allr.genskov.ru



Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик

Сортировать: по оценкам | по дате
22.09.17
[4]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
занимаясь реконструкцией не связанных между собой слов и текстов, пародирует процесс деконструкции. Роман, таким образом, отличается мозаичной многоплановостью, что навевает разные литературные ассоциации: словарь и лекции можно отнести к английской традиции «абсурда» и языковых игр, как, например, произведения Л. Кэрролла, не говоря уже о деконструкции Ж. Деррида, а образ биографа, рассказывающий о судьбе Платона, вызывает ассоциации с доктором С. Джонсоном, первым английским лексикографом (он приобрел популярность в том числе и благодаря своему другу и биографу Дж. Босуэл [Campus]).
Как ни странно, в «пародийных» толкованиях слов герой обнаруживает большую проницательность, чем можно было предполагать. Достаточно часто персонажа удается правильно угадать не формально содержание, но суть вещей.
Например, в одной из лекций Платон рассказывает о древнем обугленного листе бумаги со строками стихотворения «Джорджа Элиота», «африканского певца» [8]. К такому выводу персонаж приходит в результате сопоставления имени «Элиот» на этом фрагменте [9] и обрывка плаката с надписью: «Альгамбра. Мы представляем нашего родного и любимого Элиота, шоколадного Щебетун, гуттаперчевого негра »[Акройд, 2002, 103]. На самом деле слова взяты из «Бесплодные земли» Т. С. Элиота [10]. С одной стороны, налицо смесь самых различных источников, производит комический эффект, с другой стороны, если поэму Т. С. Элиота считать образом деструкции мира, то Платон раз иллюстрирует это путем деконструкции его текста.
Словосочетание «дистанционное управление» (remote control) понимается как возможность управления удаленными во времени событиями [13]. Итак, в мире Платона время - это не объективная сила, а скорее некий образ возможного развития событий.
Эти примеры вызывают в памяти мир платоновских эйдосов, на что указывают и имя главного героя, и целый ряд других подсказок.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=5


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
Родился в Лондоне 5 октября 1949 Мать - мелкая служащая (по словам Акройда, вроде «работника отдела кадров»). Отца, который оставил семью, когда ребенок был еще очень мал, он не помнит.
С 1971 по 1973, как Меллоновский стипендиат, учился в университете Йельском. На этот период приходится знакомство и активное общение с поэтами нью-йоркской школы Д. Эшбери и К. Кохом. Тогда же формируются литературные взгляды Акройда. Немалую роль при этом сыграл Д. Эшбери (за девять лет, проведенных во Франции, он прекрасно освоил новую французскую эстетику и литературоведение и активно делился своими знаниями).
Первым крупным литературным выступлением Акройда стала В 1982 выходит в свет первый роман писателя «Великий лондонский пожар». Уже в этом произведении видны основные мотивы творчества писателя - интерес к прошлому и его отражение в литературе, смешение реальных деталей биографии известных персонажей английской истории и культуры с сюжетными мотивами и персонажами литературных произведений и авторской выдумкой. Текст «Большой лондонского пожара» построен на аллюзиях к биографии Чарльза Диккенса и его романа «Крошка Доррит».
По дебютом последовал роман «Хоксмур» (1985), в котором автор обращается к лицам архитекторов Николаса Хоксмур, Джона Ванбру и Кристофера Рена. В 1987 увидел свет роман «Чаттертон», где Акройд строит сюжет вокруг известной истории литературной мистификации - молодой британский поэт Чаттертон выдавал свои произведения за стихи неизвестного средневек автора, а позже и сам стал персонажем литературного мифа.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Piter_...raturnyiy_kritik


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
их мире нет времени, но есть вечность. Именно поэтому их картина мира не совпадает с нашей, ведь то, что мы видим, - лишь отблеск идей. Возможно, то, что пытается установить Платон с помощью своих исследований, - своеобразный анамнезис уже души не человека, а саму идею. Если наша душа способна вспомнить свое идеальное бытие, то и «душа» идеи может вспомнить свое земное воплощение. В романе Платон общается с собственной душой, с каким голосом, который он пытается расшифровать, а наши души, возможно, - голоса идеальных прообразов. Слушая эти голоса, «погружаясь» в них, мы можем попытаться понять прошлое и будущее, а также созерцать идеальные прообразы вещей. Вещи же в мире Платона (различные артефакты прошлого вроде куска мыла или руин статуи Эрота), вероятно, возникают в результате того, что о них «вспоминают», извлекая тем самым на поверхность из области небытие.
Роман перекликается с «Государством» Платона. В произведении греческого философа изложены так называемый Миф о пещере, где люди прикованы к стене, видят только то, что у них прямо перед глазами, и обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине. Находясь в таком положении, они не видят ничего, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры, и принимают за истину тени проносится мимо предметов [Платон, 1994, 296].
Подобная пещера вызывает ассоциации с кинематографом, который, по сути, и есть «тени на стене», и не случайно один из появившихся в мире идей предметов - кинопленка, кусок фильма Хичкока «исступление», действие которого происходит в Лондоне. Кадры из фильма можно толковать как «кадры» подсознания, как «припоминания» главного героя.
Душа Платона ведет его в подземную пещеру, где живет человечество, для которых мир замкнут в пределы пространства, верхняя граница которого - звездное небо. Их жизненный путь ограничен скоротечным время, но для жителей города идей, которые живут в бесконечности, время и история
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=6


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
Время действия романа - 3700-й год. Об этом мире мы можем судить только по отдельным упоминаниям и реплик героев, так как рассказ лишено авторского комментирует голоса. Текст организован в форме диалогов персонажей, перемежающихся лекциями оратора Платона, и единственным субъектом авторского плана является «биограф», что дает отдельные сведения о дальнейшей судьбе персонажей.
Эти разрозненные факты (например, упоминания о белом цвете глаз горожан или их прогулках по несуществующей сегодня реки Флит) не могут дать целостного представления о Лондоне будущего, но мы можем попытаться «увидеть» их мир, рассмотрев, как в нем преломляются представления о нашей времени.
Так, Платон, главный герой, занимается исследованием прошлых времен, восстанавливая утраченную картину прежнего мира с помощью дошли до него фрагментов древних текстов. Результатами своих работ (в основном это открытия, связанные с нашей эпохи) он делится с горожанами во время публичных лекций, а также фиксирует эти результаты в словаре, толкует понятие прошлого. Большая часть статей - лексемы и словосочетания, объяснены с помощью буквального прочтения их внутренней формы, и произвольно расшифрованы аббревиатуры.
А. А. Потебня в статье «О некоторых символах в славянской народной поэзии» пишет о том, что изучение внутренней формы слова помогает проникнуть в мировоззрение предков: «Слово выражает не все содержание понятия, а один из признаков, именно тот, который представляется народному точки зрения важнейшим »[Потебня, 1989, 285]. С точки зрения Платона, словарь отражает архаичную картину мира
Однако ему свойственно толковать «историзма» в понимании, что соответствует его собственным мировоззрения, и поэтому словарь скорее позволяет больше узнать о времени Платона - по тому искажение, которое оно вносит в реалии нашего дня.
Наше время кажется Платону дисгармоничным и получает название «the Age of Mouldwarp» (букв. «Эра искаженных форм»), но эпохи, предшествующие нашей, представляются ему воплощением «золотого века» и идеального порядка, когда слова имели сакральным значением и определяли собой сущность города.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=3


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
В 1996 Акройд выпускает очередной фантастический роман «Мильтон в Америке» - это альтернативная история английского поэта и общественного деятеля 17 века Джона Мильтона - якобы, преследуемый во времена реставрации, он бежит в Северную Америку.
В романе 1999 «Писем Платона» Акройд рисует фантастический мир далекого будущего, в котором историки пытаются воссоздать реалии нашего времени на основании письменных источников, остались. Сюрреалистические результаты их поисков позволяют задуматься об адекватности нашего исторического знания и о соотношении между письменностью, знанием и реальностью.
В романе «Лондонские сочинители» (2004) Акройд описывает фантастичекую историю о масштабной фальсификации - внезапное английское литературное общество 18 века потрясено все новыми и новыми находками реликвий, связанных с жизнью и творчеством Уильяма Шекспира. Апофеозом этих событий становится торжественная постановка новонайденной пьесы великого писателя. В романе в качестве одних из главных действующих лиц выведены Чарльз и Мэри Лэм.
Метароман «Журнал Виктора Франкенштейна» (2008) - это версия знаменитого романа Мэри Шелли, написанная от имени Виктора Франкенштейна, где действующими лицами выступают сама писательница, Перси Шелли, Байрон и чудовище, созданное несчастным ученым.
Aкройду удалось создать удивительный роман - роман-дневник, роман-автобиографию, роман-исповедь, роман-завещание. В небольшой книжечке отражена вся жизнь неповторимого Оскара Уайльда, которую тот превратил в произведение искусства
Роман Питера Акройд «Завещание Оскара Уайльда» это биографический и литературоведческий роман, написанный в сложной манере. Это монтаж из цитат и ложных цитат из самого Уайльда, фактов биографии писателя, в том числе заведомо неверных, а также фрагментов прозы, написанной в манере Уайльда.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=1


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
Биограф - bio (относящийся к жизни) + graphy (письмо), «тот, кто читает письмена жизни. Предсказатель будущего, хиромант »[Акройд, 2002, 28].
П. Акройд приобрел литературную известность во многом благодаря своим биографий Т. Мора, Ч. Диккенса, У. Блейка, О. Уайльда и Т. С. Элиота. В «Повести» писатель раз становится биографом как «предсказателя будущего», если исходить из 3700-го года как времени действия романа.
Декаданс, по Акройд, означает повторение различных эпох через определенные промежутки времени [17]. Если 1890-е гг.. были пронизаны ощущением fin de siecle, то, возможно, 1990-е, считает он, также представляются периодом упадка и конца.
Питер Акройд создает образ города-вселенной, который организован и по оси времени, и по оси «идеального прообраза», включающий оппозицию «понятие - вещь», и по оси «поверхность - глубина». Это попытка построить над реальным городом город идеальный, воссоздать его или пересоздать с помощью авторской «машины времени».
Роман в целом можно представить как систему оптических приборов, эффектно превращают действительность. Город-мир трансформируется в видении героя, в языковой плоскости и в интерпретации самого писателя.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=7


22.09.17
[1]
переходы:0
Питер Акройд - английский писатель, поэт и литературный критик
«Sleeping car: an example of the belief that inanimate objects, when not being employed or exploited, reverted to a dormant state. See 'sleeping bag' and 'sleeping tablet' »[Ackroyd, 2000, 32] [3].
«Language laboratory [4]: ​​?? a sterile area where language was created under strict experimental conditions. New complex words or phrases were bred from existing phonetic and semantic systems before being tested upon a group of volunteers. There was always a danger of contamination or leakage; we believe that there were occasions when rogue words were accidentally released into the community, sometimes causing hysteria or fever »[Ackroyd, 2000, 24].
«Space age [5]: the space between objects was believed to grow old and die; it was a way of assigning mortality, and fatality, to the entire universe »[Ibid, 32].
«Half-time [7]: the circumstance or condition in which events seem to unfold very slowly, believed to represent a concerted effort of the Mouldwarp world to stop before it was too late». [Ibid, 19].
Механизм словообразования заключается в сочетании морфем в слова, лексем в идиомы. Значение морфемы или лексемы, то есть части, Платон угадывает правильно, но ему неизвестны законы не столько слово-, сколько смыслообразования: он не учитывает идиоматического характера языковых знаков, поэтому соединением морфем и лексем он дает другое, в основном ошибочное толкование. Платон, таким образом, представляет собой пародию на лингвиста, в то время как «настоящий» мир конца двадцатого века исчезает, превращаясь в пародию на самого себя.
Некоторые слова он объясняет, ссылаясь на явления своего мира, не известные нам. Сюда также входят термины, непонятные самому Платону. Поэтому перед ним стоит задача одновременно определить и значение того или иного слова, и раскрыть механизм обозначения, увидеть нашу логику названия.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Piter_...iy_kritik?page=4