allr.genskov.ru



Культура Киевской Руси

Сортировать: по оценкам | по дате
22.11.17
[4]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Милоног также построил в Киеве сложную инженерное сооружение - каменную подпорную стену под горой, которая размывалась водами Днепра. Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они "как бы парили в воздухе".
Галицко-Волынское княжество, которое находилось на крайнем западе, мало тесные культурные связи с Венгрией, Чехией и Балканами, воспринимало, осваивало и перерабатывало элементы архитектуры этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура, получает распространение такой вариант церковного сооружения, как круглая в плане ротонда. К сожалению, богатая архитектура этой земли практически не сохранилась.
Всего в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. Живопись, резьба по камню, художественное литье находились в зависимости от архитектурно-художественного замысла.
Изобразительное искусство. Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра.
Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сырой штукатурке - покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Согласно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. В значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты - кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига
Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленый - более 30, красная и синяя - по 20 и т. Д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.
Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавлювалося в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны с любой части помещения и словно оживали, двигались, что производило и производит большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=14


22.11.17
[3]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомо сложное рисуночная ткачество и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о Кожемяко - людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а по готовым изделием: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был обладать по крайней мере несколькими специальностями.
н. э.), а также неоднозначную Идентифицируемость упоминавшихся в древних источниках названий города Гелон, Куенугард, Киенуборг, Гунагард т.д., считают Киев еще более древним городом.
Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарии, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.
Постепенное и неуклонное развитие восточных славян обусловил разложения первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность общины на землю, все же малая семья ближайших родственников начинает играть все более значительную роль. Летопись "Повесть временных лет" свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко.
Родовая община называлась "мир" или "вервь" (веревкой отмеряли наделы земли общинникам).
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Kiyivs-koyi_Rusi01?page=2


22.11.17
[3]
переходы:0
Культура Киевской Руси
и у других народов, княжеская власть у славян на стадии разложения общественного строя и военной демократии подчинялась совете старейшин и общим племенным собранию. Обычно князя выбирали или назначали при отражении внешнего врага, но по мере формирования княжеских дружин с молодцов, готовых по команде удачливого предводителя "поискать себе чести, а князю славы" в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала выбирать жена. Даже в Х в. великий князь киевский Святослав отказал в просьбе матери, княгине Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою жену.
Большинство воинов шла в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелого доспеха, в отличие от средневековых рыцарей, в славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийский, славяне были мужественные и бесстрашные. В IX-X вв. широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремни, боевые топоры, булавы, дротики. Позже появилась конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго скрываться под водой, дыша через трость. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее распределением: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х в. Константин Порфирородного наставлял своих наследников избегать крупных столкновений с Русью и особенно - не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI в
русские князья парусно-весельные корабли, которые достигали берегов Византии. С преобразованием княжеской власти в наследственную и ее укреплением жена становится частью государственного аппарата.
Религиозные верования. Древние славянские верования были языческими и основывались на обожании сил природы. Всю жизнь славян пронизывала вера во вмешательство сверхъестественных сил, зависимость людей от богов и духов.
Больше всего поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мощи: молния, гром, сильный ветер, полыхает огня. Не случайно верховным божеством был Перун - бог молнии и грома, который, как и все другие боги, воплощал в себе добрый и злой начало: он мог поразить человека, его жилище молнией, но в то же время он, согласно мифу, преследует Змея, который скрывается в любом предмете, догоняет и убивает его. После победы над Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог - бог огня; Стрибог - бог ветров, который воплощает стрелы и войну; Даждьбог - бог успеха, который отождествлялся с солнцем; Хорс - бог солнца (иногда месяца); Симаргл - бог подземного мира, как он в основном трактуется. Представляли его в образе крылатого пса и др.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=3


22.11.17
[2]
переходы:0
Культура Киевской Руси
прослеживается европейская ориентация, привязка к христианским ценностям. В образовании наряду с доминирующими церковными существовали сильные светские компоненты. При высоком уровне историко-летописной, религиозно-философской мысли сфера естественных наук еще не развита.
Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые, вековые традиции языческого искусства. Поэтому, приняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.
Архитектура. На протяжении столетий в восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина, которая была в изобилии доступна. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты от врагов, проведение племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" сооружалась из срубов - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые дома, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.
Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного в каменный и кирпичного строительства. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые представляют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.
Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной том, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240 г.
Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирования сборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе свода с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, в храм прибудовувалися апсиды - полукруглые выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефа (междурядные пространства).
Особое значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, "молитвенное горение" и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может "не дойти" до Бога, то молитва многих людей, сконцентрирована куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет письмами.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=12


22.11.17
[1]
переходы:0
Культура Киевской Руси
Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией . Династические связи киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, стали хрестоматийными. Древнерусские купеческие лодки и караваны проложили путь "из варяг в греки", в немалой степени повлияла на культуру и искусство соседей.
Сложность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объясняется недостатком письменных источников. Античные авторы, хорошо знали Средиземноморья, максимум только вспоминали о наших далеких предках, о местности и народы, жившие к северу от Дуная и Черного моря. Только в I-II вв
н. е. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит вспомнили славян, назвав их венедами. Вслед за ними то же сделал большой греческий философ Птолемей в своей "Географии". В VI-VII вв. , Когда славяне, расселяясь по юго-востоку Европы, стали осваивать степи Северного Причерноморья, сведения о них появляются в готского хрониста Иордана, византийского дипломата Приск и византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иоанна Эфесского (VI в.).
В начале X в. Русь была уже хорошо известна византийцам. Выдающийся историк того времени, поклонник наук и литературы император Константин VII Багрянородный (Порфирородный) в своей книге "Об управлении государством" рассказал о соседних с Византией народы, в том числе и о русов. В этой книге он, в частности, отмечает: "Этот народ мы называем скифами или гуннами. Правда, сами себя они зовут русами ". Ему принадлежит первое описание полюдья - сбора дани киевскими правителями с подвластных им земель и племен. У него есть и подробный рассказ о пути из варяг в греки, по которому русские князья, витязи и богатые гости водили военные и торговые жены от Варяжского моря и Ильменя до самого Царьграда и обратно.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
грешного бытия и ориентация человека на «божественные ценности"), стала героическая поэма "Слово о полку Игореве". В ней широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добродетель защитников государства. На примере неудачного похода князя Игоря Святославича автор показывает, какими могут стать последствия раздробленности. Со всей художественной убедительностью проведена мысль о необходимости единства всех земель. Тонким лиризмом овеян образ Ярославны. "Слово о полку Игореве" - яркое свидетельство того, что и после политического раздробления страны в литературе продолжался и углублялся развитие традиций и идей, заложенных на этапе единой Киевского государства.
Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новое, неведомое и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось грамотных администраторов, дипломатов, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи с княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах.
Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для «детей лучших людей", давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Самым распространенным, очевидно, было индивидуальное обучение
Летописец пишет: "Как пчелу видим, что по всем садах и зельях летает, с каждого из них собирая полезное, так и юноши, которые учатся философии и хотят войти на высоту мудрости, везде собирают что лучше". Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 основала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.
Многие представители привилегированных слоев были знакомы не только с элементарной грамотой. Князья, бояре, дружинники, не говоря уже о книжников, владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к книгам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомисл получил свое прозвище как раз за то, что знал их целых восемь. По меньшей мере пять языков знал Владимир Мономах. Оба они были знакомы с греческим и латинским книжностью, сами написали блестящую публицистику - "Поучение".
Талантливый писатель и философ Климент Смолятич писал, что в XII в. в Украине-Руси было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческим языком. (примечание
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=10


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
и его приближенные, не является культовым помещением, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы ( "Скоморохи", "Охота на медведя", другие).
На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который преподносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. В 1651 г.. Голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие из изображений погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единые во всей Европе образцы светского монументальной живописи XI в.
В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам - канона. В канонических изображении нет реализма, их символика очень сложная. Крупнейшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои изделия настоящими чувствами. В "Киево-Печерский Патерик" описано житие знаменитого мастера Алимпия (Алипия) Печерского. Древнейшие из икон, которые сохранились до сих пор, датируются примерно временем княжения Владимира Мономаха. Привезена из Византии икона "Владимирская Богоматерь" послужила основой целого ряда икон, которые получили название "Умиление".
Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Рукопись с цветными иллюстрациями назывался "лицевой". Изображением трех евангелистов - Иоанна, Луки и Марка - был украшен Остромирово Евангелие. Четвертого евангелиста, Матфея, нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. "Лицевой" знаменитый "Изборник" Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались
О миниатюры Киевской Руси мы можем составить представление по так называемому Радзивиливскому летописи XV в. , Который является списком с рукописи XIII в. Его 617 миниатюр - своеобразная художественная энциклопедия истории и культуры того времени.
Декоративно-прикладное искусство. Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизни. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского.
Особенно поражают высокой эстетикой и техникой исполнения ювелирные изделия. Были известны и применялись чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических нитей) и зерне (украшения из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелирного искусства - техника перегородчатой ​​эмали. Пришла из Византии, но вскоре киевские мастера превзошли учителей. Процесс изготовления схематично выглядел так.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tu...i_Rusi01?page=15


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
стран - церковь и ее служители были подвластны императору и всячески способствовали укреплению центральной власти. Определенную роль сыграло и то, что разрешалось богослужения на национальных, понятными народу языках.
Решив принять христианство, Владимир стал действовать быстро и круто. Его не устраивала обычная практика принятия христианства, существовавшей в то время, по которой новообращенный монарх становился «сыном» императора, то есть вассалом. Воспользовавшись просьбе императора Василия II помочь подавить восстание в одной из византийских провинций, князь задал ему несколько условий: признать Русь христианским государством, заключить союз и отдать ему в жены сестру Анну. Император принял условия, но выполнять их не спешил, хотя Владимир свои обязательства выполнил. Тогда киевский князь захватил владения Византии в Крыму, взял город Херсонес (Корсунь) и оттуда продиктовал императору прежние требования. Гордый константинопольский монарх согласился стать шурином русского "варвара", обладателя гарема из почти тысячи жен и наложниц. Киевский князь вернул Херсонес Василию II как вино (выкуп, который должен заплатить молодой родителям невесты) по его сестру. Ясно, что при таких обстоятельствах ни о каком вассалитет не могло быть и речи.
Владимир крестился сам (согласно "Повести временных лет" еще в Корсуни, в Крыму), крестил своих бояр и под страхом наказания заставил креститься всех киевлян и все население страны. Наряду со славянами в Киевской Руси проживало более 20 различных народов: на юге - печенеги, половцы, торки, берендеи, каракалпаки; на северо-западе - литья, ятвяги; на северо-востоке - чудь, меря, весь, мурома, мордва, черемисы, пермь, ям, печора и др. угро-финские народы. Христианство через Киев пришло затем и к ним. Знать и состоятельные слои населения принимали новую религию сравнительно легко и даже охотно, как такую, которая пользовалась покровительством центральной власти. Наиболее благосклонны к старой языческой веры были низы общества
Новая религия внедрялась насильственным путем и в Киеве, и в других городах. "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем", - так говорили в то время о воевод князя Владимира, которые крестили Новгород. Чтобы заменить местные верования и обряды единственным христианским культом, церковным проповедникам и иерархам пришлось длительное время приспосабливать свои службы в языческих богов, праздников и обрядов. Так, Перун стал отождествляться с Ильей-пророком, Ярило - со святым Юрием (Георгием), давние зимние праздники были приурочены к Рождеству Христову и Крещению, дохристианское праздник Пасхи (название сохранилось) - до Воскресения Иисуса Христа и т. Д. Против языческого праздника Ивана Купала церковь боролась много веков, но так и не смогла его преодолеть. Так и не удалось поколебать веру народа в "ниже духи".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kiyivs-koyi_Rusi01?page=5


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
- Угол, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон не допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей - самобытная и византийская.
В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не попала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее областях превзойдя его.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tu...i_Rusi01?page=16


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее основал Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же была организована переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял менее 130-140 тыс. Томов. Переписана от руки, сделана из пергамента, много оформлена книга стоила очень дорого - примерно столько же, сколько небольшое имение или городской дом.
В Киевской государства начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную отрасль духовной культуры. Очень важными были связи с Византией - главной хранительницей античного наследия, почти утраченной в Западной Европе. Получили известность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: "Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистичных и фантастических описаниях животных, и "Шестоднев" - толкование 6 дней сотворения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах. Чаще всего ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известный писатель, врач Агапит - монахом Печерского монастыря и т. П. Философ, оратор Климентий Смолятич - митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровский - епископом.
В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности. Это обусловило изучение четырех арифметических действий, дробей, вычисления процента, площади круга. Причем в измерениях использовались средства, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками)
Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, волхвы, чародеи, против которых выступало духовенство. Но в ХI-XII вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - заместителя медицины и врачей (в 2000г., Когда мощи святого Пантелеймона были ненадолго привезенные в Киев, к ним началось многотысячное паломничество). В XI в. в Печерском монастыре лечили Демьян (Дамиан) -Пресвитер и Агапит - "безмездного лечец" Руси, как его называет "Киево-Печерский патерик». Сейчас в память о Агапита в Киево-Печерской лавре установлена ​​мемориальная доска. Широкое признание врачебной практикой во времена Киевского государства получили также монахи Антоний, Пимен, врачи Иоанн Смера, Петр Сирианин, Феврония.
Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности привезенных из Египта, а также молитвы и вообще влияние словом на больного - то, что сегодня относится к психотерапии.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=11


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Ценные сведения дают нам археология, лингвистика, фольклористика, этнография. Археология позволяет делать вывод об уровне развития производительных сил, представлять вид поселений и жилищ полян и их соседей, предметов труда и быта, которыми они пользовались, украшений, которые они носили, оружия, которым защищали родную землю. Исследования при раскопках культовых сооружений и предметов позволяет делать выводы и о религиозных убеждениях славян. Лингвистика дает нам возможность косвенно датировать время выделения праславян из индоевропейской общности, обособление восточных славян от западных и южных, доказывает, что уже во втором тысячелетии до нашей эры словарный запас наших предков составлял не менее двадцати тысяч слов. Они отражали все стороны жизни, материального быта и духовной культуры. Слова "дом", "пашня", "скот", "блюдо", названия орудий и военного доспеха, украшений из меди и бронзы, золота и серебра свидетельствовали об уровне развития хозяйства, а слова "бог", "мироздание", "мир "и другие религиозные понятия - об уровне духовной культуры. Близка к лингвистике фольклористика, в свою очередь, прослеживает источники устных исторических сказаний. Их отголоски сохранились в сказках, сюжетами которых были рассказы о золотое, серебряное и железное царства, о царе золотого царства героя Светозара , победивший в поединке страшного Змея, и другие.
Изучение культуры Киевской Руси во всем ее богатстве и многообразии возможно только на основе комплексного использования всех существующих исторических источников. К этим источникам, кроме уже названных, бесспорно принадлежат фундаментальные труды выдающегося украинского ученого М. Грушевского "История Украины-Руси", северогерманского хрониста второй половины XI в. Адама Бременского (Гельмольда) "Хроника славян", известные "Изборники Святослава" и др.
Достаточно высокого уровня достигло к Х возраста и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kiyivs-koyi_Rusi01?page=1


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
предков Владимира и Ярослава - князей-язычников Игоря и Святослава, всю тогда еще языческую Русскую землю. "Слово" Иллариона стало своеобразным манифестом самосознания народа, живущего в большом государстве со славной историей.
Блестящим памятником древнерусской публицистики является "Мольба" Даниила Заточника. Заточен врагами в тюрьму (отсюда и его прозвище Заточник), он умоляет князя заступиться за него и взять к себе на службу. Блестяще образованный, Даниил использовал сокровища фольклора для разоблачения вредного для Руси произвола светской и церковной знати. Обращаясь к Ярославу Владимировичу, он призывает его опираться на достойных слуг и соратников, не верить боярам. Афористические высказывания Даниила Заточника вошли в пословицы и поговорки.
В особый жанр оригинальной литературы Киевской Руси выделились поучения. Князь Святослав Ярославич создал знаменитый "Изборник", посвященный проблеме, "яко подобает человеку быть". Перу князя Владимира Мономаха относится "Поучение", адресованное детям. Главная его идея - забота о судьбе Руси, которую разрывали княжеские усобицы, призыв к единству.
Популярным жанром была жития (агиографическая) литература. Важное место заняли жития святых - биографии духовных и светских лиц, канонизированных церковью. Входя в состав христианских государств, Киевская Русь беспокоилась о создании культа собственных святых и их жизнеописаний. Но если в римской и византийской традиции прославлялись подвиги великомучеников из числа подвижников и монахов, страдальцев за веру, то на Руси писались жития князей
Первыми были прославленные убиенные в 1015 сыновья Владимира Святославича - Борис и Глеб. Погибли они по приказу их брата Святополка Окаянного. Отличие "Жития Бориса и Глеба" от подобных византийских опять-таки заключается в идее патриотизма эти святые подают "целебни дары" всей "Русской земли", они "еста заместителя Русьстей земли". "Житие" рисует Бориса не как аскета, а как прекрасного князя-рыцаря: «Телом бяше красавец, отвес, лицом круглом, плечи велице, тонкий в чресла, глазами добраама, весел лицом, борода мала и ус, млад бо бе еще, светяся цесарьскы, крипок телом, всячески украшен, аки цвет цвет в уности своей, в ратех храбрый, в советах мудр и разумен при всем, и благодать божия цвитяаше на нем ". Были также составлены "Жития" княгини Ольги, Владимира Святого.
Позже на Руси стали складываться и жития монахов подвижников. Таков написано самим Нестором-летописцем "Житие Феодосия Печерского", одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Особую популярность получили патерики - сборники житий, составленные не по календарному, а по так называемым географическому принципу. Высокими достоинствами отмечен "Киево-Печерский патерик» - сборник рассказов о монахах Киево-Печерской лавры.
Еще одной характерной чертой тогдашней литературы Киевской Руси были краткие сведения жизненных правил - "Пролог" и такие же помесячные сведения - "Минеи".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=9


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
и глаголица - разработана Кириллом фонетическая система, которая была менее популярна. Причем еще до IX в. местное население пользовалось алфавиту с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы.
Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась на родном языке. На Западе быть грамотным означало знать латынь, на Востоке - арабский. Арабский для многих мусульманских стран была на чужом языке, как и латынь для Европы, и поэтому национальные литературы европейских государств той эпохи почти неизвестны. В этом смысле украинская литература старше немецкий, французский и английский.
Письменная литература, которая сформировалась в Киевской Руси в начале XI в. Опиралась на два важнейших источника - устное народное творчество и христианскую традицию, пришедшую из соседних государств, прежде всего Византии.
В произведениях литераторов того времени широко использовались героические и обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки, заговоры и заклинания
По свидетельству автора "Слова о полку Игореве", народные мотивы легли в основу творчества "вещего Бояна", которого он назвал "соловьем старого времени". Народные песни и предания широко использовались летописцами. От устного народного творчества древней Руси в фольклоре украинского народа сохранились яркие образцы обрядовой поэзии - колядки.
Вершиной устного народного творчества стал героический былинный эпос, сложившийся к Х в. и развивался в ХI-XIII вв. Главной темой былин киевского цикла стала борьба с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В древнейших былинах народ идеализировал свое прошлое, когда крестьяне еще не были зависимы от феодалов. Оратай Микула Селянинович свободный и богатый, богатырь Никита Кожемяка - бесстрашный защитник Родины. Истинно народными героями стали позже Илья Муромец похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры, упорный галичанин Дунай, Волынец Михаил Казарин, Ростовец Алеша, рязанец Добрыня, новгородец Садко. Их имена сохранились в памяти народа как символ отваги, удали, доблести и славы древних русичей. Устное творчество народа непосредственно влияла на письменную литературу.
С утверждением христианства большую роль начинает играть переводная литература. По литературным связями Киевская Русь тяготела к Византии, которая была центром древних и схидносередземноморських ценностей.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=7


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Збручский идол. Ученые до сих пор спорят, кого же он изображает. Одни считают, что это идол Святовита - четырехликого божества. Украинский философ М. Попович доказывает, что такое объяснение противоречит сути языческого многобожия. По его мнению, это четыре разных божества.
Идолы богов устанавливались не в храмах, а в рощах, на берегах рек и т. Д., Такие места назывались капищами. "Такие ... плохие мольбища их: лес и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и луна, и звезды, и озера. И, проще говоря, всему существующему поклонялись они яко Богу, и чтили, и жертвы приносили ", - осуждающе писал позже один из церковников о сторонников народной религии.
Культы божеств - принятые ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв - известны очень мало. Ущерб, ложь, негативные свойства воплощали в дохристианских народных верованиях злые духи: леший, черт, водяной, русалки, полуденниця - дух летней полуденной жары, криксы - духи крика и плача и тому подобное. Злые духи считались безопасными для тех, кто придерживался всех обрядов и запретов.
Мировоззрение восточных славян формировался в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Как и другие народы, они верили в ад, небесную твердь, центр мира ( "мировое дерево"), юг (место на небе, куда улетают души умерших праведников). Жизнь человека подчиненное судьбы - "суду Божьему". Правда, судьба у восточных славян ни была, очевидно, такой же неотвратимой, как рок у древних греков, но главные события человеческой жизни считались определенными заранее
Религия восточных славян, как и другие составляющие культуры, формировались на этапе родоплеменных отношений, с возникновением и развитием государственности неизбежно должны были претерпеть серьезные изменения. Качественно новые культурные процессы в Киевской Руси произошли уже после принятия христианства.
В Х в. христианство стало господствующей религией в Европе. На Руси о христианстве также было известно задолго до религиозных реформ Владимира Великого: христианами были Аскольд и Дир. Достоверным является факт крещения княгини Ольги в 958 г.. Но решающим для процесса христианизации нашей страны было введение этой религии как государственной в 988-990 гг.
Сначала князь Владимир сделал попытку модернизации язычества, попытку приспособить его к потребностям централизованного государства. Языческие боги во главе с Перуном должны были вызвать у людей не только уважение, но и страх, символизировать свободу правителя, обязательность его приказов, неотвратимость наказания. Для этого на Старокиевской горе было создано пантеон, где, судя по миниатюр Радзивиловского летописи, боги имели действительно торжественный и грозный вид.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=4


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
выходил, пожалуй, не оригинальное произведение. Так были обработаны "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Повесть о Акира Премудрого", "Хроника" Иоанна Малалы, которая живо передавала библейские предания, легендарные истории Вавилона, Египта, Греции, Рима и Византии.
Впоследствии на Руси появились оригинальные произведения. Пожалуй, первым самостоятельным жанром древнерусской литературы стало летописание. Начало его относят еще к концу Х в. "Повесть временных лет" является летописным сводом. Она была создана в начале XII в. монахом Нестором на основе нескольких более древних летописей Х-ХI вв. Одна из огромных заслуг Нестора заключается в том, что он объединил местные, региональные записи "по годам" в единый, общерусский летопись.
Древнерусские летописи существенно отличались от западноевропейских и византийских хроник с их придворно-феодальной и церковной тенденциозностью. Понятно, что не избежали этого и русские летописи, но они были шире по содержанию, стремились совместить в себе задачу исторической, публицистической, религиозно-назидательной и художественного повествования. К ним включались эпические предания, родовые легенды, отрывки переводных произведений, церковные и светские поучения, записи государственных договоров, политические завещания князей. Чтобы почувствовать это, достаточно вспомнить сюжеты "Повести временных лет", посвященные основанию Киева, похода Олега на Константинополь и его смерти, мести княгини Ольги древлянам, крещению Руси Владимиром. Главной темой русского летописания стала сама Русская земля, ее единство и могущество. Все это делало их интересными для широкого круга читателей. Поэтому "Повесть временных лет" была одной из самых популярных и интересных книг для чтения на протяжении всей истории Древней Руси, афоризмы ее автора вошли в наш язык (например: «Книги - реки, которые наполняют Вселенная", "Книги - источники мудрости").
Последними из летописных русских сводов, дошедших до нас, является Киевский (1200) и Галицко-Волынская (конец XIII в.). Галицко-Волынский летопись - главный источник для изучения истории юго-западных княжеств. Наиболее интересная и часть летописи, в которой рассказывается о княжения Даниила Романовича. Автор был горячим сторонником Даниила, вероятно, его дружинником, владел литературным талантом и широкой эрудицией. Поэтому летопись представляет ценность как для истории, так и для литературы.
В таком жанре оригинальной литературы Киевской Руси, как философско-богословская публицистика, сочетались художественное совершенство и идейная направленность. Первым ее образцом стало "Слово о законе и благодати" монаха Иллариона, которого князь Ярослав Мудрый поставил в 1051 митрополитом. К нему все киевские митрополиты были греками и присылались из Византии. В этом произведении, написанном в форме торжественной проповеди, Илларион развил три основные темы: о духовное превосходство Нового Завета (евангельской "благодати") над Ветхим Заветом (библейским "законом") о мировом значении крещения Руси; высокую миссию князей Владимира и Ярослава и о величии Русской земли, которая заняла равноправное положение среди христианских народов.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=8


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
Воплощением главных архитектурных достижений Киевской Руси стал Софийский собор в Киеве, который сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посадки на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.
По названию Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальную, самостоятельную архитектурную постройку. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефную хрестокупольну здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, а в центральной апсиде располагался алтарь. Двенадцать малых куполов лестнице поднимались до большого центрального купола. Внешне в здание с трех сторон примыкала арочная галерея, в общем создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.
Багатоглавья, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов - вот то новое, что древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянной архитектуры. Киевский Софийский собор стал образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.
Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры. Сооружение главного собора - Успенская церковь - была важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г.., А сегодня она восстановлена. Чуть позже в том же монастыре была построена впечатляющая своей красотой и пропорциональностью надвратная церковь
На рубеже XI-XII вв. недалеко от храма Святой Софии был построен собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхий. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предыдущих эпох, разрушили во времена советской власти в тридцатые гг. ХХ в. Независимая Украина возобновила свою святыню. тогдашняя власть причину разрушения Михайловского собора сформулировала так: "в связи с реконструкцией города". Сейчас украинское правительство осуществляет ряд мероприятий для возврата уникальных мозаик Михайловского собора из России, куда они были ранее вывезены.
Не менее интересные архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись в ХII-XIII вв. , В эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов, развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связана с местной народным творчеством. Архитекторы переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыни - на кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земли - на белый камень.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Kul-tu...i_Rusi01?page=13


22.11.17
[1]
переходы:5
Культура Киевской Руси
монастырям, главным из которых был Киево-Печерский (1051). Монашество, или "черный" духовенство, наиболее полно и наглядно воплощало идеи отречения от мирской суеты, искупления грехов, служение Богу. Монахи, в отличие от церковных людей, живших прежде всего за счет собственного труда, а не за счет подаяний от прихожан, давали обет безбрачия. Жизнь первых киевских монахов - Антония, Феодосия Печерского и др. - Было исключительно тяжелым, наполненным изнурительной физической работой, самоограничениями, молитвами. Позже появляются настоящие подвижники монашества - монахи-отшельники, которые осуществляли аскетические подвиги: Дамиан, Иван-Отшельник, князь Святоша и др. Систематические посты становятся нормой не только для монахов, но и для всех верующих. Есть жирную пищу, например, в Великий пост стало считаться греховным. В XIII в. в Киевской Руси было около 50 монастырей, из них семнадцатого самом Киеве. Высшие должности в церковной иерархии занимает только "черное" духовенство.
Постепенно христианство охватило все сферы жизни человека. Уже во времена княжения Ярослава Мудрого митрополит Илларион трактовал божественную благодать как общественную норму, закон. В обществе распространяются идеалы любви к ближнему, смирение и всепрощение, которые ориентировали человека на послушание. Первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, которые приняли мученическую смерть от Святополка Окаянного.
Принятие христианства имело для Руси, при всей противоречивости последствий его для страны и народа, огромное положительное значение. Укреплялся новый феодальный строй. В идеологии множество местных культов заменялась культом единого Бога. Централизованная организация священнослужителей - церковь, подчиненная власти великого князя, служила укреплению его положения неограниченного монарха
Единство религии с другими европейскими странами делала Киевскую Русь частью мирового христианского общества. Несмотря на политические противоречия, христианство сблизило Русь с Византией - наиболее развитой феодальной государством с развитой культурой. Принятие христианства сказалось на всем духовной жизни общества, привело к значительному его обогащения.
Письменность у восточных славян появилась примерно еще в первой половине IХ в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Kul-tura_Kievskoiy_Rusi01?page=6