allr.genskov.ru



Объект, предмет и задачи психологии труда

Сортировать: по оценкам | по дате
25.06.19
[4]
переходы:4
Объект, предмет и задачи психологии труда
действия, и как самомотивация, которая непосредственно связана с главными ценностями человека и не всегда касается реалий предприятия; 3) социализация - касается в первую очередь неформальной культуры данного предприятия (неписаные правила и ритуалы), что может стать препятствием для развития личности. Существует риск получить негативную оценку со стороны руководства или коллег за проявление инициативы, которая может представлять угрозу положению представителей организации; 4) реализация - непосредственно связана с аспектом социализации. Замыслы, предусматривающие перемены, а не встречают должной поддержки. Таким образом, предприятие определяет границы действия своих сотрудников и создает проблемы для их карьерного роста.
Одним из факторов развития карьеры является трудовая мотивация. Ее изучают теории, ориентированные на содержание и теории, ориентированные на процесс. Первая группа теорий изучает как базовые человеческие потребности и мотивы, так и мотивы более высокого порядка, наличие и развитие которых, по А. Маслоу, предусматривает самоактуализацию личности. Процессуальные же теории или теории мотивации достижения изучают процесс выбора линии поведения, связанного с надеждами индивидуума, и субъективную оценку последствий своих действий на рабочем месте. Недостаточно изучен механизм воздействия определенных потребностей и мотивов на формирование определенного поведения. Однако, следует отметить, что опытным путем установлено наличие связи между потребностями, мотивами, эмоциями, с одной стороны и постановкой цели саморегуляцией трудового поведения - с другой.
Не менее важным фактором карьероориентованого развития личности является такой признак, как удовлетворение работой. Ирис и Баррет провели исследование двух групп техников. Одну группу составили рабочие, имевшие удовольствие от работы, другую - работой недовольны. Все исследуемые заполняли тот же тест, в котором их просили оценить важность выполняемой ими работы и ответить на вопросы, касающиеся удовлетворения работой и жизнью вообще.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_truda?page=7


25.06.19
[4]
переходы:13
Объект, предмет и задачи психологии труда
Исходя из таких теоретических положений, считаем целью данной работы рассмотреть вопрос содержания понятий профессиональной карьеры, различных ее видов и направлений, обосновать динамику ее развития. Прежде всего отметим, что различаются ее индивидуальный и профессиональный виды
Индивидуальная карьера - это ступени трудовой жизни человека и его деловой активности, метод ее самоуправления, последовательность развития взглядов, стиля поведения и опыта работы.
Профессиональная карьера - это осознанно выбранный путь продвижения без изменения своей профессии, путь к профессиональной вершины карьеры, профессиональной самодостаточности и утверждения себя в обществе.
В научной психологической литературе понятие "карьера" трактуется как: 1) вид профессиональной деятельности на отдельных этапах трудового пути человека; 2) профессиональный рост и накопление мастерства, профессиональных занятий и активной жизненной позиции в течение рабочей жизни человека; 3) виды деятельности, сопряженные с образом жизни, которые реализуют жизненные цели; 4) как профессиональный опыт конкретного человека, касается не только профессии; 5) труд, работа, служба; должность; профессия-призвание с включением как служебной, так и неслужебной деятельности, сознательно подчиняется достижению определенной цели. Наряду с этими присущими качествами карьеры, выделяются и такие ее виды: прогрессивный (развитие по восходящей) регрессивный (развитие со спадами и нисходящим движением) линейный (непрерывный, последовательный процесс развития карьеры) нелинейный (наличие скачков, перерывов и прорывов) спиралевидный (схожие процессы карьерных ротаций осуществляются на различных иерархаичних уровнях); стогнацийний (застой, когда длительное время Нет изменений ни в должности, ни в зарплате).
Следует заметить, что карьера - это не всегда власть, богатство или продвижение по службе, но это всегда успех, это всегда рост: творческий, профессиональный, служебный или просто экономический - в виде повышения заработной платы. По мнению некоторых исследователей, карьера - это своеобразный турнир, связанный с успехами и неудачами, которые могут серьезно повлиять на дальнейший ход карьерного роста
Иначе говоря, чем дольше человек находится на первой ступени карьерной лестницы, тем меньше у него возможностей для прогресса.
Традиционно под карьерой понималось продвижения по служебной лестнице определенной организации. Обычно, человек, выбравший профессию, пыталась найти организацию, в которой его работа могла бы быть вполне востребована. Организация же со своей стороны оказывала ей возможность карьерного роста. Выбрав друг друга, организация и человек заключали "психологический" контракт, который предполагал гарантию занятости и возможность профессионального и карьерного роста со стороны организации, а со стороны сотрудника - обязательный проявление преданности организации.
Гендерные исследования наглядно продемонстрировали половые различия интересов, устремлений, профессиональных выборов и типов карьер, карьерных достижений, поведения на работе, сочетание ролей профессиональных с другими жизненными ролями.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_praci?page=5


25.06.19
[3]
переходы:4
Объект, предмет и задачи психологии труда
Женские - 1) карьера домохозяйки; 2) обычная карьера, когда образованные женщины, выйдя замуж, прекращают работать и становятся домохозяйками; 3) стабильная рабочая карь'ера, когда полученное образование помогает найти работу, становится делом жизни; 4) двухлинейная карьера, когда карьера домохозяйки согласуется со стабильной рабочей карьерой; 5) прерывистая карьера - работа до женитьбы, потом перерыв (рождение и воспитание детей), возвращение на работу; 6) нестабильная карьера - чередование периодов работы после бракосочетания рядом с возвращением к карьере домохозяйки; 7) карьера с множественными пробами - последовательность не связанных видов труда без стабилизации в какой-либо профессиональной области [12 c. 356].
а) "перепутье" - характерные для молодых специалистов, которым необходимо сделать выбор между гарантией места работы и личной свободой. Это выбор смысла работы, жизненного кредо, направления действ.
Анализ научных работ позволил утверждать о существовании трех направлений карьеры, к которым относятся: 1) профессиональный - включает обучение, профессиональный рост, повышение квалификации работника; 2) внутриорганизационные - реализуется внутри организации и имеет два вида: вертикальный и горизонтальный. Здесь также существует особое продвижения - центростремительное - движение к вершине власти; 3) организационный - продвижение реализуется путем изменения места работы, переходом в другую организацию. Характерный для условий экономического кризиса.
В последние годы радикально изменились представления о карьере. Теперь это понятие позволяет человеку осмысливать свое профессиональное развитие, оценивая свой профессиональный опыт, использовать его резервы для реалистического понимания собственных возможностей.
За последние годы в связи с радикально измененным положением на рынке труда изменились и возможности достижения карьеры и представление о ней. Если раньше условия карьеры диктовались внутренним рынком труда и предполагали полную долгосрочную, гарантированную занятость, регулярность и предсказуемость продвижения, преданность профессии и организации, то теперь условия определяет рынок внешний. Стало характерным заключения временных контрактов, неполная занятость, частичные изменения в карьере, занятости в нескольких сферах деятельности и в нескольких организациях, непредсказуемость трудовых перемещений, самоуправления карьерой.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_truda?page=6


25.06.19
[1]
переходы:15
Объект, предмет и задачи психологии труда
Человек в процессе труда действует как биологический организм и личность. Как организм она испытывает нагрузку на органы и системы, напряжения физиологических функций, усталость. Как личность работник реализует сознательно поставленную цель, активизирует познавательные процессы, оказывает волевые качества и творческие способности, совершенствует трудовые процессы и условия труда, утверждает свой социальный статус и развивает творческий потенциал.
Предметом психологии труда является психика человека в условиях производства, закономерности функционирования и формирования личности в процессе труда. Основная задача психологии труда - изучение потенциальных возможностей психики человека и оптимальная организация трудовой деятельности с целью как можно более полной реализации творческого потенциала работника. Психология труда изучает также психологические особенности различных видов трудовой деятельности в зависимости от конкретных производственных условий, орудий и методов труда
Психология труда - научная дисциплина, возникшая и сформировавшаяся на стыке наук о труде и наук о человеке и личность. В то же время психология труда является частью общей психологии. Поэтому основные методологические принципы психологии труда определяются общей психологией.
комплексности - психология труда входит в комплекс общественных, технических и естественных наук, изучающих трудовую деятельность и человека;
системности - признаются связи между сегментами системы, иерархия их уровней и этапов развития, подчиненность принципам саморегуляции;
Основной задачей психологии труда является гуманизация труда.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_truda


25.06.19
[1]
переходы:14
Объект, предмет и задачи психологии труда
Мотивационный механизм адаптации личности мы определяем как сложное психическое образование, которое включает в себя внутренние факторы адаптации; функционально-процессуальный компонент; систему устойчивых профессиональных знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям деятельности; личностно-мотивационные свойства как диспозиционные явления; психоэмоциональное компонент, связанный с особенностями реагирования человека на критическую ситуацию из-за ее перцептивно-когнитивную оценку новым условиям деятельности; индивидуальную систему отношений к профессионально-профессиональной среды; поведенческий компонент.
Мотивационный механизм адаптации "достижения" личности к новым условиям деятельности определены нами как сложное психическое образование, которое обеспечивает эффективное взаимодействие индивида и профессионально-профессиональной среды, результатом которого является достижение соответствия психологического содержания саморегуляции поведения личности ожиданиям профессионального окружения. При этом в мотивационном механизме (в процессуальном плане) можно выделить три этапа: 1) соотнесение личностью субъективного осмысления и понимания кризисной ситуации и своих возможностей ее преодоления с объективными требованиями социальной среды; 2) эффективное решение проблем, обусловленных данной ситуацией на основе навыков и умений мотивационно направлять реализацию успешного профессионального будущего; 3) применение опыта успешного решения профессиональных проблем в новых социальных ситуациях.
Ситуация кризиса профессионального становления актуализирует мотивационный механизм адаптации личности через внутренние (мотивационные) факторы адаптации. Эти факторы как совокупность предпосылок или условий, определяющих эффективность взаимодействия личности как субъекта деятельности по социальным, в частности - профессиональной средой на этапе профессиональной подготовки, представляют собой основной компонент мотивационного механизма адаптации. Он обеспечивает процесс профессионального становления человека на всех этапах ее профессионализации в процессе социализации, определяя выбор эффективных способов преодоления профессиональных трудностей в условиях кризиса профессионального становления; влияет на формирование профессиональной мотивационной направленности, удовольствие значимых потребностей и осознание причин своей целенаправленной активности; и, наконец, является средством преодоления ситуаций кризисов профессионального становления.
Кризис профессионального выбора является одной из разновидностей кризисов профессионального становления личности, которая, как правило, возникает во время обучения в профессиональном учебном заведении. Она наиболее отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Поскольку от успешного преодоления такого кризиса в значительной мере зависит успешность дальнейшего профессионального становления специалиста, решение данной проблемы требует надлежащего теоретико-методологического обоснования и практического обеспечения.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihologiya_truda?page=2


25.06.19
[1]
переходы:4
Объект, предмет и задачи психологии труда
а по желанию родителей). Также фактором кризиса может стать и осознание студентом неполного соответствия личных качеств тем качествам, которые необходимы для успеха в определенной профессиональной деятельности.
Относительно проявлений и негативных последствий кризиса профессионального выбора, то в доступной научной литературе, к сожалению, почти не удалось найти непосредственных результатов исследований по этому поводу. Попробуем гипотетически, опираясь на косвенные данные, их обосновать.
Так, очевидно, что такой фактор кризиса как неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой также может быть и ее проявлением. Такая неудовлетворенность может выражаться студентом своим друзьям, родителям, однокурсникам, преподавателям и администрации учебного заведения. Также очевидными проявлениями кризиса могут быть прекращение обучения, резкое ухудшение учебной успешности, пропуски занятий без уважительных причин, нарушение дисциплины. У студента в период кризиса профессионального выбора достоверно могут наблюдаться ухудшение настроения, раздражительность, депрессивные проявления.
Теперь негативные последствия кризиса профессионального выбора. Частично к таким последствиям можно отнести то, что было выше относится к проявлениям: прекращение обучения, ухудшение учебной успешности, пропуски занятий и тому подобное. Но, по нашему мнению, оценивать негативность последствий данной кризис можно только в контексте конструктивности (когда ее переживания существенно отрицательно повлияло на успешность дальнейшего профессионального становления человека) или деструктивного (когда такое негативное влияние состоялся) ее преодоления.
Это, во-первых, должна заключаться в большей ориентации на будущую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузах происходит намного легче, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель. . . Вокруг таких идей и целей знания как бы "кристаллизуются", но без идеи знания быстро превращаются в "кучу" знаний, вряд ли способствует развитию учебно-профессиональной мотивации.
2. Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. . . По этой причине лучше, если студент в течение первых 2-3 лет обучения имеет возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру.
Вышеприведенным способов с полным правом можно было бы добавить те общие средства преодоления кризисов на разных этапах профессионального становления, предложенные Э.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_truda?page=3


25.06.19
[1]
переходы:13
Объект, предмет и задачи психологии труда
значимости знаний, приобретаемых мотивации учебной деятельности. Моральная, политическая, эстетическая культура определяет ценностные ориентации студентов на те или иные сферы приложения способностей, уровень притязаний. Она помогает сосредоточить силы на наиболее приемлемом для будущего специалиста поле деятельности, найти свое место в жизни.
Л. В. Власенко отмечает, что важным условием преодоления кризиса во время обучения студентов в вузе, условием их успешной профессиональной социализации являются: 1) высокое развитие личностной и предметной (профессиональной) рефлексии; 2) развитие коммуникативной компетентности, который и определяет конструктивный или деструктивный влияние рефлексии на ход профессиональной социализации.
Итак, обобщенные выше факторы, проявления, последствия и способы преодоления кризиса профессионального выбора личности предоставляют возможность определить основные направления практического обеспечения (диагностического и коррекционного), направленного на первичную и вторичную профилактику негативных последствий данного кризиса, что и составляет перспективу наших дальнейших исследований.
Карьера (итал. Carriera - действие, жизненный путь, поприще. От лат. Carrus - воз, тележка) - быстрое и успешное продвижение по служебной, общественной, научной и другой деятельности, достижение известности, выгоды; род деятельности.
carriete) - это профессиональный путь к успеху по служебной лестнице, в престижный социального статуса и положения в обществе. В словаре С. Ожегова это слово характеризуется следующим образом: род занятий, деятельности; путь к успехам, видного положения в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения.
Критериями успешной карьеры является удовлетворение жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). Объективная сторона карьеры - это последовательность профессиональных позиций, которые занимает индивидуум, а субъективная - это то, как человек воспринимает собственную карьеру, каким образом ее профессиональной жизни и собственной роли в социуме. Важнейшей детерминантой профессиональной карьеры человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная "Я-концепция", которую каждый человек воплощает в многоаспектных карьерных решениях.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihologiya_praci?page=4


25.06.19
[1]
переходы:13
Объект, предмет и задачи психологии труда
Достижения психологии труда является базой для развития техники, технологии, экономики и организации производства. Так, технические науки используют данные психологии труда по антропометрических, биомеханических и психофизиологических особенностей человека при проектировании орудий труда, создание средств автоматизации и механизации трудовых процессов. Технологические науки, разрабатывая технологические процессы, руководствуются данными психологии труда для обоснования параметров производственной среды с целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности работающего человека.
Экономические науки, обосновывая эффективное сочетание факторов производства с целью создания конкурентоспособной продукции на рынке, руководствуются данными психологии труда при установлении уровня оплаты труда в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы в зависимости от условий ее использования, а также при разработке норм и нормативов труда с учетом нервно-психическими и мышечные нагрузки на работника.
Организация труда как коллективной деятельности людей основывается на учете групповых социально-психологических процессов, в основе которых лежат потребности, интересы, мотивы, коммуникации, социальные нормы, социальный контроль, лидерство и подчинение.
Системный подход к изучению психологических закономерностей функционирования работника в трудовой деятельности предполагает применение различных методов исследования, в частности физиологических, психологических, статистических, математических и др.
кризис профессионального
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihologiya_praci?page=1


25.06.19
[1]
переходы:13
Объект, предмет и задачи психологии труда
взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих творческое участие детей в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Центральные понятия этой теории: «проблема», «проблемная ситуация» и «проблемная задача».
Проблемная ситуация, осознанная и принятая учениками, перерастает в проблему, при указании параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Последняя отличается от проблемы тем, что в ней сознательно ограничено поле поиска решения.
Совокупность таких задач призвана обеспечить творческое овладение учебным материалом. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, которые отвечают познавательным возможностям учащихся. С этой целью предусматриваются разные уровни проблемности.
Педагогические условия успешности проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствуют интеллектуальным способностям учеников, обеспечение учащихся совокупностью знаний по предметным содержанием проблемной ситуации; формирование у них операционных умений решения проблемных задач.
В 1960-е годы развивалась концепция программированного обучения. Суть ее заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление ученикам. Причем переход к изучению следующих «доз» материала осуществляется только после освоения предыдущих.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihologiya_praci?page=9


25.06.19
[1]
переходы:4
Объект, предмет и задачи психологии труда
style = "text-align: 1-й этап. Предварительное ознакомление с действием (по инструкции, описательно, визуально). В результате в сознании формируется ООД, то есть система указаний, как выполнить действие, разучивается.
2-й этап. Материальная действие. Ученики на тренажерах, макетах выполняют реальные действия во внешней материальной, развернутой форме. Осуществляется контроль выполнения каждой операции. В результате после решения нескольких однотипных задач (например, подготовка ЭВМ к работе) обращение к ООД отпадает.
3-й этап. Зовнишньомовленневий. Ученик проговаривает вслух действия, которые усваиваются. В результате происходит обобщение, сокращение и автоматизация действия.
4-й этап. Внутренней языка. Действие проговаривается «про себя». В результате обобщения действия и ее свертывания происходят наиболее интенсивно.
На 1-м и 2-м этапе все операции выполняются последовательно и в полном объеме в строгом соответствии с ООД. Затем действие все больше сокращается и автоматизируется. Для этого разрабатываются специальные методики обучения, в которых реализуется содержание каждого этапа.
В данной теории есть как сторонники, так и противники. В частности, психоаналитики выступают против нее, потому что слишком раннее формирование абстрактного мышления направлено против возрастных закономерностей латентной фазы развития - интереса к конкретным вещам в позабатькивському мире. Основная умственное образование этой фазы состоит в развитии способности дифференцированного мышления, направленного на восприятие и осознание различий, а не абстрактно-общего в окружающем мире.
Осознание различий - предпосылка способности к свободному выбору.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihologiya_truda?page=8