allr.genskov.ru



Право собственности на природные ресурсы в Украине

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[3]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
собственности принадлежат те или иные природные ресурсы, необходимо выяснять, проведено их разграничения в натуре на местности, поскольку только после этого они переходят в коммунальную собственность.
Особой и новой формой собственности на природные ресурсы право частной собственности. Право частной собственности представляет собой правовой институт, закрепляющий индивидуальную принадлежность природных объектов, то есть право частной собственности юридически закрепляет собственность граждан и юридических лиц как экономическую категорию, которая охватывает все формы индивидуализированного присвоения.
Как правило, право частной собственности на природные ресурсы проявляется в форме совместной собственности, то есть характеризуется множественностью субъектов и единством объектов. В большинстве природные ресурсы предоставляются не отдельным гражданам, а семейным образованием: семьи гражданина, фермерскому хозяйству (что, как правило, семейно-трудовым образованием). Здесь не возникает никакой новой формы собственности, поскольку каждый участник остается самостоятельным собственником, а относительно общего объекта, правомочия собственника осуществляются так, чтобы принадлежать одновременно нескольким лицам.
Для семейных и семейно-трудовых образований, как правило, характерна общая собственность без определения доли. В случае же создания гражданами общего предпринимательского образования в виде юридического лица (садовое общество, сельскохозяйственное предприятие и др
Общая долевая собственность характеризуется тем, что каждому совладельцу принадлежит уже определена доля в праве собственности. Эта частица не отделяется в натуре, на местности. Она может быть выражена в виде процентов или доли права собственности.
Размер доли определяется в зависимости от условий приобретения права собственности на совместную собственность, например, в случае наследования, совместного приобретения по договору купли, дарения и др. Поэтому доли в общей собственности могут быть неровными, а могут быть и ровными. Но независимо от размера доли каждый совладелец пользуется равным объемом прав по совместной собственности.
В общей совместной собственности доля каждого сособственника не определена. Эта форма совместной собственности характерна, как правило, для семейных и семейно-трудовых образований, так как имущественные права совладельцев обусловлены лично-правовыми связями между ними.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=5


29.05.17
[3]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Более целесообразно понимать под объектом права собственности на леса дерево-кустарниковые насаждения, растущие на землях лесного фонда, а также другие лесные ресурсы.
Лесными ресурсами является древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса (ст. 7 ЛК Украины). По своему характеру лесные ресурсы делятся на две категории: на общегосударственные и местные, что соответственно дает возможность разделять их на объекты общегосударственной (республиканской) собственности и собственности административно-территориальных образований (местных органов власти).
К объектам права собственности на леса не следует относить зеленые насаждения в пределах населенных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарников на сельскохозяйственных угодьях, в усадьбах, на приусадебных, дачных и садовых участках, так как они по лесным законодательством не принадлежат к лесам (ст. 4 ЛК Украины). Поэтому такие насаждения находятся в собственности не как объекты природы, а как имущество.
В собственности могут находиться и объекты животного мира. К таким объектам животного мира относятся хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и др.) И беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и др.) Животные во всей их видовой и популяционной разнообразия и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.д.), находящихся в состоянии естественной свободы, в неволе или в полувольных условиях, на суше, в воде, в почве и в воздухе, а также части диких животных (рога, кожа и т
п.), продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.д.), останки ископаемых животных, норы, муравейники, бобровые плотины, другие жилья и сооружения животных (ст. Из Закона Украины «О животном мире»).
Объектами животного мира есть лишь дикие животные. Домашние, сельскохозяйственные и другие животные, используемые в хозяйственных, научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических и иных целях, не суть и соответственно не могут быть объектами права собственности на животный мир.
Объектом государственной собственности на животный мир выступают дикие животные, находящиеся только в состоянии естественной свободы, а также другие объекты животного мира, находящихся в территориальных и внутренних морских водах, в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, а также в водохранилищах, расположенных на территории более чем одной области, в государственных охотничьих угодьях и на территории природно-заповедного фонда Украины.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=9


29.05.17
[3]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
4) принудительное отчуждение у собственника природного объекта вопреки его воле по основаниям, указанным в законе (изъятие природного объекта используется бесхозяйственно или средствами, приводящие к его уничтожению).
Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы могут быть только в случаях предоставления их в коммунальную или частную собственность. Это значит, что не может иметь места прекращения права государственной собственности на любых принудительных основаниях без добровольного согласия владельца. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, представляющих особую природоохранную, научную и эстетическую ценность. К ним относятся животные, занесенные в Красную книгу Украины; ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами.
Прекращение права частной собственности на природные ресурсы или их часть или уменьшение размеров может иметь место лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе. Экологическое законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности и устанавливает порядок такого прекращения.
Право собственности прекращается решением соответствующего органа власти в случае добровольного отказа собственника, отчуждения (продажи) природного объекта, выкупа для государственных или общественных нужд. При несогласии собственника природного объекта на выкуп прекращения права собственности осуществляется в судебном порядке
Право собственности на природные объекты может быть прекращено и по принудительных основаниях в случаях: систематического невнесения налога в сроки, установленные законодательством Украины; использование природного объекта способами, приводящими к ухудшению его состояния, уничтожение, загрязнение или ухудшение экологической обстановки; использование не по целевому назначению или систематического неиспользования.
При обнаружении случаев использования природного объекта не по целевому назначению, нерационального использования или использования способами, которые приводят к загрязнению, систематического невнесения платежей за природные объекты и т.д. органы государственного контроля за использованием и охраной природных объектов или финансовые органы письменно предупреждают владельца о необходимости устранения этих нарушений в месячный срок. Если нарушение за это время не будут устранены, на виновных налагается административное взыскание в установленном порядке и предоставляется дополнительно месячный срок для устранения нарушений. В случае никак устранения нарушений и в этот срок указанные органы передают соответствующему местному совету народных депутатов или прокурору акт и свое заключение о необходимости прекращения права собственности на природный объект.
На основании указанных материалов местные советы, прокурор или органы контроля в области охраны животного мира могут обратиться с иском в суд, арбитражный суд о прекращении права собственности на природный объект.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...Ukrayini?page=15


29.05.17
[3]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Определенную специфику как субъект права частной собственности имеет фермерское хозяйство. Земельный кодекс Украины закрепляет в виде субъекта права частной собственности на землю для ведения фермерского хозяйства гражданина. Однако земельный правоспособность для этих целей гражданин только с момента государственной регистрации фермерского хозяйства. Таким образом, и в этом случае фактически субъектом права частной собственности на землю выступает не отдельный гражданин, а юридическое лицо в виде фермерского хозяйства, создается, как правило, группой граждан.
Таким образом, семейная форма присвоения требует признания субъектом права собственности фермерского хозяйства крестьянскую семью, то есть группу лиц, связанных семейно-трудовой общности, что и закреплено в ст. 18 Закона Украины «О собственности», где указано, что имущество лиц, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной собственности. Поэтому признание фермерского хозяйства юридическим лицом (п. 2 ст. 18 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») представляется нецелесообразным, так как имущество (земля) этого хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется членами фермерского хозяйства совместно по договоренности (статьи 14,15 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Более того, важнейшим признаком юридического лица является ее обособленность от своих учредителей, не наблюдается в этом случае.
Таким образом, фермерское хозяйство можно рассматривать как форму сельскохозяйственного предприятия, основанного на общей совместной частной собственности на землю, а субъектом этого права является семейно-трудовое объединение лиц
Объекты права собственности - это то, по поводу чего складываются и существуют соответствующие правоотношения, т.е. отдельные индивидуально определенные части природных ресурсов, предоставленные в собственность для определенной цели.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=7


29.05.17
[2]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
природными ресурсами в объективном смысле следует понимать как совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в Украине.
Согласно Конституции Украины все природные ресурсы, а именно земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа и основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Таким образом закрепляется особый правовой статус природных ресурсов, который влияет на содержание права собственности в отношении них. Поэтому право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и особым статусом охраны и использования.
Во-первых, право собственности на природные ресурсы не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые являются относительно стабильными, подлежащих индивидуализации. К ним относятся земля, ее надpa, воды, леса и животный мир. Другие элементы природной среды не способны в силу объективных свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, климатические ресурсы и т.д.) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества с целью превращения их в свою собственность.
Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно экологически взаимосвязаны, их нельзя отделять от окружающей среды, они подчиняются именно законам развития окружающей среды. Поэтому изъятие природного вещества в процессе использования природных ресурсов как объектов права собственности, а именно добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и восстановления животных, ловля рыбы и т. Д. не прекращает права собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов
И наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Они не являются имуществом в прямом смысле этого слова. Денежная оценка земли и других ресурсов природы выражает отношения частной собственности на природные богатства. Цена в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. Отчуждая природный объект, владелец по сути продает право на получаемую с него прибыль, продает право на ренту.
Общераспространенным является в юридической науке определения содержания субъективного права собственности как совокупности трех правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в пределах, определенных законом.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=1


29.05.17
[2]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
style = "text-align: Каждая из правомочий имеет свои особенности по природным ресурсам как объектов права и свое предназначение. Право владения - это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным природным объектом. Понятно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в данном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает возможным осуществление других правомочий - пользование и распоряжение ими. Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Однако правомочия собственника, что рассматривается относительно природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенное своеобразие. Это вызвано не обособленностью отдельных природных ресурсов от окружающей среды, их экологическим взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, скажем, в другое место своем хозяйстве в составе имущества. Право владения одним и тем же естественным объектом полагается в подобных случаях и владельцу, и лицу, которому владелец передает объект по договору. Здесь владельца не отделяется от права собственности, так и владелец, и пользователь имеют, по закону, право на истребование вещи из чужого незаконного владения.
Вместе с тем, право владения лиц, не являющихся собственниками, существенно отличается от права владения собственника. Право владения этих лиц имеет производный характер. Оно всегда предполагает право собственности предоставленный природный объект как право первоначальное. Владельцу, кроме права владения, принадлежат также правомочны пользования и распоряжения. Другие же владельцы, как правило, полностью лишены права распоряжения и имеют право пользования в пределах, установленных договором с собственником (например, аренда земельного участка).
Для других лиц таким основанием может быть договор с владельцем, административный акт и другие юридические факты. Экологическое право признает только титульное владение. Если лицо фактически владеет вещью, но без должного основания (титула), она считается незаконным владельцем. Пользование - это право собственника удовлетворять с помощью природных ресурсов свои нужды. С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае следует понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем изъятия из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и других доходов. Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и не собственнику. Право пользования лиц, не являющихся собственниками, производное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованным земельным участком только по договору и целевому назначению земли.
Исключительной правомочиями собственника есть право распоряжения.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=2


29.05.17
[2]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
правило, объекты животного мира, представляющих особую природоохранную, научную и эстетическую ценность, а также животные, занесенные в Красную книгу Украины, не могут быть переданы в коммунальную или частную власнисть1.
Важнейшим по своему значению объектом права собственности на природные ресурсы является земля. Впервые в новом Земельном кодексе Украины определено понятие земельного участка как объекта права, а в данном случае объекта права собственности в частности. Земельное законодательство устанавливает квалифицирующие признаки земельного участка как объекта права собственности. Это, во-первых, границы земельного участка, которые должны существовать в натуре, на местности, во-вторых, это определенное определено местоположение и, наконец, это определенные по ней права. К этим правам в первую очередь относится цель использования земельного участка. Хотя земельные участки в законодательстве не различаются на различные объекты права собственности в зависимости от форм собственности, но они различаются фактически. Поэтому необходимо определять правовой режим земельного участка как объекта права собственности в зависимости от того, в какой форме собственности они находятся. Таким образом, земельные участки выступают как объекты права государственной, коммунальной или частной собственности
Объектом права государственной собственности на землю является все земли Украины, за исключением земель, переданных в коммунальную и частную собственность. Только в государственной собственности находятся земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других рганив государственной власти, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.
Объектом права коммунальной собственности является все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. К землям коммунальной собственности относятся земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.), земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и др.
Объектом права частной собственности юридических лиц (основанных гражданами Украины или юридическими лицами Украины) являются земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности или использования для жилой, промышленной и общественной застройки. Например, это земельные участки, предоставленные жилищно-строительным кооперативам или сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=10


29.05.17
[2]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Наиболее распространенные нарушения субъективных прав собственника природных ресурсов - это сделки по купле-продажи, дарения, обмена и др. , А также их самовольное использование, самовольный захват. Следует отличать соглашения с природными ресурсами, нарушающих право распоряжения владельца, от соглашений, заключенных самим владельцем с нарушением правил, установленных законодательством для заключения таких соглашений. В первом случае это будут сделки, нарушающие право собственности. Они должны признаваться недействительными по нормам Гражданского кодекса Украины1. Стороны, виновные в совершении данных сделок, приводятся в первоначальное положение, природные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, совершенных за время незаконного пользования, а все незаконно полученное по сделке взыскивается в доход владельца. Лица, виновные в совершении таких сделок, могут быть привлечены к административной ответственности (статьи 47-50 'КоАП Украины).
Согласно ст. 239 Уголовного кодекса Украины уголовная ответственность предусмотрена за загрязнение или порча земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для жизни, здоровья людей или окружающей среды, вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды
Наиболее распространенным видом ответственности за нарушение экологического законодательства является административно-правовой ответственности, наступает при наличии в действиях виновных лиц административных проступков, подробный перечень которых содержится в действующем экологическом и административном законодательстве. Так, раздел 6 КоАП Украины предусматривает основания и порядок привлечения виновных лиц за совершение проступков, нарушающих право собственности на соответствующие природные объекты. Виновные должностные лица и граждане подлежат штрафа, налагаемого компетентными органами в установленном законом порядке.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы наступает обычно при наличии факта причинения имущественного вреда. Речь здесь идет прежде всего о возмещении убытков, причиненных выкупом или временным занятием природных объектов, а также ограничением прав собственника, ухудшением качества природного объекта или приведением его в негодное состояние для использования по целевому назначению в результате негативного воздействия, вызванного деятельностью других лиц.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=18


29.05.17
[2]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
имеет право на возмещение причиненных ему убытков, кроме случаев, когда природный объект изымается за нарушение закона Под убытками понимается кадастровая стоимость поврежденного или уничтоженного природного объекта, изымаемого неиспользованные затраты или несдержан прибыль.
Право владельцев природных объектов гарантируется законом. Это означает, что прекращение права собственности на природный ресурс или его часть может иметь место только в случаях и по основаниям, предусмотренным законодательством. Вмешательство в деятельность собственников природных объектов, связанное с их использованием со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения владельцами природоохранного законодательства. Права владельцев могут быть ограничены только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Как правило, не допускается наложение взыскания на природный объект по претензиям кредиторов. Такие последствия возможны только по решению суда в случае отсутствия у должника другого имущества, а у гражданина - владельца земельного участка такое наложение допускается только в том случае, когда земельный участок является объектом залога.
Среди обязанностей владельцев природных ресурсов первое место занимает рациональное и эффективное использование природного объекта по его целевому назначению и условиям предоставления. При рациональном использовании природного объекта качество его должна не ухудшаться, а улучшаться. Поэтому на владельца возлагается обязанность применять природоохранные технологии производства, повышать плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, принимать меры по недопущению загрязнения, ухудшения или уничтожения природного объекта. Рациональность использования природных объектов означает, что оно осуществляется по строго целевому назначению
При использовании природного объекта не с той целью, для которой он был приобретен, или нерациональными средствами возможном прекращении права собственности.
Важнейшей обязанностью собственника является своевременная уплата налога за природный объект. Владелец природного объекта обязан не нарушать права других собственников, соблюдать правила добрососедства, не препятствовать смежным владельцам природных объектов, принимать меры по недопущению возможности стока дождевых и сточных вод, проникновения ядохимикатов и минеральных удобрений на смежные природные объекты (ст. 40 ЗК Украины).
Законодательство накладывает на владельца и обязанность сохранять и содержать в надлежащем состоянии геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем, соблюдать режим санитарных зон и территорий, особо охраняемых выполнять другие природоохранные обязанности.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=17


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
доли в общем имуществе супругов. На этом основании у лиц, находящихся в зарегистрированном браке, возникает право общей совместной собственности на все имущество, которое приобретается в период брака, в том числе и на собственность на природные объекты, приобретаемых (за исключением случаев приобретения имущества, отнесенного к раздельного).
Право собственности на природные ресурсы может возникнуть и в случае приобретения прав на имущество, неразрывно связано с природным объектом. Так, согласно Земельному кодексу Украины в случае перехода права собственности на здание и сооружение к новому владельцу переходит и право собственности на земельный участок, если иное не установлено законом или договором отчуждения.
Специфической условием, что влечет за собой возникновение права собственности на животный мир, является разведение (получение) объектов животного мира. На этом основании право коллективной или частной собственности возникает только в отношении тех объектов животного мира, разведенные (полученные) в неволе или полувольных условиях.
Основания возникновения права частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства ограничены. Они имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании гражданско-правовых соглашений только несельскохозяйственного назначения и в первую очередь в пределах населенного пункта, как правило, на которых расположены или будут строиться объекты недвижимого имущества. Они не имеют право на бесплатную приватизацию земельных участков. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства в порядке наследования получит земельный участок сельскохозяйственного назначения, то она должна в течение года оставить ее путем отчуждения, то есть продать, обменять или подарить лицу, имеющему соответствующую земельный праводееспособность (например, гражданину Украины)
Срок, в который должен быть отчужден земельный участок сельскохозяйственного назначения, начинается со дня принятия наследства. В случаях, когда земельный участок этим лицом в течение установленного срока не отчужден, такой участок подлежит принудительному отчуждению по решению суда. Но иностранный гражданин или лицо без гражданства, к которым переходит право собственности на земельный участок и которые не могут приобрести право собственности на землю, имеют право получить ее в аренду.
Право собственности на землю хозяйственных обществ, например сельскохозяйственных акционерных обществ, может возникать путем внесения в уставный фонд земельных участков их учредителей.
Иностранные юридические лица имеют право приобретать в собственность земельные участки только несельскохозяйственного назначения в случае приобретения объектов недвижимого имущества или для сооружения объектов недвижимого имущества, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...Ukrayini?page=14


29.05.17
[1]
переходы:2
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается как отношения между людьми по поводу материальных и других благ. Эти отношения складываются в сфере принадлежности данных благ одним лицам и отчуждения их у других лиц. Принадлежность или присвоение материальных и других благ составляет сущность отношений собственности.
Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированы законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности.
Следует различать понятия «собственность» и «право собственности». Собственность - это экономическая категория, выражающая отношения людей по поводу производства и распределения материальных благ. Собственность как экономическая категория присуща определенному способу производства и является основой производственных отношений.
Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, данные объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами окружающей среды, они осуществляют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения, присущие института собственности вообще и распространены на природные объекты частности, дополняются экологическим содержанием, превращает их в эколого-экономические отношения.
Институт права собственности на природные ресурсы в Украине получил свое развитие с началом коренных изменений в системе отношений собственности в связи с переходом к рыночным реформам. Изменение экономического устройства в нашей стране после обретения независимости с социалистичнего на рыночное привело к разгосударствлению отношений собственности и утверждения новых равноправных форм собственности, в том числе частной и коллективной. Экологическим законодательством Украины не предусмотрено восстановление права частной собственности на природные ресурсы лицам, которым ранее, во времена господства на территории Украины Советской власти, оно принадлежало. Действующими признаются отношения собственности, которые возникли после вступления Украины независимости.
В течение последних лет в Украине сформировался принципиально новый институт права собственности на природные ресурсы, основанный Законом Украины от 7 февраля 1991 года «О собственности».
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...esursy_v_Ukraine


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Прекращение права собственности на природные объекты путем изъятия происходит в судебном порядке по искам местных советов или органов контроля в области охраны, использования, воспроизводства животного мира или прокурора.
Основное и неотъемлемое право собственника - самостоятельно хозяйствовать, осуществлять непосредственную эксплуатацию природного объекта. Однако самостоятельное использование природного объекта - это не только право, но и обязанность владельца. Причем он имеет право и обязан использовать природный объект именно в тех целях, для которых объект предназначен.
Право самостоятельного хозяйствования и непосредственной эксплуатации природного объекта предполагает наличие у владельца ряда конкретных прав, обусловленных тем или иным видом природного объекта или его целевому назначению. Среди них действующее экологическое законодательство особо подчеркивает права собственности на созданную с помощью природного объекта продукцию и доходы от ее реализации; использовать существующие на земельном участке загальнопощирени полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие строения и сооружения; передавать природные объекты в аренду с получением за это соответствующего вознаграждения; отчуждать их, сдавать в залог и другими средствами эксплуатировать другие полезные свойства
Все права собственника осуществляются ним только в установленном порядке. Возведение зданий и сооружений (производственных, культурно-бытовых и др.) Допустимо на предназначенных для этого земельных участках и по согласованию с местными советами. Предоставление природных объектов в аренду осуществляется на строго ограниченный законом срок и без изменения его целевого назначения. Владельцы земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в течение шести лет не могут его отчуждать, за исключением случаев передачи по наследству.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...Ukrayini?page=16


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
4) принудительное отчуждение у собственника природного объекта вопреки его воле на основаниях, указанных в законе (изъятие природного объекта используется бесхозяйственно или средствами, приводящие к его уничтожению).
Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы могут быть только в случаях предоставления их в коммунальную или частную собственность. Это означает, что не может иметь места прекращения права государственной собственности на любых принудительных основаниях без добровольного согласия владельца. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, представляющих особую природоохранную, научную и эстетическую ценность. К ним относятся животные, занесенные в Красную книгу Украины; ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами.
Прекращение права частной собственности на природные ресурсы или их часть или уменьшение размеров может иметь место только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Экологическое законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности и устанавливает порядок такого прекращения.
Право собственности прекращается решением соответствующего органа власти в случае добровольного отказа собственника, отчуждения (продажи) природного объекта, выкупа для государственных или общественных нужд. При несогласии собственника природного объекта на выкуп прекращения права собственности осуществляется в судебном порядке
Право собственности на природные объекты может быть прекращено и по принудительных основаниях в случаях: систематического невнесения налога в сроки, установленные законодательством Украины; использование природного объекта способами, приводящими к ухудшению его состояния, уничтожение, загрязнение или ухудшение экологической обстановки; использование не по целевому назначению или систематического неиспользования.
При выявлении случаев использования природного объекта не по целевому назначению, нерационального использования или использования способами, которые приводят к загрязнению, систематического невнесения платежей за природные объекты и т.п. органы государственного контроля за использованием и охраной природных объектов или финансовые органы письменно предупреждают владельца о необходимости устранения этих нарушений в месячный срок. Если нарушение за это время не будут устранены, на виновных налагается административное взыскание в установленном порядке и предоставляется дополнительно месячный срок для устранения нарушений. В случае никак устранения нарушений и в этот срок указанные органы передают соответствующему местному совету народных депутатов или прокурору акт и свое заключение о необходимости прекращения права собственности на природный объект.
На основании указанных материалов местные советы, прокурор или органы контроля в области охраны животного мира могут обратиться с иском в суд, арбитражный суд о прекращении права собственности на природный объект.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=15


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
(Приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара; для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара; для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.
Объектом права частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства являются земельные участки сельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.
В земельном законодательстве не содержится ограничений на количество земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица. Однако это не влечет за собой объединение нескольких земельных участков в единый объект права собственности даже при совпадении их целевого назначения и цели использования. Каждая из указанных земельных участков, несмотря на принадлежность одному лицу, представляет собой самостоятельный объект права собственности.
Правоотношения собственности и, следовательно, объективное право собственности возникает и прекращается, как и любые другие правоотношения, на основании правовых норм и при наличии определенных юридических фактов. Эти юридические факты называются основаниями (или средствами) приобретение права собственности.
В большинстве случаев возникновения права собственности на конкретный природный объект у одного лица означает прекращение права собственности на этот объект другому лицу. Поэтому одни и те же юридические факты могут выступать одновременно основаниями и возникновение, и прекращение права собственности на природные ресурсы
К первоначальным оснований возникновения права собственности относятся, при которых право собственности возникает либо впервые, либо независимо от воли предыдущего собственника (национализация и конфискация природных ресурсов, воспроизводства природных объектов, разведения в неволе).
Средства возникновения (приобретения) права собственности на природные ресурсы в зависимости от того, могут ли они использоваться всеми владельцами или определенным кругом владельцев, разделяются на общие и специальные. К общим относятся такие, как получение природного объекта по договору, к специальным - конфискация, национализация, реквизиция, выступающие основанием возникновения права собственности только для государства или приобретения доли в общем имуществе супругов, может быть основанием возникновения права частной собственности гражданина.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=11


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность природных ресурсов народа Украины в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливают порядок приобретения, использования и отчуждения государственной собственности.
Особенностью государственной собственности на природные ресурсы является то, что в этом случае она выступает в виде исключительной собственности народа Украины (статьи 9, 10 Закона Украины «О собственности»). Это означает, что на природные ресурсы, провозглашенные исключительной собственностью народа, у государства есть только компетенция по управлению этими ресурсами в общенародных интересах
Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсы являются особой формой государственной собственности, характеризующий принадлежность природных ресурсов и других природных благ народа Украины в целом.
Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые средства приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например национализация). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы имеет более всеобъемлющий характер, поскольку, будучи одновременно политическим сувереном и владельцем, сами, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены ии правомочия и в каких формах они будут осуществляться.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=4


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
государством природных ресурсов в виде санкции за правонарушение. Например, Земельный кодекс Украины предусматривает изъятие из частной собственности земельного участка, если судом будет установлено приобретение ее за счет доходов, полученных от преступной деятельности. Конфискации из частной собственности подлежат и дикие животные в случае жестокого обращения с ними (ст. 29 Закона Украины «О животном мире»).
Одним из оснований возникновения права государственной собственности на природные ресурсы является переход в собственность государства бесхозяйного природного объекта. Согласно гражданскому законодательству Украины (аналогичные нормы в экологическом законодательстве отсутствуют) бесхозным признается природный объект, если он владельца (например, владелец отказывается от права на природный объект или потерял на него право) или собственник природного объекта неизвестен . Указанные факты устанавливаются решением суда или исполнительного комитета местного совета, выносимого по заявлению финансового органа. Итак, до вынесения решения природный объект не может считаться бесхозным.
Особым условием возникновения права государственной и коммунальной собственности является принудительное отчуждение природных ресурсов в частных владельцев в случае возникновения общественных потребностей или общественной необходимости. Нужно различать эти понятия. В первом случае перечень общественных потребностей четко определен и является исчерпывающим.
С общественными потребностями принадлежит принудительный выкуп земельных участков под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления, в здания, сооружения и другие производственные объекты государственной и коммунальной собственности; под объекты природно-заповедного и другого природоохранного назначения; обороны и национальной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефте- и газовых терминалов, электростанций и т.п.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения
Право собственности на природные ресурсы могут возникать на основании гражданско-правовой сделки. Такие соглашения бывают двусторонние (дарение, купля-продажа, обмен) и односторонние (наследование).
Односторонней сделкой как основанием возникновения права собственности на природные объекты являются, главным образом, принятие наследства. Лица, призванные к наследованию по закону или завещанию, становятся владельцами наследственного природного объекта только в силу принятия наследства. Поэтому нельзя считать, что основанием возникновения права собственности на природный объект, оставшийся после умершего гражданина, является завещание или наследования по закону.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=12


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
или физическое лицо, то стоимость земельного участка определяется по соглашению сторон, но не может быть меньше, чем ее денежная экспертная оценка.
Одним из средств возникновения права частной собственности на природные ресурсы выступает приватизация. Приватизация - это бесплатная передача в частную собственность природных объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности. Это основание имеет разовый характер, так как право собственности на условиях приватизации может возникнуть только один раз, о чем гражданину делается отметка в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность.
Таким образом, приватизация представляет собой акт распоряжения природным объектом. Поэтому природные объекты предоставляются в частную собственность только с разрешения органов, в компетенцию которых входит право распоряжения ими. Граждане Украины имеют право получить бесплатно в собственность ранее предоставленных им в пользование земельные участки, но по размерам, установленным в действующем Земельном кодексе. В случае отсутствия приватизированных земельных участков граждане Украины имеют право получить бесплатно в собственность из земель государственной или коммунальной собственности по одному земельному участку по каждому виду использования. Таким образом, граждане Украины имеют возможность получить бесплатно в собственность путем приватизации до шести земельных участков по каждому виду использования в пределах, предусмотренных ст. 121 Земельного кодекса Украины
Земельные участки предоставляются в собственность на основании решений местных советов или органов государственной исполнительной власти, на территории которых они расположены. В решении о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они предоставляются, размеры и основные условия использования. Порядок предоставления земельных участков в собственность регулируется Земельным кодексом Украины. Предоставление земельных участков в собственность происходит на основания заявления или ходатайства лица, в котором она отмечает желаемый размер, местонахождение земельного участка и цель использования.
Таким образом, приватизация как основание возникновения права частной собственности на природные ресурсы имеет сложный юридический состав, включающий в себя подачу заявления или ходатайства, принятия решения компетентным органом о предоставлении объекта в собственность, установление границ на местности (отвод в натуре) и выдачу документа, удостоверяющего право собственности. Право собственности в этом случае возникает лишь при наличии всех вышеперечисленных оснований.
Кроме того, в случае приватизации сельскохозяйственных предприятий граждане - работники этих предприятий имеют право получить еще и земельный пай, который после выделения в натуре (на местности) приобретает статус земельного участка для соответствующей цели использования. При приватизации земель государственных и коммунальных
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=13


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
представляющее собой скопление минеральных веществ как в недрах, так и на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водохранилищ, по количеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования, и техногенные месторождения полезных ископаемых, которые являются местами, где скопились отходы добычи , обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение.
Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается друг от друга целевому назначению, порядком создания и месторасположением, но для всех них установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным правом собственности народа Украины, что означает, что недра могут находиться только в собственности государства, а всем другим предоставляться только в пользование.
Объектом права собственности государства на воды является государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (моря, озера, реки), не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины. При этом не имеет значения, природными или искусственными является водохранилища. Объекты природы, к которым приложена труд человека, не перестают быть по этой причине компонентом природы, если они не отделены от среды.
Право собственности распространяется не на все имеющиеся в природе воды вообще, а только на те воды, которые могут быть индивидуализированы, то есть на водные объекты. Не является объектом права собственности воды находятся в атмосфере, почве, воде живых тканей, так как они не подлежат индивидуализации. Перестает быть объектом природы и соответственно объектом права собственности вещество «вода», отделена от природной среды
Например, вода, отделенная от водного объекта, и то, что поступила в водопровод, резервуары и другие емкости, превращается в обычную товарно-материальную ценность и входит в гражданско-правового оборота.
Каждый водный объект имеет важные особенности. Во-первых, он не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связано конкретное водный источник, водохранилище, потому что земля - ​​самостоятельный объект права собственности. Во-вторых, водный объект, даже в случае временного пересыхания, продолжает числиться в составе единого водного фонда, пока не будет официально исключен из него.
4) территориальные воды (территориальное море) 2. Как правило, указанные водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Однако в виде исключения
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=8


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
правило, объекты животного мира, представляющих особую природоохранную, научную и эстетическую ценность, а также животные, которые занесены в Красную книгу Украины, не могут быть переданы в коммунальную или частную власнисть1.
Важнейшим по своему значению объектом права собственности на природные ресурсы является земля. Впервые в новом Земельном кодексе Украины определено понятие земельного участка как объекта права, а в данном случае объекта права собственности в частности. Земельное законодательство устанавливает квалифицирующие признаки земельного участка как объекта права собственности. Это, во-первых, границы земельного участка, которые должны существовать в натуре, на местности, во-вторых, это определенное определено местоположение и, наконец, это определенные по ней права. К этим правам в первую очередь относится цель использования земельного участка. Хотя земельные участки в законодательстве не различаются на различные объекты права собственности в зависимости от форм собственности, но они различаются фактически. Поэтому необходимо определять правовой режим земельного участка как объекта права собственности в зависимости от того, в какой форме собственности они находятся. Таким образом, земельные участки выступают как объекты права государственной, коммунальной или частной собственности
Объектом права государственной собственности на землю является все земли Украины, за исключением земель, переданных в коммунальную и частную собственность. Исключительно в государственной собственности находятся земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.
Объектом права коммунальной собственности является все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. К землям коммунальной собственности относятся земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.), земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и др.
Объектом права частной собственности юридических лиц (основанных гражданами Украины или юридическими лицами Украины) являются земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности или использования для жилой, промышленной и общественной застройки. Например, это земельные участки, предоставленные жилищно-строительным кооперативам или сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Pravo_..._Ukraine?page=10


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
законодательство провозглашает равенство всех форм собственности, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст. 2 Закона Украины «О собственности»). Однако фактически владельцы природных ресурсов имеют разный объем права распоряжения.
В наиболее полном объеме право распоряжения свойственно праву государственной собственности на природные ресурсы. Содержание права распоряжения государства-владельца составляют полномочия по передаче природных объектов в коммунальную или частную собственность, предоставление их в пользование и изъятия их из использования. Не следует, однако, включать в понятие распоряжения правомочия государства как суверена. Так, определение порядка, условий и форм природопользования, осуществление учета природных ресурсов и контроля за их рациональным использованием является осуществлением функций государства-суверена, потому что указанные меры не вызывают изменения юридической судьбы природного объекта и поэтому не могут рассматриваться как правомочия собственника.
Определенные особенности имеет правомочие распоряжения права частной собственности на природные ресурсы. Граждане Украины, владельцы природных ресурсов, могут заключать соглашения о последних, но установленными законом ограничениями. Так, собственник земельного участка не может изменить целевого назначения земли, он обязан заключать договор залога исключительно с кредитным учреждением и др. Наложен мораторий относительно отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и др. Правомочия владения, пользования и распоряжения характеризует в совокупности обеспечены владельцу возможности, но не раскрывают в полной мере специфику права собственности на природные ресурсы как субъективного права. Важным признаком, характеризующим отношения собственности, является их независимость
Согласно этому и субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспечение и гарантирование лицу возможности владеть, пользоваться и распоряжаться природными объектами независимо, по своему усмотрению.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_..._Ukrayini?page=3


29.05.17
[1]
переходы:1
Право собственности на природные ресурсы в Украине
Экологическая праводееспособность принадлежит отдельному физическому лицу - гражданину Украины, иностранному лицу или лицу без гражданства с момента достижения 18-летнего возраста. Но когда законодательством допускается брак до достижения 18-летнего возраста, то право-дееспособность физического лица наступает в полном объеме с момента заключения брака.
Юридические лица приобретают экологической правоспособности с момента государственной регистрации в органах исполнительной власти. Субъектом права частной собственности могут быть только юридические лице, основанные на праве частной собственности. Юридические лице, основанные на праве государственной или коммунальной собственности, не могут быть собственниками природных ресурсов. Они им предоставляются только в пользование.
Субъектами права коммунальной собственности определены территориальные общины сел, поселков, городов как непосредственно, так и в лице их представительных органов - советов
Территориальная община - это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. Непосредственно свои полномочия территориальная община может осуществить путем проведения местных референдумов, в других случаях - через поселковые, сельские, городские советы.
Особым субъектом права собственности на природные ресурсы является государство. Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы является государство в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций. Но следует учитывать, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности в натуре полномочия по распоряжению всеми землями, кроме переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Специфической особенностью субъекта права государственной собственности, не свойственной другим субъектам права собственности, является то, что государство выступает в одно и то же время и как носитель политической власти (суверен), и как владелец и осуществляет право собственности в неразрывной свя связи с политической властью. Государство своей властью от имени народа Украины определяет правовой режим всех природных ресурсов, принадлежащих ей, создает органы управления объектами природы, определяет их компетенцию.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Pravo_...v_Ukraine?page=6