allr.genskov.ru



Периодизация развития украинской культуры

Сортировать: по оценкам | по дате
19.06.18
[3]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
Периодизация, региональный, европейский и мировой контекст украинской культуры - это вопрос, тесно связаны между собой. Речь идет о том, чтобы в сложном и неоднозначном процессе национального духовного развития не оставить без внимания ни одного ни внутреннего, ни внешнего его составляющих. В тех попытках периодизации, которые уже делались (в частности, в рассмотренных выше работах: то по этапам историко-общественного развития народа, то за изменением художественно-стилевых эпох, то по временным отрезками), не учитывалась история вхождения украинской культуры в мировую культурную систему, то есть не принималось во внимание едва ли не самое главное: что Украинцы взяли от мира и дали миру, в которых исторически важных событиях человечества они участвовали, а в каких принять участие не могли.
Развиваясь на огромных пространствах Центральной и Восточной Европы, протоукраинский этнос имел постоянные контакты с Западом и Востоком, оставляя следы этого общения с другими народами в языке, обычаях, быту, общественной жизни и т.д.
Наименее, конечно, исследованы дохристианские, языческие времена, хотя данные археологии, народоведения и языкознания значительно расширили представления об общении протоукраинцы с многочисленными народами, такими, как балты, германцы, волжские болгары, сарматы, гунны, хазары, тюркские племена южных украинских степей. Языческая культура наших предков стояла довольно высоко (прикладное искусство, украшения, фольклор, особенно календарно-хозяйственный цикл). Принятие христианства, вхождение культуры наших предков в сферу действия письменной византийское-европейской культуры, хотя и было связано с отрицанием "старой" духовности, но было также и своеобразным ее приспособлением к задачам нового общественной и культурной жизни. Высокие достижения тогдашней культуры (скажем, "Слово о полку Игореве") возникли как неповторимый сплав старого и нового. С принятием христианства рождаются новые виды организации государственной и общественной жизни, развивается профессиональная культура, в частности летописи, литература религиозного и светского содержания, образование, музыка, архитектура, ансамблевость в градостроительстве, монументальная живопись в виде мозаик и фресок, иконописания.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=2


19.06.18
[2]
переходы:0
Периодизация развития украинской культуры
В угоду конъюнктурной политизации наша наука не могла объективно освещать проблему украинском-польской культурного пограничья XV-XVI вв. (До времен шляхетской экспансии и католической контрреформации). Собственно, в течение этих двух столетий, повторим по Шевченко, мы "братались с вольными ляхами". Позже, преодолевая польское наступление на восток, украинцы не отворачивались от культуры Н. Коперника, А. Фрича-Моджевского, Я. Кохановского. Польские писатели времен Ренессанса также обращались к образу Украины, прославляли нашу землю и ее людей (А. Кленович, Ш. Шимонович и др.).
Под влиянием западноевропейского Возрождения в XV - начала XVII вв. наблюдается подъем этнического самосознания украинский, что проявилось как в народной, так и в профессиональном творчестве. Оно росло по мере защиты своей земли и веры, сосредоточение всех национальных усилий по выработке институтов самозащиты. Под действием "Казацкой республики" - Запорожской Сечи (в политико-государственном плане, может, наиболее соответствующей эпохе Возрождения с ее свободой человеческой личности) - формируются те черты украинской культуры, которые определяют ее лицо в последующих веках.
На Западе переход к светской культуре нового типа осуществлялся в XV - XVI вв. под влиянием Возрождения, в Украине - в лоне Реформации и Барокко (XVI - XVIII вв.), хотя, скажем, литература и искусство в области поэтики, стиля и жанров часто ориентируется, собственно, на ренессансные образцы.
В первые века после падения Киевского государства, в условиях денационализации верхов и пребывания украинских земель под чужих господством, главной культурообьеднувальною силой выступают православная церковь (монастыри, школы, письменная литература) и народное творчество. Однако вскоре о себе заявляют и светские факторы. Особенно большое значение не только для Украины, но и всего славянского мира имели такие явления, как начало книгопечатания (1574), деятельности братств, начало книгоиздания при Киево-Печерской лавре (1616), открытие Киево-Могилянской коллегии (1632). Представители полемической литературы, направленной против Брестской унии, выражают взгляды, близкие к радикальным, плебейских вариантов Реформации с точным указанием на конкретные социальные события времени, что, в частности, характерно для творчества И.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-tury?page=4


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
Сторонники циклической концепции развития культур и цивилизаций отказываются рассматривать историю человечества вообще и историю культуры в частности как линейный унитарный процесс, всегда и во всем происходит по одним и тем же законам и создает во всех регионах планеты одинаковые экономические, социальные и духовные структуры. По этим концепциями - история человечества - это история культур и цивилизаций, возникших в разных регионах в разное время, достигли расцвета, а затем упадок и уступали место другим культурам, повинуясь универсальному закону рождения и смерти. Итак, жизнь культур происходит в рамках определенных циклов, а история человечества состоит из ряда таких циклов, которые полностью самостоятельными, но не изолированными друг от друга (за исключением катастрофической гибели некоторых цивилизаций).
Автор масштабной концепции циклического развития культур - А. Тойнби (1889-1975) в многотомном «Исследовании истории» отталкивается от английской традиции историософской мысли, характеризующееся тяготением к эмпиризма. Тойнби придерживается конкретики истории и истории культуры. Бесспорно, Шпенглер имел значительное влияние на Тойнби, но, вместе с тем, атестуючы себя как «эмпирика», Тойнби считал построения немецкого мыслителя такими, что «не поддаются тщательной проверке на пробном камне явлений». Решительно отклоняя линейность и унитарность истории культуры, Тойнби отрицает также замкнутость культур и уделяет большое внимание механизму их связей и переходов.
Это устойчивое единство людей, возникает в определенном регионе и базируется на определенных архетипах и общих духовных ценностях и традициях. Всего в истории человечества Тойнби насчитывает около тридцати таких сообществ, которые он разделяет на первичные, непосредственно выходят из первоначального состояния, и вторичные, которые формируются на основе первичных, и на третичные, возникающих путем отделения от вторичных. Лучше всего такие преобразования можно проиллюстрировать на примере Европы, что позволит нам непосредственно перейти к рассмотрению проблемы генезиса и места украинской культуры в европейской системе культуры.
По Тойнби, для Европы первична минойская (крито-микенская) цивилизация, с которой возникает, как вторичная, эллинская (античная), а уже на ее основе вырастает новоевропейская христианская культура, разветвляется на западно- и восточно. В последний формируются две ячейки - Балканы и Русь. И если сначала основной ячейкой был балканский, то со временем эта роль переходит к Руси. В XIV в. западные земли Руси вошли в состав Польско-Литовского государства, означало также распространение на них влияния западной культуры.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period...ns-koyi_kul-turi


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
деятельность развернули в Украине такие меценаты из западной украинской диаспоры, как Е. Гуцуляк, Ю. Емец, П. Яцык из Канады, В. Баранецкий, А. Воскобойник, А. Лысый, супруги Н. и И. Даниленко из США, М. Гоян из Австралии и др.
Культурный процесс, как и вся жизнь общества в переходную эпоху, развивается противоречиво и неоднозначно. Отживают одни явления и ценности и рождаются другие. Образование, наука, литературно-художественное творчество независимой Украины постепенно приспосабливаются к новым условиям существования, приобретая новый смысл и новые формы.
Украинская культура, вступая в третье тысячелетие, преодолевает свою длительную изоляцию, пополняет свое присутствие в европейском культурном пространстве, адаптируется к мировому опыту, одновременно предлагая миру свои оригинальные культурные ценности. Став полноправным членом семьи цивилизованных народов мира, украинский народ будет иметь возможность показать истинную меру своей культуротворческой производительности, увеличить свой вклад в культурно-цивилизационный прогресс человечества.
История украинской культуры. В 5-ти томах. Т.1. История культуры древнего населения Украины / Ред. коллег. Толочко П.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=9


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
организацию, и, как отмечал М. Грушевский, "на политические формы поздней эпохи". По мнению историка, эти переселения, этот медленное движение населения сначала с севера на юг, где "тихо Дунай воду несет", а затем снова на Поднепровья, закончился в VIII-IX вв. освоением огромных пространств от Карпат до Азова и Дона, от Черноморья и Дуная до Припяти и дальше на север, на которых исторически сложившийся культурный массив, утвердилась неделимая этнопсихологической целостность с единым языком, бытом, фольклором, ментальностью.
После Киевской Руси можно выделить три периода подъема украинского творческого гения: 1) во времена "Казацкой республики" и Гетманщины (XVI - первая половина XVIII в.) 2) в период славянского Возрождения (конец XVIII - первая половина XIX в.); 3) период активизации национального сознания (последняя четверть XIX - первая треть XX в
). Каждое из этих подъемов является квинтэссенцией, определенным итогом духовных свершений нации, и поэтому в них объемные выступают особенности вхождения культуры в региональный (славянский) и мировой контекст со своим прологом, расцветом и эпилогом, своими культуротворческие возможностями и достижениями, характером сохранения традиций и мирового художественного синтеза, поисками новых путей духовного самоутверждения народа.
Орды Батыя не могли полностью парализовать жизнь на больших русско-украинских просторах. Культура больших городов с их храмами, фресками и мозаиками соборов, библиотеками, литературой, летописанием, школами, великолепием княжеского двора, легендарными воинами не могла исчезнуть бесследно. Тем более, что византийско-православная общность, в традициях которой развивалась культура Киевской Руси, создавалась представителями разных народов на протяжении веков и, несмотря ни на что, продолжала функционировать не только в Киеве и Новгороде, но и в Афоне, Тырнове и Константинополе.
В то же время в свете отечественных и зарубежных источников (от разного рода хроник, летописей, заметок путешественников до исторических произведений, скажем, француза Боплана и турка Челеби) есть все основания утверждать не только о продолжительности культурного развития в пределах этой православной общности, но и об обогащении его европейским духовным опытом времен Ренессанса, Реформации и Барокко. Собственно, после времен стагнации (XIV-XV вв.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=3


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
зарубежной художественной культуры: старую, родственную византийской, риторическую манеру высказывания; народную смеха культуру, близкую западноевропейском «низовом барокко», а также польской совзджальський традиции; европейскую теоретическую мысль эпохи Возрождения, культивируемые учеными Киево-Могилянской академии. Явления, созданные в традициях зрелого украинского барокко, синтеза своего и чужого, были для православных народов Центральной и Восточной Европы образцами, на которые они ориентировались.
Развитие украинской культуры XVIII века. , Которая входила в общеевропейский культурный пространство, был прерван падением Гетманщины.
Возрождение возникло на волне национально-освободительных движений, вобрав в себя идеи общеевропейского Просвещения и Романтизма. Оно прошло два этапа и своем развитии - просветительский (конец XVIII - начало XIX в.) И романтический (20-40-е годы XIX в.). уже на первом этапе деятели Возрождения - будители - повсеместно занимаются организацией образовательно-культурных учреждений, изучением национальной истории, культуры, народного творчества, особенно языка, судьба которой выдвигается не на первый план (работы «отца славистики» чеха И. Добровского, словенца В. Копитара, словака П. Шафарик, серба Д. Обрадовича и др.). происходит постепенное внедрение национального языка в науку, школу, государственные учреждения, что, в свою очередь, способствует процессу укоренения коренных народов в денационализированных родных местах в романтический период благодаря деятельности великих поэтов и публицистов-реформаторов (К. Эрбен, Ф. Прешерн, В. Караджич, Л. Штур), наблюдается активный процесс консолидации наций - до выдвижения политических требований относительно собственной государственности, особенно после польского восстания 1830-1831 гг., в процессы национального возрождения включается польская культура.
Итак, на обоих этапах наше Возрождения как типологически, так и контактно-генетически связано с зарубежным славянским, прежде всего с сербским, чешским и польским.
На просветительском этапе, основанном группой патриотов-автономистов (Полетик, А. Чепа, Ф. Туманский и др.), Выступают философы (Г. Сковорода), публицисты (В. Карамзин), писатели (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский Г. Квитка-Основьяненко). Возникает литературный язык на народной основе, реанимируется идея отдельного народа в славянской семье, подкрепленная развитием многих видов художественной культуры (театр, живопись, хореография, музеи и т.п.).
На втором этапе, под влиянием и при участии романтической поэзии, происходит активный процесс формирования нации и национальной модели культуры. Украинцы благодаря Шевченко первыми выдвигают идею государственного общежития славян в федеративном союзе (Кирилло-Мефодиевского братства).
Национальная идея и шевченковская модель культуры на протяжении второй половины XIX в. обнаружили свою живучесть и непреодолимости. Продолжая работать в славянском региональном контексте (в 60-е и последующие десятилетия растет интерес к духовной жизни украинского не только в России, Польше и Чехии, но и в Болгарии, Хорватии, Словении и других странах), украинская культура прочно придерживается народных основ .
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=5


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
в зависимости от той политической ситуации, сложившейся к тому времени в Западной и Восточной Европе. Направления также в соответствии дифференцируются: постфутуризм, поставангардизм, пост-структурализм и др.
В первый период украинский модернизм развивается в русле новых поисков общеславянского и общеевропейского значения (русский символизм, "Молодая Польша", чешский и хорватский модерн). Манифест украинского модернизма, провозглашенный М. Ворониным (1901), был, с одной стороны, реакцией на устаревшие позитивистские догмы народнической литературы (просвещение, этнографизм, провинциализм, "сладкое щебетание"), с другой - выражал историческую объективную необходимость расширения границ национальной культуры новейшими средствами, что, в конце концов, уже осуществлялось или мало осуществиться вскоре деятелями культуры (М. Коцюбинский, О. Кобылянская, В. Стефаник, В. Винниченко, И. Труш, А. Новаковский и др
). Стремление адекватно откликнуться на нужды суток, поиски новых форм художественного самовыражения ярко воплощены в многогранной деятельности Леси Украинский. В борьбе с адептами народнической литературы она не думала "складывать оружия и отрекаться флага" неоромантического "28 стремилась перенести на украинскую почву достижения европейской мысли и слова, чтобы литература и театр изображали жизнь не только" невежественной части нашего народа, а жизнь всех частей, всех сословий, всех слоев нашего народа ", чтобы освещались" те вопросы, которые беспокоят душу интеллигента нашего времени ".
Термин "неоромантизм", предложенный Лесей Украинский, вполне соответствует определению специфики творчества поколения деятелей культуры конца XIX - начала XX в. (Леся Украинка, М. Вороной, М. Коцюбинский, В. Стефаник, М. Жук) и позднего (Ю. Яновский, А. Довженко), но таких явлений нашей культуры, как авангардизм, неоклассицизм, пролетарские течения, не охватывает. Вероятно, присоединяясь к общеевропейскому термина «модернизм», следует прежде всего представлять его таким, комплексно охватывает все разнообразие духовности конца XIX - начала XX в. , А именно: неоромантизм с двумя его стадиями - дореволюционной и послереволюционной; авангардизм, неоклассицизм и пролетарские течения, в художественно-техническом плане использовали достижения всех трех остальных. Наиболее органично в эту схему (модернизм) "вписывается" художественная культура (литература, живопись, музыка, театр, хореография и др.), Если учитывать относительность любой классификации и размытость границ любых течений.
Ренессанс 20-х годов XX в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Period..._kul-turi?page=6


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
с государственными запросами. С тех пор (конец 20-х - начало 30-х годов) и до завоевания Украиной независимости (1991) эта борьба начала, казалось бы, локальное событие - литературную дискуссию, в которой победили наименее интеллектуальные украинские силы, а дальше она продолжилась сфабрикованному делу СВУ, раскулачиванием и вывозом в Сибирь сознательной части крестьянства; затем коллективизацией, голодомором, устрашающими репрессиями украинском и лояльной к украинскому делу интеллигенции других этнических групп населения. Репрессии сочетались с "мирными" мерами в пределах русификации, смешивания этносов, переселений, созданием чужой администрации в виде "элитной" интернациональной партократии, которая, собственно, и осуществляла массовую декоренизацию и ассимиляцию Украины. Даже такие явления, как объединение всех украинских земель в едином государстве, вхождение УССР, которая формально имела все атрибуты государственности (представительство в ООН, сеть культурно-образовательных учреждений), были подчинены цели создания унитарного империи с другом господствующим языком и единственным "советским народом ".
Самыми опасными для украинской культуры были 30-50-е годы, когда само ее существование в национальном смысле и форме оказалось под угрозой. Она надолго выпадает из европейского контекста. Украинский модернизм был поглощен догматами социалистического реализма так называемой сообщества советских социалистических культур. Культура стала полностью зависимой от политической конъюнктуры и имела утверждать то, что объективно ее разрушало. Она славословила режим и его руководителей, камуфлювалася, зарабатывая право на хотя бы ограниченное творческое самовыражения. Самым верным в тех условиях было положение точных, а отчасти и общественно-философских наук, технически и идеологически утверждали могущество режима, но не самым плохим было положение культуры, которая по своей природе должна свободно реализовываться в творческих интеллектуальных поисках и национальных формах
В третий период (конец 50-х - конец 80-х годов) происходит некоторое оживление духовной жизни, чему способствовали такие явления, как возвращение к национальной культуре части творчества репрессированных и уничтоженных сталинским режимом деятелей; постепенное знакомство с национальными художественными достижениями диаспоры непреодолимости культурно-радикальных предложений, направленных против денационализации и русификации, выдвинутых поколением "шестидесятников"; благодатный климат нового контекста культуры на территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
Как показали исследования последних лет, украинская культура периода "оттепели", с одной стороны, продолжает прерванные в 30-х годах ренессансные традиции послереволюционного десятилетия, а с другой - активно наверстывает потерянное время, синтезируя новые западноевропейские достижения в области истории, литературы и тому подобное.
Самая опасная тенденция сегодня - это игнорирование созданного украинским народом и его интеллектуальными силами за годы советской власти, механический перенос на украинскую почву явлений массовой культуры, созданной под чужим небом и при необычных для нас обстоятельств.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=7


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
в Венгрии 1956 и определенных компромиссов с одного и другого сторон, эта модель упоминалась попутное или вовсе игнорировалась. Славянские и другие культуры региона (Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия, Румыния) возвращались в современных традиций межвоенного двадцатилетия, в западноевропейский духовное пространство. Поскольку связи СССР с этими странами в политической и экономической отношениях развивались на государственных уровнях, это давало возможность поддерживать активный культурный взаимообмен. Налаживается мощный поток в Украину зарубежной культуры всех без исключения видов, а украинского, в том числе запрещенной, в славянских и других стран Центральной и Восточной Европы, а через них в Западную Европу и мир.
Если тезис американского антрополога А. Кребера (1876-1960) "Величие национальной культуры определяется количеством ее гениальных и великих сынов" верна, то украинский народ, который дал миру Нестора-летописца и безымянного автора "Слова о полку Игореве", Б. Хмельницкого и И. Мазепу, Т. Шевченко и И. Франко, Лесю Украинку и М. Грушевского, В. Винниченко и Леся Курбаса, М. Лысенко и Б. Лятошинского, А. Довженко и А. Архипенко, П. Тычины и А. Бучму, В. Вернадского и С
История национальной культуры является разговором многих поколений единого народа, передачей от поколения к поколению накопленного опыта. В то же время каждая национальная культура развивается по законам диффузии и конвергенции, что позволяет ей обмениваться своими достижениями с другими народами и творить спонтанно, независимо от них.
С другой стороны, трудности перехода к рыночной экономике обусловили глубокий кризис, который больнее сказалась именно на сфере культуры, ее учреждениях и заведениях. Государственные ресурсы оказались недостаточными для функционирования институтов культуры в новых условиях. Уменьшение государственных ассигнований привело к существенному сокращению сети учреждений образования, культуры и науки, отлива квалифицированных кадров, потери многих традиций культурной жизни. Интеллигенция, которая призвана беречь и обогащать культурное достояние народа, деморализована жалкими условиями существования. В обществе снизилась престижность ее профессионального статуса.
Однако в условиях углубления рыночных реформ растет внимание общественности, предпринимательских структур к проблемам культуры.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=8


19.06.18
[1]
переходы:1
Периодизация развития украинской культуры
он расходится со Шпенглером, который рассматривал русскую культуру как целостность, включая не только московскую, но и другие восточнославянские культуры, и который находился под влиянием русских славянофилов, которые теоретически оформили антитезу Россия - Запад, русская культура - западная культура.
Больше, по сравнению с Тойнби, определенностью трактовка места Украины и украинской культуры в европейском культурном пространстве отмечается концепция польско-американского исследователя А. Галецкого. В своих трудах он не разделяет Европу в культурно-исторической плоскости на две части, противопоставляя их друг другу, а выделяет в ней несколько общностей, в частности средневосточной Европу как культурно-исторический регион со специфическими особенностями и функциями в европейском культурно-историческом пространстве. К нему Галецкий включая Польшу, Чехию, Украину, Беларусь и страны Балтии, отделяя их от евразийского региона, для которого характерно высокое содержание азиатских элементов.
Последнее Франко объяснял, с одной стороны, близостью условий, которые породили (то, что до недавнего времени объяснялось типологии исторического процесса, а сейчас «коллективным бессознательным» или архетипами), с другой - глобальным обменом культурными достижениями.
Выдающийся политический и общественный деятель Дмитрий Антонович применяет в своем исследовании украинской культуры те принципы систематизации и периодизаций культурного развития, которые выработала в то время западноевропейская история культуры. Вводя украинскую культуру в общеевропейский духовное пространство, Д. Антонович тем самым «освобождает» ее из-под российского протектората, то есть уневажливлюе представление о таком протекторат. М. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский и Д. Антонович считают, что украинская культура существовала уже в дохристианские времена. Таким образом, культура Киевской Руси для них, несомненно, является культурой украинского народа. И этот важный момент, как и факт субстанционной отдельности украинской культуры по русскому, в их глазах не требует какого-то специального демонстративного подтверждения, а следует из очевидных исторических фактов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Period..._kul-turi?page=1