allr.genskov.ru



Понятие и структура нравственного сознания и самосознания

Сортировать: по оценкам | по дате
19.11.17
[2]
переходы:0
Понятие и структура нравственного сознания и самосознания
В основу этических исследований положены вечные проблемы человеческого существования: добра и зла, долга и ответственности, счастья, совести, стыда и др. Именно они являются главными понятиями (категориями) морального сознания.
Эпоха средневековья осуществила свои подходы к классификации этических категорий, в том числе Иоанн Лествичник создает своеобразную систему этических категорий, как определенных ступеней нравственного совершенствования человека. Это Лествица (лестница) духовного и нравственного возвышения человека, это путь который поднимает человека к небу
На высшую ступень этой ценностной иерархии Иоанн Лествичник ставит категорию любви, приобретает не психологического (не чувствителен), а онтологического статуса. Ведь сам Бог рассматривается не как Тот, что есть любовь, или проявляется в любви, а Бог есть любовь. А отсюда следует понимание человека как образа и подобия Божия, которая должна стремиться именно к такой любви, открытости бытия, к людям, к миру.
В философии Нового времени, а значит и в этике, большая роль принадлежит разуму, руководствуясь которым человек действует как сознательный субъект. И действуя по законам разумного, человек проявляет себя как высоконравственного существо. Эти взгляды в наибольшей степени проявились в этике Спинозы и у Канта. Так Кант в "Критике практического разума", выделяет разум в статусе самого законодателя. Ведь человек, по взглядам философа, действует не по внешним или внутренним установкам, а в соответствии с повелений самого разума человека, императива, который выступает как все общий нравственный закон.
В Т. Гоббса главной этической категорией выступает категория "взаимной корысти", ведь морально-ценным считается не то, что ценно само по себе, а то, что вызывает уважение для других.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat..._i_samosoznaniya


19.11.17
[2]
переходы:0
Понятие и структура нравственного сознания и самосознания
Нравственные мотивы - это необходимые для реализации требований морали рент. мы движущие силы, внутренние, субъективно значимые побуждения к действиям (мотив, с лат. сдвигаю, толкаю, привожу в действие). Мотив выражает заинтересованность субъекта в определенной действия и ответом на вопрос, почему ней именно так поступил.
Иногда внешне добропорядочные поступки опираются на субъективные мотивы, с моралью ничего общего не имеют - жажда славы, власти, корыстолюбие.
Высшие ценности, обращенные к индивиду своим призывом, выступая как выше цели (высшая цель) личного развития, и приобретают выражения нравственного идеала.
Сами по себе высшие ценности переживают как нечто объективное, что существует в мире культуры мимо. Идеалы же становятся Наставник звездой на своем жизненном пути. (Да, любовь как высшая ценность приводит к переживаниям некоторых повышенных чувств, это особ
Добро высшая ценность нравственного сознания и сердечника нравственности. Добро - это интегрированный содержание всей совокупности моральных требований, целостный образ того, что нравственность вообще требует от человека.
утилитаристична (цель - польза, прагматизм) - польза нередко понимается как удовольствие, или отсутствие страдания (Бентам, Милль, Чернышевский)
эвдемонистических концепция - сущностью добра и высшим принципом нравственного поведения провозглашается счастья.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...soznaniya?page=2


19.11.17
[1]
переходы:0
Понятие и структура нравственного сознания и самосознания
Зло - это уничтожение, унижение. Оно деструктивное, ведет к распаду и отчуждения людей друг от друга и от источников бытия. Наводнение или землетрясение, вызывают человеческие жертвы, это зло, но к морали оно никакого отношения не имеет. Нравственное зло - это зло, которое человек выбирает. Когда явления возникают как следствие сознательного волеизъявления субъекта.
Добро более естественное человеку, оно связано с положительным развитием бытия, реализацией его целостного назначения и целостного назначение человека как части бытия. Но человек иногда выбирает зло.
враждебность (как господство субъекта над людьми и окружающим миром, такое их использование, которое приводит к их разрушению и гибели). Это активное самоутверждение за счет других. Реализуется в таких чувствах: гнев, ненависть; таких личных качествах: агрессивность и жестокость.
распущенность (такое подчинение субъекта внешним обстоятельствам и своим собственным склонностям и страстям, которое приводит к превращению самого себя на пассивный предмет действия стихийных сил, средство удовлетворения прихотей, что приводит к деградации субъекта, разрушение духовных и физических качеств). Проявляется как малодушие, трусость.
Нравственное зло - своецентричне самоутверждения субъекта вопреки интересам других субъектов, а также целого, к которому он принадлежит.
то есть зло обозначает какую-то особую самодостаточную реальность, то есть субстанцию, коррелятивно соотносится с добром, и имеет собственные истоки в бытии
христианство (Аврелий Августин IV - V вв.) Зло - это небытие, пустота, пустое место, видсугнисть Божьего бытия - ничто.
Ницше (XIX в.) - Пытался возвыситься над добром и злом и считал, что зло - лучшая сила в человеке и призвал охранять зло.
Поэтика зла наибольшего проявления потерпела в XX в. , В найбезду- чоипишому варианте (тоталитарные режимы, гитлеровский нацизм, са и ч Пиньсции секты). Это и заперты тайные общества, которые преподают теорию зла. Люди могут представлять зло, не подозревая об этом. Фашизм, большевизм как репрессии против определенных групп людей, в которых видели носителей зла, - евреев, дворян и интеллигентов, священников. И все это делалось ради победы добра, которое невозможно утвердить без некоторых не совсем гуманных средств.
Добро и зло, как противоположности - предусматривают друг друга. Чтобы осознать себя как моральную личность в мире, она должна почувствовать риск необеспеченности добра, которое не может утвердиться без ее выбора и ее решительного поступка.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...soznaniya?page=3


19.11.17
[1]
переходы:0
Понятие и структура нравственного сознания и самосознания
У Гегеля зло - реальный двигатель общественного прогресса - корыстолюбие, любовь к власти и другие страсти человека движут исторический прогресс, направляя к свободе и добра. Это представление вело к существованию неразборчивости в выборе средств для достижения идеальных целей, к оправданию насилия и жестокости.
Добро полноценное, когда делая его лицо забывает о морали и занимается заботами, страданиями и радостями своих ближних. Добро полноценное, когда человеком, который творит, движет не абстрактная идея добра, не голая сознание долга, а живые чувства любви, сострадания, симпатии, бескорыстная радость общения.
Для того, чтобы проследить нравственное сознание в действии, какие именно способы осмысления реальности, то есть формы идеальной действия ей присущи необходимо обратиться к категориального строя нравственного сознания.
В некоторых категориях больше аккумулируется объективное содержание, в других выступает - на передний план настроенность самого субъекта. Любые размышления и споры о добре и зле предусматривают добро само по себе, которое пытаемся постичь
счастья (различные представления о счастливой жизни свидетельствуют как и о сложности его объективной сущности, так и разнообразие субъективных предпочтений, от которых оно зависит)
Долг - такое нравственное осознание должного, которое предусматривает конкретное требование, обращенное к субъекту в соответствии с его положения и ситуации, в которой он находился в данный момент, и осуществление надлежащего предстает перед лицом как ее насущный практическое задание.
Ответственность - это категория, характеризующая субъекта с точки зрения выполнения конкретного практического задания, исходя из представления о должном. Категория ответственности тесно связана с представлением о свободе. Ведь не имея свободы, человеческая личность не в состоянии отвечать за свои поступки, поскольку они сделались бы как выражение чужой поле, орудием которой является данное лицо.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...soznaniya?page=4


19.11.17
[1]
переходы:0
Понятие и структура нравственного сознания и самосознания
Этические категории охватывают весь спектр нравственной жизни человечества. В них отражена не только потребность человечества осознать бытие в его ценностных измерениях, но и имеющиеся побуждения к моральному самомовдосконалення.
- Могут выступать как положительные требования, обязывающие к определенным качествам ( "уважай родителей", "будь честным», «будь милосердным")
1) и мперативнисть (лат. Властный) - то есть обязательность. И эта обязательность имеет не условный характер, а категорический
В различных регионах мира, у разных народов или в разных культурах существуют самые разнообразные моральные императивы. И если бы мы хотели изъять полностью универсальны, наши достижения были бы очень малы. Но каждая норма способна к универсализации - как будто содержит в себе соответственно универсализуючий потенциал, то есть при определенных обстоятельствах может приобрести универсальное значение.
Моральные принципы - это такие формы нравственного сознания, в которых нравственные требования выражаются наиболее обобщенно.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ponyat...soznaniya?page=1