым в мире центром по комплексному изучению человека.
Научные интересы В. Бехтерева сосредотачиваются в отраслях психиатрии, невропатологии, физиологии, психологии, психогигиены, психопрофилактики, педагогики, социологии. Им создан известный в психологической науке направление, которое получил сначала название объективной психологии (1904 p.), А затем - психорефлексологии (1910г.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=1


20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
исторической жизни народов растет в периоды повышения темпа социальной жизни, мирного соперничества народов на территории труда и культуры, но особенно - в периоды борьбы со стихийным бедствием или внешними врагами. В. Бехтерев подчеркивает, что «те общества и народы, имеющие в своей среде более развитых и более деятельностных личностей, при прочих равных условиях обогащать человеческую культуру большим количеством предметов своего труда и лучше их качеством. И наоборот - народ, слабый по уровню развития отдельных личностей, составляющих его как общественные единицы, не может защитить себя от эксплуатации народов с выше развитыми личностями, образующих его »[22, с. 310].
Очень интересно взгляд В. Бехтерева на мирную борьбу народов, которую он рассматривал как проверку, испытание общественной самодеятельности личностей, составляющих народ. В этом мирном соревновании тоже побеждает народ, который сильнее развитием своих личностей. Народ же с неразвитым общественной жизнью, с подавленными личностями обречен на распад и потерю своей самостоятельности [22, с. 311].
Итак, в период социального кризиса, столкновения народов или войн роль личности становится весомой. В. Бехтерев приводит такой исторический пример, связанный с русско-японской войной 1904- 1905 pp. , Которая закончилась сокрушительным поражением России. Причину этого ученый видит именно в «личностном факторе».
Он подчеркивает тот факт, что в настоящее время в российском обществе господствовал принцип борьбы под лозунгом пассивных личностей - «Терпение», - тогда как в японском обществе была провозглашена активная борьба всего народа за жизнь, за право, за свободу [22, с. 311-312].
Ученый отмечает, что в Японии были созданы значительно более благоприятные условия для деятельности личности, организованное общественной жизни «более светлого характера», личность не была подавлена ​​формализмом, там «буква закона не торжествовала над смыслом», «наука не служила предметом странной иронии, ее гонят отсюда бюрократические ведомства ». Наоборот - «знание и опыт ценятся там очень высоко и всякое научное открытие привлекается сразу к делу» [22, с. 312]. Сделанные им оценки и обобщения сохранили свою социально-психологическую ценность на весь XX век.
Великий врач, физиолог, психолог и социолог осознает чрезвычайную сложность взаимоотношений между личностью и обществом, в котором она находится. Но он подчеркивает, что отрицание личности в обществах, построенных на основе рабства, деспотизма власти, религиозного догматизма, подавление и консерватизма науки, где царят разврат богатством, безнравственность обычаев во всех ее формах, несет в себе зародыш распада общества.
В отличие от этого, широкая, правильно организованная на принципах самоуправления и свободно избранного представительства общественная деятельность,
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=5


20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
определяемых негармоничными «взаимоотношениями между телом и духом», слабым физическим развитием, рядом инфекционных заболеваний и болезней, укореняются в недостаточном и неправильном питании в детстве и во взрослом возрасте.
То же касается и неблагоприятных экономических условий, постепенно приводят к недостаточному питанию, физической ослабление организма, вследствие чего возникают истощения, малокровия, различные физические болезни, которые лишают мозг питания, снижают умственные силы, препятствует полноценному развитию личности [22, с . 149].
Однако, важнейшим фактором недостаточного развития личности становится, по убеждению В. Бехтерева, отсутствие или неправильная организация общественной деятельности людей. При отсутствии общественной деятельности нет и полноценной личности. Великий психолог и социолог неоднократно повторяет: «Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушным к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, теряет ту самодеятельность, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и крепкого развития государственности »[22, с. 149].
Последствиями отсутствия правильно организованной в форме самоуправления, общественной деятельности становятся пустота и безделье. Для возникновения последних особенно благоприятные условия возникают в более обеспеченных слоях общества. А безделье, в частности, приводит к снижению умственной работоспособности, к умственного, нравственного и физического вырождения. Этот процесс деградации личности усиливается, если к праздности присоединяются алкоголизм и прочие излишества.
В. Бехтерев придавал особое значение роли воспитания и обучения в становлении личности. Для ее правильного, целостного развития необходимо постепенное приучение к систематическому труду, к самостоятельному мышлению с широким критическим мировоззрением, стойкость характера - при тщательном соблюдении физической и умственной гигиены [22, с. 150].
Он подчеркивает, что правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека, ведь основы будущей личности укореняются еще в дошкольном возрасте. Уже тогда начинаются отклонения в характере, их следует своевременно устранять.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=4


20.10.17
[1]
переходы:4
Концепции личности в отечественной психологии
По его мнению, под личностью следует понимать как объединяющее, так и направляющее начало, руководит мыслями, действиями и поступками человека. То есть личность как понятие включает в себя, кроме внутреннего объединения и координации, еще и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. В соответствии с этим, в личности выделяются как субъективная, так и объективная стороны. Субъективные переживания личности всегда проявляются через определенную ряд объективных явлений.
В. Бехтерев подчеркивал, что именно в объективных явлениях «содержится то обогащение, вносит личность в окружающий ее внешний мир» [22, с. 16]. С точки зрения объективной психологии, лишь объективные проявления личности, которые доступны для наблюдения, собственно и составляют объективную ценность личности.
Указанное позволяет ученому сделать вывод, что «личность с объективной точки зрения является психическое индивид со всеми его самобытными особенностями - индивид, который является самодеятельной существом по отношению к окружающим внешним условиям» [22, с. 16]. По его мнению, именно общая совокупность психических явлений с их особенностями, а не отдельно рассмотрены. явления - оригинальность ума, творческие способности, умственный кругозор, воля - именно такая совокупность, выделяет человека среди других и приводит ее самодеятельность, объективно характеризует личность. Критерием и мерой развитости личности в лице признается совокупность психических явлений, которая проявляется через индивидуальное отношение к окружающим человека условий и дает ей возможность выступать самодеятельной существом.
Таким образом, В. Бехтерев формулирует следующее определение: «Личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная лицо со своим психологическим складом и индивидуальным отношением к окружающему миру» [22, с. 16].
Бехтерев указывает на наличие у человека двух сфер нервно-психической деятельности, которые определяют ее активно-самостоятельное отношение к окружающему миру или самодетерминовану активность личности. Это органическая и социальная сферы единой личностной сферы, последовательно возникают в течение жизни.
Сначала формируется органическая сфера, в которой концентрируется фонда прошлого опыта, необходимое для жизни организма. Он образует главный центр нервно-психической деятельности и определяет активно-самостоятельное отношение живого организма к миру. Образование этого интимного ядра личностной сферы основывается на внутренних условиях, на запасе постоянно активизированных следов от рефлексов, связанных с внутренними и внешними раздражителями [18, с. 393].
Впрочем, с развитием общественной жизни, рядом со следами психорефлексив органической сферы лица, появляются следы психорефлексив, которые определяются отношениями именно общественной жизни. Развивается личностная сфера социального характера, лежит в основе моральных и социальных взаимоотношений людей. Именно это развитие «основного ядра нервопсихикы», то есть социальной сферы, «ведет к образованию личности как самобытной психической лица в социальной жизни народов» [18, с. 393].
Итак, по В. Бехтерева, личность состоит из двух тесно связанных между собой совокупностей следов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Koncep...ihologiyi?page=2