allr.genskov.ru



Понятие как форма мышления

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[2]
переходы:2
Понятие как форма мышления
признак (их может быть несколько), по изменению которой формируются члены деления. Разбивка объема должно подчиняться ряду правил; без их соблюдения ошибки неизбежны.
1. Деление должно быть соответствующим. Объем делимого понятия должен быть в точности равен сумме объемов членов деления. Это означает, что после того, как объем разделен на части, не должно быть ни лишних, ни недостающих членов деления. Ошибка, вызванная нарушением этого правила может возникать из-за слабого знания материала, подразделяется, когда остается неизвестным, является выполнена операция разбиения на разряды законченной или еще какие-то не обнаружены пока разновидности. Но нарушения могут возникать и из-за невнимательности. Например, когда членов деления очень много и их все перебрать невозможно, то надо, сделав перечень видов, обязательно отметить, что есть и другие. Так, если сказать, что в лососевых относятся кета, горбуша, нерка, то этим можно ввести в заблуждение, поскольку остается неизвестным, исчерпывают перечисленные виды все семейство лососевых или нет. Между тем в действительности к нему относятся десятки видов рыб.
2. Деление по одному основанию не должно перемежаться с делением по другой причине. Нарушение этого правила ведет к тому, что объемы членов деления перекрещиваются и одни и те же предметы оказываются одновременно в разных разрядах, то есть на самом деле не отделяются. Так, разделив дома на одноэтажные, кирпичные, панельные, деревянные, многоэтажные, мы получим классификацию, в которой, скажем, кирпичные дома окажутся и в первой, и в последней категории. То же самое с остальными видами. Произошло это потому, что для выделения одного вида берется как признак этажность, а для другого - материал, из которого дом построен
Итак, две видообразующих признаки перемежаются, накладываются друг на друга. Иногда это правило не совсем точное формулируют так: деление должно проводиться по одному основанию. В этой редакции оно верно лишь пока дело идет о выделении только одной ступени расчленения родового понятия. Когда же их несколько, то и оснований деления тоже бывает несколько. И для оперирования ими даже есть специальное (следующее) правило.
3. Деление должно быть непрерывным. Согласно этому правилу сначала надо разделять родовое понятие на виды и только потом в каждом виде предпринимать дальнейшие подразделения. Это значит: не делать прыжков - приступать к дальнейшим более дробных членений надо только после того, как исчерпывающим образом завершено деления предыдущего уровня. Нельзя, например, признать верным деления членов предложения на разновидности следующим образом: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащих, сказуемые, определения, дополнения, именные сказуемые. Разветвления этих понятий на роды и виды правильно
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...lennya39?page=16


13.12.17
[2]
переходы:2
Понятие как форма мышления
сама родовидовая дефиниция. Например, оксиды в химии определяют как сложные вещества, возникающие в результате соединения атомов кислорода с атомами другого вещества. О возникновении здесь хоть и говорится, но указание на него не имеет принципиального характера с точки зрения логической теории определения: в нем все равно задается более широкое понятие сложного химического вещества и отмечается видообразующей признак - соединения атомов кислорода с другими атомами, по которому оксиды могут быть отличены от остальных сложных химических веществ. Вещества, выделяемые таким образом, существуют не только в процессе возникновения и их определения при желании можно дать без упоминания процесса возникновения, просто отметить наличие того и другого атома в составе оксида и все.
О чисто генетические определения, строго говоря, можно говорить лишь в отношении процессов или к таким их результатов, которые как бы сохраняют в себе свою прошлую историю. Так лавой в геологии называют огненно-жидкий поток расплавленных горных пород, выливаются из глубинных зон Земли во время вулканических извержений. Формально выражаясь, можно, конечно, и здесь найти базовое родовое понятие - расплавленные глубинные горные породы. Но лава не отделяется под землей от остальных расплава; она становится таковой в момент выхода на поверхность и перестает ею быть после того, как остынет и окаменеет.
Наш мир, как известно, наполненный процессами. Одни из них мимолетные, как, например, шаровая молния или набухающими почка. Другие протекают медленно. Указание на происхождение может иметь важное познавательное значение и для объектов, не изменяются, тоже. Это бывает тогда, когда прошлые этапы сказались на существующих свойствах, и определяют облик носящих эти свойства явлений
Например, в ряде языков являются так называемые субстантивированные прилагательные - существительные, возникших из прилагательных - "столовая", "парикмахерская", "портной" и множество других. Хотя ними обозначают предметы, а не свойства, и с этой точки зрения они относятся к существительным, оставаясь в то же неизменными как такие, однако, их происхождение отразилось на их грамматических особенностях, они по-прежнему подчиняются правилам для прилагательных. Поэтому выделение таких слов в особую грамматическую категорию через указание на их генезис оправдано и характеризует их с существенной стороны. Вообще этимология слова, обозначающего понятие, всегда является полезной дополнительной информацией к определениям и широко используется далеко за пределами языкознания.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...lennya39?page=10


13.12.17
[2]
переходы:2
Понятие как форма мышления
конкретные понятия. Всякое понятие, строго говоря, обязательно абстрактным в том смысле, что оно оставляет в себе только наиболее важные из какой-либо точки зрения признаки и отвергает все другие (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принято называть такие понятия, в содержание которых входит какая-нибудь свойство или действие, - белье, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают из рассмотрения в этом случае сами вещи, являются возможными носителями данных свойств (абстрагируются, следовательно, от самих предметов). Такие понятия противопоставляются конкретным, которые, наоборот, отражают предметы и явления сами по себе. "Стол", "небо", "экватор", очевидно, относятся к понятиям конкретным, тогда как "храбрость", "стоимость", "доступность", "новизна" - до абстрактных.
Иногда не так просто отнести то или иное понятие к первому или второму разновидности. Больше всего это характерно для философских понятий, скажем, таких как: "бесконечность", "случайность", "свобода". Есть тем, что образует их содержание, некая самостоятельная образование или каждое из них является всего лишь состояние или характеристика состояния, например человека, материального мира и т. П.? Однозначный ответ на такой вопрос трудно дать. В целом ряде случаев том, относя то или иное понятие в разряд абстрактных или конкретных, надо объяснять, по какой причине выбирается именно данный вариант.
Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Разделение понятий на эти два вида вызвано развитием математической логики и компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе перечислить предметы, входящие в объем соответствующего понятия
В зависимости от этого меняются свойства программ и алгоритмов, с помощью которых эти объемы обрабатываются. Если охвачены понятием предметы можно перечислить или хотя бы указать способ их пересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, то тогда оно нерегистрирующие. В одних случаях разделение на эти разновидности очевидно: "звезда", "осенний желтый лист", "книга", "война" относятся к нерегистрирующие понятий, "персонаж рассказа Чехова" Злоумышленник "," сыновья Владимира Мономаха "," герой Советского Союза " , "здание на Крещатике в Киеве" - в регистрирующие. в других случаях определить данную характеристику понятия труднее. что, например, входит в объем понятия "запад"? Учитывая, что Земля вращается непрерывно и поэтому в каждый момент где-нибудь можно видеть заход Солнца, мы не в состоянии даже указать, сколько мероприятий бывает за одни сутки. Но если отнести это понятие к какому-либо конкретному месту, то тогда за год их бывает 365, а общее число не превышает количество лет существования нашей планеты, умноженную на 365.
В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения его содержания.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...slennya39?page=5


13.12.17
[2]
переходы:3
Понятие как форма мышления
Следует помнить: закон обратного отношения выполняется только при последовательном добавлении признаков. Простая замена их не создает указанной закономерности. Так, цепочка понятий "черная собака", "овчарка", "дрессированный собака" не образует ни линии ограничения, ни линии обобщения. Другое дело, если взять такую ​​последовательность: "собака", "овчарка", "черная овчарка", "черная дрессированная овчарка". Здесь признаки наслаиваются один на другой, и объем шаг от шага делается меньше.
Общие единичные, пустые понятия. Объемы понятий могут быть разными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их отличие в логических свойствах не допускает одинакового обращения с ними при выполнении операций. В целом ряде случаев для них действуют разные правила. Общие понятия охватывают многие предметы. Причем "много", как и множество в грамматике, начинается с двух. Иными словами, даже если в объеме только два явления или две вещи, то этого достаточно, чтобы охватывающее их понятие считать общим
Так, "полюс Земли" является общим понятием, хотя полюсов всего два - северный и южный. Тем более общими являются понятия "книга", "ракета", "морское млекопитающее" - в объеме каждого из них далеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий заключается в следующем: то, что сказывается о всеобщем, то одновременно может сказываться о каждом элементе с объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; все научные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, в отличие от общих, охватывают только один предмет. Такие "Атлантический океан", "атомный ледокол" Ленин "," Эйфелева башня "," Царь-пушка ". В логике рассматриваются также пустые понятия. Они имеют нулевой объем:" вечный двигатель "," Баба-Яга "," четыре, умноженное на сонату Бетховена "," повышение производительности сельского хозяйства в России в результате фермеризациы ".
Взаимоотношения понятий по объему удобно отображать графически. Для этого разработано несколько способов. Наиболее потребляемый - круги Эйлера (рис. 1). Возьмем такую ​​совокупность понятий: 1) "дорога", 2) "мост", 3) "железнодорожная колея", 4) "шпала", 5) "рельс", 6) "узкоколейка", 7) "Виадук".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...slennya39?page=3


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
является всем известными меридианами, и среди них действительно нет и не может быть таких, которые не пересекаются (Нет параллельных, как этого и требует геометрия Римана). А на так называемой псевдосфере такие же линии могут, наоборот, не пересекаться вообще (в каждой есть много параллельных - геометрия Лобачевского).
Неевклидова геометрия - не единственный случай, когда побочный результат научных изысканий стал главным достижением. Но факт остается фактом: появились они из-за того, что не было и нет определения прямой и точки. Более того, такие определения невозможно сформулировать, поскольку нет ничего проще, чем они.
В ней формулируются правила определения понятий и указываются возможные ошибки, когда эти правила не соблюдаются. Кроме того, логика выявляет виды определения и тех приемов, которые могут его заменить, когда строгое формулировка тяжелое или вообще невозможно.
Наиболее совершенным является определение через ближайший род и видовое отличие. При его формулировке сначала указывается понятие шире (род), чем то, которое надо определить (вид), затем называют отличительный признак (видовое отличие), с помощью которой определяем вид предметов выделяется среди других, входящих в тот же род. Например, если мы определим столицу как город, в котором находятся правительственные учреждения страны, то тогда родом для "столицы" будет "город", а видовой отличием, то есть признаком, по которому главный город в государстве можно отличить от остальных городов, служить то обстоятельство , что он является местом пребывания правительственных органов управления страной.
В определениях через ближайший род и видовое отличие очень четко задаются соотношение понятий по объему. Благодаря этому с ними легче осуществлять логические операции и процедуры. Вообще всякая наука стремится к тому, чтобы скомпоновать всю совокупность своих понятий в единую систему, составленную из нескольких последовательно нисходящих родовидовых ярусов: фундаментальные понятия разветвляются на некоторое число видов, те в свою очередь дробятся на подвиды и так далее. Обычно это удается достичь в более или менее полной форме в отношении законченных разделам научного знания, когда выявлены существенные необходимые связи, пронизывающие всю толщу изучаемых явлений, процессов, а также взаимодействий и взаимовлияния между ними, в которых они участвуют.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...slennya39?page=9


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
ведет к исчезновению химических свойств у вещества, и в этом смысле он неделим. Отрицательным является и определение параллельных как непересекающихся прямых, лежащих в одной плоскости. И здесь тоже легко проводить только пересекающиеся линии. А для того, чтобы они легли параллельно друг другу, надо прибегнуть к специальным приемам. Итак отсутствие пересечения является признаком, выделяющим параллельные линии достаточно однозначно. Деление понятий. Классификация
Если определение задает содержание понятий, то длинные раскрывает их объем. Чтобы получше представить себе, какую помощь может оказать деление в практической и научно-исследовательской деятельности, представим себе такую ​​ситуацию. Работники уголовного розыска прибыли расследовать тяжкое преступление, совершенное в таком месте, где расположены молодежное общежитие, небольшое кафе и жилой дом. Руководитель следственной группы, распределяя между своими сотрудниками работу по поиску и опроса возможных свидетелей, подразделяет все контингент людей, с которыми предстоит поговорить на три категории: молодежь, работники кафе, жители дома. Спрашивается, может ли возникнуть путаница и дублирования в работе при таком подразделении всех возможных свидетелей? Совершенно очевидно, что без дополнительных уточнений отправившихся выполнять поручения работники кого-то могут опросить два или три раза, а кого-то упустят
Следователь, направленный в молодежное общежитие, может узнать, что кто-то из его жителей работает в кафе, и не станет его разыскивать, понадеявшись на своего коллегу, ведущий опрос там. А то вполне может быть, не застал того же человека на своем рабочем месте, в свою очередь ляжет на того, кто обрабатывает общежитие. То же самое может случиться и среди жителей дома и не только по следующим причинам.
Подразделение объектов, ставших в силу тех или иных причин предметом внимания, приходится делать довольно часто. Готовит, скажем, правительство распоряжение о повышении налогов на какие-то товары, оно должно расписать их по статьям и рубрикам так, чтобы не попали лишние и при этом ни один из них не оказался упомянутый дважды и трижды (а то получится, что различные инстанции будут по отдельности взимать один и тот же налог несколько раз). Или если дается распоряжение освободить какую-то группу молодых людей от призыва в армию, то надо обязательно четко и однозначно отделить их от других, чтобы не получилось, что какие-то из них по одному распоряжению идут, а по другому не идут служить.
Для того, чтобы, с одной стороны, не возникло упущений и в то же время, с другой стороны, обошлось без путаницы, надо разбивать весь массив обязательно на непересекающиеся и, однако, в своей совокупности исчерпывающие множества. В рассматриваемом нами примере с опытом свидетелей это могло бы выглядеть так: жители общежития, жители дома, все остальные.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...lennya39?page=15


13.12.17
[1]
переходы:3
Понятие как форма мышления
с логической точки зрения выводы, полученные на основе таких определений, могут оказаться ошибочными из-за шаткого почвы, на которой они покоятся.
Иногда удобно пользоваться так называемыми остенсивнымы определениями. В этом случае вместо выявления существенных признаков определяемого явления указывают на само явление как на образец. Многие, наверное, знает, как иногда объясняют слово "сенсация" - когда человек покусала собаку, а не собака человека. Сначала остенсивным определением назывался прием, к которому вынуждены прибегать люди, говорящие на разных языках. Не понимая слов, они используют жестикуляцию, показывая руками на предметы и одновременно называя их.
Одним из приемов, сходных с определением, есть объяснение. Оно может не столько заменять определение того или иного явления, сколько дополнять его или делать его понятным. Это достигается за счет того, что незнакомые широкой публике сроки выражают через другие, известны всем. Возьмем термин "гипостазирования". Он станет понятен, если мы скажем: этим словом обозначают ошибку мышления, заключается в том, что оно принимает чисто мыслимую суть тех, что реально существуют, подобно тому, как Платон наделял самостоятельным бытием любое общее понятие.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...lennya39?page=11


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
Классификация понятий с точки зрения взаимоотношений между ними начинается с разделения их на сравнении, которым свойственны чисто логические связи и отношения, и несравнимы, в которых таких связей нет вообще. К несравнимых относятся, например, "трамвай" и "треугольник", "осень" и "обратная сторона Луны", "алмаз" и "паровозный гудок"; их отличительная особенность заключается в том, что ни в их содержании, ни в их объеме не имеют общих элементов. Поэтому, зная то об одном из них, нельзя делать выводы другом - отсутствие логических связей не позволяет проложить переход между ними. Следует, правда, помнить, что в целом ряде случаев и близкие по смыслу понятия несравнимы. Так, зная скорость, легко определить пройденное расстояние, а по цене можно определить прибыль. Однако для получения таких выводов понадобится к правилам и законам логики добавить законы других наук - в данном случае механики и экономики, - а также знание некоторых конкретных условий: времени движения и, соответственно, количества проданного товара. Без этого нельзя было бы делать вывод от скорости к пройденному пути и цены к прибыли. Несравнимыми понятия становятся из-за отсутствия чисто логических связей и отношений, и сейчас речь идет только о них. Они обязательно в сопоставимых понятий, потому что у них есть общие элементы в объеме и (или) смысле. И делать выводы относительно их можно, опираясь на одни лишь формальные особенности, взятые из их определений. Мы уже не раз встречались с ними, например, когда говорили о законе исключенного третьего. Если нам удалось доказать, что, допустим, применено на полях удобрение не является органическим, то тогда мы можем уверенно отнести его к минеральным.
Сравнимые понятия подразделяются на два вида - совместимые и несовместимые, а каждый из этих в свою очередь распадается еще на три разновидности. Начнем с понятий совместимых. К ним относятся: равнозначны (тождественны) понятие, перекрещиваются (рядовые) и подчиненные (субординированные)
Отношение равнозначности (тождество). Равнозначные понятия имеют одинаковый объем, но разный смысл; ими охватываются одни и те же предметы, но задаются эти предметы через различные признаки. Так, если мы сначала будем говорить о равносторонние треугольники, а затем обратимся к равноугольных треугольников, то ясно, что предмет обсуждения не изменится, просто мы будем его иначе называть. Графически равнозначность изображается в виде двух кругов, слились в один (см. Рис. 2).
Отношение пересечения (пересечения). Понятия, перекрещиваются, имеют разный смысл, но объемы их частично совпадают и в то же время частично не совпадают. Понятие "домашнее животное" и "коза" именно такие: с одной стороны, козы бывают не только домашними, и среди домашних животных, с другой стороны, является не только козы.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...yshleniya?page=6


13.12.17
[1]
переходы:3
Понятие как форма мышления
определение понятия, подчиняет, называют также родовым или родом, подчиненное - видовым или видом, а признак, по которому вид выделяется из рода, - видообразующей. В качестве примера назовем "инструмент" и "молоток". При графическом изображении видовое понятие помещается внутри родового (см. Рис. 2).
К несовместимых понятий относятся противоположные (контрарные) и соподчинены (координированные) понятие, противоречащие (контрадикторные). В смысле таких понятий есть отдельные общие признаки, но они соединяются в каждом из них так, что делают соответствующие понятия взаимоисключающими.
Отношение противоречия (контрадикторности). В разделе о законах логики уже говорилось об отношении противоречия и противоположности между высказываниями. Такие отношения возможны и между понятиями. Противоречат называются понятия, когда у одного из них есть тот или иной признак, а у другого он отрицается (признак вообще-то отмечается в смысле того и другого, но по-разному). Например, "белый" - "небелый", "хороший" - "нехороший". Для них характерно, что они делят весь массив родственных предметов и явлений строго на две части: на тех, обладающих данным признаком, и тех, которые его не имеют; ничего промежуточного между ними, как легко догадаться, не бывает. Именно поэтому их отношения регулируются законом исключенного третьего (см. Об основных законах логики). Круговые схемы для несовместимых понятий требуют изображать родовое понятие (хотя его может не быть даже упомянуто). В нашем примере такой круг обозначает цвет (поступок) вообще, а каждой из половинок соответствует одно из понятий, которые противоречат (см. Рис. 2)
Само собой, очевидно, что разделение круга пополам не означает, что число белых и небелых вещей в природе одинаково. Такая количественная характеристика вообще не получает выражения при использовании кругов Эйлера. Ими отмечается только, что понятий, противоречащих, всего два и нет других.
Отношение противоположности (контрарности). Противоположные понятия являются видами одного и того же рода, но одно из них обладает какой-то признаку, а другое не только не владеет им, но и имеет более того еще и признак, несовместимую данным, направленный против него.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...slennya39?page=7


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
стороны, не произойдет перенос сделанных утверждений лишние, такие, которые не входят в соответствующий объем, предметы, с другой стороны, и упущено ничего не будет.
Бывают также очень широкие определения. В качестве примера можно указать следующие: "Кража - это уголовное преступление" и "Характер - это основа поведения человека". В них определяющие понятие более емкими, чем определяемые. К уголовным деяниям относятся не только кражи. Чтобы отделить ее от остальных правонарушений, надо указать еще и на похищение имущества, причем, сделав оговорку о тайном похищении. Только тогда этот вид преступления не будет запутан, скажем, с разбоем или грабежом. И так же основа поведения человека создается не только его характером, но и многим другим: мировоззрением, воспитанием, условиями жизни и т. П. Как характеристики приведены высказывания возможные
Могут быть определение, очень широкие в одном отношении и очень узкие другом. Например, предложение "Хвойное дерево - живой организм, вырастает в тайге", содержит именно такую ​​ошибку, если на него смотреть как на определение, поскольку в нем как родовой вместо растения указанное шире понятия "живой организм". Тем самым целый ряд признаков, специфических только для растений, отвергается. В то же время отнесение места произрастания хвойных деревьев только в тайгу завужуватиме определения.
3. Определение не должно быть тавтологическим (не должно образовывать круга). Тавтологическими есть всем известные бессмысленные выражения вроде «масло масляное». В них вместо объяснения или определения нужных нам явлений дается ничего фраза, не говорит, в которой просто повторяется то, что уже и без того известно или даже прямо выражено в названии.
Как отмечал в свое время Гегель, если на вопрос, что такое Бог, отвечают: Бог есть Бог, то каждый с этим согласен, но, тем не менее, совершенно очевидно, что этим ничего не сказано. При определении данное понятие надо выражать обязательно через другие, отличающиеся от него, точно так же, как и при извлечении выводов надо получать содержательно новые выражения, а не повторять прежние в новых выражениях.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...shleniya?page=13


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
В вопросе об адекватности мышления и языка гораздо важнее то, что логика оперирует не словами, она превращает слова в понятия. Или ведем мы речь о философских проблемах бытия или предметом обсуждения стали глубинные тайны жизни, или затеяли мы разговор о вчерашних спортивные радиопередачи или нас возмущают бессмысленности политической жизни, в любом случае предмет рассуждения превращается в понятие
Он может быть выражено одним словом, но бывает, что для его задачи требуется целая предложение. "Бытие", "живая клетка", "рекорд в парусных гонках", "голодовка учителей в знак протеста против задержек с выплатой зарплаты" - все это разные понятия, если нам предстоит делать обо всем этом выводы или проверять правильность проведенных рассуждений о них. Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный смысл. Слова часто имеют зыбко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области.
Для логики подобное поведение со словами недопустимо.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyattya_yak_forma_mislennya39


13.12.17
[1]
переходы:2
Понятие как форма мышления
В научной литературе определение иногда называют также дефиницией. Определение предназначено для того, чтобы сформулировать в явном виде и зафиксировать содержание понятия, назвать те признаки или свойства предмета, которые станут объектом внимания в рассуждении и как бы заменят на время сам предмет. Ведь вообще все признаки любой вещи нельзя даже перечислить, не говоря уже о том, чтобы внести их все в определение
Не всегда предмет обсуждения задается в отчетливой форме. Иногда предполагается, что читатель или собеседник в состоянии сам догадаться, какие черты и особенности обсуждаемых явлений коснулись при рассмотрении. Правда, история науки знает бесчисленное множество примеров того, какая лживая бывает такая самоочевидностей. Иногда многие поколения ученых, введенных ею в заблуждение, или бесплодно ищут там, где ничего нет, или, наоборот, долго не замечают того, что лежит перед глазами.
Наверное, самый поучительный в этом отношении урок доставили многовековые стремление математиков доказать постулат о параллельных, закончившихся созданием неевклидовых геометрии. Уже после того, как была позади длинная стадия поисков и сомнений, и принадлежало осмысливать достигнуты необычные результаты, неожиданно оказалось, что в доказательствах не было главного - определения того, о чем шла речь в первую очередь, то есть определение прямой линии. И поскольку это так, на него автоматически превратились аксиомы, на которые опирался доказательство: 1) между двумя точками можно провести прямую линию и притом только одну, 2) прямая - кратчайшее расстояние между точками. Все причудливые постройки, допускающие несколько параллельных прямых, проходящих через одну и ту же точку (пространство Лобачевского), или, наоборот, не допускают ни одной (пространство Римана), в логическом отношении абсолютно безупречны, но они, оказывается, относятся не к прямой в обычном смысле этого слова, а в короткой линии между двумя точками, которую можно провести между ними только одну.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...slennya39?page=8


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
наверное, не удалось бы закончить и одного предложения. Понятие поэтому и необходимы, что они сокращают наш язык, а следовательно, и мышления. Они полезны тем, охватывающих множество однородных предметов. Но при этом границы самой данного множества должны быть заданы безусловно. В них нельзя включать то, что к делу не относится. Недопустимо, например, чтобы понятия, обозначающие внешних врагов страны, затрагивали бы в то же время и соперников по шахматной партии.
Обозначения предметов требует выделения в них каких-то определенных признаков, которые, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много. Квадрат можно назвать и ромбом с прямыми углами, и прямоугольником с равными сторонами. Среди всего этого многообразия нужно выбирать свойства наиболее типичные, характерные для данного рода вещей. От других отвлекаются. Поэтому при образовании понятий абстрагирования и идеализация обязательны. Как правило, в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков, остаются в смысле понятия.
Суть тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и здесь нередки неразрешимые споры. В повседневной же практике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при названии не возникло путаницы. Вместе с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков, достаточных для отличия;
Понятием мы будем называть такую ​​форму мышления, с помощью которой отражаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.
Существенно, чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данному виду вещей, но чтобы они сверх того отличали этот вид вещей от других.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...slennya39?page=1


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
библиотечном деле. По сути дела, научно подготовленный библиотечный каталог предполагает систематизацию всех видов человеческой деятельности, поскольку книги пишутся абсолютно обо всем. Библиотечная систематика является большой, сложной и такой, постоянно развивающейся отраслью знания. Только благодаря ей в центральных книгохранилищах при необходимости отыскиваются все издания, если бы они не появились на свет.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...lennya39?page=18


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
деления пропорционально, непрерывно и в нем не смешиваются различные основания деления, то в результате члены деления будут незаурядными. И все-таки помнить это правило необходимо для контроля над проведением операции.
Существуют два способа проводить разбиение объемов на различные разряды: по видоизменению признака и дихотомическое. До сих пор речь шла о первом из них, при котором виды выделяются в соответствии с градаций в изменении признаки: свет, например, в зависимости от длины волны подразделяется на ультрафиолетовый, обычный и инфракрасный. Что касается второго, то этот вид деления предполагает распад общего объема только на две разновидности, причем члены деления находятся относительно противоречия.
Дихотомическое деление свободно от многих недостатков, прежде всего благодаря своей простоте: родовидовые отношения предельно упрощаются, переходы между понятиями осуществляются без затруднений. Но в большинстве случаев его трудно осуществить даже на две-три ступени. Легко, скажем, выделить среди деревьев два дихотомические разновидности: хвойные и листья. Однако дальнейшее подразделение хвойных деревьев, например на вечнозеленые и не вечнозеленые, создаст рядовые классы, поскольку вечнозеленые бывают и среди лиственных деревьев тоже.
Операция деления кладется в основу классификации. К ней приходится прибегать во всех областях научного знания и практической деятельности. Классификации называют распределение предметов и явлений по категориям так, что между всеми разновидностями устанавливаются однозначные родовидовые отношения, и переход от одной категории в другую осуществляется по определенным правилам. Весь систематизированный благодаря классификации материал делается легко обозримым, каким бы масштабным он ни был.
Классификацию желательно проводить по существенным признакам. Когда это удается, ее называют естественной.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...lennya39?page=17


13.12.17
[1]
переходы:3
Понятие как форма мышления
одновременно и мостом, поэтому круг для "виадука" полностью помещается внутри круга для "моста". Можно сказать и так: совокупность понятий 1-3-6 и понятий 2-7 образуют две линии ограничения.
Сборные и разделительные понятия. Собирательные понятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов и вещей со стороны преобладающих в них свойств. Такие свойства, будучи типичными для всего множества, не является, однако обязательными для каждого предмета в отдельности. Так, называя роща березовым, мы вовсе не предполагаем, что каждое дерево в ней - береза ​​и никаких других деревьев там нет.
Существует целая группа примечательных в теоретическом отношении явлений и предметов, а также обозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическую своеобразие своего времени указал немецкий философ Гегель. Причина - следствие, учитель - ученик, раб - господин, восток - запад. Одно не бывает без другого. Учитель, у которого нет и не было учеников, никак не может считаться учителем; равным образом и учеников без учителя не бывает. Так же неразрывно связаны и другие пары.
Философия может указать немало трудных проблем, связанных с Соотносительность. Например, добро и зло - можно ли их считать соотносительными или нет? Есть много оснований считать, что добро осуществляется как преодоление зла, и если бы не было второго, то и первое не имело бы смысла, во всяком случае, мы бы просто перестали его замечать.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...slennya39?page=4


13.12.17
[1]
переходы:2
Понятие как форма мышления
и в каждом городе, как к Ивану Грозному, так и много позже. Так что сама по себе жестокость вряд ли выделила бы его из числа других начальников разного ранга и чина. Думается, происхождение его прозвища надо объяснять иначе. Скорее всего, его выделение в разряд грозных обусловлено тем, что от него доставалось и боярам тоже, а также и вообще высокопоставленным сановникам. Эта граница в его поведении действительно отличает его от других царей. Грозный - строгий ревнитель порядка, требователен ко всем без исключения, готов наказать, несмотря на положения виновного. И его знаменитый мрачный сподвижник никогда не выделился из всей многочисленной когда когорты заплечных дел мастеров, если бы пытал одних только крестьян и ремесленников.
Можно привести много примеров того, как иной раз неверно характеризует то или иное явление, хотя называют признаки, действительно принадлежат ему. Просто при этом не замечают или умалчивают, что сами по себе эти черты и признаки не являются исключительной принадлежностью только данного явления, не является для него отличительными. Чтобы избежать неправильных оценок, надо, определяя понятие, обращать внимание на типичность только для него те черты, которые стали предметом обсуждения.
У каждого понятие смысл и объем. Содержанием есть все те признаки, с помощью которых данное понятие определяется. Объем же составляют предметы, охваченные Так, если взять понятие "человек", то чтобы выделить в нем то и другое в явном виде, надо сначала определить, что такое человек. Допустим, мы воспользуемся определением, данным человеку Аристотелю, - человек эта политическая (что создает полис, государство) существо, способное воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т
п. Тогда содержанием будут все названные признаки: существо, способность воспринимать добро и все остальное из названного в определении. А для указания объема надо называть всех тех людей, которые существовали и существуют: Аристотель, Суворов, Пугачев, автор "Божественной комедии", первопроходец в космосе и множество других.
В логике давно было отмечено твердое соотношение, определяющее связь объема и содержания. Кратко этот закон формулируется так: чем богаче содержание, тем меньше объем и наоборот. Проще всего это объяснить на примере. Возьмем такое обыденное понятие, как "шкаф". Пока мы не оговариваем, которой имеется в виду шкаф, в его объем входит все, что относится к этой разновидности мебели.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...slennya39?page=2


13.12.17
[1]
переходы:2
Понятие как форма мышления
Правда, у этого правила есть исключения. Оно относится к сопоставимых понятий (см. Виды понятий). При их определении избежать логического круга невозможно. Попробуйте определить, что такое, скажем, верх. В повседневной жизни нам не приходится об этом задумываться, а коль понадобится, мы тут же можем указать пальцем, где он находится. Но при попытке выразить это понятие в теории, то есть через другие понятия, сразу же оказывается, что у нас нет другого выхода, кроме указания в противоположность низу верх является то, что не является низ. А низ, в свою очередь, тоже является то, что не является верхом.
Сопоставимых понятий, как уже отмечалось, достаточно много: причина и следствие, материя и сознание, добро и зло и многое другое. Разъясняя трудности определения материи, Ленин подчеркивал: при формулировке этого понятия приходится ограничиваться указанием отношение между материей и сознанием, поскольку нет более широких понятий ни в сфере бытия, ни в сфере идеального. В результате получается, что сознание есть свойство материи, а материя - то, что существует вне сознания.
В отрицательных определениях вместо задачи признаков, составляющих содержание понятия, указывают, признак отсутствует. "Флейта - это не паровозный гудок" - как раз такое предложение; оно есть, хотя и истинным, но никак не может рассматриваться определению, поскольку ни содержание, ни объем понятия "флейта" в нем не задаются. Формально говоря, если бы мы стали смотреть на такое выражение как на определение, то оно оказалось бы очень широким - в объем определяющего понятие входит абсолютно все, кроме паровозного гудка. Ограничиваясь возражениями относительно чего бы то ни было, можно дать верную характеристику предмета, но, как правило, содержание его полностью не раскрывается и не задается объем. Определение в строгом смысле этого слова таким путем не создается.
Однако и у этого правила тоже бывают свои исключения. Скажем, понятие "невменяемый", "несовершеннолетний", являются негативными и по названию, и по содержанию: что не несет ответственности за свои поступки, не достигшего определенного возраста. Причем с такими понятиями можно работать, осуществлять над ними логические операции, применять к ним логические законы точно так же, как и по отношению к понятиям, заданных через ближайший род и видовое отличие. Надо сказать, такие понятия есть в разных науках и образуют целый устойчивый класс. Иногда их даже указывают среди видов понятий как их особая разновидность.
Отрицание признака может однозначно задать объем и содержание тогда, когда признак, который оспаривается, является универсальной в своем роде, присущий всем предметам, о которых идет речь.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...lennya39?page=14


13.12.17
[1]
переходы:1
Понятие как форма мышления
в каком-либо отношении. Ознакомление с предметом через них может быть достаточно полным и всесторонним, несмотря на то, что такие способы не вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к определениям. Характеристики дают как целым классам вещей, так и отдельным явлениям и процессам. Таким образом ознакомления может не заменять определения, а дополнять и углублять его. Широко распространены характеристики, даваемые людям. В них отмечаются их должностные или профессиональные достоинства, компетентность и другое. Важнейшее требование к характеристикам заключается в том, что они должны быть объективны.
Много схожего в характеристики и с описанием. Обычно оно дается индивидуальным предметам, для которых нельзя указать родовидовые признаки. Бывают описания редких драгоценностей. При введении государственной символики, а также учреждении новых медалей и орденов им принято давать описания. Существуют описания государственных границ и различных географических точек. До изобретения фотографии широко использовались приметы, с помощью которых описывали разыскиваемых лиц.
Описание выиграет, если перечисленные в нем признаки будут систематизированы и изложены последовательно. Как при характеристике, так и при объяснении обязательно используются сравнения и различения. Надо сказать, эти два последние методы ознакомления с вещами и предметами вообще неотъемлемые для всей познавательной деятельности в целом и, в частности, для теории определения. Их тоже иногда называют разновидностями приемов, сходных с определением.
И всякий разбор высказанных мнений должен начинаться с определения входящих в них понятий. Существует несколько правил для задания определений, без соблюдения которых нельзя сделать мышления последовательным и определенным, а получаемые им выводы обоснованными.
1. Определение должно быть точным и ясным. Сама по себе это требование достаточно банальна. Нет наверно ни одной отрасли знания или области деятельности, где ясность и точность не были бы обязательными. Однако именно при образовании понятий нарушение этого правила дает себя знать непосредственнее и сильнее, потому что определение создает первокирпичик мышления. Несоблюдение этого правила может быть непреднамеренным, возникающим просто потому, что не подумали над своими собственными словами или, возможно, вообще не придали значения определению, положившись на то, что смысл используемых понятий достаточно точно заданный в контексте, то есть хорошо угадывается из общего хода изложения . Однако бывает (и не так уж редко), когда нарушение этого требования является умышленным. В политике и судебно-следственной практике это даже быстрее рядовое явление. Другие лидеры сознательно прибегают к туманным, расплывчатых
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...lennya39?page=12