allr.genskov.ru



Мозг и психика

Сортировать: по оценкам | по дате
20.10.17
[1]
переходы:0
Мозг и психика
Материальный субстрат психики образуют центральная нервная система, головной и спинной мозг (рис. 1). Несомненное влияние на психическую жизнь и его формирование оказывают также эндокринные железы с их гуморальной и химической регуляцией и вегетативная нервная система.
Эндокринная система тесно связана с нервной, поэтому порой говорят о нейрогландулярну систему. Гуморальная регуляция является наиболее ранней, ее высокий центр - гипоталамо-гипофизарной системы. В частности о влиянии эндокринной системы на психическую жизнь свидетельствуют такие данные: повышение секреции щитовидной железы усиливает чувствительность всей нервной системы в периферических и центральных раздражителей, вследствие этого ускоряется протекание психических процессов, их ослабление наблюдается при пониженной функции щитовидной железы. Бурные психические изменения в юношеский период обусловленные собственно половыми гормонами. Управляющий и регулирующий воздействие на психическую жизнь осуществляет головной мозг (рис. 2).
С неврологии известно, что при поражении лобной доли, больной теряет способность к генерализации, его внимание концентрируется на деталях, он становится малоподвижным, нечувствительным, апатичным, порой - депрессивным при повышенной раздражительности. При поражении пристеночной доли часто обнаруживают: потерю навыков чтения, письма, расстройства чувствительности и др
Различают также специфические и неспецифические системы (связь мозговых полей с периферией). В частности, пирамидная система, которая проводит двигательные импульсы, лимбическая, которая обеспечивает эмоциональные процессы.
При психической перегрузке, особенно при эмоциональной реакции страха и розлючености, происходит функциональная мобилизация лимбической системы и подкорковых структур, прежде всего гипоталамуса и ретикулярной формации.
Необходимо также упомянуть о влиянии вегетативной нервной системы (холинергическая и адренергические системы), которая состоит из центров, находящихся в коре головного мозга, особенно в диэнцефалона, продолговатом мозге и префронтальной доле.
Деление на ваготонические (тип добросовестного, озабоченного психастеников с фобиями, потливостью в подмышечных ямках и на ладонях, постоянно мерзнет, ​​имеет низкое кровяное давление и брадикардии) и симпатикотоническом тип (психически скорее легкомысленные, эйфоричны, екстравертровани, со склонностью к гипертонии и тахикардии пикнического лица) в основном отражает и типы психические, обусловленные вегетативной нервной системой.
Адаптационные и регуляционные системы находятся в единстве структуры и функции. Функция, несомненно, зависит от структуры, но с увеличением пластичности растет относительная независимость функции от структуры, а тем самым - и возможность изменения деятельности без изменения структуры.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mozok_i_psihika


20.10.17
[1]
переходы:0
Мозг и психика
заканчивая мышлением, он еще считал, что субстратом психики является сердце. Но уже в древние времена возникли догадки о связи психики с мозгом. Материалистическое понимание психики крепло и развивалось под влиянием достижений естествознания.
Отстаивая зависимость психики от мозга человека, его развития в процессе жизни, подчиненность ее объективным законам, отечественные ученые-демократы XIX в. , Ближе всего подошли к диа- лектику-материалистического понимания вопроса об отношении психического к физическому.
Существенный вклад внесли в науку во 2-й половине XIX в. труды И. Сеченова, идеи которого экспериментально разработал и развил в XX в. И. Павлов, который вместе со своими учениками создал учение о высшей нервной деятельности животных и человека.
Психика - это функция головного мозга, его способность отражать объективную действительность. Научное понимание бытия основывается на признании его материальности. Психика - одно из свойств материи.
В процессе биологической эволюции, которая длилась более миллиарда лет, произошел переход от низших к высшим формам жизни на Земле: возникла и развилась нервная система, стала органом психической деятельности. Нервная система достигла наивысшей степени развития у человека с ее сложными по строению мозгом, сознанием.
Разрабатывая дальше идею рефлекторной работы высших отделов головного мозга, И. Павлов предложил метод объективного исследования нормального их функционирования. Он и его ученики путем применения изобретенного им метода условных рефлексов создали "настоящую физиологию головного мозга".
И. Павлов выходил из материалистического положения И. Сечено- ва о единстве организма и среды. Взаимоотношения организма со средой необходимые для удовлетворения его потребностей, для его жизни и развития. Нервная система играет ведущую роль в обеспечении отношений организма к среде. Последняя участвует в объединении (интеграции) работы всех частей организма и регулирует его связи с внешним миром, его внутреннюю жизнедеятельность.
Нервная система состоит из центральной и периферической. Центральная - головной и спинной мозг, периферическая - спинной мозг и черепно-мозговые нервы, связывающие мозг с внешней средой и внутренними органами (рецепторами, мускулами, железами), а также межпозвонковые нервные узлы и внемозговые части высшей нервной системы.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mozok_i_psihika?page=1


20.10.17
[1]
переходы:0
Мозг и психика
Это изменение соотношения между врожденным и приобретенным в приспособительной деятельности особенно заметна у млекопитающих, в частности собак, высшая нервная деятельность которых, как показали исследования И. Павлова, имеет немало общих черт с высшей нервной деятельностью человека.
Все это свидетельствует о дальнейшем развитии у этих животных их способности отражать объективную действительность. Неопровержимые факты указывают прежде всего на высокое развитие в них различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных и т.п.). Эти ощущения проявляются неодинаково в различных позвоночных животных, зависит от условий существования, к которым они приспособлены.
Более развитые позвоночные животные отражают не только отдельные свойства предметов внешнего мира, но и некоторые предметы в целом. Таким образом, происходит переход от ощущения к восприятию предметов. Доказательством этого является образование условных рефлексов и навыков.
Развитие способности узнавать в своей деятельности объекты или феномены восприятия приводит к возникновению у них эмоциональной образной памяти. Известно, что домашние животные находят дорогу домой, узнают двор, где они живут, хозяина и т. Д. Собака находит пищу, спрятанную в определенном месте, когда ему заранее показать, где ее прячут, узнает людей, с которыми он встречается, пам помнит, как они к нему относятся.
Многим позвоночным животным, особенно птицам, кошкам, собакам и т.п., свойственные и дифференцированные эмоции. Согласно канонам классической общей психологии, они порождаются удовольствием или неудовольствием их биологических потребностей и нередко приобретают большую силу. Подробные описания проявлений различных эмоций у животных начинаются с Ч. Дарвина.
Важно отметить, что увеличение объема и массы мозга связано не с ростом наиболее старых стволовых отделов, а с развитием больших полушарий. У человека наиболее развита кора полушарий, при этом интенсивно формировались новые участки коры (неокортекс), которые в менее развитых позвоночных только появились.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mozok_i_psihika?page=3