allr.genskov.ru



Подчинение Киевской Митрополия Московскому патриархату

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[1]
переходы:0
Подчинение Киевской Митрополия Московскому патриархату
Внимание к вопросу смены юрисдикции Киевской митрополии 1686 усилилась в последнее полтора десятка лет, что связано с актуализацией с конца 1980-х годов вопрос о получении Православной Церковью в Украине статуса автокефальной.
Одной из важнейших причин, в дальнейшем способствовало присоединению Украинской Церкви к Московской, было то, что, находясь под властью Речи Посполитой, где контрреформацийни цели воплощались в политическую практику, преследовались некатолики, а православным христианам навязывалась уния, украинские православные иерархи не раз обращались к православному московскому царю и патриарху, надеясь найти в них поддержку в своем бедственном положении. С этим соглашаются практически все историки, главные из которых митрополит Иларион Огиенко, Иван Власовский, Наталья Полонская-Василенко и др.
Вторым, не менее важным толчком к церковному объединению, были Мартовские статьи Богдана Хмельницкого 1654 И хотя речь здесь шла о политическом объединении, ситуация относительно Церкви при таком ходу событий не могла быть нейтральной. А по мнению власовское, так вообще в исторических обстоятельствах после Переяславского соглашения Православная Церковь в Украине не могла остаться по отношению к Московскому Патриархату независимой. Рано или поздно должна она войти в его юрисдикцию. История нам показывает, что проводники Киевской митрополии в течение длительного времени стояли за сохранение своего статуса в рамках Константинопольского Патриархата. Эта точка зрения была высказана во время переговоров с московским царем в июле 1654 под Смоленском, где находилась ставка царя в военном походе против поляков. Поскольку церковный вопрос фактически нарушилось в марте 1654 г.., Оно рассматривалось отдельно. Итак, посольство от киевского духовенства было возглавленное Иннокентием Гизелем, игуменом Николопустинського монастыря. Оно было принято царем 28 июля и вручило царю грамоты от митрополита, подкрепленные грамотами от гетмана. Митрополит выразил радость усих сыновей Малой России по поводу "нынешнего соединение", оправдывался за сопротивление при утверждении царской крепости на церковных землях в Киеве и попросил подтвердить предыдущие права и привилегии митрополии. Самое главное из просьб состояла в том, чтобы оставить Киевскую митрополию " при найзверхнишому нашем пастырю Царгородскому, к которому нас и право Божье через св. Апостола Андрея и каноны свв. Отцов приобщили и совокупилы ". Подчинение Царьграда трактовалось в ней как "корень всих наших вольностей и прав". Можно сказать, что в этих "статьях" излагались основные позиции митрополита Сильвестра Косова и верхушки киевского духовенства, определяли статус Киевской митрополии. Ответ царя была красноречивым: 11 августа 1654 посольству были даны жалованные грамоты на митрополичьи и монастырские владения. Ответ на другие вопросы была отложена до возвращения царя в Москву. Без ответа остались центральное вопросы, касающиеся статуса Украинской Церкви.
Вероятно, что Москва сама четко осознавала, что церковное объединение не за горами. Об этом свидетельствует тот факт, что в Москве было напечатано тогда молитву царя и его семьи к лику святых покровителей Московской церкви: "О еже престола Киевскому соединитися с богопоставленным престолом Московским, и княжению малороссийского совокупитися с богохранимым великороссийских царством" », а также дальнейшие откровенные пренебрежение московской Церковью церковным канонам, когда она вмешивалась в жизнь Киевской митрополии как к собственной административной единицы.
После смерти митрополита Сильвестра Косова (13 апреля 1657), противника Переяславского соглашения и подчинения Киевской Церкви московской власти, Богдан Хмельницкий сам назначил местоблюстителем Киевской митрополии черниговского епископа Лазаря Барановича. Однако гетман не дождался назначенных им выборов нового митрополита. После его смерти Московский воевода Бутурлин начал уговаривать духовенство "всякими мерами по большим подкрепленьем, чтоб они великого государя милости поискал... И были бы под послушанием и благословение св. Никона, патриарха Московского" и чтобы они митрополита не избирали, а первое написали об этом царю
Иван Выговский, став гетманом, пытался до минимума уменьшить влияние московских чиновников на ход выборов митрополита. Воеводе он заявил, что избрание должно состояться по древним украинским обычаям, а не по царскому приказу. Выборы нового митрополита состоялись 6 декабря 1657 Был избран епископа луцкого Дионисия Балабана, кандидата гетмана Выговского. Избрание и поставление на Киевскую митрополичью кафедру Дионисия Балабана без благословения (и даже сообщения) московского патриарха свидетельствует о том, что в договорных статьях гетмана Богдана Хмельницкого, заключенных в Москве в марте 1654 г.., Не было статьи о подчинении Украинской Церкви патриарху Московскому.
Однако, Москва давила на гетмана Выговского чтобы он не отправлял посольства в Константинополь об утверждении на митрополии избранное Дионисия. В феврале 1658 окольничий дьяк Б. Хитрово спросил новоизбранного митрополита, бил он лбом после выборов великому государю и московскому патриарху. Дионисий ответил, что "изначально святого крещения" киевские митрополиты принимали благословение от Царьградская патриархов, "а без воли и благословения св. Константинопольского патриарха благословение принять и посвятить на Киевскую митрополию от св. Никона патриарха не смеет ", боясь проклятие из Царьграда.
После падения гетмана И. Выговского и избрания гетманом Юрия Хмельницкого на Переяславской Раде 1659 князь Трубецкой провел постановление: "А митрополиту Киевскому, также и Иным духовным Малыя России, быть под благословение св. Патриарха Московского и всея Великия и Малыя и Белыя России; а в права духовные св.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/podchi...komu_patriarhatu


29.05.17
[1]
переходы:0
Подчинение Киевской Митрополия Московскому патриархату
1661 Московский патриарх Питирим рукополагает уже упоминавшегося выше нежинского протопопа Максима Филимоновича епископом Мстиславского и Могилевского и назначает его местоблюстителем Киевской кафедры. За такое, конечно, епископа Мефодия Филимоновича (имя Максим было изменено на Мефодий при хиротонии) Константинопольский патриарх 1663 подвергает анафеме, из-за чего московское посольство с царской покаянной грамотой на руках еще перед ним оправдывалось. Для нас важна эта упоминание потому, что на 1663 Москва в официальном документе показала, что территория Киевской митрополии - это чужая каноническая область, которая подчинена Константинопольскому патриарху, а не Московском, и любые действия на этой территории московских иерархов есть грубым нарушением церковных канонов.
В разговоре о присоединении Киевской митрополии к Московскому Патриархату также не следует упускать одну важную деталь. Речь идет о Андрусовское перемирия 1667 г., т. О документе, который положил конец войне между Польшей и Московским царством. Но важно то, что в результате этого договора Украина просто оказалась разделенной на две части, соответственно в составе Московского Царства и Польши. Далее, берем во внимание Московский собор 1666-1667 гг., На котором Черниговскую епископию возведен в статус архиепископии. Сделано это с той целью, чтобы Чернигов стал православным центром Левобережья в случае ухода Киева в Польшу на условиях того же Андрусовского мира. Если учесть это и все сказанное выше, то мы четко видим ряд последовательных и целенаправленных действий Москвы о подчинении Украине, как политического, так и церковного.
Безусловно, нельзя не согласиться с Иваном Власовским, что Украина стала заложником церковно-политических обстоятельств и ее присоединение было вопросом времени, но, тем не менее, мы видим, что Москва активно способствовала ускорению этого процесса.
Точку в борьбе за Киевский престол был поставлен 1685, когда Москва для гетмана Ивана Самойловича выдала грамоту-распоряжение о выборах киевского митрополита без согласия Вселенского патриарха. Кандидатом стал Луцкий православный епископ Святополк Гедеон-Четвертинский, который 1684 поселился на Левобережье, спасаясь от репрессий польских властей и И. Шумлянского. Дело в том, что Киевская кафедра была некоторое время без митрополита, а был местоблюститель - Лазарь Баранович. И уже собирались посвящать в епископы архимандрита Киево-Печерской Лавры - Иннокентия Гизеля. Но этого не произошло из-за смерти последнего. И вопрос киевского митрополита снова оказалось видкрититм. Москва обращается к Константинопольскому патриарху Иакову с просьбой передать Киевскую кафедру под ее юрисдикию, аргументовуючы это тем, что «1. Митрополия Киевская "еще во времена отца их учинилась» в «Государский государстве» (то есть в Московской)
2. На православия посягает «предатель-униат епископ Шумлянский, который называет себя« блюстителем митрополии ». 3. Патриарх Цареградский не может защищать митрополии, потому что сам находится далеко и терпит басурманской гонения. 4. Сам гетман, запорожская старшина и весь украинский народ «били челом» о переносе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха ». Несмотря на подарки - 200 рублей и соболя - патриарх Иаков отложил ответ до совещания с другими патриархами.
Не дожидаясь ответа от патриарха, по согласованию царя и гетмана, в Киеве был созван елекцийного Собор 8 июля 1685 На Собор не приехал владыка Лазарь Баранович и вообще духовенства было совсем мало, так что большинство Собора составляли сами миряне. Такой состав Собора делал неканоническим, а потому и определения его были неканонические. Избран был на митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского, хоть значительная часть духовенства протестовала против его кандидатуры. Об этом свидетельствует в своем донесении Москве гетман И. Самойлович. Он, сообщая Москву о выборах, просил сохранить права Украинской Церкви и скорее просить Константинопольского патриарха отступить
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/podchi...triarhatu?page=1