allr.genskov.ru



Научно-исследовательская деятельность музеев. Работа с музейной экспозицией и экскурсионная деятельность

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[1]
переходы:0
Научно-исследовательская деятельность музеев. Работа с музейной экспозицией и экскурсионная деятельность
1. 2. Экспозиционный материал: музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, тексты, фотокоментари, указатели. Формирование экспозиционных комплексов.
План будущей экспозиции составляют двух видов: короткий - так называемую тематическую структуру и развернутый тематико-экспозиционный план. Тематическая структура - это первоначальный документ (стержень) будущей экспозиции, состоящий в виде тезисов или перечня тем, подтем и узловых вопросов будущей экспозиции. Здесь формулируют задачи экспозиции, ее направления, определяют темы и тематические комплексы. Экспозиционной признается тема, содержание которой можно раскрыть через музейные предметы (например, темы об исторических событиях, о развитии культуры, жизни и деятельности выдающихся ученых и т.п.); самостоятельные темы составляет показ отдельных памятников материальной культуры, нумизматики и т.д., их можно выделить и в самостоятельные тематико-экспозиционные комплексы.
Тематико-экспозиционный план, полное описание будущей экспозиции, составляют, как правило, по отделам музея, с изложением ее цели, задач и последовательным перечнем тем, подтем, комплексов, текстов, цитат, а также всех экспонатов, с помощью которых эти темы будут освещены в экспозиции. Важные темы освещают наиболее полно.
1. 2. Экспозиционный материал: музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, тексты, фотокоментари, указатели. Формирование экспозиционных комплексов
Научно-вспомогательные материалы - карты, диаграммы, схемы, которые дают в наглядной и легко усваиваемой форме обобщенные знания о отображаемую в экспозиции действительность, способствуют восприятию музейных памятников и углублению знаний, полученных от знакомства с ними, занимают подчиненное положение по отношению к музейным предметов.
Размещение экспонатов на стенах в рамках так называемого экспозиционного пояса - наиболее удобной для осмотра участка стены 1,7 м высотой, начиная от 80 см над полом. Выше экспозиционного пояса вмещают только очень большие по размеру изобразительные материалы - портреты, картины, панно и т. Экспонаты размещают в экспозиции свободно. Предметы, расположенные
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Naukov...iyna_diyal-nist-


29.05.17
[1]
переходы:0
Научно-исследовательская деятельность музеев. Работа с музейной экспозицией и экскурсионная деятельность
Во время монтажа экспозиции экспонаты группируют в так называемые тематические узлы. При центральном группировке посередине выделяют основной экспонат и остальные монтируют вокруг него. Расположение экспонатов должно подчеркивать главное в экспозиции. Это достигается размещением главного экспоната в центре зала или стены, выделением его размера (с помощью паспарту или рамы), созданием вокруг него свободного пространства и другими средствами. Иногда вокруг ведущего экспоната создают специальный фон или обрамление.
Комплексное группировки представляет собой монтаж натуральных экспозиционных комплексов, воспроизводящих жизненные условия (в музейной практике такие комплексы называют "жизненными"). Для этого рядом с оригиналами используют макеты, картины, диорамы, большие фотографии. В качестве примера "жизненные" комплексы стоянок, поселений или жилищ людей древних эпох в исторических музеях; экспозиционные комплексы уголков природы родного края (например, показ леса в краеведческих музеях). Линейное группировки экспонатов, предусматривает размещение предметов ровными горизонтальными или вертикальными рядами.
Экспозиционный комплекс - группа материалов, взаимосвязанных по содержанию, целенаправленно расположенных на определенной, ограниченной экспозиционной площади. Объединенный зрительно и логично, единством познания и переживания и имеет эстетическую форму.
Планирование и организация научно-исследовательской работы музея координируется ученым советом музея. Научные работники систематически разрабатывают темы, связанные с экспозицией или фондовыми материалами. Научная работа в музеях осуществляется с помощью исследований на месте событий, экспедиций (археологических, этнографических, литературных и т.п.) или командировок на предприятия, фабрики, заводы, в КСП, различные учреждения.
Результаты научно-исследовательской работы сотрудников музеев оформляют в виде новых выставок, разделов экспозиций, каталогов, методических разработок экскурсий, научного описания ценных экспонатов, а также статей и монографии по различным вопросам истории, культуры, экономики или науки, связанных с материалами музеев. Тематика научных исследований музейных работников очень разнообразна и определяется в основном характером коллекций музея.
Самыми многочисленными изданиями музеев путеводители, рассчитанные на массового читателя. Они знакомят с историей музеев, их экспозициями и фондами, рассказывают о наиболее ценных сборки.
Музейные коллекции популяризируют и с помощью других изданий: альбомов (например, "Киевский музей исторических драгоценностей", "Киево-Печерский государственный историко-архитектурный заповедник", "Государственный музей этнографии
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Naukov...yal-nist-?page=1


29.05.17
[1]
переходы:0
Научно-исследовательская деятельность музеев. Работа с музейной экспозицией и экскурсионная деятельность
зрительном восприятии экспозиции, совмещенном с рассказом о ней, и объясняет, дополняет экспозицию. Экскурсовод сосредоточивает внимание на всех важных памятниках, раскрывает внутреннее содержание их, рассказывает не только о выставленных материалы, но и о том, что их объединяет, - о причинах тех или иных событий, их начало, развитие и завершение, учит видеть и понимать произведения искусства, раскрывает суть и значение исторических источников и тому подобное. Экскурсии приобщают посетителей к познанию природы, материальной и духовной культуры народа, обогащают научные знания человека, способствуют эстетическому воспитанию.
В музее любого профиля экскурсия, как правило, состоит из трех частей: 1) вводной, в которой экскурсовод готовит посетителей к восприятию экспозиции, знакомит их с историей музея, активизирует внимание, устанавливает контакт со своими слушателями; 2) основной, где экскурсовод рассказывает об объектах экспозиции, дает научно обоснованное освещение событий, отраженных в памятниках истории и культуры, искусства; 3) заключительной, где экскурсовод подводит итоги и делает обобщения, в которых закрепляется ведущая идея экскурсии.
Наиболее распространенными являются обзорные экскурсии. Это общий, или, как его еще называют, сквозной показ музея. Такие экскурсии охватывают большой хронологический период, знакомят с достопримечательностями разных эпох, раскрывают длительные этапы развития техники, военного дела, истории, экономики, искусства. Итак, обзорные экскурсии знакомят только с основными коллекциями. В связи с развитием массового туризма их значение возрастает
Тематические экскурсии представляют собой целенаправленную рассказ на определенную музейную тему. Они бывают: исторические, историко-краеведческие, литературные, искусствоведческие, естественно-научные. Темы таких экскурсий могут быть широкими (охватывать весь раздел экспозиции) и узкими (касаться отдельного экспозиционного комплекса). Они направлены на углубленное и разностороннее знакомство с музейными материалами.
1) изучение соответствующей литературы; 2) изучение материалов экспозиции и фондов; 3) написание текста экскурсии 4) проведение экскурсии. Второй этап - это изучение каждой экспозиционной темы, подтемы, экспонатов. При этом исследуют письменные и вещественные экспонаты, аутентичные (оригиналы) и вспомогательные; с инвентарных книг, каталогов, тематико-экспозиционного плана, учитывая самих памятников собирают фактические данные о них. Кроме экспозиций, изучают еще и фонды. Нередко в фондах хранятся ценные документы и памятники, о которых можно рассказать в экскурсии.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Naukov...yal-nist-?page=2


29.05.17
[1]
переходы:0
Научно-исследовательская деятельность музеев. Работа с музейной экспозицией и экскурсионная деятельность
разработку). Методический план - это краткое последовательный перечень названий основных частей экскурсии: разделов, экспозиционных тем, подтем, о которых пойдет речь во время экскурсии. Он близок к тематической структуры экспозиции. Его общая схема: 1) название экскурсии 2) краткая история музея (его коллекций, здания, открытий, научной работы и т.п.); 3) характеристика эпохи, ЕЕ охватывают хронологические рамки экскурсии 4) изложение экспозиции; 5) заключение (выводы о значении музея и его достопримечательностей) 6) библиография, использована для подготовки экскурсии.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Naukov...yal-nist-?page=3