allr.genskov.ru



Марк Лукич Кропивницкий

Сортировать: по оценкам | по дате
20.10.17
[2]
переходы:5
Марк Лукич Кропивницкий
С именем М. Кропивницькогоповьязани создания украинского профессионального театра и следующий этап розвиткуреалистичнои драматургии. Выдающийся актер, режиссер, энергичный организатортеатральнои дела, талантливый композитор и писатель-демократ, он вместе с М. Старицким, И. Карпенко-Карим, И. Франко создавал литературную основу утвердженняй развития украинского театра. Произведения М. Кропивницкого, по словам И. Франко, «уверяют ему в истории украинского театра не только имя одного из его отец, но также в истории нашей литературы имя выдающегося драматичногоавтора».
Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая 1840 в с. Бежбайраки на Херсонщине. «Эпоха, в которую пришлось мне нырнуть с головой, есувора и безошибочна указание всего моего существования и всей моей работы», - отмечал «Автобиографии» писатель под конец жизни.
Разносторонняя природная одаренность будущего художника оказалась еще в детстве, когда он «Сочинял сам песни, писал стихи и обладал замечательнойпамятью». И образование получал он без всякой системы - то в частной школишляхтича Рудьковского, то в Елисаветградском училище. Нормальное обучение стало возможным лишь в Бобринецкой уездной школе, которую юноша закончил с похвальнимлистом. Мать учила его музыки, разучивала с ним разные вокальные партии. В этот часми.
С 1862 г.. М. Кропивницкий посещает занятия на юридических факультете Киевского университета как свободный слушатель. Во враженнямодниеи из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он пишет пьесу «Никита Старостенко». Это был произведение неопытного автора (впоследствии он сам критичнооцинив эту попытку), полный внешних сценических эффектов и «ужасных» страстей. Даже в доработанном виде под названием «Дай сердцу волю, заведет в неволю» цяпьеса вызвала негативную оценку И. Франко.
Истинное видображеннянових явлений социальной жизни украинского села в первые пореформенные десятилетия, когда еще сохраняются ощутимые остатки и живые свидетели барщины и уже посилюетьсякласова дифференциация крестьянства, обиды крестьян-тружеников - Семена, Дарьи, Ивана, наделенных глубокими и серьезными чувствами, дают основания отнести цюпобутово-реалистическую мелодраму направлению критического реализма.
Так и незавершившы по разным причинам образования, М. Кропивницкий пополнял свои знаннясамостийно, особенно с переездом в Елисаветград, куда в 1865 было переведеноповит и где были библиотеки. Там он и И.Тобилевич «знакомились понемногу зСмайльсом, Робертом Оуэном, Джоном Стюартом, Миллем, Спенсером, Молешотт и другими; читали кое-что и из Шекспира, Байрона, Гете, Гейне, Дюма, Жорж Санд, Теккерея ».
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Mark_Lukich_Kropivnickiiy


20.10.17
[2]
переходы:5
Марк Лукич Кропивницкий
Даже в последние годы жизни, вынужден через резкое ухудшение состояния здоровья поселиться на хуторе Уют, Кропивницкий достаточно частовиижджав участвовать в спектаклях, продолжал писать пьесы, намагаючисьпорушуваты злободневные, острые темы тогдашней жизни. Его хвилюютьподии 1905; в одном из писем он мечтает о тех временах, когда правда преодолеет несправедливость и можно будет «хоть разок вздохнуть свободным воздухом, услышать свободное пение« Марсельезы »».
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Mark_Lukich_Kropivnickiiy?page=6


20.10.17
[1]
переходы:5
Марк Лукич Кропивницкий
власнугиднисть. Начиная с Гордея Поваренков («Пока солнце взойдет..."), Подобный персонажчас от времени появляется в украинской драматургии в противовес трагическим образамбезталанних героинь. Соотношение трагического и комического в творчостиКропивницького, следовательно, находится в постоянном диалектическом зависимости от объекта и способа его отображения.
Уже в первом водевиле Кропивницкого - «Помирились» - произведении вроде чисто развлекательного жанра-И. Франко не випадковопобачив черные, возможны только в душной атмосфере русской жизни и темнотикартины, которые свидетельствуют о тенденции автора к обобщениям социального характера.
Трагикомическая ситуация, положенная в основу пьесы «Чмырь» («чумазых»), мастерски использована драматургом для того, чтобы показать социальную и духовную несовместимость, неконтактность тружеников ипаразитив. Пока жил своим трудом небогатый крестьянин Демко Пшинка, до бувнормальною человеком, мелкие недостатки которой компенсировались здравым смыслом йкритицизмом, умелостью рук, ощущением нужности своего труда. В словах Демка: «Чем более человек богатеет, тем глупее делается», потому что «и копейка ним овладае таопануе, что он, как замакитрений, сделается», уже в первой яви закладывается зернойого будущей судьбы.
«Чмырь» - одна из самых совершенных пьесКропивницького. Стремительность развертывания действия, остроумие ситуаций, лаконизм и точность диалогов, яркость характеров, как и недвусмысленность морального позицииавтора, делают ее привлекательной для театра и по сей день.
Упьеси Кропивницкого «Мамаша» можно видеть образец того «нового типа комедии», о котором рассуждал Б.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Mark_Lukich_Kropivnickiiy?page=4


20.10.17
[1]
переходы:5
Марк Лукич Кропивницкий
мог ошибаться в оценке определенного общественного явления (например, возлагая надежды на земледельческо-ремесленной артель в драме «Конон Блискавиченко»), но гуманистический идеал - ведущий для драматурга. С позиций этого идеала и следует рассматривать два основных мотива, которые то взаемопереплитаються и усиливают друг друга, то выходят на первый план в пьесах разных жанров: разрушение особистостипид влиянием обстоятельств и судьба женщины в этих обстоятельствах.
Живучесть крепостнической и соответственно рабской психологии, разрушение «дворянских гнезд» и вытеснение дворянства растущей сельской буржуазией, обогащение кулака - «чумазого» - и наступление его на крестьянство, хищническая конкуренцияйого с себе подобными, русско-японская война и влияние ее на жизнь народа, революционные беспорядки на селе - такие темы поднимала драматургия Кропивницкого.
Под конец жизни Кропивницкий создал две пьесы для детей, используя мотивинародних сказок («Ивасик-Телесик», «По щучьему велению»). Органическая связь йогодраматургии с фольклором проявляется как в исходных позициях писателя, который, отстаивая народное понимание добра и зла, всегда был на стороне бедных и обиженных, так и в отражении в языке персонажей точного народного слова, юмора. В 70-80 гг.
Внешнее развертывания конфликта в пьесах Кропивницькоговидбуваеться преимущественно в сфере семейно-бытовой, но суть их заключается в художественном осмыслении и обобщении острых социальных проблем, досягаетьсямайстерним изображением характеров
Хрестоматийными стали фигуры эксплуататоров, сельских мироедов - Иосифа Бычка («Мироед, или Паук»), Насти и Самрося Жлудив («Две семьи»), Балтыз («Олеся»), стакан («На руинах»), Супонев и Торохтия («Тяжелая век») - новых алчных и коварных претендентов на роль господаривжиття.
В изображении барства Кропивницкий прибегает к довольно складноисуспильно-психологической градации. И от либерализма Горновая, как и видрозбещености, жестокости Воронов («Пока солнце взойдет..."), От никчемностиНарцисы Павловны и спеси ее дочери Надежды («Заиленные источники»), один шаг долицемирства бессердечного крепостника Пидгайного («Перед волей»). Внешне деликатнийпомищик Деревицкий в конце 1905 надеется «остановит искренней разговором иусовистить» возбужденных революционными настроениями крестьян.
Много общего в Леониде Загривого («Олеся») таСмородини («На руинах») - бывших владельцах крупных имений, убранных в рукихнимы вчерашними лакеями.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Marko_Lukich_Kropivnic-kiiy?page=3