allr.genskov.ru



Психика и сознание

Сортировать: по оценкам | по дате
28.06.17
[2]
переходы:1
Психика и сознание
специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом помогало созданию для человека возможности работать. В то же время с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.
Вообще развитие органов чувств не мог возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника-человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если в человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см, то у человека он составляет 1400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.
Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и плоскости коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной, уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличился процентное содержание интегративных полей, которые взаимосвязаны с высокими психическими функциями.
Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связано с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низким отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикализация управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенетического человека, рядом с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления самой формы развития психики-сознания.
Так, при поражении передне-лобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время впечатление теменных полей приводит к потере представлений о временные и пространственные отношения, а также логических связей.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihika_i_svidomist-?page=1


28.06.17
[2]
переходы:1
Психика и сознание
Сознание тесно связана с речью и без него в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, то есть передачи другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, то есть отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на наиболее существенном. Укладываясь в лексику, семантику в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.
Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, что соответствует представленным выше его основным характеристикам.
Как важные свойства сознания Р. Конечный и М. Боухап (1983) различают: а) бодрствования (вигилантнисть) сознания
Оно обусловливается способностью воспринять все явления в окружающей среде, понять их значение (включать их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители; б) ясность (луциднисть) сознания, характеризующий более грубые отклонения, чем вигилантнисть; в) среди многих свойств сознания не последнюю роль играет ее ориентирующая качество, которое необходимо для правильного отображения внешнего мира и целесообразного действия на него (познавательная и активно - творческая стороны сознания).
- процессы произвольные, те которые организуются и направляются самим субъектом. 2. 3 точки зори сознания как состояния выделяют;
3. Сознание ежедневная - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От сознания в широком смысле она отличается тем, что ее основание не составляют научные знания, а скорее народная мудрость, которая дает возможность делать правильные выводы, которые проверяются практикой повседневной жизни.
4. Сознание политическая - отношение человека к общественным институтам (прежде всего институтов власти). Политическое сознание может быть тоталитарной, авторитарной, демократической и тому подобное.
5. Сознание религиозная - фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, которые соотносятся с действием сверхъестественных сил.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihika_i_soznanie?page=2


28.06.17
[1]
переходы:1
Психика и сознание
Работа как целесообразна сознательная деятельность человека-предусматривает кроме внешней (физической) также и внутреннюю (психическую) активность.
Психика является свойством, функцией мозга, которая заключается в ви-дображенни в нем реальной действительности. Однако психика - не зеркальное отражение, а многоактный активный процесс, в ходе которого внешние воздействия трансформируются в соответствии с внут-ренних особенностей человека, которые воспринимает. Содержанием психики являются образы реальных предметов, явлений, событий, детерминированы индивиду-ным опытом, интересами, чувствами и мировоззрением человека. На основе и с помощью этих образов осуществляется управление поведением и деятельностью человека.
Итак, психика является субъективным отражением объективного мира. Активность психики проявляется в установление процессов отражения, то есть в поиске рациональных решений, эти-нюванни вариантов возможного поведения, а также в достижении ре-результатов познания, которые становятся все более адекватными Показ-ванном миру.
Развитие психики человека подчиняется законам обще-но-исторического развития, причем возможности отображения действий-сности значительно расширяются благодаря языку. С помощью языка передается и усваивается общественный опыт, приобретаются зна-ния, становится возможным абстрактное мышление и предсказания наслид ков, которые могут возникнуть в той или иной ситуации.
Наличие психики позволяет разрабатывать последовательную программу действий и выполнять операции сначала во внутреннем плане, подумать-ки, а только потом действовать, то есть образ опережает результат, подает его в виде модели действительности.
Таким образом, особенностью психического отражения является его опережающий характер.
ru | www.osvita-plaza.in.ua/publ/psik...ist/109-1-0-4952


28.06.17
[1]
переходы:0
Психика и сознание
Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом ее трудовой деятельности.
Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, разные по содержанию. В более простом смысле - это просто бодрствования с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на события, которые происходят, то есть то, что теряется во время сна и нарушается при некоторых болезнях.
Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанный с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Александров, 1997 p.).
При всем различии этих двух значений слова "сознание" их объединяет мир субъективных, то есть пережитых в себе чувств, мыслей и чувств, создают духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, не возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как ощущение и эмоции)
Говоря о мозговые основы психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", как позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т.д., появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.
Вопрос о функциональном содержание субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномене содержат интегрирующую ее оценку, способствуя тем эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.
Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, характеризующий ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развития ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новые свойства в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihika_i_svidomist-


28.06.17
[1]
переходы:0
Психика и сознание
психология.- К .: Университетское изд-во "Пульсары", 2001.- 252 с.Пащенко, Светлана Юрьевна Общая психология.- Запорожье, 2004. 32с.- 1.50Петро Андреевич Общая психология.- К .: Высшая школа, 2004 .-Цимбалюк Иван Николаевич психология.- К .: ИД "Профессионал", 2004. 216с.Занюк Сергей Степанович Психология мотивации.- М .: Просвещение, 2002.- 304с.Власова Елена Ивановна Педагогическая психология.- М .: Просвещение, 2005. 400с.Траверсе Татьяна Михайловна Психология труда.- К .: ИПО КНУ им.Т.Г.Шевченко, 2004. 116с.Петро Андреевич Общая психология.- К .: Высшая школа, 2000.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Psihika_i_svidomist-?page=4


28.06.17
[1]
переходы:0
Психика и сознание
Безусловно, структура сознания не говорит о ее некоторое разделение. Сознание - это целостное отражение мира, однако уровень развития ее в норме определяется прежде всего устоями общества.
Часто возникает вопрос: вся психическая деятельность человека в каждый определенный момент вполне осознаваемой? Не всегда. Различают осознанные и неосознанные формы психической деятельности, осознанное и неосознанное мотивацию поступков. Степень и уровне ясности сознания зависят не только от патологических изменений, которые происходят иногда в организме человека, но и от состояния активности человека.
Поле сознания - это область информации, осознается в определенном промежутке времени. Такое поле неоднородно, в нем выделяется фокус, периферия и безграничная область, которая переходит в бессознательное. Часть наиболее сложных наших действий, требующих постоянного контроля, находятся в фокусе сознания. Более простые или более отработанные относятся к периферии нашего сознания. Наиболее простые или наиболее усвоенные действия отходят за границу нашего сознания на уровень бессознательного.
Сознание можно правильно понять и адекватно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат развития деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но они и не тождественны. Здесь существует определенное единство и взаимозависимость. Единство сознания и деятельности заключается в том, что 1) сознание возникает и проявляется в процессе трудовой деятельности, а деятельность формирует сознание; 2) деятельность является формой активности сознания.
Сознание имеет общественную природу, поскольку она возникает и развивается (как в филогенезе, так и в онтогенезе) только в человеческом обществе.
Выделяют несколько уровней общественного сознания, начиная от обычного, массового и заканчивая высшими формами теоретического мышления.
Общественное сознание проявляется через язык, науку, искусство, мораль, философию, право независимо от воли и разума отдельных людей. Усвоена конкретным человеком общественное сознание определенной степени становится ее собственным сознанием. В процессе жизни человек пользуется теми богатствами мысли, которые выработало человечество к появлению определенного человека на мир и которые передались ей с помощью языка
И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух формах: сознания предметной и самосознания Если результатом первой является знание о мире, то вторая - самосознание - отражает знания человека о самом себе и свои реальные и потенциальные возможности. Таким образом, индивидуальное сознание, направленная прежде всего вон на тот или иной объект, вместе с тем направлена ​​и на внутренний мир самого себя, свой духовный мир. Это, конечно, условное разделение. Однако такие показатели самосознания, как самопознание, самоконтроль и самосовершенствования, является вершиной
развития человеческой психики. Итак, развитие сознания как общественного, так и индивидуального, указывает на уровень совершенствования как личности, так и общества в целом.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Psihika_i_svidomist-?page=3