allr.genskov.ru



Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ

Сортировать: по оценкам | по дате
24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
До очень сложных со своей тематикой можно отнести застольные и банкетные беседы, составляющие, можно сказать, особый литературный жанр, а также собрание изречений. Все эти произведения являются одним общим разделом, обычно носит малопонятное название Moralia. В этом разделе нравственные произведения, правда, представлены очень широко, и без этой морали у Плутарха не обходится почти ни один трактат.
Особый раздел произведений Плутарха, и тоже огромный, тоже весьма популярный во все века, и, возможно, даже более популярен, чем Moralia, - это "Сравнительные жизнеописания". Здесь можно найти и строго исторические данные, и моралистика, и увлечение искусством портрета, и философию, и беллетристику.
Античный мировоззрение и античная художественная практика опираются на интуиции живого, одушевленного и разумного космоса, всегда видимого и слышимого, всегда чувственно воспринимаемого, вполне материального космоса с неподвижной землей посередине и с небом как областью вечного и правильного движения небесного свода. Все это, безусловно, обусловлено самим характером социально-исторического развития древнего мира. Тогда как дальнейшие культуры сначала выходили с человека, абсолютной или относительной, а также с общества и уже потом приходили к природе и космоса, античная мысль наоборот, выходила из наглядной данности чувственный-материального космоса и уже потом делала из этого выводы для теории личности и общества . Это навсегда определило собой подчеркнуто материальную, то есть архитектурно-скульптурную образность античных художественных построений, мы, безусловно, находим у Плутарха. Итак, чувственный-материальная космология - вот исходный пункт мировоззрения и творчества Плутарха.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Plutar...storik_i_filosof


24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
до нашей эры последовала и переработка классики, которая обычно именуется не периодом эллинства, а периодом эллинизма. Суть эллинизма заключается в субъективной реконструкции классического идеала, в его логической зконструйованости и эмоционально-интимной пережитисти и охвачености. Поскольку Плутарх действовал в эпоху эллинизма, его мировоззрение и художественная практика построены не на чистом платонизме, но на его субъективистского и имманентно-субъективной интерпретации. Плутарх - субъективистского настроен интерпретатор платонизма в условиях сохранения космологического объективизма в целом.
Плутарх жил не в века начального эллинизма (III-I вв. До нашей эры), а непосредственно после него. И тем не менее печать этого начального эллинизма решительным образом оказался характерным для всего Плутарха. Этот начальный период эллинизма не повлиял на Плутарха своими тремя философскими школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Эти школы возникли в качестве защитной меры для того, что появился тогда индивидуализма и субъективизма. Нужно было воспитать строгого и сурового субъекта и охранять его внутреннее спокойствие перед тем, нараставшей тогда громадой римских для эллинизма империй. Плутарх оказался чужим и строгого ригоризму стоиков, и беззаботного насолоджуваности эпикурейцев, и полного отказа от всякого логического конструирования у скептиков.
Из всех аспектов нараставшего тогда субъективизма Плутарху оказалась ближе мала, скромная и простая человеческая личность с ее повседневными привязанностями, с ее любовью к семье и к родным местам и с ее мягким, сердечным патриотизмом
Начальный период эллинизма с его тремя философскими школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом - оказался для Плутарха очень суровой философской позицией. Как философ эллинизма, Плутарх, конечно, тоже выдвигал на первый план человеческую личность и тоже хотел дать лично продуманную и интимно пережитую картину объективной космологии. Но указанные три основные школы начального эллинизма явно были для него очень строгие и требовательные, очень абстрактные и бескомпромиссные. Выше уже говорилось, что интимный человеческий субъект, выступивший в те времена, был не так строг, как у стоиков, не так принципиален, как у эпикурейцев, и не так безнадежно анархический, как у скептиков.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Plutar...i_filosof?page=2


24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
а живописатель быта. Но Плутарх - платоник, и вместе с платонизмом вырисовывались для него длинный ряд глубоких, часто трагических и часто невыносимых проблем. Он умудрялся выносить и переносить эти большие проблемы, часто для него значительные и даже торжественные, но всегда требовательны и ответственны. Битовизм малой человека как раз и помогал Плутарху сохранять спокойствие духа и не падать ниц перед неразрешимым и невозможным. Вот почему даже в своих "Сравнительных жизнеописаниях" Плутарх, изображая великих людей, не только не избегает никаких бытовых деталей, но часто даже придает им глубокий смысл.
Битовизм начального периода эллинизма имел огромное значение и для мировоззрения, и для писательской манеры Плутарха. Но в этом начальном эллинизме была еще одна, тоже новая и замечательная и тоже огромная по своей силе, тенденция, воспринятая Плутархом глубоко, раз и навсегда. Эта тенденция, или, лучше сказать, эта духовная стихия, была тем, что мы сейчас должны назвать морализмом.
Это было безусловной новостью для греческой философии и литературы том, что все классические и уж тем более все к классической никогда не знало никакой специальной моралистика. Дело в том, что вся классика живет героизмом, а героизму нельзя было научиться, героизм давался только самой природой, то есть только богами. Все древние герои были либо прямыми, либо косвенными потомками только самих же богов. Совершать героические подвиги можно было, конечно, только после прохождения предварительной героической подготовки. Но сделаться героем было нельзя. Можно было родиться героем и усовершенствоваться в героизме
Но древнегреческий классический героизм - это области не педагогическая, не воспитание и поэтому не моралистическая. Героизм в те времена был явлением природно-человеческим или, что то же, божественным. Но классика кончилась, и затем в период эллинизма, выступила уже самая обычная человек, не потомок богов, не герой по природе, а просто человек. Для своих повседневных дел такой человек должен был специально воспитываться, специально обучаться и тренироваться, всегда консультируясь у старших и опытных. И вот тут-то как раз и зародилась и моралистика, которая была неизвестна классическом герою. Чтобы стать приличным и достойным человеком, нужно было знать тысячи личных, общественных и, вообще говоря, моральных правил.
Плутарх - моралист. И не просто моралист. Моралистика - это его настоящая стихия, беззаветная тенденция всего его творчества, никогда не угасающая любовь и какое педагогическое насолоджуванисть. Чтобы учить, чтобы наставлять, чтобы разъяснять трудные вопросы, чтобы поставить своего читателя на путь вечного самоанализа, вечного самоисправлением и неотступного самосовершенствования.
Короче говоря, от этого начального периода эллинизма к Плутарху перешел бытовизм и добродушный морализм. Иными словами, Плутарх
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Plutar...i_filosof?page=3


24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
самого Платона. Итак, субъективистского настроен интерпретатор Платона, Плутарх употребил эту интерпретацию для защиты малого и скромного человека, для постоянного бытовизма и морализма и для признания за злом (а не только по одному добром) колоссальной космической силы.
Плутарх, живший на рубеже I-II вв. нашей эры невольно оказался не только под влиянием раннего эллинизма, но и под влиянием того позднего эллинизма, который в античной науке получил название века эллинского возрождения. Необходимо отдавать себе строгий отчет в том, что такое это эллинское возрождение, в чем Плутарх с ним сходится и в чем резко различается.
Если брать эллинское возрождение как принцип, то это не могло быть буквальной реставрацией несколько столетий назад отжившей классики. Это было преобразованием классики не в буквальную, то есть не в буквально жизненную, но только в эстетическую наглядность, во вполне изолированное созерцания давно ушедшей красоты. Таким чистым эстетом Плутарх никогда не был, и такая изолированная эстетическая наглядность всегда была ему глубоко чужда. Он не был способен на тонко-чувственный импрессионизм Филостратов, на захлебывания интересными филологическими ерундой Атенея, сухое и методическое Описательство мифограф или беспардонной юмористику мифологических зарисовок в Лукиана
Возможно, некоторым удаленным результатом эллинского возрождения, что характерно именуется еще а как вторая софистика, было очень частое у Плутарха многословие, что доходила у него иной раз к какому разрешительного болтовня. Это была у него не просто болтливость, но опять таки защитная мера для охраны прав будничной человека на свое существование, на своих и мелкие, но зато чисто человеческие потребности и настроения.
Эту настоящую значимость необхидно констатировать в том, каким методом пользуется Плутарх в своей склонности к возрождения методологии. Именно наглядно дана, созерцательно и эстетически изолирована наглядность никогда не использовалась Плутархом буквально, никогда не была для него "чистым" искусством, никогда не была искусства для искусства. В этом эстетично изолированном самодовлении, по виду вполне бескорыстном и ни в чем жизненно не заинтересован, Плутарх всегда почерпав силы именно для жизни. Такое эстетическое самодовлиння всегда его оживило, укрепляло, освобождало от суеты и мелочей, всегда изменяя действовало на психику, на общество, облегчая борьбу, проясняя суету и осмысливая жизненные невзгоды и трагическую безысходность. Вот почему бытовизм и морализм у Плутарха всегда пересыпанные мифологическими и литературными примерами, легендами, байками и произвольно придуманными ситуациями, анекдотами и острыми словечками, что на первый взгляд как будто нарушают ровно текущий изложение и как бы беспредметно отводят в сторону.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Plutar...i_filosof?page=4


24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
Плутарх находил в классическом платонизме в первую очередь учение о божестве, но не в виде наивного вероучения, а в виде продуманной требования бытия, и притом единого бытия, которое является пределом и возможностью для всякого частичного бытия и всякого множественности. Плутарх глубоко убежден в том, что если есть бытие частичное, изменчивое и незавершенное, то это означает, что есть бытие едино и целостное, неизменное и всесовершенное. "Ведь божественное не является множественность, как каждый из нас, представляющий разнообразную совокупность из тысячи различных частиц, находящихся в изменении и искусственно смешанных. Но необходимо, чтобы сущее было одним, поскольку существует только одно. Разнообразие же вследствие отличия от сущего оборачивается небытием "(" О "E" в Дельфах ", 20). "Вечно неизменном и чистом свойственно быть единственным и несмешанным" (там же). "Насколько возможно найти соответствие между меняющимся чувством и неизменной идеей, настолько это отражение дает так или иначе какое смутное представление о божественной милости и счастья" (там же, 21). Таким отражением божественного совершенства является прежде всего космос. Об этом говорится уже и в цитируемом здесь трактате (21): "Все, что свойственно так или иначе космоса, божество объединяет в своей сути и удерживает слабую телесную субстанцию ​​от уничтожения".
С космологической проблемы Плутарх посвящает целых два трактата в связи произведения своими комментариями платоновского «Тимея». В трактате "О происхождении души в" Тимее "Платона" Плутарх развивает в чисто платонической духе учения об идее и материи, о вечном, но беспорядочное существование материи, о превращении божественным Демиургом этой материи на красоту, порядок и порядок космоса, существует теперь, о создании вечного и неизменного движения небесного свода посредством деятельности мировой души, упорядочивает и о вечной красоте живого, одушевленного и разумного космоса
Действительно, и сам Платон в своей построении идеально прекрасного космоса, как мы это находим в его диалоге «Тимей», был на высоте именного классического представления о космосе. И такое же классическое представление является мечтой и Плутарха, на все лады что восхваляет красоту совершенного, хотя и вполне чувственно-материального космоса.
Но уже и здесь на высоте своего теоретического мировоззрения Плутарх начинает проявлять некоторого рода неустойчивость и даже двойственность своей общефилософской позиции. Когда Платон строил свой космос, ему и в голову не приходило противопоставлять добро и зло. Для него было достаточно уже того одного, что вечный божественный Разум со своими вечными идеями оформил раз навсегда бесформенную и неурегулированной материю, откуда и появился тоже вечный и тоже навеки прекрасный космос.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Plutar...i_filosof?page=1


24.07.17
[1]
переходы:0
Плутарх - древнегреческий писатель, историк и философ
Плутарха еще новое преобразование, и классическая космология, не теряя своей возвышенной красоты, стала оправданием для бытовой человека.
В результате нашего обследования обширной литературного наследия Плутарха необходимо сказать, что в настоящее время для филолога является настоящим грехопадением сводить творчество Плутарха к какому-либо одному абстрактному принципу. Правда, его социально-историческая основа, хронологически весьма точная, приказной требует рассматривать его как переход от начального эллинизма, а именно - к эллинского возрождения II в. нашей эры. Но это уже очень общий принцип. Ближайшее рассмотрение его мировоззренческих и творческих результатов свидетельствует о том, что Плутарх - это затруднен платоник, не смог подняться до платонической монизма, но зато использовал его многочисленные идеологические, часто противоречивые, и делали это платонизм неузнаваемым. В приблизительном пересчете вот в таком виде можно было бы представить все эти противоречивые и в полном смысле слова антиномичны черты Плутарха его Синтетизм, если не всегда философским, то всегда ясным и простым, благодушным и добродушным, наивным и мудрым. Именно, у Плутарха сочетались универсализм и индивидуализм, космологизм и бытовизм, монументальность и повседневность, необходимость и свобода, героизм и морализм, торжественность и бытовая проза, идеологическое единство и невероятная пестрота изображений, самодовлеющее созерцательность и практическая фактография, монизм и дуализм, стремление материи к совершенства. Все искусство историка античной литературы и философии относительно Плутарха в том и состоит, чтобы раскрыть и социально-исторически обосновать именно этот антиномико-синтетический характер его мировоззрения и творчества. Для такого искусства требуется привлечение огромных материалов, и сейчас к этому можно только отдаленно приближаться.
Плутарх находился под сильным влиянием эллинского возрождения, хотя использовал он его для обоснования прав повседневной человека. Но от чего Плутарх уже безусловно был далек - это от грандиозного завершения всего эллинизма в последние четыре века античности, когда зародилась, процветала и приходила в упадок философская школа неоплатоников. Эти неоплатоники тоже не могли признать как окончательной теории самодовлеющее созерцания
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Plutar...i_filosof?page=5