allr.genskov.ru



Понятие и структура морального сознания и самосознания

Сортировать: по оценкам | по дате
23.05.17
[2]
переходы:0
Понятие и структура морального сознания и самосознания
В основу этических исследований положены вечные проблемы человеческого существования: добра и зла, долга и ответственности, счастья, совести, стыда и др. Именно они являются главными понятиями (категориями) морального сознания.
Эпоха средневековья осуществила свои подходы к классификации этических категорий, в том числе Иоанн Лествичник создает своеобразную систему этических категорий, как определенных ступеней нравственного совершенствования человека. Это Лествица (лестница) духовного и нравственного возвышения человека, это путь который поднимает человека к небу
На высшую ступень этой ценностной иерархии Иоанн Лествичник ставит категорию любви, приобретает не психологического (не чувствителен), а онтологического статуса. Ведь сам Бог рассматривается не как Тот, что есть любовь, или проявляется в любви, а Бог есть любовь. А отсюда следует понимание человека как образа и подобия Божия, которая должна стремиться именно к такой любви, открытости бытия, к людям, к миру.
В философии Нового времени, а значит и в этике, большая роль принадлежит разуму, руководствуясь которым человек действует как сознательный субъект. И действуя по законам разумного, человек проявляет себя как высоконравственного существо. Эти взгляды в наибольшей степени проявились в этике Спинозы и у Канта. Так Кант в "Критике практического разума", выделяет разум в статусе самого законодателя. Ведь человек, по взглядам философа, действует не по внешним или внутренним установкам, а в соответствии с повелений самого разума человека, императива, который выступает как все общий нравственный закон.
В Т. Гоббса главной этической категорией выступает категория "взаимной корысти", ведь морально-ценным считается не то, что ценно само по себе, а то, что вызывает уважение для других.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat..._i_samosoznaniya


23.05.17
[1]
переходы:0
Понятие и структура морального сознания и самосознания
а соотношение нескольких моментов, между которыми необходимо установить этическую соответствие (зло - наказано, достойном поступке заслуженное вознаграждение). Долго главенствующим принципом человеческой справедливости оставалось правило тальйону (лат. - "мести") "око за око, жизнь за жизнь". 5. Категории нравственного самосознания
Самосознание - это сознание, обращенная на себя, это сознание собственного сознания. Самосознание - это не только осмысления определенных проблем и обстоятельств жизни с точки зрения моральных ценностей, но это самооценка человека, его попытка разобраться в справедливости и обоснованности моральных принципов, которыми она руководствуется.
Моральное самосознание - это такая специфическая форма нравственного сознания, предметом которой выступает он сам, а также человек ее носитель.
Честь - как форма самосознания санкционирует определенный моральный статус человеческого индивида, определенный стандарт его оценки согласно принадлежности к той или иной конкретной группы людей - социальной, профессиональной, национальной, по тем или иным предпочтениями. Кодекс чести с развитием истории меняется.
Достоинство - утверждает принципиальную ценность индивида как человека вообще, как представителя человечества, именно этим и определяет моральный стандарт самооценки.
Понятие о человеческом достоинстве связано с созданием, защиты и развития этих ценностей. Человеческое достоинство унижается, когда мешают лицу в поисках истины, в умственном развитии, постижении истины, когда обманывают, презирают, подавляют, оказывают смех и насилие. Честь освещает плоскость особенного в морали, достоинство - плоскость универсального; честь учит солидарности с ближним, достоинство - ответственности перед дальними.
Совесть - центральный фактор нравственного самосознания человека представляет собой способность человека критически оценивать поступки, мысли, желания осознавать и переживать свое несоответствие должному. Совесть независимая от мнения окружающих, тогда как стыд, - (такой контрольный механизм самосознания, в котором отражается несоответствие некоторым принятым нормам, и чувство вины, но полностью ориентирован на мнение общества, которое может выразить свое осуждение по поводу нарушения норм).
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ponyat...soznaniya?page=5



обязательность воплощенного в них повеления. При этом обязательность собственно моральных норм, в отличие от многих других, имеет не гипотетический, условный, а категорический характер: человек в принципе должен выполнять их независимо от каких-либо посторонних соображений. Немногого стоили бы в моральном отношении честность или вежливость лица, если бы за ними стояло, скажем, только желание понравиться начальству; такие «добродетели» поэтому и называются представительными - в отличие от настоящих.