allr.genskov.ru



Развитие и становление отечественной военной психологии

Сортировать: по оценкам | по дате
23.04.17
[1]
переходы:0
Развитие и становление отечественной военной психологии
По нашему мнению, целесообразно выделить четыре периода развития и становления отечественной военной психологии.

/ Период - с 1917 г.. К концу 1945 p., Который можно охарактеризовать как зачаточный. Что было сделано в это время?
Были попытки решить проблемы военной психологии на основе марксистско-ленинской методологии, только мешала практическому решению этих проблем. В связи с этим в 30-е pp. наблюдается упадок военной психологии.

Только 20-е pp. XX в. можно условно назвать «золотым веком» отечественной психологии, когда специалистам этой науки еще не успели накинуть идеологический петлю. В это десятилетие продолжали работать известные еще до революции психологи, появились также и новые ученые. Начали преподавать курс военной психологии в отдельных военных учебных заведениях. Например, начальник Академии Генерального штаба А.Е. Слесарев с 1920 гг. Преподавал в академии «Психологию войны», выходили учебники по военной психологии [36, 114, 124], создавались первые психофизиологические лаборатории.

В годы Великой Отечественной войны постепенно возрождалась военная психология после ее кризиса в 1930-е pp. Главное внимание психологов было направлено на решение практических проблем военного времени. С этой целью начали рассматривать проблему психологической подготовки войск во время войны. Поскольку профессиональных военных психологов еще не было, этими проблемами занимались гражданские ученые-психологи. Напри¬клад, Борис Теплов решал проблемы маскировки войск и написал книгу «Ум полководца» [117], научная школа Дмитрия Узнадзе также работала над проблемами военной психологии. 1943 открываются первые психологические отделения в военных госпиталях для психически больных военнослужащих, где начинают исследовать практические аспекты психологии войны (например, Александр Лурия исследовал проблемы повреждения головного мозга и его влияние на поведение военнослужащего).

// Период- с конца 1945 по 1960-е pp. включительно. В этот период происходит осмысление и обобщение военно-психологического опыта, приобретенного за годы войны, и организационно-научное оформление военной психологии как науки. В это время произошло:
- Создание двух военно-педагогических институтов (в Ле¬нингради - начальник кафедры педагогики и психологии А.Г. Базанов и под Москвой - начальник кафедры педагогики и психологии Т. Егоров)
- Обоснование курса военной психологии (с этой целью
1950 состоялась первая конференция по военной психологии, где рассматривались предмет, задачи и принципы ее построения как учебной дисциплины);
- Создание педагогического факультета в Военно-политической академии в Москве вместо двух военно-педагогических
институтов (1958 здесь была введена курс военной
психологии, а в июле 1959 создана кафедра военной
психологии и педагогики, начальником которой стал Александр
Барабанщиков)
- Издание учебников и пособий по военной психоло¬гии *;
- Начало преподавания курса военной психологи в вийсько¬во-учебных заведениях;
- Создание кафедр военной психологии и педагогики в военно-политических училищах;
- Разработка учебных программ, тематических планов по курсу «Военная психология и педагогика».

1968 начали присуждаемые ученые степени по психологии, в том числе с военной, и, как результат появились первые докторские и кандидатские диссертации по военной психологии (например, кандидатские диссертации по военной психологии Михаила Дьяченко и Николая Феденко).
Итак, военная психология организационно сформировалась как отрасль психологической науки.

Ш период - 70-80-е pp. XX в. Военная психология получила статус настоящей науки, возникали новые ее отрасли. Этот период характеризуется:
- Глубокими исследованиями отдельных военно-психологич¬них проблем (например, военно-авиационного, профессионального отбора и т.п.);
- Формированием новых отраслей военно-психологической науки (например, военно-инженерная психология, психология высшей военной школы и др.);
- Написанием 17 докторских и около сотни кандидатских
диссертаций по проблемам военной психологии;
* Егоров Т.Г. Психология. - М., \ 952; Луков Г.Д. Психология.
- М., 1960; Основы пси¬хологиы. - М., 1962; Луков Г.Д., Платановое К.К .. Психология. - M .. 1964: Военная психоло¬гия. - М., И9ии7; Основы военной психологии и педагогики. - М .. 1967.

- Разработкой новых учебных программ, тематических планов и учебных пособий по военной психологии и др.

Но начиная с середины 80-х pp. XX в. военная психология, как и отечественная психологическая наука, оказалась в глубоком кризисе. Причина¬мы этого кризиса стали:
- Изолированность военной психологии от других психологических направлений, школ;
- Недооценка роли экспериментальных исследований и, как следствие, ее теоретизированность и оторванность от военно-педа¬гогичнои практики;
- Критическое отношение к иностранной военной психологии, имеет ряд глубоких исследований в области практической деятельности военных психологов;
- Неспособность глубоко и своевременно обосновать актуальные войско во-педагогические и психологические проблемы (например, проблемы психологической адаптации бывших «афганцев», неуставных отношений, укреплению воинской дисциплины, повышения эффективности боевой подготовки и т.д.).
ru | www.osvita-plaza.in.ua/publ/rozv...ji/252-1-0-23790