allr.genskov.ru



Основные этапы развития реферирования

Сортировать: по оценкам | по дате
19.08.17
[2]
переходы:0
Основные этапы развития реферирования
style = "font-size: Вивчальне чтение - это интенсивное, вдумчивое чтение, направленное на запоминание содержательной информации текста, использованных языковых средств.
При этом необходимо выявить формальные признаки документа (название, подназвание, фамилия автора, название коллективного автора или организации, причастной к созданию документа и т.д.), для чего следует пересмотреть вступление, содержание, выводы, резюме.
Задача этого этапа - определение тематики, осознание содержания, научной ценности документа, его информативности. На основе этого принимают решение о целесообразности его реферирования.
Если решение о реферирования положительное, то на этом же этапе, как правило, решают вопрос о виде будущего реферата.
- Будет работа напечатано как элемент издательского оформления первичного документа, или ресниц предназначен для реферативного издания, при этом следует иметь в виду вид реферативного издания [15, 248]
К тому же на этапе ознакомления с первоисточником можно составить примерный план текста реферата (мысленно или на бумаге).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Osnovn...eruvannya?page=4


19.08.17
[2]
переходы:0
Основные этапы развития реферирования
оборудования и реферат на методическое пособие о технологии использования этого же оборудования обязательно отличаются, отражая соответствующее читательское и целевое назначение. Однако следует учитывать, что читательский адрес реферата может быть шире, чем первоисточника, поскольку с ним может знакомиться более широкий круг пользователей, хотя первичные документы и не являются релевантными их запросам. С другой стороны, работа может удовлетворить потребности пользователя, который имеет более узкие запросы. К тому же рефераты удовлетворяют потребности индивидуальных пользователей и различных информационных служб - органов НТИ, специальных библиотек, патентных служб и т. Д.
Основной сферой составления рефератов выступает научно-техническая информация. Именно органами НТИ различных уровней создаются автоматизированные ИПС и традиционные картотеки, содержащие рефераты, публикуются реферативные издания и т. Особенно важную роль играют реферативные журналы. Здесь публикуется большое количество рефератов отечественных и зарубежных первичных документов определенной тематики.
При использовании рефератов реализуется целый ряд разнообразных функций. Основными функциями реферата считаются: информационная, индикативная, поисковая, адресная, справочная, научно коммуникативная, сигнальная, прогностическая и функция индексирования.
Суть индикативной функции заключается в том, что работа дает пользователям информацию о неизвестных, но релевантные их запросам документы, указывает на их существование, характеризует определенные их признаки
Поскольку работа является моделью первичного документа, его можно рассматривать как поисковый образ этого документа и осуществлять библиографический поиск, то есть реферата присуща поисковая функция.
С поисковой связана адресная функция, которая выполняется благодаря наличию в реферате библиографического описания. Реферат содержит конкретные фактические сведения, поэтому с его помощью можно получить нужную справку. Так реализуется справочная функция [17,40].
Ознакомление с рефератами по определенной отрасли знания, проблемы может помочь получить сведения о результатах научных исследований, изобретения, о проблемах, над которыми работают ученые и т.д., и это составляет суть научно-коммуникативной функции.
В ходе координатного индексирования, как правило, ключевые слова выбираются не из текста первичного документа, а в тексте реферата, что позволяет значительно сократить время и усилия при индексировании. На основе рефератов можно осуществлять систематизацию и предметизации документов, но на практике это применяется довольно редко [17, 41].
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Osnovn...eruvannya?page=1


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
Сводный (багатоджерельний, смотровая) реферат содержит Информацию по нескольким первичных документов, посвященных одной теме.
По назначению рефераты можно разделить на общие (универсальные) и целевые (специализированные). Общий реферат предназначен для использования широким кругом пользователей. Такой реферат ориентирует на удовольствие не конкретного информационного запроса, а информационных потребностей в определенной области науки, практической деятельности.
В зависимости от метода изложения материала рефераты разделяют на рефератиекстракты и перефразированы (интерпретивни). Первые составлен из заимствованных из текста первоисточника предложений, а вторые - это текст, который референт написал самостоятельно путем перефразирование и сокращения текста первоисточника.
По форме различают текстовые и бланковые рефераты. Абсолютное большинство рефератов имеют текстовую форму, то есть это связный текст, в который могут входить иллюстрации, таблицы, графики, формулы. Бланковые распространились благодаря возникновению формализованных методик составления рефератов. Они могут быть анкетными, табличными, телеграфной стиля. Анкетный реферат - это ответы на заранее сформулированные вопросы.
Если вопросы касаются нескольких объектов, а ответы размещены в соответствующих колонках (графах) таблиц, работа называют табличным. Рефераты телеграфного стиля - это короткое сообщение о содержании документа, которое похоже на текст телеграммы [13, 31]
Кроме того, рефераты различают по объему (короткий и расширенный), по составителем (авторский и неавторской - референтской), за использованием средств автоматизации (ручной - подготовленный человеком) и автоматический (с использованием ЭВМ)).
Понятно, что рефераты могут иметь различия, обусловленные особенностями соответствующих первичных документов: их целевому назначению, характеру информации, объему, структурными и текстовыми признаками т. Может иметь значение и то обстоятельство, опубликован документ или нет.
Вопросы классификации рефератов, определение их типологических признаков имеет важное значение для практики. Эти сведения играют большую роль в отборе материалов для реферирования, в организации деятельности референтской служб, в распределении обязанностей между ними, в определении ряда документов для реферирования в национальных органах информации.
Четкое определение видов рефератов необходимое для референтов и редакторов, для составителей инструкций по реферирования, для индексаторов и разработчиков алгоритмов автоматизированного реферирования и индексирования текстов и т.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Osnovn...irovaniya?page=3


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
Практика показывает, что, несмотря на внедрение формализованных методик, интеллектуальное реферирования - это процесс творческий, он зависит от профессионализма, эрудиции и опыта референта, что и сказывается на качестве рефератов.
Потребность в реферирования мощных потоков документов с уменьшением затрат, обеспечение доступности рефератов для широкого круга пользователей, обеспечение унификации предоставления информации в литературе позволяет каждый раз активнее привлекать компьютерную технику, совершенствовать существующие и разрабатывать новые методы автоматизированного реферирования.
Основополагающей действием референта в составлении реферата является чтение, поскольку приходится несколько раз читать и перечитывать первичный документ. Причем чтение выступает как сложный мыслительный процесс, связанный с глубоким осознанием содержания документа. Различают три основных вида чтения, применяемых в процессе реферирования: ознакомительное, вивчальне, реферативное.
Под ознакомительным чтением понимают общее ознакомление с информацией, содержащейся в документе, без установки на дальнейшее воспроизведения.
Вивчальне чтение - это интенсивное, вдумчивое чтение, направленное на запоминание содержательной информации текста, использованных языковых средств.
Во время предварительного общего ознакомления с документом референт имеет дело с ознакомительным и вивчальним чтением. При этом необходимо выявить формальные признаки документа (название, подназвание, фамилия автора, название коллективного автора или организации, причастной к созданию документа и т.д.), для чего следует пересмотреть введение, содержание, выводы, резюме. Задача этого этапа - определение тематики, осознание содержания, научной ценности документа, его информативности. На основе этого принимают решение о целесообразности его реферирования.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Osnovn...irovaniya?page=7


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
тематикой первичных документов. Поэтому существует большое количество классификаций рефератов, основанные на различных типоутворювальних признакам.
Наиболее известными и распространенными является классификация, которая сложилась в практике органов научно-технической информации, а также классификация, разработанная санкт-петербургскими учеными-информатика. Обе классификации имеют много общего, поскольку базируются на важнейших признаках документов. Исходя из этих классификаций, основными видами рефератов можно считать те, которые рассматриваются ниже.
По глубине раскрытия содержания рефераты делятся на информативные и индикативные. Информативный реферат может выполнять весь комплекс присущих рефератами функций, поскольку он максимально полно раскрывает содержание первичного документа. В таком реферате основном приводят сведения о предмете исследования и цели работы, о методах, условия и основные результаты исследования; подают предложения автора по применению результатов исследования, основные характеристики рассматриваемых технологических процессов, технических изделий; знакомят с новой информацией об известных явления, предметы и т.д. [2, 163].
Портативные автономные водоочистители (ПАВ) предназначены для доочистки водопроводной воды в условиях отсутствия централизованного питьевого водоснабжения. Получили распространение десятки типов ПАВ различных конструкций - индивидуальных, индивидуально-групповых и групповых (I, II, III). К воде постоянного потребляемый, которую получают с помощью ПАВ класса II, относятся весьма жесткие требования, по некоторым показателям превышают действующий стандарт на питьевую воду с дополнительными требованиями по микробиологического контроля (общая вместимость бактериофагов, вирусов), химической безвредности компонентов воды
ПАВ различных классов объединяет общий принцип действия гарантированное микробное обеззараживания воды; достаточное для достижения безопасного уровня очистки воды от избытка дизенфектантив и химических примесей. В самом общем виде этот принцип выражается схеме: предочистки - обеззараживание - сорбционная очистка. Эффективность комбинированного принципа обеззараживания и очистки питьевой воды подтверждается высокими функциональными показателями ПАВ. Разработан водоочистители для подготовки доброкачественной питьевой воды: "Родник" - ПАВ класса III для работы в экстремальных условиях; "Фильтр" - ПАВ класса II для работы в полевых условиях и создание запаса воды; "Байкал" - ПАВ класса I (для семейного водоснабжения). [15, 244]
Поэтому такой реферат содержит только сведения о главных аспектах содержания первичного документа. Здесь нет детальной фактографической информации, практических и теоретических результатов, выводов.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Osnovn...irovaniya?page=2


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
В результате этого он определяет круг содержательных аспектов, которые будут отражены в реферате. Для облегчения работы можно делать короткие записи.
В первую входят новые идеи, гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции механизмов, новые явления и процессы. Эти сведения обязательно должны быть включены в реферата, причем допускаются только текстовые сокращения.
Во вторую группу входят фактические данные, не являются принципиально новыми, а также сведения о применении традиционных методов, технологий. Из этих сведений в реферата включают цифровые данные, формулы, фактические показатели.
Третью группу сведений в первичном документе используют как иллюстративный материал, аргументацию, в реферате их только называют. Таким образом определяют разные уровни свертывания информации, вследствие чего становится очевидно, за счет указания сокращенно текст первичного документа.
Второй этап процесса реферирования сложный и ответственный, его выполнение требует от референта высокой квалификации, эрудиции, глубокого знания проблематики первичного документа.
Материал в реферате можно выкладывать в той же последовательности, что в первичном документе, а можно эту последовательность обусловливать значением различных аспектов содержания. Поэтому целесообразно аспекты ранжировать, то есть устанавливать их последовательность по степени важности.
Создание схемы и ранжирование аспектов способствуют тому, чтобы собрать вместе и логично и четко изложить сведения, полученные а разных мест текста первоисточника.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Osnovn...irovaniya?page=5


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
элемент реферата, именно она передает основную информацию о содержании документа. Изложение должно быть лаконичным, однако не следует допускать, чтобы лаконичность стала препятствием для понимания основного содержания документа.
В реферате следует использовать стандартизированную общепринятую терминологию. При первом упоминании любого нового термина или символа их объясняют. Терминологические словосочетания можно заменять общепринятыми аббревиатурами или сокращениями, раскрывая их содержание в тексте.
В действий части рядом со словесным текстом можно приводить формулы, таблицы, иллюстрации, определяется требованиями инструктивно-методических материалов, которые разрабатывают конкретные информационные службы и редакции реферативных изданий.
Формулы, графики, таблицы, чертежи приводят, если без них нельзя обойтись или они значительно сокращают текст и облегчают понимание содержания первичного документа.
Текст собственно реферативной части можно оформлять с абзацами или без абзацев. К построению текста с абзацами прибегают в литературе, что имеют больший объем по сравнению со стандартным, а также в коротких рефератах, если первичный документ имеет широкий межотраслевой содержание [14, 9].
Безабзацна построение характерно для коротких рефератов, в которых обобщен передают содержание первоисточника, а также для рефератов, которые печатаются непосредственно после статьи, в книге и т.д.
Единых требований к объему реферата нет. Однако сложились некоторые общепринятые нормы, которых придерживаются ведущие реферативные службы мира.
Так, объем рефератов на короткие сообщения, заметки обычно составляет 500-600 знаков; на статьи, описания изобретений - от 1000 до 1500, на документы большого объема (монографии, сборники, научные отчеты, диссертации) - от 2500 до 3000 знаков.
Не ограничено объема рефератов на издание из общественных и гуманитарных наук, например, рефераты на статьи по вопросам культуры и искусства могут насчитывать от 2700 до 9000 знаков, а иногда отмечают, что такой реферат не может превышать 0,1 объема первичного документа [14, 10 ].
Размещение отдельных структурных элементов заглавной части, собственно реферативной и справочной, обусловлено особенностями
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Osnovn...irovaniya?page=6


19.08.17
[1]
переходы:4
Основные этапы развития реферирования
Процесс реферирования получило развитие уже в течение нескольких веков, однако достигнув определенных результатов у исследователей существует множество вопросов не только по сути процесса, но и даже к самому определению продукта процесса - реферата.
Исследованием вопроса реферирования документов занимались такие ученые, как Бирбраер В., Блюменау Д. И., Бондарь В. В., Брискман М. А., Вейзе А. А., Воронков В. И., Гончаренко А. П., Гречихин А. А., Дубровина Л. А., Ефременкова В. М., Жданова Г. С., Зайченко Н
Ознакомление с рефератами позволяет оперативно получить краткую информацию о содержании первичных документов и благодаря этому максимально правильно решить вопрос о необходимости использования. Иногда такое ознакомление даже заменяет изучения первоисточника, что особенно важно, когда оно по каким-то причинам недоступно. Рефераты также используются при формировании библиографических и фактографических поисковых массивов традиционных и автоматизированных ИПС.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Osnovn...a_referirovaniya