allr.genskov.ru



Примаченко Мария Авксентиевна

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[2]
переходы:1
Примаченко Мария Авксентиевна
кукурузу - поправишься », - а себе курочку несет и медок пьет; в ней сила еСорока говорит: «Чи-чи-чи! Ой где же нам спать? »- на печи. - Что же нам пить? - Водочку, потому что приехали по дивочкуЖуряться Рябушки: «А уже скоро зима, а у нас дома нет". Отозвался зайчик: «А я зимы не боюсь, в снегу спрячусь». С Новым годом, с новой весной, с новым счастьем, все люди на Земле
Встречаются в Примаченко и уж совсем коротенькие прибаутки: «Курипочкы пляшут и хлеб пашут», «Собачка Ада не боится гада», «Ворон две бабы было - обоих обнимал», «Веснушки-роговичкы - веселые птички» и другие.
В Киевском музее украинского народного декоративного искусства хранится одна из ранних работ Марии Примаченко, датированная 1935 годом, трехчастная по своей композиционным строением. На одной части нарисована обезьяноподобное существо. Характерно, что, безвыездное живя до 1936 года в Болотные, Примаченко живой обезьяны не видела, и поэтому обезьяна "очеловеченная» и скорее напоминает кого-то из соседей художницы. Это напоминание, сходство - не внешняя, а образная, существенная - становится внутренней признаком фантастических звериных образов художницы.
Мария Авксентиевна была человеком чрезвычайно уязвимой, она слушала радио, смотрела телевизор, впитывала в себя множество информации. И все же сохранялось у нее прекрасное детское умение воспринимать жизнь как вечную сказку. Примаченко любит изображать сказки - характерным проявлением этого является "Лиса и журавль». Композиция, выполненная на белом листе ватмана, поражает силой и прочностью красок. Очень эффектно звучит здесь черный цвет в сочетании с густо-красным, солнечно-желтым и звонко-серебристым, светло-серым
Фигуры обобщенные, простые по контуру и оживленные выразительными цветовыми пятнами - вышивкой рубашки лисы, легким перышком журавля, который, как парень, одетый в красные шаровары, лихо перевязанный синей поясом. Беседу они ведут у огромного кувшина, украшенного цветами горящие-красном ними цветами на желтом фоне.
Органическое взаимодействие изображений, взаимодействие животного и растительного мира в их извечных, таинственно-глубинных отношениях становится ведущей в творчестве художницы. Свидетельством этого является и ее композиция «Сидит баба на печи, прядет Куделиця». Здесь изображен интерьер крестьянской избы с роскошной украшенный печью, на которой и сидит баба. Дом вся наполнена растениями и животными. Летит птица - ласточка, неся в дом благополучие. Мирно сосуществуют кот и мыши: одна из мышей даже играет с кошачьим хвостом. Эта философия хороша как категория содержания примаченкивський произведений также насквозь проходит в ее творчестве. Но как противодействие хорошую выступает зло. Если прообраз «хороших» зверей и птиц почти всегда легко угадывается - медведи, львы, зайцы, аисты, ласточки, - то зло - сила причудливая и непознаваемой, так же как причудливый произведение гоголевской воображения "Вий" или коллективной народного воображения - домовой.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiym...entiyivna?page=3


29.05.17
[1]
переходы:1
Примаченко Мария Авксентиевна
Мария Примаченко не любила больших чистых плоскостей, они ей казались неживыми, поэтому повсюду фон - земля, вода, небо - покрыто ритмическими рядами мелких горизонтальных или вертикальных черточек, скобок, точек, светлых - на небе (облака), темных - на земле и воде (трава, волны). Такое простое ритмическое чередование различных форм и цвета повторяется в каждом участке листа, в каждой малейшей детали. Во всех работах М. Примаченко имеющийся этот неизменный, спокойный, без конца и края орнаментальный движение. Блестящий мастер композиции, она всегда находит особый и совершенный «ритм ритма».
Жаль, что архитекторы не заинтересовались талантом Марии Примаченко, не пригласили ее и сына Федора к отделке общественных зданий. Не суждено было осуществиться мечты художников: «Вот если бы собрать со всей Украины народных мастеров, что за чудеса создали бы - цвел бы не только садами Киев. Дома бы смеялись до людей ... »
Примаченкивський фантастические звери - это и предостережение ( "Будь проклята война!»), И призыв к дружбе, к миру. Укрупненные формы невиданных зверей, настоящий ливень цветов в сочетании с орнаментальной разработкой туловища служат созданию впечатляющего своей эмоциональной силой образа. Вступает в действие магия настоящего искусства: звери будто шевелятся, дышат, растут у нас на глазах
Вместе с неоспоримым тяготением к декоративности в творчестве Примаченко приобретает дальнейшего развития ее стремление к воплощению выразительного словесного образа. Здесь следует вспомнить о творческом содружестве двух поэтов - Марии Примаченко и Михаила Стельмаха, содружество, подарила детям замечательные книги «Журавль» и «Аист принимает душ». Выполнила Примаченко и иллюстрации к украинским народным детских песен «Ой коньки-Сиваш». По характеру мировосприятия, по специфике отбора главного, на и образнее, по мере обобщения рисунки Примаченко больше соответствуют образной структуре детских сказок. Но Примаченко в одной из выставочных работ не повторила своих блестящих иллюстраций. Следовательно, она хорошо разбиралась в разнице книжного рисунка и картины.
Примаченко-поэт реализует себя в собственных подписях к картинам. Ее образы всегда связаны с эстетическими и морально-этическими установками народа, с его языковым богатством. Отсюда и удивительная синхронность художественного образа и стихотворных примаченкивський подписей-прибауток.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiym...entiyivna?page=2


29.05.17
[1]
переходы:0
Примаченко Мария Авксентиевна
обычном ватмане кистями фабричного изготовления, использует гуашь, акварель. Предпочтение отдавала гуаши, потому что именно она дает сочную, плотную декоративно выразительную пятно с четким силуэтом. Художница сначала вела линию карандашом, то небрежно, «по-детски» определяет контуры изображения, а уже потом уверенно, умело кладет цвет. Ее цвета то засияют таинственной глубиной эмали, то ослепительно вспыхнут золотом, то брызнут небывалой синевой ультрамарина. Они создают особое настроение «кольороносного» пространства.
Меньшее внимание мастерица уделяла линии. Однако (достаточно взглянуть на волшебных «Буслик») она умела передать в линии и ее чисто каллиграфическую красоту и отточенность музыкального ритма. В бытовых сценках линия меняется, становится шире, несколько грубее. Итак, параллельно с поисками колорита художница стремится и выразительности линейно-ритмичной. У нее сочетаются полнозвучные цветовые пятна и ясные, четкие контуры
Высокоразвитое чувство композиции проявляется в Примаченко и в ее отношении к формату произведений. Горизонтальный формат уходит в нее, как правило, для повествовательных композиций, для изображения последовательного разложения движения. Вертикальный служит для создания композиций репрезентативных, величественных.
В творчестве Марии Примаченко целом согласуются тематически сюжетные и орнаментально-декоративные композиции.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Priiym...entiyivna?page=5