allr.genskov.ru



Профориентационные Игры

Сортировать: по оценкам | по дате
26.05.17
[1]
переходы:4
Профориентационные Игры
Цель игры: помочь старшеклассникам, которые определяются в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.
Старшеклассникам предлагается уникальная возможность почти за 2 года до окончания школы почувствовать себя выпускником, студентом, молодым специалистом, попробовать «на вкус» разные варианты своего будущего, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить их, если возникнет необходимость.
Участники: эта игра - для десятых классов, учащихся (она вполне может проводиться для учеников одной параллели, не является одноклассниками). Необходимо участие классного руководителя и психолога. Должно быть не менее двух ведущих: два психолога или психолог и классный руководитель.
Проведение (этапы) игры. Тематическая разминка и погружения в игровую ситуацию проводятся ведущими в отдельном помещении (желательно, чтобы это место нравилось участникам).
Ведущий. Сегодня в ас будет необычная игра. Вы можете представить свое будущее, спланировать его, может, что-то изменить в нем или к нему, над чем задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе». А сейчас я прошу всех пройти за мной.
Ведущие ведут старшеклассников в холл перед актовым залом, где уже звучит музыка «" Школьные годы чудесные ... ». Раздают «зачетные листы», дети по одному заходят в актовый зал, дверь за громко закрываются и закрываются на замок. Музыка обрывается.
Первый ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы разъехались. Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.
(Первый ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения второй ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.)
Напишите каждый на своем листе основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, верните лист к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.
Другой ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, второй ведущий предлагает им объяснить свою позицию.
Первый ведущий. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки или интересные. (Дети объединяются в группы.)
Группы представляют списки своих аргументов. Другой ведущий организует дискуссию по обсуждению принципиальных позиций: что важнее - обеспечить достаток семье, реализовать себя морально приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.
Еще раз подумайте о принципе, по которому вы выбираете профессию. Решит, остаетесь вы в своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? (Участники переходят.)
Другой ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, которые не желают продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают важные для них жизненные достижения на ближайшие 5 лет после окончания школы.
Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете свои варианты ответов. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий отметке напротив выбранной ответы в тесте. По завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.
Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Который преобладает? Подойдите к большому квадрата этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, оставайтесь на месте и послушайте, что означает каждый из них.
Один ведущий называет достижения студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих достижений: желтый - стать профессионалом, красный - возможность работать по специальности с дипломом и первичными знаниями, зеленый - активная студенческая жизнь, синий - способ личной жизни, коричневый - карьерные амбиции. Важным моментом на этом этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд задач - стать профессионалом и возможность работать по специальности с помощью диплома и первичных знаний.
Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, что вам ближе, назовите нам ее и подойдите к цвету, что ей соответствует. Все участники могут решить, остаться им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется лучше. (Участники переходят.) Запишите, пожалуйста, ваши задачи в «зачетные листы».
(Дети объединяются в группы по выбранным задачами студенчества, заполняют зачетные листы », участники, самостоятельно работают представляют и записывают свои задачи.)
Первый ведущий. Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат с различными видами деятельности студента. Ваша задача - выбрать из перечня дела и занятия студента, учится в институте с той же целью, что и у вас.
Ведущие раздают группам по плакату (см. Приложение), дети составляют список дел студента. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп. Участники, которые не желают продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают список дел и занятий, необходимых для реализации поставленных задач.
Теперь сложите режим жизни студента в течение одной недели, что предполагает реализацию всех выбранных вами дел. Дети составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.
Другой ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете по графику, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?
(Первый ведущий организует обсуждение, в конце которого участникам, недовольным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу.)
Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы поступаете в вуз через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «ба-пиж».
Первый ведущий. У каждого человека есть какое-то стремление к жизненной цели - то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть самыми разными: для кого-то важнее - счастливая семья, для кого-то - успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями. (Другой ведущий раздает каждому участнику лист с перечнем различных жизненных достижений (см. Приложение).)
Некоторые из этих достижений легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу - например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради важнейшей, значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какое из перечисленных достижений (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самым главным.
В зале - сценический занавес, за ней ведущий заранее развесил листе ватмана с написанными жизненными достижениями (на каждом листе по одному). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает ее участников, определились с выбором цели жизни. Участники проходят за завесу и становятся у листов.
Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, под ней понимает, почему именно она является наиболее важной?
Другой ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Может, есть какие-то несогласованности? Учащиеся делятся полученными результатами.
Этот этап - кульминация игры. Дети получают наглядный результат своей работы: у кого проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а в когось- несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки есть счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезном профессиональному становлению; у парня цель - блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.
Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы», встречаемся через 10 мин. в кабинете для обсуждения игры.
Дети расходятся, ведущие готовятся к обсуждению, для которого желательно организовать другое помещение (это помогает быстрее выйти из игровой ситуации).
Первый ведущий. Нашу игра закончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может, кто-то хочет задать вопрос? Спасибо всем за работу!
Эта игра позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Она дает психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивидуальной или групповой профессиональной ориентации учащихся.
Игра очень четкая, структурированная и «живая»: в зависимости от готовности детей могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимая серьезные ответственные решения, отстаивать принципиальные позиции. Игра крайне насыщена эмоционально и интеллектуально.
Условия игры. Количество игроков: весь класс (учащиеся 7 - 8 классов, а также учащиеся старые классов). Время на первое проигрывания: 15; следующие проигрывания по 5 - 7 мин. Для и необходима классная доска.
загадает какую профессию. Затем 3 человека войдут и попытаются - отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какое мероприятие напоминает?», «Какую мебель используются?» И т.д. Можно спросить у учеников, не играли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
Не все ученики сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах - что-то связанное со спиртом (лекарства слишком наводящая ответ), мебель - стеклянный шкаф или кушетка ...
3. Далее ведущий дает инструкцию: «Каждый из вас может поставить по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор, и в течение 2 - 3 мин. продумайте свои вопросы. Палачи будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их адресуете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию ».
4. Трое выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящих ответов.
5. Ведущий приглашает трех человек (отвечающих), которые по очереди задают вопросы класса. Сам ведущий коротко записывает на доске вопросы-ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учеником, а не всему классу, и следит за динамикой игры.
6. Когда все вопросы и ответы произнесенные (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трем свои ответы. В этот момент ведущий предлагает класса посмотреть на доску и подумать, чьи ответы на ассоциативные вопрос были не очень удачны.
7. Ученики называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданных профессией. Например, упомянутая профессия «военный летчик», а ответы на следующие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт - профессии достаточно близки. Право определить, отгадали школьники или профессию нет, должно быть предоставлено класса. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Упомянутая профессия называется.
Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативное вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, дал такой ответ, дать объяснения. Нередко эти объяснения бывают умными. Например, в одной игре была упомянутая профессия «милиционер» и на вопрос «какого цвета профессия?» Был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.
В отвечающих можно спросить также, какие ответы лучше помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение.После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к различным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает важную информацию о классе в целом и об отдельных учеников, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники.
Типичные трудности. Бывают случаи, когда те, что отгадывают, входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать игрокам, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, ваша команда проигрывает ...» В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия .
Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отвечающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две группы, отгадывают. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типовых работников).
Условия игры. Игра рассчитана на работу с классом (ученики 7-8, а также старших классов). Время на первое проигрывания: 10- 15 мин., А на следующие - 7 - 10. В игре активно используется классная доска.
Проведение (этапы) игры. Подготовительный этап. На предыдущем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формулу», но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом.
Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 7-10-х классов. Для игры необходима отдельная комната. Время на первое проигрывания: С-50 мин., На последующие - 15-40 мин. Общее время игры не должна превышать 1,5 - 2:00.
Проведение (этапы) игры. Подготовительный этап. Ведущий коротко знакомит учеников с «тремя китами» выбора профессии: «хочу, могу, надо». На подготовительном этапе важно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольной основе.
ru | kuchka.info/proforientatsijni-ihry.html