allr.genskov.ru



Реферат на тему: архитектура китая

Сортировать: по оценкам | по дате
25.06.19
[1]
переходы:21
Реферат на тему: архитектура китая
К северо-востоку от Индии, за высокими горами, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну Поднебесной, или Срединным царством, потому что считали, что она лежит посреди четырех морей (рис.5.1).
В Китае текут две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Слово Хуанхэ означает «желтая река». Вода ее действительно желтоватого цвета, так как несет много желтой глины. Эта река в древности часто меняла свое русло, а в период дождей затапливала поля и деревни. Поэтому ее еще называли «рекой, что надрывает сердце», или «бичом Китая». Впоследствии люди научились бороться с наводнениями. Они строили плотины и копали каналы - это легче делать большой группой. Итак, во II тысячелетии до н.э.
Культура китайского народа - одна из самых древних. Она берет свое начало в IV тысячелетии до н.э., когда культура Египта только начала формироваться. А в середине II тысячелетия до н.э. Китай уже был великой державой. Его столица Инь своим блеском превосходила многие города древнего мира. Порох, компас, фарфор, шелк, бумага, печатные книги, библиотеки, университеты появились в Китае гораздо раньше, чем в Европе. Китайская архитектура отличается большим своеобразием и существенно повлияла на развитие архитектуры других народов Востока.
Одной из самых ранних памятников, сохранившихся является Великая Китайская стена, в древности защищала страну от набегов кочевников с севера (рис.5.2; 5.3). Огромную стену начали строить в 215 г. до н. по приказу императора Цинь-Шихуана-ди - основателя империи Хань, в состав которой вошли семь завоеванных им малых царств. По преданию, два миллиона человек, которые тысячами гибли от тяжелого труда (а на их место гнали новых рабочих), свели «дольше кладбище в мире» - «стену в десять тысяч ли», о которой китайский народ составил печальные легенды.
Ширина стены позволяла разъехаться двум колесницам. Массивные зубцы ее парапета со смотровыми щелями имеют простую прямоугольную форму. На всем протяжении стены являются лишь 12 ворот, через которые шли пути на север. Позже у этих ворот построили крепостные залога, окружены дополнительными стенками. Великая Китайская стена имела не только военное значение, но и способствовала налаживанию мирной торговли китайцев с северными соседями. После императора Цинь-Шихуана-ди стену достраивали еще тысячу лет.
Великая Китайская стена является выдающимся памятником древней архитектуры Китая. Ее спокойные монументальные формы гармонично сливаются с горным пейзажем. Стена составляет
как бы неразрывное целое с суровой природой. Четкие очертания башен акцентируют высокие точки горной цепи, завершают собой подъемы и подчеркивают общий монументальный характер крепостного сооружения. Это одна из самых грандиозных сооружений в мире. По свидетельству американских космонавтов, это единственное творение человеческих рук на Земле, которое можно видеть с Луны.
Китай - это земля с поразительными контрастами. Голые пустыни. Живописные горы. Плодородные долины. Коварные реки, не уласкавлювались даже в глубокой древности, когда им весной
Приносили в жертву самых красивых девушек. Различия есть и в климате. Север ледяной холодная, а Юг - жгучий, жаркий.Ризниця между Севером и Югом отразилась и на архитектуре. На Севере сооружения массивнее, построенные преимущественно из глины и кирпича. На юге же преобладали постройки из дерева.
Древнейшим типом традиционного жилья в Китае была полуземлянка. Еще при неолите ее заменил наземный дом, а в эпоху Инь (1800 - 1500 гг. Н.э.) - дом на глиняной платформе, которая спасала жилье от затопления во время весеннего половодья. Стены возводились преимущественно из кирпича-сырца. Кровли в доханську эпоху делали плоскими, из глины. Затем на них клали солому или камыш. В ханском Китае начали строить четырехскатных кровли из черепицы.
Во внутренних дворах заводили сад или хотя бы небольшой сад: несколько деревьев, бассейн-пруд с мостиками - во всем проявлялась любовь к природе. На хозяйственном дворе, как правило, выкапывали колодец, над которой часто устраивали беседку.
Для строительства жилья, дворцов и храмов использовали различные материалы: глину, керамику и даже металл, но основным строительным материалом было дерево. Из него строили сборно-разборные каркасные конструкции, которые были способны противостоять резким порывам ветра и землетрясениям и легко собирались на новом месте в случае наводнения. Основным типом китайской здания стал "дянь" - прямоугольный павильон (рис.5.5) - распространенная форма жилых, общественных, дворцовых и культовых зданий.
Китайской архитектуре присущи большие, резко выступающие вперед над стенами крыши. которых крае загнутые вверх (рис.5.5). Широкие выносы защищали стены домов от дождя, а поднятые углы, так называемые "летучие карнизы», не лишали их интерьер солнечного света. Скаты крыши - вогнутые. Эта форма обусловлена ​​освоением китайцами поливной черепицы - тяжелого материала - и использованием бамбуковых стропил, которые ломились под тяжестью покрытия. Впоследствии эта форма стала традиционной.
Такие крыши могли быть одно-, двух- или трехъярусными. Вид здания во многом обуславливалось жесткими и обременительными правительственными распоряжениями относительно размеров, внешнего вида и отделки зданий. В соответствии с рангом владельца в них определялись количество колонн, высота помещений и всего здания, характер декоративного оформления, отделочные материалы, количество
ярусов крыш и тому подобное. Был определен и определенный цвет крыши: золотисто-желтой черепицей можно было укрывать только крыши императорских дворцов, синяя или голубая предназначалась только для храмов. Обычные здания покрывали серой черепицей.
Более равномерному распределению нагрузок от черепичной кровли и амортизации толчков при землетрясениях способствовала остроумная система многоярусных деревянных фигурных кронштейнов - "доу-гун" (рис.5.7, б, в). Они состояли из двух элементов, которые повторялись в определенном порядке. Это "доу" - кубовидный брусок со скошенными нижнем гранями и "гун" - удлиненный брусок. Все доу имеют одинаковые размеры, тогда как выше лежащие гунны длиннее нижние. В результате создается конструкция, значительно расширяется вверх от опоры.
Потолков в помещениях древнекитайских сооружений не было. Деревянные конструкции крыш всех зданий оставались ничем не замаскированными изнутри, а только украшались (рис.5.8) яркими удивительными узорами, а за элементы декора одновременно правили и конструкции перекрытий. В дворцовых сооружениях это убранство было очень богатым.
Стропила в европейском понимании этой конструкции, то есть состоящие из наклонных стропильных ног, подкосов и т.д., в китайских зданиях не применялись. Конструкция крыш состояла из горизонтальных и вертикальных элементов (рис.5.9). На поперечных балках, ближе к опорам, устанавливали невысокие стойки, на них заключали следующие поперечные балки, на которые вблизи к опорам снова устанавливали стойки и т.д.
В Китае независимо от других стран рано развилось геометрическая планировка городов. Считали, что их регулярность способствует не только архитектуре, но и порядка в государстве.
В Китае верили, что восточной частью неба обладает Синий дракон, южной - Красный птица, западной - Белый тигр, а северной - Черная черепаха. Суеверные люди считали, что таинственные силы этих фантастических животных только тогда способствуют жизни людей, когда стены дома расположены по сторонам света, а вход направлен на юг. Поэтому градостроительные ансамбли и комплексы сооружений предлагалось развивать вдоль оси север - юг, выделяя основные здания большей высотой и богатством отделки.
Кроме того, планирование городов должно было последовать схему Вселенной, по представлению китайцев носила четко выраженный концентрический характер. Эта схема была развита в философской системе конфуцианства, которая впоследствии превратилась в религию. Согласно ей Земля - ​​это центр Вселенной. Вокруг нее кружатся Луна и Солнце, еще дальше - планеты, а за ними - звезды. Центром Земли является Поднебесная страна, Срединное царство, ее же центром является столица. Центр столицы - это резиденция правителя, а сам правитель - "ван" - считался Сыном Неба.
Такой регулярной схеме соответствует планирования многих городов Китая, в том числе Пекина. На протяжении тысячелетий этот город меняло свое название, его разрушали, восстанавливали, иногда переносили на другое место, неподалеку от предыдущего, но никогда не менялся сам принцип регулярной планировки.
Сначала это был город Цзи (основано 1121 до н.э.), затем оно превратилось в столицу Южного Китая - Яньцзин, через несколько веков стало называться Чжунду, а еще позже - Даду. Внук Чингисхана Хубилай, захватив Китай, сделал его своей столицей и назвал Ханбалык. После изгнания монголов этот город назвали Бэйпин (в переводе - "Умиротворенная Север"). В 1421 году Бэйпин официально провозгласили столицей империи Мин и он был переименован в знакомый нам Бэйцзин ("Северная столица"), т.е. Пекин.
Город с регулярным, геометрически четким планированием, состояло из трех изолированных районов прямоугольного очертания, которые содержались один внутри другого (рис.5.10). За пределы районов правили высокие стены с воротами, окруженные еще и рвами с водой. В центре был Запретный, или Пурпурное, город - район императорского дворца (рис.5.10-1). Его окружало Императорский город, где расположились императорские парки, государственные храмы, государственные склады, резиденции сановников и т.д. (рис.5.10-2).
Внутренний город имеет прямоугольный план. Его стены точно ориентированы по сторонам света, а главные ворота сделана в южной стене. Улицы образуют прямоугольную сетку и идут параллельно стенам. Главная ось Пекин протяженностью около 8 км, пересекающий город с севера на юг, объединяет отдельные части города в общее целое. Заканчивалась она за пределами Внутреннего города, возле храма Неба.
В 1530 к востоку от Пекина возводят храм Луны; за северной стеной начинают строительство храма Земли, а к западу от столицы сооружают храм Солнца. Эти храмы вместе с ранее построенным храмом Неба символизируют Вселенная, а также составляют четыре угла мистической крепости Будды, тогда как за пятый элемент традиционной системы, очевидно, принималось центрально расположенный Пурпурное город.
Крепостные стены Пекина протянулись почти на 20 км. Вокруг них шли каналы, связанные с водными путями провинции Хэбэй, в состав которой входила столица, Большим китайским каналом (он соединял
реки Хуанхэ и Янцзы между собой и морем) и сетью водохранилищ в пределах города. Стены Пекина имели 44 квадратных бастионы, выступавших с тела стены, надвратная сооружения и массивные многоэтажные башни на крыле. Глинобитные стены и бастионы были облицованы серой крупноразмерных кирпичом. Высота стен составляла в среднем 12 м, ширина - около 20 м.
Главные магистрали, имели ширину до 45 м, разделялись на три полосы, средняя из которых предназначалась для носилок, колясок и всадников. Для простонародья отводились только боковые дорожки, причем движение по каждой из них был односторонний. Торговые центры размещались в районах городских ворот (кроме южной).
ru | xn--80aja6bcnk.com.ua/referati/1...tura-kitaju.html


25.06.19
[1]
переходы:21
Реферат на тему: архитектура китая
Государственная веротерпимость обусловила равенство конфуцианства, даосизма, буддизма и других религий. Ни одна из них не имела решительного перевеса перед другой. Все они утверждали существующий строй, сохранение неизменными древних обычаев и традиций. Храмы разных религиозных течений хоть и отличались некоторыми особенностями, но сохранили эти традиции.
Храмовые комплексы (рис.5.30) имеют четкое симметричное планирования, основу которого составляет система дворов, которые последовательно расположены вдоль одной оси. Важные здания лежат на главной оси храма в южной части двора или в его центре. Они имеют, как правило, южную ориентацию. Количество дворов и их размеры зависели от значимости храма.
Северные храмы, независимо от того, к какой религиозной конфессии они принадлежат, отличаются от храмов остальных районов Китая, прежде всего, небольшими размерами своих комплексов (рис. 5.30 в, г, д). Храмы в них простые и строгие. Южные храмы легкие и изящные.
Своеобразными культовыми сооружениями Китая является пагоды. Они ведут свое начало от верхних частей индийских ступ и подобно им предназначались для хранения священных реликвий. Сначала в их формах чувствовалось влияние Индии, но очень быстро выходные формы было переработано.
Замечательным памятником ранней китайской архитектуры является пагода Даянта ("Большая пагода диких гусей"), построенная по проекту монаха-путешественника в Индию Сюань Цзана. В монастыре в Чанъани он жил и работал до своего путешествия (рис.5.31). Квадратная в плане монументальная пагода пирамидальной формы стоит на четырехугольной платформе высотой 5 м, а ее общая высота - 64 м. Пагода построена из обожженной желтовато-серого кирпича, имеет семь ярусов (в пагод каждый ярус символизирует одно из небес буддийской космогонии)
Отмечается своей монументальностью и пагода - наблюдательный башня монастыря вблизи стратегического пограничного пункта между государствами Сун и Ляо. Ее название - Ляодита, что означает "башня для наблюдения за врагом" (рис.5.32). Кирпичная, простая по формам, ортогональная в плане, одиннадцатиэтажного башня высотой 80 м возведена на высокой основе. Она имеет сравнительно высокие этажи с выступающими карнизами, постепенно сужаются.
Со временем пагоды становятся более изящными и стройными. Настоящим чудом искусства была Нанкинский фарфоровая пагода (рис.5.33). Она возвышалась на 65 м и имела девять этажей с крышами, на углах которых были подвешены фарфоровые колокола. Стены ее были облицованы блестящими пластинами. К сожалению она разрушена в 1853 году. Именно в XIX в. дважды врывались в Китай, сея смерть и разрушения, войска Великобритании и Франции. Многие дворцы были ими разграблены, целые кварталы городов сожжены, здания взорваны.
На вершинах холмов монастырских и императорских парков также часто строили пагоды. Пагода Дабаота (рис.5.34) - восьмиугольная трехъярусная, возвышается на небольшом основе и завершена трьохкарнизною кровлей. Внутри каждого яруса, отделенного от других небольшими карнизами, есть ниши с изображениями будд. Глазурованные плитки с преобладанием синих и зеленых тонов создают замечательный цветовой эффект.
Столичные культовые ансамбли также строились, развиваясь вдоль оси. В качестве примера может служить ансамбль храма Неба в Пекине (рис.5.35), которая представляет собой как бы систему архитектурных кулис: ворота в ограждениях открывают все более и более привлекательные архитектурные картины. Завершает ансамбль храм Неба (рис.5.36). Его ступенчатый круглый стилобат, круглая форма самого храма, синяя черепица крыш - все это символы неба. В этой мажорной по цветовой гамме сооружении содержание и форма удачно сочетаются.
Типичными для Китая были также почетные ворот - пайлоу - отдельно стоящие сооружения на улицах, площадях, на путях к архитектурных ансамблей и т. Д. Это было, как правило, три каменных или деревянных ворот, соединенных между собой и увенчанных роскошной кровлей (рис. 5.37). Часто они являлись своеобразной рамой для определенной архитектурной картины, которую можно было за ней видеть.
В XVI в. Китай изолируется от других стран, запрещается въезд сюда иностранцев и он надолго остается отсталой феодальной страной. В архитектуре усиливаются тенденции к декоративности, чрезмерной перегрузки зданий мелким отделкой. Столбы, покрытые глубоким резьбой, теряют характер опор, крыши становятся слишком тяжелыми (рис. 5.38).
Своеобразием своих форм отмечается архитектура Тибета - национальные области на юго-западе Китая. Для зданий Тибета характерна монументальность, простота и строгость линий, сочетание с суровой природой, которая их окружает.
Главный город Тибета - Лхаса ("Место богов") - возникло в VII в. Город стоит на высокогорном плато, на берегу реки, среди широкой горной долины (рис.5.39). В отличие от китайских городов, оно не имеет регулярной структурно-планировочной композиции. Его главные магистрали вместе с узкими и кривыми переулками создают лабиринты. В соответствии с установленными путей паломников в городе проложены три кольцевых улице.
Над всем городом царит огромный дворец-крепость Потала ("Дворец второго тренера"), который был в течение последних трех веков жильем далай-ламы - теократического правителя Тибета (рис.5.40). Это величественное многоэтажное сооружение состоит из многих зданий и является крупнейшим памятником тибетской архитектуры. Сооружение главных зданий осуществлялось в ХVII в., Но и в дальнейшем, до XIX в., Дворец продолжали достраивать.
Огромный комплекс дворца, протянувшийся на 430 м, словно вырастает из скалы, составляя с ней единое целое (рис. 5.41).
Между дворцовыми постройками, окрашенными в белый цвет, возвышается девятиэтажный Красный дворец, на плоской крыше которого разместились павильоны китайского типа с позолоченными шпилями (рис. 5.42 а, б). Стены дворцовых зданий с крутыми склонами на крыле толстеют внизу. Фасады с большим количеством часто расположенных окон имеют балконы, выступающие друг над другом. Это усиливает направленность зданий вверх (рис. 5.42).
Китайские строители сделали значительный вклад в развитие регулярных начал планирование.
ru | xn--80aja6bcnk.com.ua/referati/1...aju.html?start=2


25.06.19
[1]
переходы:18
Реферат на тему: архитектура китая
продолжить белые полотнища мостов, то они сойдутся в одной точке - на центре проходного павильона-ворот Тайхеминь ("Врата гармонии"), что ведет к главному павильону - тронный зал Тайхэдянь ("Зал высшей гармонии!").
Павильон-тронный "Зал высшей гармонии" возвышается на трьохступинчастий платформе с резными балюстрадами (рис.5.14-1). Он имеет размеры в плане 64x35 м. Его двухъярусный крыша возвышается на высоту десятиэтажного дома. Колонны зала, покрытые красным лаком, имеют шелковистый блеск, который контрастирует с матовой белизной мрамора и сиянием освещенной солнцем, словно золотой, кровли.
На той же террасе (ее возвышенность около 7 м, а площадь 9,66 га) были построены еще два главных павильона: "Полной гармонии" (рис. 5.14-2) и "Сохранение гармонии" (рис. 15.14-3)
Бросается в глаза, что и здесь, как в судьбах обычных людей, все части ансамбля расположены симметрично относительно продольной оси.
У подножия террас перед павильонами стояли скульптуры львов. Фигура китайского льва (рис. 5.15) лишь отдаленно похожа на тех благородных животных, которые хорошо знакомы каждому. Китайские скульпторы ни пытались их точно изображать, их задачей было создать олицетворение злой силы, вылепить ужасы, готово ударом когтистой лапы сокрушить любого, кто не проявит уважения лице императора.
Перед основными зданиями дворца на площадях симметрично располагали также декоративные вазы, курильницы и большие бронзовые сосуды (рис.5.16). Эти декоративные элементы вместе с резным мрамором ступеней и живописным орнаментом домов усиливали художественную выразительность сооружений в общем архитектурном ансамбле.
Несмотря на впечатляющие размеры, павильоны дворца (рис.5.17) производят впечатление легкости и изящества. Тонкое проработки деталей, гармоничное сочетание отдельных частей, мелкие по рисунку многоярусные и богато декорированные доугуны усиливают это впечатление. Украшениями гребней крыш, мостовых путей, предназначенных для торжественных процессий, идущих к тронных зал, а также стен были изображения драконов.
Дракон (рис.5.18) - это сказочное существо. В его изображении фантастически объединяли голову хамелеона, рога оленя, уши быка, хвост змеи, когти орла, чешую рыбы. Однако с этим ужасом в Китае связана воображение не о чем-то ужасное, а наоборот, о благодати. Дракон - воплощение плодородной воды, облаков, горных вершин, неба вообще, а также символ императорской могущества и совершенства.
Прямоугольник Запретного города окружал прямоугольник Императорского города, который в свою очередь был отделен от внутреннего города стеной и рвами с водой. В нем размещалось несколько крупных императорских парков.
Из-за многочисленных сады и парки строгая симметрия и четкость общего планирования города не вносят в его образ монотонность. Сады подчеркнуто асимметричные, отмечаются свободной и живописной композицией, умелым использованием малых архитектурных форм: каменных арочных мостиков, беседок с поэтическими названиями, как: "для чтения стихов", "для слушания течения воды".
К ансамблей, которые находятся в пределах Императорского города и непосредственно связанные с императорским дворцом, принадлежат парки Трех морей. Наибольшее развитие в XVII -ХVIII ст приобрел парк "Северное море" - Бэйхай (рис.5.19). Он возник еще в X - ХП веков, когда было выкопано
озеро, насыпаны острова и холмы по его берегам. В ХП в. привезено издалека множество декоративных камней, из которого построен горки, гроты и ущелья. Общая площадь парка 104 га, из них 54 га занимает озеро. В его южной части находится остров Цюнхуадао - центральная часть ансамбля парка.
В середине его, на вершине холма, в 1651 была сооружена огромная бутилеподибна кирпичная оштукатуренная сверху пагода на высоком квадратном цоколе (рис.5.20). Уже сама огромность форм Белой пагоды составляет некоторый диссонанс с изящным и легким стилем деревянных сооружений дворцового типа на этом холме.
Вдоль северного берега озера была построена удлиненная двухэтажное галерея с "Павильоном волн" в центре и "Башнями лазурного блика" по краям (рис.5.20 - внизу). Легкие галереи вместе с крышами башен и павильонов гармонично вписались в пейзаж парка с беседками, террасами, горками, стремительными водопадами, журчащими ручьями и мостиками через них.
Орнаменты, украшавшие парковые сооружения, зрительно еще больше их облегчали. В китайском орнаменте (рис.5.21) главная роль отводится геометрическим мотивам. Это, прежде всего, китайский меандр, который размещали одиночно или парами. Его считали символическим изображением грома. Видимо, он происходил от круглых форм спирали. Часто применяли закрученные орнаменты, в которых два, три или более спиральных хвостов бы вращаются вокруг общего центра.
На рис 5.22 показан еще один уголок парка Бэйхай. Прогулочная тропинка идет по краю живописного пруда, через легкий, богато украшенный павильон, ее окружают обломки скал.
В ХVII - ХVIII вв много внимания уделялось строительству императорских парков в окрестностях Пекина. Из них самый большой парк Ихэюань ("Сад беззаботного отдыха"), в котором размещалась летняя резиденция императора. Его общая площадь 330 га. Гигантский парк представляет собой бесконечный лабиринт аллей и тропинок, которые поднимаются к какой-либо горы, огибают ее и выходят в тихих, заросших лотосом водоемов или в маленьких садов. Здесь тоже есть живописное искусственное озеро.
здесь более 500. Легкостью форм отмечаются и беломраморные мосты, объединяющие берега Ихэюань с островами. Среди них - мост Чанцяо ("Длинный мост"), что создает плавный изгиб и состоит из семнадцати прогонов в виде полукруглых арок, которые повышаются к центру (рис. 5.23). Это один из самых красивых мостов этого типа в Китае.
Средневековая замкнутость способствовала тому, что вокруг парка сводились высокие стены, которые правили не только за внешнее окружение парка, но и были важным композиционным элементом, хранил парк как архитектурную единство.
ru | xn--80aja6bcnk.com.ua/referati/1...aju.html?start=1