allr.genskov.ru



Примаченко Мария Оксентиевна

Сортировать: по оценкам | по дате
22.05.17
[1]
переходы:0
Примаченко Мария Оксентиевна
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения в виде стилизованных «головкатих» изображений.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанной мастерицей вышивания (сама Мария Авксентиевна наряжалась в рубашки, вышитые собственноручно).
Детство Марии Авксентиевна было омрачено страшной болезнью - полиомиелитом. Это сделало ее не по-детски серьезным и наблюдательным, обострило слух и зрение. Мария Авксентиевна достойно и мужественно провела все жизненные невзгоды, узнала счастье любви (муж погиб на фронте) и счастье материнства: ее сын Федор - тоже народный художник, он был ее учеником и другом.
«Начиналось все это так, - вспоминала художница. - Как-то возле дома, над рекой, на убранных лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватый ил. Набрала его в пелену и разрисовала наш дом ... »Каждый приходил посмотреть на эту диковинку, сделанную руками девочки
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х годах широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. Местечкин). 1936 Марию Авксентиевна приглашают к экспериментальным мастерских при Киевском музее украинского искусства. Ее творчество становится разнообразнее - Мария рисует, вышивает, увлекается керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся ее прекрасные керамические кувшины и блюда этого периода. Каким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им различных форм изделия, а Примаченко расписывала их рыжими лисичками, страшными зверями, шагающими по стеблям клубники голубыми обезьянами и неповторимыми зелеными крокодилами, покрытыми цветочками.
Есть информация и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. К сожалению, сохранился только одно произведение в этом жанре - «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 Примаченко награждают дипломом первой степени. С тех пор ее произведения с неизменным успехом экспонируются на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.
Творчество Марии Примаченко - явление самобытное, неповторимое, как искусство каждого из великих мастеров. Рождены, кажется, самой землей, они сочетают в себе стремление многих поколений, дают им полное художественное выражение благодаря индивидуальности, неповторимому таланту.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiymachenko_Mariya_Oksentiyivna


22.05.17
[1]
переходы:0
Примаченко Мария Оксентиевна
только художественные, чисто композиционные особенности (сохранение ритма или равновесия), это пластично-образно воплощена мысль о большой единство природного мира, о сложных, но неразрывные связи, царящие в нем. Персонажи этих сценок связанные с ритмично и логические группы. Художница придерживается соотношение вертикалей человеческих фигур и горизонталей пространного пейзажа.
Массовые бытовые сцены построены на противопоставлении главных и второстепенных действующих лиц и групп. Люди в этих картинах - эпически спокойные и полные достоинства персоны, приветливые и доброжелательные. Они смотрят прямо на нас, будто приглашают принять участие в событии.
В Примаченко нигде нет этнографическое точно воспроизводимого орнамента - это примаченкивський узоры полотенец, рубашек, скатертей. В подобных композициях чувствуется поэтическое преобразования бытовой темы, ее вознесения в мир красоты, мечты. Их реалистичность, жизненность проявляется в правде настроения. Правда настроения сохраняется и в фантастических композициях Примаченко. Народная фантастика воплощала определенные этические категории, глубокую философию жизнеутверждения. Эта философия и становится ведущей в фантастических композициях Примаченко. Она видит своего фантастического птицы как реального, живого и находит соответствующие методы для его образа. Птицы в нее шелковисто-золотистые, квиткоподибни, птицы с крыльями-вышиванками. Птицы и звери у художницы хорошие или злые. Они у нее синие, желтые, зеленые, огненные. Эстетика необычного, как в сказке, входит в реальность, входит просто и легко и поэтому кажется естественным. Ей и удивляешься, и одновременно признаешь ее полную естественность среди приемников нкивсь кого мира. Здесь еще раз выступает слияния сказочности и повседневности. Вглядитесь в «Мишек» - в них нет и намека на гнев, их морды доверчиво обращены к зрителю, они скорее напоминают рождественские колядки маски, чем настоящего хищника. Злую силу она рисует темными, как будто специально приглушенными красками; хорошее яркими, сияющими
В 1970-е годы все меньше и меньше работала Примаченко на белом фоне. Собственно, на выставке 1973 с 142 работ только одна композиция была на белом фоне - «Сидит баба на печи, прядет Куделиця». Чаще всего на интенсивном и глубоком, будто подсвеченном изнутри фоне художница красноречиво сопоставляет чистые, интенсивные красные, синие, голубые, зеленые, желтые, розовые краски. Фон предоставляет всем ее произведениям цветовой и композиционной прочности, завершенности, определенной монументальности. Цвет - основной компонент композиций М. Примаченко. Кажется, что он сам как будто выбирает необходимую форму. Слой краски разный - то густой, то прозрачный, даже виден легкий подготовительный рисунок карандашом. Мазок лишен однообразия, любой стандартизированной выработанности. Он то совсем не ощущается, то, наоборот, определяет собой форму. Он то короткий и отрывистый, то широкий и густой, иногда равный, иногда несколько корявый.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiym...entiyivna?page=4


22.05.17
[1]
переходы:0
Примаченко Мария Оксентиевна
и туловища, к которому нередко удается Примаченко, достигает времен палеолита. В ее картинах находят воплощение еще языческие, что нашли отклик в недрах славянской мифологии, образы фантастических чудовищ и птиц. Примаченко будто синтезирует опыт многих поколений народных мастеров. Источники ее творчества и в повсеместно применяемых в Украине настенных домашних росписях - одном из древнейших жанров мирового декоративного искусства. и в том орнаментальном и песенном богатстве, что входило в детское сознание с колыбельной матери, которое окружало каждый день: это и пряники, что делались в виде фантастических животных, и свадебные изделия из теста, которыми славилась среди односельчан Мария, и старинные ткани, ковры , вышивки, набойки. Произведения Примаченко свидетельствуют о том, что за ними стоит большая, разнообразная школа народного искусства, многовековая культура народа. Это как сгусток эмоциональных впечатлений, и от сказок, и от легенд, и от самой жизни. Процесс ее творчества представляет собой феномен удивительного сплава конкретного мышления, интуиции, фантазии и, наконец, подсознательного, когда открывается «домик колдуньи» и оттуда выходят в свет ее небывалые, порой причудливые образы. Нередко та или иная композиция рождается во сне, а потом, утром или днем, рисуется на бумаге
Произведения Примаченко также рождались от порой неожиданных ассоциаций. «Смотрю на пол - вижу, то зверь, а то человек на коне», - сказала как-то Мария Авксентиевна.
Творчество Примаченко способна вызвать ассоциации у зрителя. Безусловно, главным фактором, определяющим неповторимость искусства Примаченко, является ее редкий талант - именно благодаря своему вдохновенному призванию сумела она уловить и выразить интонацию украинской культуры, донести теплый и человечный тембр.
Что представляют собой работы Примаченко? Живопись это или станковая графика? Мария Примаченко удивительно объединила в своем творчестве рисунок и живопись. Это - и живописная графика, и графический живопись одновременно
По типологии работы Примаченко можно условно разделить на сюжетные (фигурные), знаковые, ритмико-орнаментальные. Если в середине 1960-х годов на выставках ее творчество было представлено преимущественно цветочно-птичьими композициями, то уже 1967 она выполнила целый ряд бытовых сценок. Особый расцвет ее сюжетной творчества приходится на начало 1970-х годов: «Свадьба», «Екатерина поет песню», «Роман и Оксана», «Галя на свадьбу приглашает», «Сватовство», «После свадьбы крестного отца и матку крестную везут в магазина »и другие.
Прошли сложный путь эволюции, постепенно наполнялись новым содержанием традиционные изображения - символы народного искусства. Розетка - солнце, солярный знак - не своеобразная это интерпретация древнего символа в примаченкивський «Подсолнухи». Перед нами философски осмысленный образ вечного рождения, умирания и воспроизведения, представления о мудрый животворный начало природы.
Она творит цветы-размышления, цветы-посвящения: «Людям, пашут хлеб и Родину любят», «Молодым матерям, родившим сына или дочь», «Цветы на елку», «Леси Украинцы», «В честь полета космонавтов» и «В честь рождения правнучки».
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiym...entiyivna?page=1