allr.genskov.ru



Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии

Сортировать: по оценкам | по дате
20.09.17
[3]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
также широко использует огромное количество конкретных исследовательских методик-анализ продуктов деятельности, беседа, интервью, социометрия, психодиагностические тесты и тому подобное.
Психологи часто прибегают к беседам с детьми на различные темы. Беседы могут быть программируемыми и произвольными, включать прямые и косвенные вопросы, приобретать характер интервью. Практикуются и письменные опросы (анкетирование).
Широко используют в возрастной психологии и разнообразные психодиагностические т ecmu, то есть системы задач, которые позволяют измерять уровень развития определенного качества (свойства) личности.
тесты достижений, направленные на определение уровня владения человеком конкретными знаниями, умениями и навыками;
тесты проективные -для целостного изучения личности, вытекает из анализа психологической интерпретации, то есть осознанного или неосознанного переноса субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей и ценностей.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Predme...ihologiyi?page=7


20.09.17
[3]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
Переход к объективному изучению психики ребенка состоялся в конце XIX века и связан прежде всего с книгой известного немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, разума и речи.
Наблюдение - это метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей человека, проявляющихся в ее деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия. Объектом наблюдения, как правило, становятся отдельные стороны психической деятельности ребенка, например, особенности речи, мышления, эмоций, волевой регуляции поведения, взаимоотношения в группах детей, игры и тому подобное.
Методы наблюдения делятся на сплошные и выборочные, долго и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые.
В возрастной психологии наблюдения часто приобретает характер последовательного фиксирования фактов относительно психического развития человека в виде дневника. Используются также данные самонаблюдения детей и взрослых, их словесные отчеты о своих представления, чувства, стремления, воспоминания, различные события в своей жизни и тому подобное.
Специфика его заключается в создании специальных условий, при которых возникают ожидаемые психические процессы, акты поведения ребенка; в возможности воспроизведения этих условий с целью проверки истинности своих выводов; в изменении существенных условий с целью выявления их влияния на ход исследуемых процессов.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводят в условиях, которые тщательно подбирают и создают искусственно. Примерами такого эксперимента может быть изучение условных рефлексов ребенка, изменений дыхания, пульса в зависимости от эмоций, скорость различных реакций, решение экспериментальных задач и тому подобное. Несмотря на то, что лабораторный эксперимент позволяет лучше учитывать условия, контролировать ход и этапы, количественно оценивать результаты и др. Применение его в возрастной психологии достаточно ограничено.
Естественный эксперимент характеризуется тем, что осуществляется в естественных для ребенка условиях игровой, учебной, трудовой и других видов деятельности. Его широко применяют для исследования возрастных, индивидуальных особенностей развития восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоций, волевых действий, способностей и других свойств. С этой целью детям предлагают выполнить различные виды заданий (перцептивные, мнемические, мышлении, конструкторские и т.п.), а за процессом и результатами решения делают выводы об их психические свойства.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Predme...ihologiyi?page=6


20.09.17
[2]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
Пятая фаза (юность) знаменует появление ощущения собственной неповторимости, индивидуальности, отличия от других. По негативного варианта формируется расплывчатое, диффузное, неустойчивое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичной особенностью является быстрое расширение диапазона личностных ролей. Однако все эти роли юноши еще не овладевают целиком, а будто пытаются, примеряют на себя и свои возможности.
Важнейшие достижения седьмой фазы (взрослость)-творческого деятельность и обусловленное ею чувство производительности. Они проявляются как в работе, так и в заботе о других людях, в том числе детей, в развитии потребности передавать свой опыт и др. В негативном варианте развивается чувство стагнации (застоя).
Восьмая фаза (пожилой возраст или старость) характеризуется ощущением полноты жизни, исполненного долга, завершенности пути. Зрелая мудрость позволяет смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты. В негативном варианте развивается разочарование, безнадежность и отчаяние.
Итак, все высшие психические функции были в свое время внешними, поскольку они выступали социальными функциями взаимоотношений людей до того, как стали внутренними, собственно психическими функциями человека.
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно взаимосвязанных рядов развития - природного и социального. Каждому возрасту присуща своя специфическая социальная ситуация развития, то есть определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.
Достигнув определенного возраста, ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и уровня готовности, попадает в определенное данным обществом положение, а следовательно, и в систему объективных условий, которые детерминируют характер его жизни и деятельности на данном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, поскольку именно от этого зависит ее эмоциональное благополучие.
Характер такого положения определяется, с одной стороны, объективными потребностями общества, а с другой - присущими данному обществу представлениями о возрастных возможностях ребенка и идеал ее развития.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Predme...sihologii?page=5


20.09.17
[1]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
Так, возрастные (типологические) психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями развития, наследственностью, в известной степени характером воспитания, особенностями общения и деятельности человека, причем последние влияют прежде всего на сроки перехода от одной возрастной стадии к другой.
В архаических обществах возрастные различия между индивидами непосредственно совпадают с различиями социальными. Возрастные группы, объединяя людей, прежде всего мужчин, выступают основным механизмом их социализации. При этом каждая группа выполняет собственные, только ей присущие социальные функции. В феодальном обществе, например, социализация обеспечивается путем непосредственного привлечения подростков и юношей к деятельности взрослых (оруженосцы воинов, ученики ремесленников, помощники в крестьянских заботах и ​​т.д.).
Ж. -Ж. Руссо первым обратил внимание на ту роль, которую играет этот период ( "второе рождение", "рождение в жизнь") в жизни человека, подчеркнув его определяющую особенность - рост самосознания.
Исторически понятие детства связано не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, присущим этому периоду жизни человека, с ограниченным кругом прав и обязанностей, с набором доступных видов и форм деятельности. Много интересных фактов для подтверждения этой идеи собрал французский демограф и историк Ф. Ариес. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей, ученых формировалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи.
Эльконин показал, что на ранних этапах развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи был сбор, ребенка очень рано привлекали к труду взрослых и она на практике училась применять примитивные орудия для взбивания плодов и выкапывания съедобных корней. При таких условиях не было ни необходимости, ни возможности для специальной стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности.
Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно привлечь к системе общественного воспроизводства, поскольку требуются специальные усилия, чтобы она овладела сложными орудиями труда. Как следствие, участие детей в общей продуктивной работе со взрослыми отодвигается во времени.
Существует много различных теорий относительно сущности и особенностей возрастного развития человека. Как метко заметил Л. С. Выготский, общих теорий в возрастной психологии больше, чем четко установленных фактов.
Биогенетические теории подчеркивают прежде всего значение биологических детерминант, считая именно их ответственными за развитие социально-психологических свойств личности. Здесь стоит выделить прежде всего теорию ст. Холла, который основным законом психологии развития считал биогенетический "закон рекапитуляции", согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет важнейшие стадии эволюционного развития (филогенеза).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Predme...ihologiyi?page=2


20.09.17
[1]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
выделяет психологию раннего детства, психологию возраста игры, психологию школьного возраста (6-12 лет), психологию юношества (от 12-13 до 19-20). Такое разделение выходил из его понимания стадий развития подрастающего личные.
Украинские и другие психологи выделяют психологию подростка как раздел возрастной психологии, изучающий факты и закономерности психического развития в подростковом возрасте, психологические особенности подростка, психологию молодого человека, психологию людей зрелого возраста и психологию людей пожилого возраста. В курсах возрастной психологии для педагогических вузов особое внимание обращается на области возрастной психологии от рождения до юношеского возраста включительно.
Ученые из их знаниями, творческим потенциалом, квалификацией, опытом и кооперации научного труда. В психологии есть ученые, которым присваиваются за научные успехи научные степени кандидата, доктора психологических наук по квалификации педагогическая и возрастная психология.
Отделы, или лаборатории или группы при психологических или педагогических научных учреждениях, которых объединяют интересы проблем возрастной психологии.
Система научной информации. Данные, которые получают ученые, работая в области возрастной психологии, печатаются в монографических работах, в психологических сборниках и журналах и тому подобное.
К примеру, возрастные стадии можно рассматривать как абсолютные константы, представляя психическое развитие как естественный биологический процесс. Можно практически игнорировать наличие возрастных стадий, понимая под развитием простое накопление знаний и навыков
В отечественной психологии последовательно развиваются сформулированы в свое время П. П. Блонский и Л. С. Выготским представление об исторически обусловленный характер возрастных периодов развития человека. Вследствие течения истории меняются общие социальные условия развития личности, содержание и методы обучения, что, соответственно, влияет на изменения возрастных этапов развития. Это дает основания рассматривать возраст [1] как качественно своеобразный период физического и психологического развития, характеризующийся рядом особенностей, совокупность которых определяет неповторимость структуры личности человека на данном этапе ее развития.
Например, Л. С. Выготский рассматривал возраст как целую эпоху, относительно обособленный период, роль которого определяется место в общем цикле развития. Переход от одной возрастной стадии к другой сопровождается появлением новых психических образований, изменением собственно ходу развития личности.
Г. С. Костюк трактовал возраст в психологии как конкретный и относительно ограниченный во времени степень психического развития, характеризующееся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Predme...ihologiyi?page=1


20.09.17
[1]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
Идею Кречмера для сравнения каждого человека со шкалой, на одном полюсе которой будут циклоиды (легкозбуджувани, непосредственные, с крайне неустойчивым настроением), а на другом-шизоиды (замкнутые, неконтактные, эмоционально скованы), К. Конрад предложил применять и к возрастных стадий развития : например, передпидлит-ный возраст преимущественно считают циклоидным, а юность - шизоидной.
В ряде биогенетических теорий признание органического характера процесса развития сочетается с учетом других факторов. Например, А. Гезелл считает "рост" и "развитие" синонимами, обозначающие процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения человека. Соглашаясь с самим фактом культурных влияний, Гезелл отмечает, что они не могут пересилить влияние созревания. По Гезеллом, "культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития".
Антиподом биогенетических концепций является, к примеру, Персонологические (особистиснии) теории, согласно которым внутренний мир человека в принципе нельзя сводить к каким угодно биологических или социальных детерминант (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер и др.).
Возрастное развитие связано прежде всего с расширением жизненного пространства личности, круга ее общения, групповой принадлежности и тому подобное.
Собственно, специфичность поведения подростков (юношей) обусловлена ​​маргинальностью (переходным характером) их положения. Подростки полностью не принадлежат ни к детскому, ни к взрослому миру, что и порождает внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенную застенчивость и одновременно агрессивность, категоричность и др.
В когнитивной модели Ж. Пиаже внимание сосредоточивается на развитии познавательных процессов, а развитие эмоционально-мотивационной сферы остается в тени
Социальный мир при этом выступает в целом только как фон умственного развития, а умственные операции рассматриваются, по сути, вне их связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и тому подобное.
Психика человека, согласно Пиаже, является активной и динамичной, ей присущи врожденные структуры обработки и организации информации. В процессе своего развития ребенок не просто реагирует на воздействия внешней среды, а действует активно. Интеллект конкретный пример ее адаптации к требованиям внешней среды. В основе адаптации лежит процесс уравновешивания, то есть установление равновесия (соответствия) между внешней средой и собственными структурами мышления, между реальностью и ее психическим отражением. Адаптация осуществляется благодаря двум взаимодополняющим процессам: ассимиляции, то есть включению новой информации в уже существующие структуры, и аккомодации, то есть изменении этих структур в соответствии с требованиями внешней среды.
Основой получения новых знаний является ментальные структуры, которые Пиаже называет схемам. Процесс развития интеллекта осуществляется так: схемы, то есть способы обработки информации, реорганизуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно отличным стадиям когнитивного развития.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Predme...ihologiyi?page=3


20.09.17
[1]
переходы:0
Предмет, характеристика, концепции и методы возрастной психологии
Предмет возрастной психологии. Психология, как и другие науки, вышла из философии. Этот выход произошел в XVII в. Позже в психологической науке состоялась ее дифференциация, в результате которой образовался род психологических наук. Одной из ветвей была генетическая психология, ее предметом является изучение развития психики животных и человека. В свою очередь генетическая психология претерпела дифференциации. Из нее выделились такие отрасли психологии: сравнительная психология, изучающая филогенез психики путем сравнения основных форм психики животных и человека, психология народов или этнопсихология, которая осуществляет сравнительное изучение психического склада различных народов и наций, и возрастная психология
Возрастная психология является отраслью психологической науки об индивидуальном развитии человеческой психики в онтогенезе. Она изучает психическое развитие человека на разных возрастных стадиях, то есть предметом возрастной психологии является исследование закономерностей психического развития человека на разных этапах ее онтогенеза. Предметом возрастной психологии является изучение возникновения и развития психических процессов и свойств у детей, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей, то есть возрастная психология изучает на всех указанных возрастных этапах жизни особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и другие психические функции; она изучает как изменяются эти функции с возрастом человека. Предметом возрастной психологии является изучение у человека на разных возрастных этапах игры, учебы, труда, общения и т.п., формирование психических качеств подрастающей личности, появление новообразований, возникающих с возрастом в психике детей, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей. Предметом возрастной психологии является раскрытие соотношения природных факторов (наследственность, вызревания организма и т.д.) и общественных средств, с помощью которых реализуются возможности психического развития человека. К предмету возрастной психологии входит изучение движущих сил индивидуального развития психики человека, исследования закономерностей перехода от предшествующих последующих периодов развития психических функций, а также изучение индивидуальных психологических различий в развитии людей разных возрастных групп.
Как отмечалось, возрастная психология возникла в результате дифференциации наук, своими корнями она была основана, как и вся психология, в философии, позже - вышла из общей и генетической психологии, а затем в ней самой проходил процесс дифференциации. В его результате возникла детская психология, которая в свою очередь делится на психологию раннего возраста, психологию дошкольника, психологию младшего школьника.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Predme...voyi_psihologiyi