allr.genskov.ru



Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени

Сортировать: по оценкам | по дате
24.05.17
[5]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
На Востоке и на Западе развивалась преимущественно благодаря стараниям представителей богословия. Ведь с экономическим, политическим, моральным, интеллектуальным упадком Греции и Рима земная государство представала как воплощение зла, беззакония, несправедливости, террора, эксплуатации, распущенности. Такая политическая реальность создала благоприятные условия для бурного развития христианства.
Согласно его учению человек - вершина творения Бога, носитель образа и подобия Божия, духовно-телесное существо, объединяющая материальное и духовное начала, вечная, бессмертная, рациональная, наделенная даром творчества, свободная как перед Богом, так и перед дьяволом. Она отвечает за порядок в мире и в самой себе. Но грехопадение Адама и Евы, грехи их потомков нарушили первоначальную богоподобие, невинность, и человек стал носителем греховности. Первым победителем греховной силы стал Иисус Христос, принесший новое учение, взял на себя грехи мира и спас человечество. Однако страдания в христианстве - не самоцель, а сила в борьбе со злом в себе и вокруг себя. Назначение человека - не аскетичность, а самосовершенствование, законопослушность, выполнение Божьих заповедей и покорность церкви. Христианство исходило из идеи свободы и равенства людей, призвал к проявлению доброй воли, взаимного прощения, любви и справедливости независимо видьзвань, состояний, титулов, богатства и возраста.
Хотя римские императоры считали себя наместниками Бога на земле, не ограниченными никакими законами, церковь все больше стремилась утвердить в общественной жизни превосходство духовной власти над светской. Епископ Аврелий Августин (354-430) в работе «О граде Божием» выступал за верховенство церкви в политической жизни. Государство, по его мнению, - совокупность людей, объединенных общественными связями, ее усилия должны направляться не только на удовлетворение земных потребностей, но и на уничтожение врагов церкви, предупреждении преступления против Бога. Чрезмерное насилие не желательно, но необходимо; рабство противоречит природе человека, но установлено Богом в наказание за грехи свобода воли приятная, но выражается только в склонности индивида к порочных действий; государственная власть ничем не отличается от шайки разбойников, но политическую оппозицию надо решительно искоренять.
Оправданием феодального строя, оказалось в формуле «церковь - солнце, государство - месяц», обозначены общественно-политические теории схоластов, которые считали, что человек вообще (как родовое обобщение) не существует, реальны только отдельные лица. Англичанин Ансельм Кентербе Сирийского (IX в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...i_Novogo_Vremeni


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
и судебную) и союзное (занимается внешней политикой). Такое разделение следует осуществлять на основе и принципах верховенства закона, которому подчиняются все, в т. Ч. И законодатели.
В результате революционных событий в Англии и концептуальной деятельности политических мыслителей появились два нормативных акта, которые имели большое влияние на политическую мысль, - Хабеас корпус акт 1679 и Билль о правах 1689 года. Вместе с Великой хартией вольностей 1215 p.
Большой вклад в развитие политической мысли сделал французский правовед, просветитель, один из основателей новой политической науки Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). В своих трудах - «Персидские письма», «Размышления о причинах величия римлян и их упадка», «О духе законов» - он подчеркивает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы (возможность делать все, разрешено законами, и не делать того , что законами запрещено, потому что тогда такой свободы не будет ни для кого) и гражданские свободы (спокойствие духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения необоснованных частным и публичным обвинением индивида, гуманное уголовное законодательство, неукоснительное соблюдение правил судопроизводства, недопущения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгое соблюдение законов и незыблемый режим законности).
Монтескье утверждал, что такое обеспечение политических и гражданских свобод возможно лишь при существовании в стране независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной
Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти речь только о независимости суда. Но судебную власть в государстве не олицетворяет никто, и поэтому она вроде лишена властных функций. Для достижения подлинной независимости судей Монтескье предлагает ввести опыт Франции по купле-продаже судейских должностей и «олицетворение» этой власти в присяжных (выборных народных представителей, которых периодически созывают на специальные сессии). Независимость законодательной и исполнительной власти, по Монтескье, имеет относительный характер, поскольку на самом деле в системе сдержек и противовесов существует своеобразная «независимая зависимость», когда одна власть не позволяет другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан. Законодательную власть, по его мнению, должен олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней (народной) палаты, депутаты которой избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней (аристократической) палаты, палаты пэров, члены которой назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, распределение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений одйа друга.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=4


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах «Государь», «Рассуждения на I декаде Тита Ливия» противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие «государство» как общий политический состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобность, агрессивность, властолюбие, алчность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и др. Необходимости обуздания этих ее черт и вызвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, он остро критиковал духовенство, а дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая негативные качества человека, должен быть «лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков». Для объединения общества правитель может использовать любые средства ( «цель оправдывает средства»), даже аморальность, нечестность, жестокость, устрашение, демагогию, клевету, коварство, хитрость, вероломство и тому подобное. Только тогда республика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовой авторитарную диктатуру «великого преобразователя». Государство, по мнению Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека.
Соблюдая и некоторые гуманистические идеи, он неоднократно указывал на полярность интересов бедных и богатых, высказывался о справедливом и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Мечта Макиавелли - сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы, но и равенство, привилегии, уменьшение имущественных различий. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.
Идеи всеобщей равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493-1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждений, свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одной из самых влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483-1546)
Во Франции после окончания Столетней войны в начале XVI в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=2


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
как высшее из творений разумной природы. Если интеллект Бога - сущность, то интеллект человека - потенция сущности. Отрицая августинианства (приоритет интуиции), оставаясь на позициях религиозного догматизма, он обращался к разуму, здравому смыслу человека и одновременно разделял людей на более высокий класс - правителей, средний - воинов, судей, чиновников, ученых, священников и дворян, ниже - наемников, ремесленников , «грязный народ». Естественные законы, которые одновременно определяют и моральные нормы, по его мнению, уступают и подчиняются законам вечным, божественному разуму, но не противоречат ему. Человеческие законы (право народов и позитивное право) могут расходиться с природными, а божественные, отражены в Священном Писании, исправляют несовершенство человеческих законов. Цель государственной власти - обеспечить благо общественного существа - человека. Идеалом формы государственного правления является власть одного (монархия). Фома Аквинский обосновывает право народа на свержение тирана, который нарушает принципы справедливости. Церковь должна царить над гражданским обществом, духовная власть - над светской. Еретики подлежат смертной казни, а монахи-доминиканцы превращаются в «собак Господа». Аквинский теоретически обосновал необходимость инквизиции и разработал учение о индульгенции.
Предвестником свободы совести и права народа на законодательную власть стал в XIV в. итальянский мыслитель Марсилий Падуанский (1280-1343), который считал, что Евангелие - не закон, а учение, и потому в вере не может быть принуждения, она - дело совести человека. Он первым в средневековой политической мысли четко различал законодательную и исполнительную власти, развил идею общественного договора, народного суверенитета
В то же время был сторонником сословной монархии, разделения общества на две сословные категории: 1) правящая категория (духовенство, администрация и военные), к компетенции которой относятся руководящие общественные функции; 2) подчинена категория (земледельцы, ремесленники и торговцы), которые должны беспокоиться только о личных интересах.
Государственный организм, по мнению Марсилия, состоит из двух частей: физической, в которую входят люди, и нематериальной - законов, которые довлеют над обществом. Римский папа не может претендовать на светскую власть.
В XVI в. с началом упадка феодализма навязанный схоластикой аскетизм стал уступать культовые человека, его интересов и потребностей, а божественное - естественном, человеческом. Гуманизм тогда еще не был массовым, в основном он имел сторонников среди жителей городов, представителей интеллигенции, которые в ростках нового строя видели силу, способную освободить человека от средневекового аскетизма. Новая эпоха, вошедшая в историю как Возрождения (Ренессанс), символизировала прежде всего возрождение и широкое использование достижений античной цивилизации.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=1


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
«К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве» и других изложил основы немецкой школы общественного договора, естественных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношение свободы, права и морали, взаимовлияния морали, права и государства , одели власти, искусства политического управления народом, внешней политики. Приоритетное место в его политическом учении занимает человек как существо эмпирическая (подчиняется закону причинности и не может быть свободной) и как «вещь в себе» (полностью свободна и действует в соответствии с законами свободы, морали). Кант формулирует правила «категорического императива» - нравственного закона: «Веди так, чтобы максима твоего поведения могла быть одновременно и принципом всеобщему законодательства».
По Канту, человек может быть средством только для достижения относительной цели, а сама по себе является абсолютной целью, воплощением достоинства, чистой свободы воли, свободы в себе и для себя, независимо от происхождения, положения в обществе; воплощением добродетелей (вечных правил морали), правил, одинаковых для всех времен и народов. Цель человечества - развитие и осуществление свободы, гражданского равенства и справедливости, создания гражданского общества. Цель гражданского общества - счастье граждан, воплощение принципа самоценности каждой личности. Цель государства - торжество идеи права. Государство должно быть правовым, где власть принадлежит суверенному народу, но политических прав в ней лишены «пассивные» граждане (женщины, слуги, наемные рабочие, подмастерья, матросы и др.). Право не зависит от общественных отношений, имеет в своей основе природный всеобщему закон свободы, является моральным законом, должны уважать все, подчиняясь нравственному долгу. Если же лицо руководствуется другими мотивами или нормами, такие действия будут не моральными, а легальными - подчиненными праву, которое делится на естественное и позитивное, публичное и частное.
Формы политического правления Кант разделяет на деспотические, автократические, аристократические, демократические и республиканские, предпочитая автократии - абсолютной монархии при наличии «короля с большим взлетом души, который умеет обуздывать себя справедливостью»
Демократия - «очень сложная» форма политического правления. Переход от абсолютной к конституционной монархии желаемый, но только в мирное реформирование и дарования народу основного закона монархом. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную следует осуществлять на основе взаимопомощи и координации ветвей власти, а не на основе сдержек и противовесов. Мирное реформирования государственной власти должен проводить исполнительная власть. Однако ни одна из них не может быть собственником, потому захватит это имущество. Главнейшая обязанность государственной власти - охранять частную собственность граждан.
В сфере международной политики Кант. обосновывал принципы соблюдения договоров, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности оборонительных войн, недопустимости применения жестоких способов ведения боевых действий, обращения с военнопленными, шпионажа, тайных убийств, грабежи мирного населения и тому подобное.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=6


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
- Единовластие и mache - борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление народов тиранам, право городских магистратов на отпор монарху-тирану. Одним из выразителей таких взглядов в XVI в. был правовед Франциск Готман, который доказывал, что с давних времен народ избирал и сбрасывал своих королей, и именно ему принадлежит верховная власть. Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несовместимости тирании с естественной равенством и естественной свободой исповедовало много тогдашних мыслителей Франции.
Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) считал, что общество формируется под влиянием среды, а государство - кровногосподарських союзов, то есть семей. Сформировал учение о суверенитете, который не может быть «смешанным», потому что в или королю, или аристократии, или народа. Это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными. Суверен-монарх не подлежит законам, которые выдает сам. Он обязан только уважать божественные, естественные законы, соблюдать неприкосновенности частной собственности. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану до его убийства. Имущественное неравенство людей таит в себе угрозу государственных переворотов, которым монарх-суверен должен предотвращать.
По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическое существо, а эгоистичная тварь ( «человек человеку волк»). Равна от природы, она получает «право на все», которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в «право ни на что», в войну всех против всех. Для формирования состояния «человек человеку бог» возникает искусственная организация - государство, которое отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредотачиваются в руках абсолютного монарха, а потому разделение власти на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне. Власть суверена-монарха не подлежит контролю, он - над законом. По Гоббсу, государство - это и есть общество, а общество - это и есть государство, возвышающиеся над человеком.
Локк был выразителем либерально-конституционного (либерально-демократического) направления английской политической мысли. В работе «Два трактата о государственном правлении» он первым среди мыслителей на концептуальном уровне в цепочке «человек - общество - государство» поставил на первое место личность (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=3


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, выразили понимание процесса политической истории, решительно отрицали институты рабовладения и работорговли, обосновали американский конфедерализм и демократизм, свое видение естественных прав человека и общественного договора, отстаивали принципы всенародного суверенитета, всезагаль ного избирательного права, миролюбивый ! внешней политики, приоритета человека над гражданским обществом, а гражданского общества - над государством, верховенства АКОН, правового государства, провозглашали право народа на революцию. Именно Т. Джефферсон классическую либеральную формулу прав человека, выведенную Д. Локком, «жизнь, свобода и собственность» заменил на «жизнь, свобода и право на счастье».
Несколько других политических взглядов придерживались американские федералисты - Дж. Адамс, Д. Мэдисон, А. Га-мильтон и др. Демократическую республику они рассматривали как этап на пути к установлению конституционной монархии, обосновали доктрины политического изоляционизма, не всегда с должным уважением относились к правам человека, отдавая предпочтение интересам государства, проповедовали идеи цензового избирательного права. Но заслугой является борьба со становым разделением общества и сословными привилегиями, перенос идей Локка и Монтескье о разделении властей на американскую почву, разработка форм и методов политического сбалансирования ветвей власти, их структуры и компетенции, путей укрепления центрального федерального правительства, принципов судопроизводства, защита интересов и свобод крупных предпринимателей, поиски средств политического компромисса. Благодаря искусному владению этим искусством американская традиция считает отцом Конституции США Д. Мэдисона, который находил компромиссные варианты не только в ее формулировках, но и в процессе его ратификации штатами.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=9


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего христианства, Средневековья и Нового Времени
По его мнению, над политическими и гражданскими свободами индивида нависает угроза не только тогда, когда различные виды власти узурпирует один государственный орган или лицо, но и когда различные власти возглавляют представители одного сословия, одной партии. Ни одна из властей не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждая может приостановить решение, которое противоречит закону. Иными словами, ветви власти относительно друг друга выполняют еще и контрольные функции. Монтескье блестяще обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интегрировались как с радикальными устремлениями молодой буржуазии, так и с консервативными устремлениями дворянства. В то же время он утверждал, что отмена привилегий господ, духовенства, дворянства, мещан приведет к деспотической народного государства.
Монтескье обоснованно считают основателем теории правового государства, которое он рассматривал с позиции географической школы. Согласно ей наибольшее влияние на правовую систему конкретной страны ( «дух ее законов») производит климат. В южных широтах жара ослабляет людей, делает боязливыми, ленивыми, склонными к неволе, к несоответствующего естественным правам и здравому смыслу рабства, к восприятию деспотической власти, потери собственной свободы и независимости. Поэтому здесь необходимы строгие законы, которые бы заставляли людей к производительному труду под страхом наказания. Кроме того, благоприятное земледелие за теплого и влажного климата, плодородной почвы парализует волю граждан, погружаются в индивидуальные дела, не стремятся к большей свободе. Народы, проживающие в уворих северных условиях, как правило, закаленные в сражениях при жизни, в холоде и голоде, тяжелой работы. Они воинственны, смелые, трудолюбивые, не подвержены в рабство, настойчиво отстаивают свою государственную независимость, личные права и свободы
Кроме географической среды, на «дух законов» влияет плотность населения, экономический уровень страны, вероисповедания. Скажем, мусульманство тяготеет к деспотии, христианство - до монархизма, католичество - к неограниченной монархии, протестантство - к демократии. Еще ощутимее определяет «дух законов» форма политического правления в государстве ( «природа правительства»). Монтескье при этом выделяет три справедливы (правильные) формы государства - демократию, аристократию и монархию и одну несправедливую (неправильное) - деспотию. Благосклонно он относится к демократии, которой свойственно тяготение общества к добродетелям и общего блага. Главным для аристократии мыслитель считает умеренность (неприхотливость), а монархии - честь. Всем им присущи соответствующие правовые системы: для демократии важно законодательно закрепить равенство прав детей при наследовании, запретить накопление богатств в одних руках; для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызвать зависти у бедных; для монархии - сохранить собственность, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=5


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество владельцев. К нему относятся свободные индивиды, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество делится на сословия (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все уровни юридически, по национальности, вероисповеданию, но неравные от природы, в социальных отношениях, в настроениях, мнениях, дарование, знаниях и тому подобное. Неровными есть супруги, животное и растение. Государство - венец развития нравственности
Как сердцевина семьи и гражданского общества она предшествует им, воплощает их единство, снимает противоречия. Как ценный продукт объективного духа, а не общественного договора, государство синтезирует субъективное и объективное в народном движении, становится носителем абсолютного духа и соответствует содержанию абсолютной идеи. Государство не может быть средством служения гражданам и обществу, потому что она является средством господства, самой высокой из всех целей. ее авторитет имеет безусловный божественный характер. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институтами обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, поделен между монархом и народом. Именно суверенитет позволяет ей безгранично властвовать над собой и над гражданским обществом. Государственная власть делится на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы состояний), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который опирается на закон и уважает права и свободы подданных).
Значительное место Гегель отводил «внешнем государственному праву», отвергал кантовскую идею «вечного мира», потому что он «развращает нацию», оправдывал войны, благодаря которым, по его мнению, решают «противоречия суверенитетов», охраняют нации от «застоев и загнивания». На этом основании его считают теоретиком немецкой национальной государственности, апологетом прусского шовинизма, предтечей тоталитарных режимов XX в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=7


24.05.17
[1]
переходы:1
Политические теории эпох раннего Христианства, Средневековья и Нового Времени
народа, 3) определяющими в политическом развитии человечества является материальное производство, состояние производительных сил и производственных отношений, взаимодействие базиса и надстройки, социальное бытие, классовая борьба и тому подобное; 4) главным условием победы революции и перехода к социализму является диктатура пролетариата; 5) авангардом рабочего класса должно быть коммунистическая партия, цель которой - завоевание политической власти; 6) рабочий класс и его партия в своей деятельности должны руководствоваться лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», То есть принципу пролетарского интернационализма; не может быть свободным народ, угнетающий другие народы; 7) государственные и правовые отношения могут быть поняты из материальных отношений, не закон - фундамент для общества, а общество - фундамент для закона; 8) гражданское общество • - это сам человек в его общественных отношениях, оно состоит не из отдельных индивидов, а отражает совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся друг относительно друга; государство - механизм экономически мощного класса, который царит и политически, но она не силой, внешне навязанной обществу, а продукт общества на определенной стадии развития и стремится стать над обществом; право - возведенная в закон воля правящего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни такого класса; политическая власть - организованное насилие одного класса для подавления другого; 9) буржуазный конституционализм, буржуазный парламентаризм, буржуазное всего с-всеобщее избирательное право - формальные, урезаны, а порой и фиктивные, а потому непригодны для построения нового общества; 10) одна из главных задач революции - сломать буржуазную государственную машину и организовать ее по типу Парижской коммуны, совместив в одном органе функции законодательной и исполнительной власти; 11) пролетариат не удовлетворяется равенством перед законом, поскольку требует равенства гражданской, экономической, но не мелкобуржуазной «уравниловки»; 12) центральный вопрос любой революции - вопрос о власти, революция является локомотивом истории, высшей формой классовой борьбы и должна быть ерманентною, восстание - это революционное искусство, сбрасывая любую старую власть, революционеры не могут опираться на старые законы; 13) творцом истории является народ, а не герои, выдающиеся личности; 14) коммунистическая общественно-экономическая формация имеет две фазы - социализм и коммунизм; 15) в коммунистическом обществе не будет частной собственности, эксплуатации человека человеком, государство и право постепенно отомрут, уступив гражданском самоуправлению, классы будут уничтожены, со временем исчезнут национальные различия, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней, труд станет первой потребностью жизни, воцарится полная социальное равенство и принцип «каждый - по способностям, каждому - по потребностям», человечество осуществит прыжок из царства необходимости в царство подлинной свободы, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Английские и французские мыслители и революционеры XVII-XVIII вв. оказали огромное влияние на политические взгляды Бенджамина
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Politi...o_Vremeni?page=8