allr.genskov.ru



Право собственности на природные ресурсы

Сортировать: по оценкам | по дате
26.06.17
[4]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Нарушение права собственности представляют собой нарушение субъективных прав, правомочий собственника, препятствование их осуществлению. Характерным при этом является применение принудительных мер по правонарушителей, наступления юридической ответственности.
Именно юридическая ответственность составляет содержание охраны права собственности на природные ресурсы. Охрана права собственности на тот или иной природный объект является ответной реакцией на нарушение данного права, которые могут быть самыми разнообразными и по форме, и по содержанию.
Среди посягательств на право собственности на природные ресурсы необходимо различать нарушения субъективных прав собственника (права владения, права пользования и права распоряжения) и причинение вреда, ущерба самим объектам права собственности.
Наиболее распространенные нарушения субъективных прав собственника природных ресурсов - это сделки по купле-продажи, дарения, обмена и др. , А также их самовольное использование, самовольный захват. Следует отличать соглашения с природными ресурсами, нарушающих право распоряжения владельца, от соглашений, заключенных самим владельцем с нарушением правил, установленных законодательством для заключения таких соглашений. В первом случае это будут сделки, нарушающие право собственности. Они должны признаваться недействительными по нормам Гражданского кодекса Украины1. Стороны, виновные в совершении данных сделок, приводятся в первоначальное положение, природные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, совершенных за время незаконного пользования, а все незаконно полученное по сделке взыскивается в доход владельца
Согласно ст. 239 Уголовного кодекса Украины уголовная ответственность предусмотрена за загрязнение или порча земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для жизни, здоровья людей или окружающей среды, вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды. Предусмотрена уголовная ответственность и за незаконную добычу полезных ископаемых (ст. 240 УК Украины).
Наиболее распространенным видом ответственности за нарушение экологического законодательства является административно-правовой ответственности, наступает при наличии в действиях виновных лиц административных проступков, подробный перечень которых содержится в действующем экологическом и административном законодательстве. Так, раздел 6 КоАП Украины предусматривает основания и порядок привлечения виновных лиц за совершение проступков, нарушающих право собственности на соответствующие природные объекты. Виновные должностные лица и граждане подлежат штрафа, налагаемого компетентными органами в установленном законом порядке.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы наступает обычно при наличии факта причинения имущественного вреда.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._resursi?page=12


26.06.17
[4]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Каждая из правомочий имеет свои особенности по природным ресурсам как объектов права и свое предназначение. Право владения - это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным природным объектом. Понятно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в данном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает возможным осуществление других правомочий - пользование и распоряжение ими. Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Однако правомочия собственника, что рассматривается относительно природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенное своеобразие. Это вызвано не обособленностью отдельных природных ресурсов от окружающей среды, их экологическим взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, скажем, в другое место своем хозяйстве, в составе имущества. Право владения одним и тем же естественным объектом полагается в подобных случаях и владельцу, и лицу, которому владелец передает объект по договору. Здесь владельца не отделяется от права собственности, так и владелец, и пользователь имеют, по закону, право на истребование вещи из чужого незаконного владения.
Вместе с тем, право владения лиц, не являющихся собственниками, существенно отличается от права владения собственника. Право владения этих лиц имеет производный характер. Оно всегда предполагает право собственности предоставленный природный объект как право первоначальное. Владельцу, кроме права владения, принадлежат также правомочны пользования и распоряжения. Другие же владельцы, как правило, полностью лишены права распоряжения и имеют право пользования в пределах, установленных договором с собственником (например, аренда земельного участка).
Основанием владения собственника является его право собственности. Для других лиц таким основанием может быть договор с владельцем, административный акт и другие юридические факты. Экологическое право признает только титульное владение. Если лицо фактически владеет вещью, но без должного основания (титула), она считается незаконным владельцем. Пользование - это право собственника удовлетворять с помощью природных ресурсов свои нужды. С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае следует понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем изъятия из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и других доходов. Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и не собственнику. Право пользования лиц, не являющихся собственниками, производное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованным земельным участком только по договору и целевому назначению земли.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_..._resursi?page=10


26.06.17
[4]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.
Объектом права коммунальной собственности является все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. К землям коммунальной собственности относятся земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.), земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и др.
Объектом права частной собственности юридических лиц (основанных гражданами Украины или юридическими лицами Украины) являются земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности или использования для жилой, промышленной и общественной застройки. Например, это земельные участки, предоставленные жилищно-строительным кооперативам или сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Объектом права частной собственности иностранных юридических лиц есть только земельные участки несельскохозяйственного назначения в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине, в первую очередь в пределах населенного пункта.
Земельные участки как объекты права собственности граждан Украины имеют четко определенные предельные размеры и различаются по цели использования. Например, для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая); для ведения личного крестьянского хозяйства - не более двух гектаров; для ведения садоводства - не более 0,12 гектара; для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара; для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара; для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.
Объектом права частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства являются земельные участки сельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.
Однако это не влечет за собой объединение нескольких земельных участков в единый объект права собственности даже при совпадении их целевого назначения и цели использования. Каждая из указанных земельных участков, несмотря на принадлежность одному лицу, представляет собой самостоятельный объект права собственности.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=9


26.06.17
[4]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. Непосредственно свои полномочия территориальная община может осуществить путем проведения местных референдумов, в других случаях - через поселковые, сельские, городские советы.
Особым субъектом права собственности на природные ресурсы является государство. Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы является государство в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций. Но следует учитывать, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности в натуре полномочия по распоряжению всеми землями, кроме переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Специфической особенностью субъекта права государственной собственности, не свойственной другим субъектам права собственности, является то, что государство выступает в одно и то же время и как носитель политической власти (суверен), и как владелец и осуществляет право собственности в неразрывной свя связи с политической властью. Государство своей властью от имени народа Украины определяет правовой режим всех природных ресурсов, принадлежащих ей, создает органы управления объектами природы, определяет их компетенцию.
Природные ресурсы юридическое закрепляются за определенным гражданином, но право собственности на них фактически осуществляют все члены его семьи, обладающие гражданской правоспособностью. Поэтому, например, предоставление в собственность второй приусадебного участка на семью не допускается. Добровольный отказ от права собственности на природный объект возможна только с согласия всех дееспособных членов семьи. Смерть гражданина, которому было предоставлено природный объект на праве частной собственности, не лишает членов его семьи права собственности на него.
Определенную специфику как субъект права частной собственности имеет фермерское хозяйство. Земельный кодекс Украины закрепляет в виде субъекта права частной собственности на землю для ведения фермерского хозяйства гражданина. Однако земельный правоспособность для этих целей гражданин только с момента государственной регистрации фермерского хозяйства. Таким образом, и в этом случае фактически субъектом права частной собственности на землю выступает не отдельный гражданин, а юридическое лицо в виде фермерского хозяйства, создается, как правило, группой граждан.
Таким образом, семейная форма присвоения требует признания субъектом права собственности фермерского хозяйства крестьянскую семью, то есть группу лиц, связанных семейно-трудовой общности, что и закреплено в ст. 18 Закона Украины «О собственности», где указано, что имущество лиц, ведущих крестьянское фермерском хозяйстве, принадлежит им на праве общей совместной собственности. Поэтому признание фермерского хозяйства юридическим лицом (п.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=5


26.06.17
[4]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Объектами животного мира есть лишь дикие животные. Домашние, сельскохозяйственные и другие животные, используемые в хозяйственных, научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических и иных целях, не суть и соответственно не могут быть объектами права собственности на животный мир.
Объектом государственной собственности на животный мир выступают дикие животные, находящиеся только в состоянии естественной свободы, а также другие объекты животного мира, находящихся в территориальных и внутренних морских водах, в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, а также в водохранилищах, расположенных на территории более чем одной области, в государственных охотничьих угодьях и на территории природно-заповедного фонда Украины.
Объектом права частной собственности на животный мир могут выступать отдельные объекты животного мира. Это дикие животные и другие объекты животного мира, исключены из состояния естественной свободы или природной среды, а также разведенные (полученные) в неволе или полувольных условиях или полученные иным разрешенным законодательством путем, например, приобретенные в собственность за пределами Украины (ст. 6 Закона «О животном мире»). Перечень видов, которые могут находиться на праве частной собственности, определяется Министерством охраны окружающей среды Украины
Как правило, объекты животного мира, представляющих особую природоохранную, научную и эстетическую ценность, а также животные, которые занесены в Красную книгу Украины, не могут быть переданы в коммунальную или частную власнисть1.
Важнейшим по своему значению объектом права собственности на природные ресурсы является земля. Впервые в новом Земельном кодексе Украины определено понятие земельного участка как объекта права, а в данном случае объекта права собственности в частности. Земельное законодательство устанавливает квалифицирующие признаки земельного участка как объекта права собственности. Это, во-первых, границы земельного участка, которые должны существовать в натуре, на местности, во-вторых, это определенное определено местоположение и, наконец, это определенные по ней права. К этим правам в первую очередь относится цель использования земельного участка. Хотя земельные участки в законодательстве не различаются на различные объекты права собственности в зависимости от форм собственности, но они различаются фактически. Поэтому необходимо определять правовой режим земельного участка как объекта права собственности в зависимости от того, в какой форме собственности они находятся. Таким образом, земельные участки выступают как объекты права государственной, коммунальной или частной собственности.
Объектом права государственной собственности на землю является все земли Украины, за исключением земель, переданных в коммунальную и частную собственность.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=8


26.06.17
[3]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
от водного объекта, и то, что поступила в водопровод, резервуары и другие емкости, превращается в обычную товарно-материальную ценность и входит в гражданско-правового оборота.
Каждый водный объект имеет важные особенности. Во-первых, он не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связано конкретное водный источник, водохранилище, потому что земля - ​​самостоятельный объект права собственности. Во-вторых, водный объект, даже в случае временного пересыхания, продолжает числиться в составе единого водного фонда, пока не будет официально исключен из него.
4) территориальные воды (территориальное море) 2. Как правило, указанные водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Однако в виде исключения небольшие (до 3 га) участки водохранилищ и болот, входящих в состав угодий сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут выступать объектами коллективной и частной собственности. Леса в Украине выступают исключительно объектом государственной собственности на природные ресурсы. Действующее лесное законодательство понимает под лесами совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду (ст. 2 Лесного кодекса Украины - дальше ЛК Украины). Такое понятие, на наш взгляд, является не совсем точным определением лесов как объекта права собственности, так как земля и животный мир представляют собой самостоятельные объекты права собственности на природные ресурсы.
Более целесообразно понимать под объектом права собственности на леса дерево-кустарниковые насаждения, растущие на землях лесного фонда, а также другие лесные ресурсы
Лесными ресурсами является древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса (ст. 7 ЛК Украины). По своему характеру лесные ресурсы делятся на две категории: на общегосударственные и местные, что соответственно дает возможность разделять их на объекты общегосударственной (республиканской) собственности и собственности административно-территориальных образований (местных органов власти).
К объектам права собственности на леса не следует относить зеленые насаждения в пределах населенных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарников на сельскохозяйственных угодьях, в усадьбах, на приусадебных, дачных и садовых участках, так как они по лесным законодательством не принадлежат к лесам (ст. 4 ЛК Украины). Поэтому такие насаждения находятся в собственности не как объекты природы, а как имущество.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=7


26.06.17
[3]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Объекты права собственности - это то, по поводу чего складываются и существуют соответствующие правоотношения, т.е. отдельные индивидуально определенные части природных ресурсов, предоставленные в собственность для определенной цели. Эти объекты определены в ст. 9 Закона Украины «О собственности». Ими являются земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, а также ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Более подробно объекты права собственности определяются в соответствующих поресурсних нормативных актах.
Объекты права собственности на природные ресурсы различаются в зависимости от формы собственности. Поэтому следует говорить об объектах права государственной, коммунальной или частной собственности на природные ресурсы.
Объектом права государственной собственности на недра является государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входят собственно недра, месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения полезных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны
Собственно недра - это часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водохранилищ, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В состав недр также включаются месторождения полезных ископаемых, является скоплением минеральных веществ как в недрах, так и на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водохранилищ, по количеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования, и техногенные месторождения полезных ископаемых , которые являются местами, где скопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение.
Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается друг от друга целевому назначению, порядком создания и месторасположением, но для всех них установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным правом собственности народа Украины, что означает, что недра могут находиться только в собственности государства, а всем другим предоставляться только в пользование.
Объектом права собственности государства на воды является государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (моря, озера, реки), не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины. При этом не имеет значения, природными или искусственными является водохранилища.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...e_resursy?page=6


26.06.17
[3]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно экологически взаимосвязаны, их нельзя отделять от окружающей среды, они подчиняются именно законам развития окружающей среды. Поэтому изъятие природного вещества в процессе использования природных ресурсов как объектов права собственности, а именно добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и восстановления животных, ловля рыбы и т. Д. не прекращает права собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.
И наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Они не являются имуществом в прямом смысле этого слова. Денежная оценка земли и других ресурсов природы выражает отношения частной собственности на природные богатства. Цена в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. Отчуждая природный объект, владелец по сути продает право на получаемую с него прибыль, продает право на ренту.
То есть природные ресурсы в Украине могут находиться в частной, коммунальной или государственной собственности. Это означает, что право коллективной собственности в Украине больше не существует. Бывшим коллективным собственникам - сельскохозяйственным кооперативам, садоводческим обществам и т.д. земля стала принадлежать на праве частной собственности.
Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность природных ресурсов народа Украины в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливают порядок приобретения, использования и отчуждения государственной собственности.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=2


26.06.17
[1]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Для семейных и семейно-трудовых образований, как правило, характерна общая собственность без определения доли. В случае же создания гражданами общего предпринимательского образования в виде юридического лица (садовое общество, сельскохозяйственное предприятие и др.) Фактически имеем общую долевую собственность с определением доли каждого собственника.
Общая долевая собственность характеризуется тем, что каждому совладельцу принадлежит уже определена доля в праве собственности. Эта частица не отделяется в натуре, на местности. Она может быть выражена в виде процентов или доли права собственности.
Размер доли определяется в зависимости от условий приобретения права собственности на совместную собственность, например, в случае наследования, совместного приобретения по договору купли, дарения и др. Поэтому доли в общей собственности могут быть неровными, а могут быть и ровными. Но независимо от размера доли каждый совладелец пользуется равным объемом прав по совместной собственности.
В общей совместной собственности доля каждого сособственника не определена. Эта форма совместной собственности характерна, как правило, для семейных и семейно-трудовых образований, так как имущественные права совладельцев обусловлены лично-правовыми связями между ними. Совладельцами общей совместной собственности могут быть только физические лица, поэтому эта правовая форма присуща только праву частной собственности.
Экологическое законодательство различает субъектов права собственности в зависимости от формы собственности, в которой находятся те или иные природные ресурсы. Таким образом, право собственности на природные ресурсы характеризуется множественностью субъектов в соответствии с формами собственности - государственной, коммунальной и частной. То есть следует делить субъектов права собственности на субъектов права государственной, коммунальной или частной собственности на природные ресурсы.
Экологическая праводееспособность принадлежит отдельному физическому лицу - гражданину Украины, иностранному лицу или лицу без гражданства с момента достижения 18-летнего возраста.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=4


26.06.17
[1]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Действующее законодательство провозглашает равенство всех форм собственности, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст. 2 Закона Украины «О собственности»). Однако фактически владельцы природных ресурсов имеют разный объем права распоряжения.
В наиболее полном объеме право распоряжения свойственно праву государственной собственности на природные ресурсы. Содержание права распоряжения государства-владельца составляют полномочия по передаче природных объектов в коммунальную или частную собственность, предоставление их в пользование и изъятия их из использования. Не следует, однако, включать в понятие распоряжения правомочия государства как суверена. Так, определение порядка, условий и форм природопользования, осуществление учета природных ресурсов и контроля за их рациональным использованием является осуществлением функций государства-суверена, потому что указанные меры не вызывают изменения юридической судьбы природного объекта и поэтому не могут рассматриваться как правомочия собственника.
Определенные особенности имеет правомочие распоряжения права частной собственности на природные ресурсы. Граждане Украины, владельцы природных ресурсов, могут заключать соглашения о последних, но установленными законом ограничениями. Так, собственник земельного участка не может изменить целевого назначения земли, он обязан заключать договор залога исключительно с кредитным учреждением и др. Наложен мораторий относительно отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и др. Правомочия владения, пользования и распоряжения характеризует в совокупности обеспечены владельцу возможности, но не раскрывают в полной мере специфику права собственности на природные ресурсы как субъективного права
Важным признаком, характеризующим отношения собственности, является их независимость. Согласно этому и субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспечение и гарантирование лицу возможности владеть, пользоваться и распоряжаться природными объектами независимо, по своему усмотрению.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._resursi?page=11


26.06.17
[1]
переходы:0
Право собственности на природные ресурсы
Право собственности на природные ресурсы - система юридических норм и иных правовых средств, регулирующих правоотношения на землю, недра, леса, растительный и животный мир, объекты природно-заповедного фонда и обеспечивают реализацию полномочий собственников и пользователей по владению, пользованию и распоряжению этими ресурсами
Объективное право собственности на природные ресурсы - система правовых норм земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природно-заповедного законодательства и т.п., регламентирующих природными ресурсами.
• право собственности не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые являются относительно стабильными, подлежащих индивидуализации (земля, ее недра, воды, леса и животный мир). Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности (атмосферный воздух, ветровая и солнечная энергия и т.д.);
• природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами собственности, однако находятся в неразрывной экологическом взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от природной среды;
Институт права собственности является одним из основных правовых институтов экологического права, поскольку отношения собственности выступают предпосылкой возникновения любых иных правоотношений по использованию природных ресурсов. Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается как отношения между людьми по поводу материальных и других благ.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...prirodni_resursi


26.06.17
[1]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
по управлению этими ресурсами в общенародных интересах. Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсы являются особой формой государственной собственности, характеризующий принадлежность природных ресурсов и других природных благ народа Украины в целом.
Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые средства приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например национализация). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы имеет более всеобъемлющий характер, поскольку, будучи одновременно политическим сувереном и владельцем, сами, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены ии правомочия и в каких формах они будут осуществляться. Таким образом, как политический суверен государство путем издания законодательных актов сама устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.
Поэтому на практике, при определении, к какой форме собственности принадлежат те или иные природные ресурсы, необходимо выяснять, проведено их разграничения в натуре на местности, поскольку только после этого они переходят в коммунальную собственность.
Особой и новой формой собственности на природные ресурсы есть право частной собственности. Право частной собственности представляет собой правовой институт, закрепляющий индивидуальную принадлежность природных объектов, то есть право частной собственности юридически закрепляет собственность граждан и юридических лиц как экономическую категорию, охватывающую все формы индивидуализированного присвоения.
Как правило, право частной собственности на природные ресурсы проявляется в форме совместной собственности, то есть характеризуется множественностью субъектов и единством объектов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=3


26.06.17
[1]
переходы:3
Право собственности на природные ресурсы
Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, данные объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами окружающей среды, они осуществляют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения, присущие института собственности вообще и распространены на природные объекты частности, дополняются экологическим содержанием, превращает их в эколого-экономические отношения.
Институт права собственности на природные ресурсы в Украине получил свое развитие с началом коренных изменений в системе отношений собственности в связи с переходом к рыночным реформам. Изменение экономического устройства в нашей стране после обретения независимости с социалистичнего на рыночное привело к разгосударствлению отношений собственности и утверждения новых равноправных форм собственности, в том числе частной и коллективной. Экологическим законодательством Украины не предусмотрено восстановление права частной собственности на природные ресурсы лицам, которым ранее, во времена господства на территории Украины Советской власти, оно принадлежало. Действующими признаются отношения собственности, которые возникли после вступления Украины независимости.
Положения настоящего Закона стали определяющими для принятия в дальнейшем соответствующих поресурсних кодексов и законов. На основании этих нормативных актов можно сделать вывод о том, что право собственности на природные ресурсы - это совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в интересах как лица, так и общества в целом.
Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле следует понимать как совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в Украине.
Согласно Конституции Украины все природные ресурсы, а именно земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа и основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Таким образом закрепляется особый правовой статус природных ресурсов, который влияет на содержание права собственности в отношении них. Поэтому право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и особым статусом охраны и использования.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...i_resursi?page=1