allr.genskov.ru



Медицина в Киевской Руси

Сортировать: по оценкам | по дате
22.11.17
[2]
переходы:0
Медицина в Киевской Руси
достопримечательности тех времен, представляет собой свод правил о различных обязанности человека, совсем нет светской медицины, и весь раздел, посвященный тому, «яко лечиться», полностью основывается на христианско-монастырских взглядах в области медицины. «Если Бог пошлет на кого болезнь или какую слабость, то лечиться Божьей милости, и слезами, и молитвами, и постом, и лаской к бедным, и искренним раскаянием». Медицинская помощь в монастырских больницах заключалась в применении целебных трав и мазей. Сюда относился и уход, который получали больные в монастырских общинах в виде регулярного питания, чистой одежды и белья, промывания ран и хорошего успокоительного слова. Лечение сопровождалось религиозными обрядами, такими как молебен, помазание елеем и тому подобное. Древнерусские монастыри были также центрами культуры. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (монахами были летописцы Никон, Нестор и т.д.). Написанные на пергаменте, эти книги дошли до наших дней. Многие древнерусских монастырей были центрами образования, в них обучали медицине по греческим и византийскими рукописями. В процессе перекладывания рукописей с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, в основе которых лежал опыт русского народного лечения. Небольшое количество литературных памятников юридического, повествовательного содержания, дошедшие до нас со времен Киевской Руси-Украины, свидетельствует о широком кругозоре их авторов, осведомленность с трудами выдающихся ученых Запада и Востока. В Кирилло-Белозерском монастыре было найдено рукопись XV в. «Галиново на Иппократе» комментарий Галена к труду Гиппократа, очевидно, перевод с греческого языка. В те времена были и специальные работы медицинского содержания, в которых подавались свидетельства о лечении болезней, исходя из многовекового эмпирического опыта нашего народа, и по письменным источникам «Асклиповим и Галина» (от Асклепия и Галена), как в тогдашних источниках называли медицинскую литературу, которая попадала к нам из других стран.
Среди тогдашних работ энциклопедического характера, в которых много сведений медицинского содержания, особое место занимает «Изборник Святослава», переведенный в Х в
В «Изборнике» медицина рассматривается как мастерство самого высокого порядка. Для распознавания болезни и успешного лечения ее врачу следует подробно знать условия жизни больного: «Осмотр жизни его, хожения, седания, едения и всего обычая его пыта».
В Изборнике находим советы, как лечить желудочно-кишечные расстройства, кожные болезни, а также описание некоторых уродливости рака. Из лекарственных средств упоминается белена, болиголов, полынь, уксус, мед, желчь, медь, прижигание железом. Большое внимание уделяется советам по питанию, подчеркивается особое значение для здоровья постоянного поддержания бодрости "печаль далече отрини от себя, да невскоре состареешися".
Медицина времен Киевской Руси-Украины имела несколько направлений, в частности процветала хирургия как важнейшая отрасль практического лечения.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Medicina_v_Kiyivs-kiiy_Rusi?page=2


22.11.17
[2]
переходы:7
Медицина в Киевской Руси
достопримечательности тех времен, представляет собой свод правил о различных обязанностях человека, вовсе нет светской медицины, и все раздел, посвященный тому, «яко лечиться», полностью основывается на христианско-монастырских взглядах в области медицины. «Если Бог пошлет на кого болезнь или какую слабость, то лечиться Божьей милости, и слезами, и молитвами, и постом, и лаской к бедным, и искренним раскаянием». Медицинская помощь в монастырских больницах заключалась в применении целебных трав и мазей. Сюда относился и уход, который получали больные в монастырских общинах в виде регулярного питания, чистой одежды и белья, промывания ран и доброго успокоительного слова. Лечение сопровождалось религиозными обрядами, такими как молебен, помазание елеем и тому подобное. Древнерусские монастыре были также центрами культуры. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (монахами были летописцы Никон, Нестор и т.д.). Написаны на пергаменте, эти книги дошли до наших дней. Многие древнерусских монастырей были центрами образования, в них учили медицине за греческими и византийскими рукописями. В процессе перекладывания рукописей с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, в основе которых лежал опыт русского народного лечения. Небольшое количество литературных памятников юридического, повествовательного содержания, дошедшие до нас со времен Киевской Руси-Украины, свидетельствует о широком кругозоре их авторов, знание трудами выдающихся ученых Запада и Востока. В Кирилло-Белозерском монастыре было найдено рукопись XV в. «Галиново на Иппократе» комментарий Галена к труду Гиппократа, очевидно, перевод с греческого языка. В те времена были и специальные труды медицинского содержания, в которых подавались свидетельства о лечении болезней, исходя из многовекового эмпирического опыта нашего народа, и по письменным источникам «Асклиповим и Галина» (от Асклепия и Галена), как в тогдашних источниках называли медицинскую литературу, которая попадала к нам из других стран.
Среди тогдашних работ энциклопедического характера, в которых много сведений медицинского содержания, особое место занимает «Изборник Святослава», переведенный в Х в
В «Изборнике» медицина рассматривается как мастерство самого высокого порядка. Для распознавания болезни и успешного лечения ее врачу следует подробно знать условия жизни больного: «Осмотр жизни его, хожения, седания, едения и всего обычая его пыта».
В Изборнике находим советы, как лечить желудочно-кишечные расстройства, кожные болезни, а также описание некоторых уродливости рака. Из лекарственных средств упоминается белена, болиголов, полынь, уксус, мед, желчь, медь, прижигание железом. Большое внимание уделяется советам относительно питания, подчеркивается особое значение для здоровья постоянного поддержания бодрости "печаль далече отрини от себя, да невскоре состареешися".
Медицина времен Киевской Руси-Украины имела несколько направлений, в частности процветала хирургия как важнейшая отрасль практического лечения.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Medicina_v_Kiyivs-kiiy_Rusi?page=2


22.11.17
[1]
переходы:0
Медицина в Киевской Руси
Введением в лечебную практику многих средств растительного и врачебную деятельность монаха Агапита, который по свидетельству «Киево-Печерского патерика», имел большую популярность среди всех слоев населения древнего Киева. Кто же он, этот легендарный врач? Где учился искусству исцеления людей? Единственным источником для исследования медицинской деятельности Св. Агапита (как и других монахов) является «Киево-Печерский патерик».
Агапит - киевлянин, пришел в монастырь еще в Антония. К сожалению, год не указан. Неизвестна и дата рождения Агапита, нет сведений о прошлом его жизни. «Патерик» рассказывает, что и в подвижничестве, и во врачебном деле Агапит подражал Антония.
Сердечное, искреннее отношение Агапита к больным, скромность, бескорыстие (денег за лечение он не брал) снискали ему славу и уважения народа. Над мощами святого находится икона "Прп. Агапит, врач безмездного ", то есть бескорыстный.
«Киево-Печерский патерик» описывает некоторые случаи лечения Агапитом не только простых людей, но и бояр, князей и их семей. При этом Агапита изображено принципиальным врагом славолюбия. В то время заболел Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах. Умирающий князь шлет в Киев Агапитом. Тот, узнав все симптомы болезни, выслал ему зелье, зная "каким зелием лечись какой недугов". Выпив это лекарство, князь быстро выздоровел и встал со смертного одра. После всех этих событий Владимир Мономах едет в Киев к Агапита, чтобы отблагодарить его за свое исцеление и подарить один из своих имений
Услышав об этом, Агапит спрятался в пещерах в своей келье. Князь тогда заслал боярина своего в пещеру к Агапита с большими дарами врачу. Агапит отказался их принять и предложил эти дары раздать нищим, а плодовое отнести к монастырской больнице, что и было выполнено. О методах, которыми пользовался Агапит (он лечил в основном травами), то в те времена каждый «лечец» сам изготавливал лекарства, был носителем и опыта, и секретов своих предшественников. Агапит славился также умением подбирать продукты питания для больного. Кроме того, он пользовался средствами, ввезенными из других стран. Так, когда врач армянин посетил Агапита, то нашел у него «зелие», о котором сказал: «Несть это от наших зелий, но мню яко се от Александрии приносят». Интересно, что на ладонях Св. Агапита были найдены остатки меди и пыльца растений из берегов бывшей Византии. Считается, что это составные части лекарств древнего украинского врача. Вообще, интересными были взаимоотношения между Агапитом и Армянином, который в совершенстве владел всеми способами диагностики и прогнозом болезней, мог по «жилобиению» (по пульсу) предусмотреть течение заболевания.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Medicina_v_Kiyivs-kiiy_Rusi?page=3


22.11.17
[1]
переходы:1
Медицина в Киевской Руси
св. Афанасием «больница больных совета», и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижников Печерских, которые прославились своим врачебным искусством. На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и лечения больных, как Антоний Преподобный, Дамиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и тому подобное. Многие праведных «лечцы» жило в Киеве во времена Ярослава Мудрого, при дворе князя Всеволода Ярославича и его сына Владимира Мономаха.
Антоний Преподобный И основатель Киево-Печерского монастыря, много лет провел в Афонском монастыре, где и усвоил медицинские знания. Антоний Й этот «пречудный врач», как именует его монастырская хроника, лично ухаживал за больными, которых лечил, давал им «вкушать» целебный «зелья». Служением ближнему преподобный Антоний получил пылкую любовь не только простых людей, но и князей. Так, оправившись в Антония, великий князь киевский Изяслав подарил обители верх над пещерами, «игумен же и братия заложила церквей большую и монастырь. . . И с тех пор начал называться Печерский монастырь. . . »Й отмечает летопись.
Нам известный врач и друг черниговского князя Николая Давидовича Петр Сириянина, вступившего с ним 1106 в Печерский монастырь, которого летописец называет «лечець весьма хитр», и который, когда «блаженный князь от трудов сделался больным, готовил ему зелье лечения совета ». Монахи из Киево-Печерского монастыря шли в соседние русские земли, основывали новые монастыри, способствуя тем широкому распространению медицинских знаний, накопленных в стенах Лавры. «От Печерского монастыря Пречистой Богородицы многие епископы поставлены были, и как светила осветили всю русскую землю святым крещением», Й так говорится в древнем сказании о монахах Печерской обители
Монастырская медицина была организатором первых на Руси больниц. Первые упоминания о монастырских больницы относятся к XI в. Они были открыты при монастырях в Переяславе и Киеве на Днепре, впоследствии в Новгороде, Смоленске, Львове. Ни один монастырь на Руси не строился без «госпитальных палат». Монастырские больницы превращались в военные госпитали во время военных действий, осады городов, на карантинные больницы Й во время эпидемий. Так Никоновская летопись свидетельствует, что в XI в. (1091) митрополит Ефрем поставил в Переяславе здание «банную», устроил больницу, где врачи подавали «всем пришельцев бесплатно лечения». Слава о монастырских врачей достигала далеко за пределы их монастырей, даже за пределы земли русской: так, например, митрополита Алексея хан пригласил в орду, чтобы тот вылечил глаза его жены Тайдулы.
С момента своего возникновения монастырская медицина стала на вражеские позиции относительно медицины языческой.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Medicina_v_Kievskoiy_Rusi?page=1


22.11.17
[1]
переходы:5
Медицина в Киевской Руси
Врачебная деятельность Агапита получила отражение в гравюрах XVI - XVII века. Одним из первых иконографический портрет Агапита, напечатанный в «Патерику» (1661), сделал гравер Киево-Печерской Лавры Илья. Сохранились изображения врача в монументальных росписях лаврских храмив.1982 года на фасаде дома бывшей Никольской церкви в память о первом выдающегося врача Украины - Руси установлена ​​бронзовая доска с его барельефным портретом.
Однако изображение Агапита, как правило, разные. Это и понятно: каждый художник пользовался личным пониманием образа древнего врача. В 1986 году московский судмедэксперт С.О.Никитин создал скульптурный портрет Агапита. В основу работы положен метод известного ученого М.М.Герасимова. Агапита изображено с пучком целебной травы.
Хорошо сохранения останков печерских монахов в течение стольких веков постоянно интересовало ученых. Благодаря каким факторам сохранились и мумифицировался похоронены в пещерах останки монахов? Или это - естественный процесс, или искусственное бальзамирования?
Профессиональные комиссии работали в 1922 и 1939 годах. В 1985 году ученые вновь обратились к этой проблеме. Детальные исследования позволили установить рост Агапита Й 166 см, возраст, в котором он умер, Й примерно 60 лет (это совпадает с летописным данным), время захоронения Й конец XI в. Установлено также, что при жизни Св. Агапит страдал артрозоартрит пояснично - грудного отдела позвоночного столба, спондилоартрит, пародонтоз, прихрамывал на правую ногу; от рождения у него нe было мизинца на левой руке.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Medicina_v_Kievskoiy_Rusi?page=4