allr.genskov.ru



Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования

Сортировать: по оценкам | по дате
14.12.18
[7]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Понятие финансовой деятельности субъектов хозяйствования можно определить, исходя из положений ст. 333 ГК Украины, что начинает главу 35 Кодекса «Особенности правового регулирования финансовой деятельности». Финансовая деятельность субъектов хозяйствования включает денежное и прочее финансовое посредничество, страхование, а также вспомогательную деятельность в сфере финансов и страхования.
Таким образом, понятие финансовой деятельности следует определять через понятие финансов (от лат. Financia - наличные, доход), под которым обобщенно понимаются как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые при их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.
В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» под финансовой отчетностью понимается бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
Исходя из этого, финансовую деятельность субъектов хозяйствования можно определить как составную хозяйственной деятельности по поводу использования надлежащего предприятие или чужого имущества, отражающий движение денежной формы стоимости в товарно-денежных операциях и направлено на получение определенного финансового результата.
ГК Украины в разделе 35 определяет состав отношений, опосредующих финансовой деятельности. Прежде всего, это сфера финансовых услуг, в частности банковской деятельности (ст
ст. 334-339), кредитных и расчетных операций субъектов хозяйствования (ст. Ст. 340-349), факторинга (ст. 350), лизинга (ст. 351), страхование (ст. Ст. 351-355), посредничества с ценными бумагами и фондовой торговли (ст. ст. 356- 361), аудита (ст. ст. 362-365).
В то же время, положения ст. 333 ГК позволяют дополнительно отнести к сфере финансовой деятельности любые виды отношений в сфере финансовых услуг, оборота средств, ценообразования, денежных обязательств и инвестирования, бухгалтерского учета и отчетности. По сути, понимая невозможность разрыва единых по экономической сути производственно-хозяйственных отношений на товарную и денежную (финансовую) составляющие, следует говорить о том, что практически любая хозяйственная деятельность имеет своей составляющей финансовой деятельности.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...ozyaiystvovaniya


14.12.18
[3]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Происходит это в связи с тем, что нормы хозяйственного права выходят за рамки монетаристикы и предлагают универсальные средства регулирования для достижения хозяйственных целей, не ограничиваясь рамками финансов. По мнению В. П. Дьяченко, в процессе производства и обмена, свойственного для хозяйственных отношений, происходит смена форм стоимости, в противовес движения исключительно в денежной форме стоимости в финансовых отношениях. Этот взгляд поддержали другие ученые, например, В. Ф. Кузьмин: «В финансовых отношениях денежная форма стоимости отделена от товарной, не является следствием встречного движения товарной формы стоимости». Итак, если пытаться решить проблемы движения денег в системе хозяйственных связей, с помощью законодательного инструментария только финансового права, то возникает неестественное отделение товарных элементов от денежных в системе единых по экономической сути отношений. Не случайно, например, профессор Л. К. Воронова не считает непосредственным предметом финансового права «финансовые отношения хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих предприятий), отношения, возникающие на рынке финансовых услуг при формировании и дальнейшем использовании негосударственных пенсионных фондов, частных хозяйств », относя их к отношениям, которые« находятся под влиянием финансово-правовых норм ». В этом контексте непосредственным регулятором отношений в сфере частных финансов выступают нормы права.
Уместно здесь вспомнить идеи известного финансиста В. А. Лебедева: ♦ Добробут государственного хозяйства зависит от благосостояния частного хозяйства. . . и поэтому для поступления средств в казну не следует нарушать благосостояние частных хозяйств, поскольку фискальные интересы стоят позади общеэкономических интересов, и только в исключительных случаях государственной жизни, когда вопрос идет о сохранении независимости и целостности государства, финансовые доводы должны иметь преимущество ».
Итак, так же, как по выражению того же Лебедева, «ближе всего финансовая наука стоит в политической экономии и отчасти приводится как одна из ее частей», так же финансовое право приближается к хозяйственного права и наоборот, образуя друг с другом смежные нормативные образования в сфере регулирования финансов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...uvannya34?page=2


14.12.18
[2]
переходы:2
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
отношений и сопровождающего их оборота финансов субъекты хозяйствования вступают в отношения друг с другом, или с публичными органами, но не в связи с выполнением публичных обязанностей, а добровольно и в соответствии с принципами экономической свободы. Здесь речь идет о частно финансовой деятельности.
Во-вторых, финансовая деятельность опосредует публичные отношения по поводу централизованного движения денежных фондов, преимущественно в бюджетных и налоговых отношениях. Здесь выделяется публично финавсова деятельность.
Первая группа отношений должна рассматриваться с позиции хозяйственного права в связи с тем, что финансы - это денежная оценка хозяйственной деятельности, осуществлена ​​в установленном порядку1. То есть финансы - это не просто деньги или денежные фонды, как иногда ошибочно считается, - это, прежде всего, составляющая хозяйственной деятельности. Следовательно, без учета требований хозяйственного правопорядка, особенностей движения товаров (работ, услуг) в процессе хозяйствования нельзя обеспечить правовую организацию финансов предприятий и государства. То есть, если регулировать деятельность хозяйствующего субъекта, учитывая только на оборот денежных фондов, без учета производственных факторов, интересов трудового коллектива, общества и инвесторов, проблем социально-экономического развития, то не избежать ошибок в регулировании финансовой деятельности.
Вторая группа отношений - публичные финансы - в основном находится в поле предмета финансово-правового регулирования. Ведь эти отношения замкнуты на администрировании налогов и централизованном движении фондов в рамках бюджетных процессов. Неизменным участников финансовых отношений в этом случае выступает орган публичной власти, реализует свою компетенцию по поводу движения централизованных денежных фондов. Именно в таком контексте следует понимать мнению С. М. Братуся о том, что финансовые отношения не могут быть урегулированы отдельно от финансовой деятельности государства как властно организационной деятельности.
В частности, ст. 4 ГК Украины предусматривает, что не является предметом регулирования кодекса финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней. Однако, данные положения ГК не исключают отнесение к предмету регулирования хозяйственного права отношений, возникающих в процессе бюджетных расходов. И это понятно - в процессе расходования бюджетных средств публичные органы вступают в договорные отношения с субъектами хозяйствования, вполне подчиняясь положениям ГК и законодательства
Нормы ГК Украины определяют бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, амортизационную и валютную политику как основные направления экономической политики государства (ст. 10), обеспечивают учет потребностей бюджетной системы при формировании финансовых планов государственных предприятий (ст. Ст. 75-77), основ осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования (гл.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...tvovaniya?page=1


14.12.18
[2]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
на волеизъявление сторон. Им, как правило, охватываются те юридические и физические лица, которые не подпадают под обязательное страхование и желают застраховаться. В отличие от обязательного страхования добровольное всегда действует в рамках определенного периода времени, обусловленного договором. Именно в договоре четко фиксируется возникновения прав и обязанностей сторон и дата их прекращения. Это имеет исключительное значение, так как страховое возмещение (страховая сумма), выплачивается только тогда, когда страховой случай произошел в период страхования.
К видам общеобязательного государственного социального страхования в зависимости от страхового случая относятся: пенсионное страхование; страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с похоронами; медицинская страховка; страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности; страхование на случай безработицы; другие виды страхования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с Законом Украины «О страховании» 'введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С 1 января 2005 вступил в силу Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» от 01. 07. 2004 В отличие от предыдущего порядка страхования гражданской ответственности, новый закон предусматривает несколько вариантов договора страхования. Согласно действующему порядку полис оформляется на автовладельца и транспортное средство одновременно. Если один человек пользуется несколькими наземными транспортными средствами, ему следует приобретать соответствующего количества страховок.
В частности, в своем решении от 16 08. 2006 коллегия Верховного Суда Украины, исследовав материалы по делу о взыскании страховой выплаты с ОАО «Страховой компании« В »в пользу лица« Н * в связи с наступлением страхового случая, а именно возникновением дорожно-транспортного происшествия с участием застрахованного автомобиля лица «Н»
Суд отменил решение Хмельницкого местного суда и постановление Апелляционного суда Хмельницкой области. В своем решении Верховный Суд Украины руководствовался ст. ст. 979 и 991 ГК Украины и ст. ст. 8 и 26 Закона Украины «О страховании». Суд, исследовав договор добровольного страхования, который был заключен между лицом «Н» и ОАО «Страховая компания« В »и пришел к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло в момент действия договора страхования поврежденного автомобиля. Обстоятельств для отказа страхователя выплатить страховое возмещение судом не выявлено. Права и обязанности у сторон возникают только в случае обязательных выплат разовых или периодических страховых платежей, сразу же после уплаты первого из них.
В разряд перспективных видов страхования включается страхование финансового риска потери права собственности на недвижимое имущество и землю (титульное страхование), которое чрезвычайно развито за рубежом. В лицензиях украинских страховщиков этот вид страхования называется «Страхование потери имущества в результате утраты права собственности».
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...vannya34?page=14


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
добровольного страхования, на которые выдается лицензия, определяются согласно принятым страховщиком правилами (условиями) страхования, зарегистрированными Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг.
Обязательное страхование, как в области государственного социального страхования, так и в индивидуальном страховании обусловлено рисками, связанными с жизнью, потерей трудоспособности или с возникновением таких убытков, которые не могут быть возмещены отдельным лицом. В обязательном страховании отношения между страховщиком и страхователем возникают в соответствии с законом, а страхование осуществляется на основе соответствующих законодательных актов, предусмотрен перечень объектов, подлежащих страхованию, перечень страховых событий и исключения из них, максимальные страховые тарифы и минимальные страховые суммы, уровень страхового обеспечения и другие существенные моменты. Принцип обязательности одинаково распространяется и на страховщика, и на страхователя. Страховщик должен обязательно застраховать предусмотренный законодательством объект, а страхователь обязан принять к страхованию соответствующие объекты, не имея права отказать в этом.
Право на осуществление обязательных видов страхования имеет любой страховщик, при наличии у него соответствующей лицензии. Исключения составляют государственные виды обязательного страхования. Эти виды, в соответствии с действующим законодательством, проводит Национальная акционерная страховая компания «Оранта», которая является правопреемником Госстраха. Государственное обязательное страхование проводится за счет средств государственного бюджета и распространяется, как правило, на государственных служащих, работа которых в основном связана с повышенной опасностью для их жизни и здоровья. Данное положение касается военнослужащих и военнообязанных, медицинских и фармацевтических работников, судей, работников прокуратуры и других.
В частности, Верховный Суд Украины исследовал материалы по делу гражданина «П», который был работником милиции и стал инвалидом второй группы в связи с болезнью, полученной в результате прохождения службы в органах внутренних дел о взыскании страховых выплат по «Оран- ты» , которые ему были начислены, но неуплаченные, а также 25000 грн на возмещение морального вреда
Суд, руководствуясь Законом Украины «О милиции» и постановлением Кабинета Министров вид29. 06. 91 г.., Признал правомерными требования о выплате страховых платежей, а выплату морального вреда не удовлетворил, поскольку «Оранта» не имеет права осуществлять выплаты на возмещение морального вреда.
Целью обязательного страхования является повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан, усиления стабильности в экономике благодаря рациональному использованию страховых фондов, расширение круга страховщиков и заметное снижение на этом фоне страховых платежей.
Статья 7 Закона Украины «О страховании» содержит перечень видов страхования, которые являются обязательными, этот перечень является исчерпывающим и насчитывает около 42 видов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...vannya34?page=13


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
банковскими металлами, утвержденное постановлением Правления НБУ от 06. 08. 2003г., № 325, Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18 06. 2003г., № 254, Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной постановлением НБУ № 368 от 28 08. 2001, Инструкция о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12 12. 2002, № 502, Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12 11 2003г., № 492, Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 21 01. 2004, № 22 Инструкция о межбанковском переводе средств в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 16 08
ГК Украины в ст. 340 устанавливает требования к операциям банков, связанных с их целенаправленной деятельностью по привлечению свободных денежных средств субъектов хозяйствования на платной и возвратной основе. И это не случайно - депозитные операции является основным видом банковских операций, в основе которых лежит договор банковского вклада.
Правовые основы отношений по договору банковского вклада (депозитному договору) устанавливаются нормами ГК коммент ГК Украины, нормативно-правовых актов НБУ, обычаями делового оборота. Наиболее детализированные положения о договоре банковского вклада предусмотрены в § 3 гл. 71 ГК Украины «Банковский вклад». Однако в силу специфики хозяйственно-правового регулирования договор банковского вклада в сфере хозяйствования должен отвечать не только требованиям общих положений § 3 раздела 71 ГК Украины, но и специальным требованиям ГК, предусмотренные для хозяйственных обязательств, порядке их возникновения, изменения и прекращения.
Деятельность по привлечению денежных средств в депозиты (во вклады), в основе которой лежат заемные операции, следует отличать от депозитарной деятельности банков, для которой характерно предоставление услуг по хранению индивидуально определенных вещей клиентов.
Учитывая положения ч. 1 ст. 1059 ГК Украины о том, что договор банковского вклада может оформляться путем выдачи сберегательного сертификата или иного документа, следует говорить о том, что в сфере хозяйствования применяются две основные формы привлечения банками средств с помощью депозитных операций: оформление договора банковского вклада в обычной письменной форме или путем выдачи клиенту сберегательного сертификата. В последнем случае действует законодательство о ценных бумагах и фондовом рынке.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...uvannya34?page=7


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Следует учитывать нормы международных документов о страховании, например, Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения 1952 года, Модельного Закона о государственном социальном страховании, который был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 10-4 от 6 Декабрь 1997).
Понятие страхования предоставляется в ГК Украины, а именно в ч. 4 ст. 333 страхование определено как деятельность, направленная на покрытие долгосрочных и краткосрочных рисков субъектов хозяйствования с использованием сбережений через кредитно-финансовую систему или без такого использования. Ч. 1 ст. 352 определяет страхование как деятельность специально уполномоченных государственных организаций и субъектов хозяйствования (страховщиков), связанная с предоставлением страховых услуг юридическим лицам или гражданам (страхователям) по защите их имущественных интересов в случае наступления определенных законом или договором страхования событий (страховых случаев ), за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых платежей.
Закон Украины «О страховании» определяет страхование как вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов физических лиц и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими лицами и юридическими лицами страховых платежей ( страховых взносов, страховых премий).
ГК Украины определение страхования не содержит, а предусматривает понятие договора страхования в ст. 979: «По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении определенного события (страхового случая) выплатить другой стороне (страхователю) или другому лицу, определенной в договоре, денежную сумму (страховую выплату), а страхователь обязуется платить страховые платежи и выполнять другие условия договора ».
Считается, что эти понятия имеют недостатки, прежде всего, в той части, когда страхование определено в законодательстве как вид гражданско-правовых относил. Ведь страхование - это более широкое (комплексное) понятие, прежде всего, вид хозяйственной деятельности, в процессе которой данные правоотношения реализуются непосредственно
Формы и виды страхования. Согласно ст. 5 заковы Украины «О страховании» формами страхования является добровольное и обязательное страхование.
Страховые правоотношения между страховщиками и страхователями могут быть внедоговорными, то есть обязательными для сторон силу закона и договорными, которые возникают из-за волеизъявления субъектов хозяйствования относительно содержания договора страхования. Отсюда на практике различают два вида страхования: обязательное и добровольное.
Под обязательным страхованием понимается обязанность внесения соответствующим кругом страхователей фиксированных страховых платежей, когда необходимость возмещения материального ущерба или предоставления денежной помощи задевает интересы не только конкретного страховщика, но и интересы государства.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...vovaniya?page=12


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
его значение не исчерпывается только гарантийными функциями, возмещаются. Инвестиционная функция заключается в том, что за счет временных свободных средств страховых фондов происходит финансирование экономики. Возможности страховой компании по участию в инвестиционном процессе определяются ее инвестиционным потенциалом, под которым понимается совокупность денежных средств, находящихся временно или относительно свободными от страховых обязательств и используемых для инвестирования с целью получения инвестиционного дохода.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. В большинстве европейских стран страховое дело выделяется в специальную сферу законодательства и административного надзора: государственное регулирование страхового рынка осуществляется с помощью специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.
Первым нормативно-правовым актом Украины в сфере страхования был Декрет Кабинета Министров Украины «О страховании» от 10 05. 93 г.. № 47-93. Данный нормативный акт оказал большое влияние на страховой рынок услуг в Украине за счет создания Комитета по делам надзора за страховой деятельностью в Украине.
Сегодня отношения по страхованию регулируются ГК и ГК Украины, законами «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков государственных услуг», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Систему специального законодательства составляет Закон Украины «О страховании» в редакции от 4 10. 2001, Основы законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14. 01. 98 г.., Законы Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности »от 23. 09. 99 г..,« Об общеобязательном государственном пенсионном страховании »от 09. 07. 2003г.,« Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы »от 02. 03. 2000г. , «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с погребением» от 18. 01
2001, «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» в редакции от 05. 04. 2006г., «О негосударственном пенсионном обеспечении» в редакции от 14. 06. 2006г., «Об общеобязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств »в редакции от 20. 10. 2005 и другие.
Среди подзаконных актов следует выделить постановления Кабинета Министров Украины от 12 10. 2002 «Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного авиационного страхования гражданской авиации», «О внедрении механизма страхования экспортных и кредитных рисков» от 17.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...vovaniya?page=11


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Финансовый контроль - деятельность государственных и негосударственных органов, осуществляется в особых формах и с особыми методами, которые наделены полномочиями по установлению законности и достоверности финансовых операций, оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявление резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранения государственной собственности. Финансовый контроль - непременное условие нормального функционирования экономики и финансовой системы. Объектом действия финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы.
Контроль и надзор в сфере хозяйственной деятельности регулируется Законом Украины «Об основных принципах государственного контроля (надзора) в сфере хозяйственной деятельности» от 05. 04. 2007 Однако ст. 2 этого Закона содержит положение о том, что закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении валютного контроля, банковского и страхового надзора и других видов контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг.
Цель государственного надзора в этой сфере - соблюдение требований законодательства Украины о страховании, эффективное развитие страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиту интересов страхователей
Общий порядок государственного надзора и контроля за порядком предоставления финансовых услуг установлен Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», а именно ст. 1 определяет государственное регулирование рынков финансовых услуг, под которым понимается осуществление государством комплекса мер по регулированию и надзору за рынками финансовых услуг с целью защиты интересов потребителей финансовых услуг и предотвращения кризисных явлений. Соответствующие полномочия отнесены к ведению специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, которым сегодня выступает Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (далее - Госфинуслуг). Госфинуслуг создана Указом Президента Украины от 4 апреля 2003 года № 292/2008.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...vovaniya?page=15


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Банк вправе совершать иные сделки в соответствии с законодательством Украины. В частности, банк имеет право совершать операции, необходимые для материально-технического обеспечения собственной деятельности. В этих отношениях банк действует как обычный субъект хозяйствования.
Соответственно, к основным нормативно-правовых актов НБУ относятся: ♦ Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений », утвержденное постановлением Правления НБУ от 31.08.2001 г.., № 375,« Положение о порядке проведения операций , связанных с размещением облигаций внутренних государственных займов », утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...uvannya34?page=6


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Все это подтверждает, что уровень публичных ограничений в сфере банковской деятельности, пожалуй, является самым высоким среди других разновидностей финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Это обстоятельство обусловлено максимальной приближенностью банков в свободных средств населения и хозяйствующих субъектов и возникающими на этом основании рисками и возможностями для злоупотреблений.
Риски, возникающие в процессе предпринимательских отношений, невозможно избежать, но можно предположить юридические формы компенсации соответствующих убытков в случае их возникновения. Именно для этого существует страхование.
Слово «страхование» вошло в нашу речь давно. Оно есть и в других языках: «insuransе» в английском, «уегзисЬегип £ з» в немецком. Западные филологи считают, что термин имеет латинское происхождение. В его основе слова «securus» и «Sine cura», означающие «беспечный». Отсюда страхования включает в себя идею предупреждения, защиты и безопасности
Данный срок исследуется многими учеными, экономистами и юристами. Однако единого мнения по поводу понятия страхования в литературе так и не сложилось. Наиболее признанным является представление о страховании как о системе отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий, платежей).
Объективная потребность в страховании обусловлена ​​тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку, как, например, стихийные бедствия. Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...vannya34?page=10


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
- И за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов (ст. 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 07. 2001).
Финансовые услуги включают: выпуск платежных документов, платежных карточек, дорожных чеков и / или их обслуживание, клиринг и другие формы обеспечения расчетов, доверительное управление финансовыми активами; деятельность по обмену валют; привлечение финансовых активов с обязательством последующего их возврата; финансовый лизинг; предоставление средств взаймы, в том числе и на условиях финансового кредита; предоставление гарантий и поручительств; перевод денег, услуги страхования и накопительного пенсионного обеспечения; торговля ценными бумагами; факторинг и другие операции, которые соответствуют критериям финансовых услуг, определенным выше (ст. 4 Закона от 12 07. 2001).
Основным субъектом, наделенным правом предоставлять финансовые услуги, является финансовое учреждение. Под ней понимается юридическое лицо, которое в соответствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых услуг и внесено в соответствующий реестр финансовых учреждений. К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг.
Таким образом, закон связывает понятие финансовых учреждений не только с фактом предоставления юридическим лицом финансовых услуг, но и с исключительным характером такой деятельности, что означает общее ограничение в осуществлении других хозяйственных операций, кроме прямо разрешенных законом. Например, к видам «нефинансовых» операций финансовых учреждений относятся хозяйственные операции на обеспечение оперативной работы учреждения
Согласно Закону Украины «О кредитных союзах» от 20. 12. 2001 кредитным союзам разрешена только деятельность, прямо предусмотрена в этом Законе (прием членских взносов, кредитования членов союза, оплата по поручению членов стоимости товаров в счет кредита и некоторое другое) .
Исходя из дефиниции финансового учреждения, им не может быть гражданин - предприниматель. Это связано с необходимостью обеспечить организационную структуру лица, предоставляющего финансовые услуги, но которую гражданин - предприниматель обеспечить не может. Другие юридические лица, которые не соответствуют критериям финансового учреждения, имеют право предоставлять финансовые услуги, но только в специальном порядке, с получением индивидуальных разрешений Госфинуслуг и других госорганов.
В этом контексте возникает вопрос о выполнении обычными субъектами хозяйствования таких распространенных в хозяйственном обороте операций, как заемные (кредитные) операции, а также поручительство.
Нельзя вводить полное лицензирование таких операций, так как они перейдут в теневой сектор экономики.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...tvovaniya?page=3


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
в обычном режиме, и финансовыми услугами, требующие специальных разрешений, можно увидеть на примере соотношения договора об уступке права требования (ст. ст. 512-519 ГК) и договора факторинга (ст. ст. 1077-1086 ГК). Если первый означает соглашение об обычной замене кредитора в обязательстве, то второй - финансирование под уступку денежного требования. То есть факторинг предусматривает приобретение финансовым учреждением права требования за плату, тогда как обычная замена кредитора в обязательстве имеет чисто организационный характер, осуществляясь не с целью получения прибыли, а с целью оптимизации взаимных расчетов субъектов хозяйствования.
Публично-правовые ограничения в предоставлении финансовых услуг устанавливаются государством через их большую рискованность, необходимость противодействия злоупотреблениям соответствующих субъектов хозяйствования в отношениях с потребителями таких услуг, предотвращение отмывания «грязных денег» и необходимости поддержания стабильности финансово экономической системы государства.
Соответствующие ограничения реализуются с помощью запретительных и обязывающих норм законодательства, в частности, ГК Украины, законов Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О банках и банковской деятельности», «О страховании», «О финансовом лизинге »,« О ценных бумагах и фондовом рынке »и др.
Данные публичные ограничения можно условно разделить на ограничение организационно-корпоративного, кадрового, капиталоутворювального, платежно-обеспечительного, контрольно-надзорного, функционального, технического, отчетно-бухгалтерского, конкурентного и иного характера.
Говоря об ограничении организационно-корпоративного характера, следует помнить о требованиях законодательства относительно организационно-правовых форм финансовых учреждений. Например, ломбардным операциям имеют право заниматься только государственные предприятия и полные товарищества согласно ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве». Страховые организации в соответствии со ст
2 Закона Украины «О страховании * могут создаваться только в форме акционерных обществ, полных, коммандитных обществ и обществ с дополнительной ответственностью - с количеством участников не менее трех. Это объясняется необходимостью установления механизмов накопления капитала и повышения ответственности учредителей за ведение страхового бизнеса.
Банки могут образовываться в Украине в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка. Фондовая биржа может создаваться только в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или дочернего предприятия объединения торговцев ценных бумаг, обусловлено необходимостью поддержания коллективного характера учредительства бирже в целях ее существования как рынка финансовых услуг, а не обычного предприятия.
При этом соответствующее законодательство дифференцирует количество учредителей соответствующих организаций.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravov...tvovaniya?page=4


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
г.. № 446. Данный орган ведет государственный реестр финансовых учреждений, которые предоставляют финансовые услуги на рынке ценных бумаг в соответствии с решением данной комиссии от 14 07. 2004 № 296. Включение в данный реестр и выдача соответствующего свидетельства является основанием того, что субъекты (корпоративные инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг) приобретают статус финансового учреждения.
Государственный контроль в сфере валютных операций регулируется Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 02. 93 г.., Ст. 12 которого устанавливает, что валютные операции с участием резидентов и нерезидентов, а также обязательства по декларированию валютных ценностей подлежат валютному контролю, который осуществляют специально уполномоченные государственные органы, главными из которых являются НБУ и Кабинет Министров Украины.
Государственный контроль и надзор за осуществлением банковской деятельности как специальной сферы финансовых услуг отнесен к ведению НБУ и регламентируется законами Украины «О Национальном банке Украины» от 20. 05. 99 г.., «О банках и банковской деятельности» от 07. 12. 2000 г. . Статья 1 Закона Украины «О Национальном банке Украины» содержит понятие банковского надзора, под которым понимается система контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка.
Действия НВУ выражаются в принятии им соответствующих нормативно-правовых актов, которые являются обязательными. Например, постановление НБУ «Об утверждении Положения об осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением резидентами и нерезидентами, к которым применены специальные санкции согласно ст
Полномочными органами контроля и надзора в данной сфере также органы общего контроля и надзора за хозяйственной деятельностью, среди которых выделяется Антимонопольный комитет Укра ины, что действует в соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 11. 93 г..
В сфере государственного контроля и надзора за дисциплиной цен действуют государственные инспекции по контролю за ценами, систему которых возглавляет Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция), которая функционирует в составе Министерства экономики и на основе постановления Кабинета Министров Украины от 13 12. 2000 г. . № 1819 Основной задачей данного органа является организация и осуществление в соответствии с законодательством функций по контролю и надзору за соблюдением центральными и местными органами государственной власти, субъектами хозяйствования требований по формированию, установления и применения цен (тарифов), а также проведение ценовых наблюдений на потребительском и товарном рынках.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...vannya34?page=16


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
деятельности предоставления баланса или справки о финансовом положении, подтвержденные аудитором, а также бизнес-план, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
Кадровые ограничения по финансовым учреждениям помещенные в требовании ст. 7 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», предусматривающий право финансового учреждения начать предоставление финансовых услуг, только если профессиональные качества и деловая репутация персонала отвечают установленным законом требованиям. В частности, согласно ст. 58 Закона «О страховании» председатель исполнительного органа страховщика или его первый заместитель должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, а главный бухгалтер - высшее экономическое образование.
Особое место среди публичных ограничений финансовой деятельности занимают требования по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Согласно ст. 18 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» финансовым учреждениям при осуществлении (предоставление) финансовых услуг запрещается вступать в договорные отношения с анонимными лицами, открывать и вести анонимные (номерные) счета
Финансовым учреждениям запрещается вступать в договорные отношения с клиентами в случае, если возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени. Финансовое учреждение обязано идентифицировать в соответствии с законодательством Украины: клиентов, которые открывают счета в финансовом учреждении и / или заключают договоры о предоставлении финансовых услуг; клиентов, которые осуществляют операции, которые подлежат финансовому мониторингу; лиц, уполномоченных действовать от имени этих клиентов.
В сфере предоставления финансовых услуг предусмотрены и другие многочисленные публичные ограничения, которые невозможно отделить от порядка осуществления финансовой деятельности и договорной (частноправовой) части соответствующих отношений, но которые образуют сущностную свойство такой деятельности как разновидности хозяйственной деятельности.
В значительной степени такие ограничения связаны с компетенцией специально уполномоченных органов в сфере регулирования рынков финансовых услуг - Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг), Национального банка Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и др. Например, Госфинуслуг ведет реестр финансовых
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...uvannya34?page=5


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Открытие депозитного счета из-за ограниченности операций, которые могут за ним проводиться, осуществляется в упрощенном порядке, в отличие от договора банковского счета, открытие которого невозможно без предоставления специального пакета правоустанавливающих документов и уведомления налоговых органов.
Порядок осуществления депозитных операций банками регламентируется Положением о порядке осуществления банками Украины вкладных (депозитных) операций с физическими и юридическими лицами, утвержденного постановлением Правления НБУ от 03. 12. 2003 № 516.
Проведение расчетных операций по вкладным (депозитным) счетам юридического лица запрещается, кроме операций, связанных с реализацией имущественных прав на сумму вклада (депозита) в соответствии с заключенными договорами залога и законодательства Украины. В то же время, субъектам внешнеэкономической деятельности следует знать, что, например, в банковской практике США применяется категория транзакционных (чековых) и NOW (NEGOTIABLE ORDER OF WITHDREWAL) счетов, по которым возможны расчеты (правда, с некоторыми ограничениями по субъектному составу и перечнем операций) и начисления депозитных процентов.
Сберегательный (депозитный) сертификат относится к долговых ценных бумаг (ст. 163 настоящего Кодекса, ст. С ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке»). Это ценная бумага, которая подтверждает сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов в банке, который его выдал. Сберегательные (депозитные) сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Именные сберегательные (депозитные) сертификаты размещаются в бездокументарной форме, а на предъявителя - в документарной. Уступка всех этих сертификатов третьему лицу осуществляется путем заключения договора с его владельцем.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...uvannya34?page=8


14.12.18
[1]
переходы:3
Правовое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Положениями ст. 341 ГК Украины установлены общие требования к расчетным операциям банков, в частности, банки обеспечивают расчеты в соответствии с законодательством и требованиями клиента, на условиях договора на расчетное обслуживание. Договор должен содержать реквизиты сторон, условия открытия и закрытия счетов, виды услуг, которые предоставляются банком, обязанности сторон и ответственность за их невыполнение, а также условия прекращения договора.
Публичные ограничения в сфере банковских операций не менее жесткие, чем в сфере других финансовых услуг. Здесь также могут быть выделены ограничения организационно-корпоративного, кадрового, капиталоутворювального, платежно-обеспечительного, контрольно надзорного, функционального, технического и отчетно-бухгалтерского характера.
Организационно-корпоративные ограничения связаны с тем, что банковские учреждения могут создаваться только в форме акционерных обществ и корпоративных банков. Это требование обусловлено публичными ожиданиями четкого представления об организационной структуре данного финансового учреждения.
В частности, функциональные ограничения банковской деятельности связаны с запретами на осуществление банками отдельных хозяйственных операций. Например, согласно ст. 48 Закона «О банках и банковской деятельности» банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли (за исключением реализации памятных, юбилейных и инвестиционных монет) и страхования, кроме выполнения функций страхового посредника. Банк может иметь в собственности недвижимое имущество общей стоимостью не более 25 процентов капитала банка, кроме помещений, технологически обеспечивают осуществление банковских функций; имущество, которое перешло банку в собственность на основании реализации прав залогодержателя в соответствии с условиями договора залога; имущество, приобретенное банком с целью предотвращения убытков, при условии, что такое имущество должно быть отчуждено банком в течение одного года с момента приобретения права собственности на него
Большинство различных ограничений в сфере банковской деятельности сосредоточена в рамках требований к их кредитных операций. В частности, банк должен иметь подразделение, функциями которого является управление операциями, связанными с кредитованием. Банкам запрещается предоставлять кредиты для приобретения собственных ценных бумаг. Использование ценных бумаг собственной эмиссии для обеспечения кредитов допускается только с разрешения НБУ. Банк обязан при предоставлении кредитов придерживаться основных принципов кредитования, в частности проверять кредитоспособность заемщиков и наличие обеспечения кредитов, соблюдать установленные НБУ требования по концентрации рисков. Банк не может предоставлять кредиты под процент, ставка которого ниже процентной ставки по кредитам, которые берет сам банк, и процентной ставки, выплачиваемой им по депозитам.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravov...uvannya34?page=9