allr.genskov.ru



Марко Лукич Кропивницкий

Сортировать: по оценкам | по дате
12.12.17
[3]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
С именем М. Кропивницькогоповьязани создания украинского профессионального театра и следующий этап розвиткуреалистичнои драматургии. Выдающийся актер, режиссер, энергичный организатортеатральнои дела, талантливый композитор и писатель-демократ, он вместе с М. Старицкого, И. Карпенко-Карим, И. Франко создавал литературную основу утвердженняй развития украинского театра. Произведения М. Кропивницкого, по словам И. Франко, «уверяют ему в истории украинского театра не только имя одного из его отец, но также в истории нашей литературы имя выдающегося драматичногоавтора».
Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая 1840 в с. Бежбайраки на Херсонщине. «Эпоха, в которую пришлось мне нырнуть с головой, есувора и безошибочна указание всего моего существования и всей моей работы», - отмечал «Автобиографии» писатель под конец жизни. Отец его - «человек труда, трудамозольного», - хотя и достиг кажущемся обилии и положения в обществе, не приживсяв барской среде, а его должность управляющего барских имений НЕ гарантувалани моральной, ни материальной устойчивости ему и его семье. Детство М. Кропивницкого мало чем отличалась от жизни крестьянских детей.
Разносторонняя природная одаренность будущего художника оказалась еще в детстве, когда он «Сочинял сам песни, писал стихи и обладал замечательнойпамятью». И образование получал он без всякой системы - то в частной школишляхтича Рудьковского, то в Елисаветградском училище. Нормальное обучение стало возможным лишь в Бобринецкой уездной школе, которую юноша закончил с похвальнимлистом. Мать учила его музыки, разучивала с ним разные вокальные партии. В этот часми. Кропивницкий участвовал в любительском кружке, в котором ставили пьесиукраинських и российских драматургов
С 1862 г.. М. Кропивницкий посещает занятия на юридических факультете Киевского университета как свободный слушатель. Во враженнямодниеи из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он пишет пьесу «Никита Старостенко». Это был произведение неопытного автора (впоследствии он сам критичнооцинив эту попытку), полный внешних сценических эффектов и «ужасных» страстей. Даже в доработанном виде под названием «Дай сердцу волю, заведет в неволю» цяпьеса вызвала негативную оценку И. Франко. Теперь она известна в варианте, якийзазнав многочисленных фундаментальных авторских доработок и отмечается жизненностью, оригинальностью конфликта, социальной остротой.
Истинное видображеннянових явлений социальной жизни украинского села в первые пореформенные десятилетия, когда еще сохраняются ощутимые остатки и живые свидетели барщины и уже посилюетьсякласова дифференциация крестьянства, образы крестьян-тружеников - Семена, Дарьи, Ивана, наделенных глубокими и серьезными чувствами, дают основания отнести цюпобутово-реалистичную мелодраму направлению критического реализма.
Так и незавершившы по разным причинам образования, М. Кропивницкий пополнял свои знаннясамостийно, особенно с переездом в Елисаветград, куда в 1865
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=0


12.12.17
[2]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
Даже в последние годы жизни, вынужден через резкое ухудшение состояния здоровья поселиться на хуторе Уют, Кропивницкий достаточно частовиижджав участвовать в спектаклях, продолжал писать пьесы, намагаючисьпорушуваты злободневные, острые темы тогдашней жизни. Его хвилюютьподии 1905; в одном из писем он мечтает о тех временах, когда правда преодолеет несправедливость и можно будет «хоть разок вздохнуть свободным воздухом, услышать свободное пение« Марсельезы »».
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=6


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
зкалитою, или же неожиданное сватовство ", их персонажи - люди состоятельные и заклопотаниголовним образом узколичных, бытовыми делами. Но и здесь заметна схильнистьавтора к социальным вопросам.
Важным этапом в творческом життиКропивницького и истории украинского театра были его гастроли 1875 уГаличини, где, работая актером и режиссером театра общества «Русская беседа», виндоклав усилий к изменениям в репертуаре и художественном стиле театра, в приближении его дореализму и народности. В этом он опирался в значительной степени на достижения русской реалистической драмы.
После отмены (1881) запрещения украинского театра (хотя еще остались многочисленные ограничения и оговорки) начали возникать украинськитрупы - в Киеве, Харькове, Одессе. И работа в них не удовлетворяла Кропивницкого, который стремился кардинальных изменений в сценическом творчестве. В 1882 г.. Он организовуесвою труппу, примерно через год сливается с труппой М. Старицкого, деКропивницький становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в историиукраинського профессионального театра, на сцене которого выступали, определяя его творчеобличчя, М. Заньковецкая, М.
Сборник произведений М. Кропивницкого, вышедшей в Киеве в 1882 г.., Включала пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Мироед, или Паук» и «Невольник». Приветствуя появление этого издания как свидетельство и одновременно один из факторов развития украинского театра, И. Франко выразили и целый ряд претензий к автору («Заря», 1883, № 13) за йогоманеру усложнять композицию произведения «лишними» сценами и персонажами
Франковидзначив как поэтичность и правдивость картин в пьесе «Дай сердцу волю. . . », Так и« печальную историю разрушения бедных людей через одного деруна, ростовщика, правдивогокулака-мироеда ». Образом Иосифа Бычка в драме «Мироед, или Паук» видкривКропивницький галерею украинских «чумазых» как «очень серьезное и опасное явлениетекущей жизни Малороссии». «Это, - писал Кропивницкий, - кулак новой формации, воспитанный на началах национальной травли, в школах человеконенавистничестве. . .
Литературное творчество Кропивницькоговидбивае его неустанный поиск, постоянные эксперименты в жанрово-стилевой сфере. Каждый из его произведений имеет несколько вариантов, между которыми временной разрыв неридкорозтягуеться на годы, из-за чего и различия между ними весьма существенны.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=1


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
Несмешные комедии Кропивницкого принадлежат к типологичногоряду произведений, которые в свое время дали основания А. Скабичевский определить своериднистьросийськои комедии, прежде всего - Островского. В отличие от европейской комедиизвичаив, в частности Мольера, замечал критик, в российской комедии персонажи, являются носителями противоположных нравственных норм, ведут беседу, не замечая, что они говорятьзовсим на разных языках, о разных предметах, не понимая друг друга. Это касается как основного конфликта произведений Кропивницкого, так и побочных.
В изображении семейных конфликтов, через которые как ихсправжня первопричина отчетливо просвечивают актуальные социальные проблемы, Кропивницкий ближе всего подходит к новой драмы, хотя и в выборе материала, и в средствах развертывания конфликта, то есть во внешнем проявлении внутренней думкитвору, он остается верным традиции. Эти особенности творчества писателя вводятьии в контекст европейской драматургии, где именно в 70-90-е гг. На первый план выдвигаются социальные и нравственные проблемы: обличительное реалистичное зображеннядийсности в произведениях Г. Ибсена, Г.
Драматург размышляет над трагедиеюжинкы и в тех произведениях, где она выступает как второстепенный персонаж - независимо виджанру. Слова «тут еще живое место» говорят своим мужчинам, которые пытают их, ипозасценична героиня водевиля «Дошел до ума», и Зинка в трагедии «Две семьи». В веселой «комедии с песнями» «Джигун» спокойно, почти с улыбкой, как о щосьцилком обыденное, рассказывает человек, как он бил свою жену: «.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=5


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
системы художественных средств (в частности, развертывание конфликта навкологоловного героя или главной пары, которым противопоставлены другие персонажи). Згодомзьявляються пьесы, в которых конфликт несколько разветвляется, теряя единственный центррозвитку действия, но само действие еще развивается в одном направлении. В драмах «Где зерно, там и полова» («Две семьи») (1888), «сумасброд» (1889), «Олеся» (1891), «Передволею» (1899), «Кавардак» (1906) наряду с основным конфликтом розгортаетьсядодаткова сюжетная линия, которая не только способствует его углублению, но и имеет своюидейно-эстетическую значимость.
В отличие от Чехова, который полностью переносил конфликт во внутреннюю жизнь персонажей, Кропивницкий постоянно заботился о сценичность своих произведений. Своеобразное отражение находит у него осознанная в этот период багатьмаписьменникамы России общественная потребность в публицистической заостренности искусства: драматург неоднократно предоставляет героям возможность открыто выражать свои взгляды, давать оценку различным общественным явлениям, событиям, поступкам. В ряде произведений сценувиводиться большая группа людей, которая слушает речи на общественно-политические темы. Заметно увеличивается количество действующих лиц и сокращается расстояние между головными второстепенными. Это ведет к разветвлению основного сюжета и возникновения килькохризнопланових (социальный, моральный, бытовой) конфликтов, спивиснуютьпаралельно, время от времени пересекаясь, а под конец произведения сходясь в одинвузол, получая общую или по крайней мере одновременную развязку. Так, на структуру пьесивпливае стремление ее автора отвечать на запросы времени, так переплетаются в его произведениях традиционные и новейшие средства.
В некоторых из них имеются признаки трагикомедии, которая была новым для того часужанровим образованием, а главные персонажи - новоявленные господа из вчерашних мужиков, время и из бывших крепостных - изображены сатирическими красками. Незлобивый ирониеюпозначено комедию «Лысый» (1908), названную автором драмой. Среди авторськихжанрових определений есть и «этюд» (одноактную «По ревизии», «Беда не кожномулихо..."), Идейно-тематически связан с драмами писателя.
Прагненнядраматурга к жанровой разнообразия с целью полнее отразить складнистьжиття и вместе с тем сюжетной изобретательностью привлечь зрителя в театр знайшлосвий проявление и в двух последних его произведениях, обозначенных трагедийностью. В драме «Казнена сила» (1903) герой, оказавшись «на дне» общества, отчаянно, алемарно сопротивляется жестоким обстоятельствам и в конце погибает, задавленный ними (здесь звучитьновий для писателя мотив расплаты за совершенное преступление). Финал пьесы «Зерно иполова» представляется неожиданным, и гибель честного человека от руки жандарма (забунт) вполне закономерна.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=2


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
власнугиднисть. Начиная с Гордея Поваренков («Пока солнце взойдет..."), Подобный персонажчас от времени появляется в украинской драматургии в противовес трагическим образамбезталанних героинь. Соотношение трагического и комического в творчостиКропивницького, следовательно, находится в постоянном диалектическом зависимости от объекта и способа его отображения.
Уже в первом водевиле Кропивницкого - «Помирились» - произведении вроде чисто развлекательного жанра-И. Франко не випадковопобачив черные, возможны только в душной атмосфере русской жизни и темнотикартины, которые свидетельствуют о тенденции автора к обобщениям социального характера. Традиционный мольеровской сюжет о ловком слугу и простоватого господина уводевили «Остались в дураках» показал «настоящий сатирический талант» драматурга тайого способность «художественной рукой соткать несколько фигур, живьем выхваченных из жизни» (27, 233). Приобретенный в этих произведениях опыт дает возможность Кропивницькомуствориты блестящий образец социальной сатиры - этюд «По ревизии». Зображеннядуховнои пустоты сельского «начальства» - старшины и писаря, - под властью якогоперебувають сотни людей, обнаруживает родство с сатирической традиции Гоголя. Высмеивая забавные, давно отжившие обычаи, мелкие человеческие недостатки, которые приводят докомичних недоразумений, а порой и к драм, обязательно завершаются щасливимфиналом, Кропивницкий даже в таких незлобивый комедиях, как «За сиротой и бог зкалитою. . . »,« Усы »,« Джигун »,« обманщица »,« Лысый »,« Ошибка провзойшла », непроминае случаю посмеяться с старшины или писаря, подчеркнуть моральный вищистьбидняка над богачом. Наибольшей силы сатирического обличения достигает он, показуючидеморализуючий влияние богатства на людей
Трагикомическая ситуация, положенная в основу пьесы «Чмырь» («чумазых»), мастерски использована драматургом для того, чтобы показать социальную и духовную несовместимость, неконтактность тружеников ипаразитив. Пока жил своим трудом небогатый крестьянин Демко Пшинка, до бувнормальною человеком, мелкие недостатки которой компенсировались здравым смыслом йкритицизмом, умелостью рук, ощущением нужности своего труда. В словах Демка: «Чем более человек богатеет, тем глупее делается», потому что «и копейка ним овладае таопануе, что он, как замакитрений, сделается», уже в первой яви закладывается зернойого будущей судьбы. Неожиданно на него сваливается колоссальное, по его представлениям, богатство - наследие от умершего в городе брата - и с нимвидбуваеться то, о чем он говорил. Пытаясь во что перенять внешние формипанського жизни и прикладывая к ним непонятное для него понятие «усякиобразования», Демко подобно персонажам комедии Островского «Не в свои сани несидай» оказывается действительно в глупом положении. Неграмотного Демка спритнообкрадае хитрый лавочник.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=4


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
Живучесть крепостнической и соответственно рабской психологии, разрушение «дворянских гнезд» и вытеснение дворянства растущей сельской буржуазией, обогащение кулака - «чумазого» - и наступление его на крестьянство, хищническая конкуренцияйого с себе подобными, русско-японская война и влияние ее на жизнь народа, революционные беспорядки на селе - такие темы поднимала драматургия Кропивницкого. Актуальность их бесспорная, как и важность моральных проблем жизни творческой интеллигенции, ее взаимоотношений с «толпой», поставленных в драме «Беспочвенникы» такомедии «Нашествие варваров». Большинство его пьес сразу подвергалась заборонуцензуры и долгие годы пробивалась к сцене. Время от времени писатель обращался доинсценизации и переработки известных литературных произведений («Невольник» по Шевченко, «Вий» и «Пропавшая грамота» по Гоголю, «Вергилийова Энеида», «Чайковский, абоОлексий Попович» по Гребинкой, «Пидгоряны» по Гушалевич, « усы »по Стороженко,« Хоть с моста в воду председатель "за Мольеровим« Жоржем Данден »).
Под конец жизни Кропивницкий создал две пьесы для детей, используя мотивинародних сказок («Ивасик-Телесик», «По щучьему велению»). Органическая связь йогодраматургии с фольклором проявляется как в исходных позициях писателя, который, отстаивая народное понимание добра и зла, всегда был на стороне бедных и обиженных, так и в отражении в языке персонажей точного народного слова, юмора. В 70-80 гг. Он часто обращается и к песням, но со временем уплотняется художественная ткань его произведений и для песен, как и для разного рода этнографических вставок, а не лишаетьсямисця.
Внешнее развертывания конфликта в пьесах Кропивницькоговидбуваеться преимущественно в сфере семейно-бытовой, но суть их заключается в художественном осмыслении и обобщении острых социальных проблем, досягаетьсямайстерним изображением характеров
Хрестоматийными стали фигуры эксплуататоров, сельских мироедов - Иосифа Бычка («Мироед, или Паук»), Насти и Самрося Жлудив («Две семьи»), Балтыз («Олеся»), стакан («На руинах»), Супонев и Торохтия («Тяжелая век») - новых алчных и коварных претендентов на роль господаривжиття.
В изображении барства Кропивницкий прибегает к довольно складноисуспильно-психологической градации. И от либерализма Горновая, как и видрозбещености, жестокости Воронов («Пока солнце взойдет..."), От никчемностиНарцисы Павловны и спеси ее дочери Надежды («Заиленные источники»), один шаг долицемирства бессердечного крепостника Пидгайного («Перед волей»). Внешне деликатнийпомищик Деревицкий в конце 1905 надеется «остановит искренней разговором иусовистить» возбужденных революционными настроениями крестьян. Но и деликатность логичнозумовлена ​​сложностью обстановки и вовсе не противоречит его собственническим интересам («Тяжелая сутки»).
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=3


12.12.17
[1]
переходы:3
Марко Лукич Кропивницкий
власнугиднисть. Начиная с Гордея Поваренков ( «Пока солнце взойдет..."), Подобный персонажчас от времени появляется в украинской драматургии в противовес трагическим образамбезталанних героинь. Соотношение трагического и комического в творчостиКропивницького, следовательно, находится в постоянном диалектическом зависимости от объекта и способа его отображения.
Уже в первом водевиле Кропивницкого - «Помирились» - произведении вроде чисто развлекательного жанра-И. Франко не випадковопобачив черные, возможны только в душной атмосфере русской жизни и темнотикартины, которые свидетельствуют о тенденции автора к обобщениям социального характера. Традиционный мольеровской сюжет о ловком слугу и простоватого господина уводевили «Остались в дураках» показал «настоящий сатирический талант» драматурга тайого способность «художественной рукой соткать несколько фигур, живьем выхваченных из жизни» (27, 233). Приобретенный в этих произведениях опыт дает возможность Кропивницькомуствориты блестящий образец социальной сатиры - этюд «По ревизии». Зображеннядуховнои пустоты сельского «начальства» - старшины и писаря, - во власти якогоперебувають сотни людей, обнаруживает родство с сатирической традиции Гоголя. Высмеивая забавные, давно отжившие обычаи, мелкие человеческие недостатки, которые приводят докомичних недоразумений, а порой и к драм, обязательно завершаются щасливимфиналом, Кропивницкий даже в таких беззлобного комедиях, как «За сиротой и бог зкалитою. . . »,« Усы »,« Джигун »,« обманщица »,« Лысый »,« Ошибка провзойшла », непроминае случаю посмеяться с старшины или писаря, подчеркнуть моральную вищистьбидняка над богачом. Наибольшей силы сатирического обличения достигает он, показуючидеморализуючий влияние богатства на людей
Трагикомическая ситуация, положенная в основу пьесы «Чмырь» ( «чумазых»), мастерски использована драматургом для того, чтобы показать социальную и духовную несовместимость, неконтактность тружеников ипаразитив. Пока жил своим трудом небогатый крестьянин Демко Пшинка, до бувнормальною человеком, мелкие недостатки которой компенсировались здравым смыслом йкритицизмом, умелостью рук, ощущением нужности своего труда. В словах Демка: «Чем более человек богатеет, тем глупее делается», потому что «и копейка ним овладае таопануе, что он, как замакитрений, сделается», уже в первой яви закладывается зернойого будущей судьбы. Неожиданно на него сваливается колоссальное, за его представлениям, богатство - наследие от умершего в городе брата - и с нимвидбуваеться то, о чем он говорил. Пытаясь во что перенять внешние формипанського жизни и прикладывая к ним непонятное для него понятие «усякиобразования», Демко подобно персонажам комедии Островского «Не в свои сани несидай» оказывается действительно в глупом положении. Неграмотного Демка спритнообкрадае хитрый лавочник.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mark_Lukich_Kropivnickiiy?page=4