allr.genskov.ru



Свадебная обрядность - важный компонент духовной культуры украинского

Сортировать: по оценкам | по дате
20.10.18
[1]
переходы:0
Свадебная обрядность - важный компонент духовной культуры украинского
1. Развитие общественных отношений и соответствующее изменение институциональной среды, экономические условия воспроизводства населения, социальная форма организации общества, постепенные изменения в ментальности народа под влиянием трансформацию религиозных представлений, социальных и моральных норм и правил, взаимодействия с идейными и моральными стандартами других народов - все особенности исторического развития определенного общества влияют на систему брачно-семейных отношений, формы, принципы, условия заключения и существования брака. Эволюция брака в Украине - это органическая составляющая эволюции институциональной системы, постепенных изменений социокультурных ментально-ценностных основ общества на длинном и сложном историческом пути его развития.
В Украине традиционно был распространен моногамный брак. Моногамия (от греческих слов monos- один и gamos- брак) - это форма брака, при которой человек женится только с одной женщиной, а женщина - только с одним человеком
Важную роль в выборе невест играли родители. Народ считал, что без родительского благословения невозможно создать нормальную семью. Правда, последнее слово-согласие во время сватовства и венчания в церкви всегда были за молодыми. Девушку или парня редко заставляли до бракосочетания. В XIX в. бывали случаи, когда между родителями и детьми возникали недоразумения относительно будущего бракосочетания. Если между родителями и молодыми не было достигнуто соглашение, то отец мог не дать приданого непослушной дочери или лишал непокорный права на наследство его части имущества
В основе заключения брака в Украине в XVI - XIX вв. был договор (сговор, помолвка, согласие) между двумя сторонами: родителями и родственниками молодого и родителями и родственниками невесты. Посредниками между ними выступали доверенные лица: сват или сваха
Среди Украинский во второй половине XIX в. был также распространен принцип национальной эндогамии: Украинцы женились с Украинской и чрезвычайно редко - с русскими, поляками, евреями или представителями других национальных меньшинств
Обычное право Украинской ограничивало заключения неравных браков и прежде всего между богатыми и бедными. Состоятельные хозяева неохотно роднились с беднотой, но и бедные крестьяне так же предпочитали выбирать себе пару среди равных: "Не с богатством жить, а с человеком", - говорилось в народе. Но иногда, чтобы поправить материальное положение, родители силой отдавали детей в богатую семью
Одним из последствий заключения "неравных" браков было приймацтво - поселение зятя в хозяйство тестя. Такая практика в целом противоречила обычному праву украинский - патримониальности брака, когда сын, выходя, оставался со своими родителями, а дочь "шла в невестки". И все же она была довольно-таки распространенной, поскольку имела для этого социально-экономическую базу: это не только попытка поправить материальное положение за счет более богатых сватов, но и компенсация дефицита мужчин в семье невесты
В основе первого нередко лежали меркантильные соображения родителей, и, разумеется, зять-приемыш очень часто попадал в кабалу к тестю. Эта форма приймацтва наиболее распространенной была там, где господствовала система выработок и наемного труда (в южных районах Украины), а также в районах с консервативным типом хозяйства (на Волыни, Прикарпатье). Там приемного длительное время считали чужого, а 24 когда он должен был оставить семью, то с ним рассчитывались как с наемным работником. И только после десяти лет сожительства он получал право на получение определенной части имущества
В других районах Украины распространенным было приймацтво по приглашению. Зятя приглашали в родительскую семью жены нередко тогда, когда там не было сыновей или когда они еще были маленькие, а семью возглавляла вдова. Когда зятя принимала вдова, он становился главой семьи, получая определенные права на имущество, которое принадлежало родителям жены. В большинстве губерний Украины, прежде всего Киевской, Полтавской, Харьковской, приемный считался бы усыновленным и поэтому его приравнивали в имущественных правах к другим членам семьи. В этих же губерниях было распространенным и приймацтво по желанию - добровольным жительства зятя в семье тестя
В зависимости от того, на какой основе базировалось приймацтво, сложилось и разное к нему отношение. К приймацтва по принуждению, как правило, относились негативно, а к приемного - с определенной пренебрежением. Это шло от того, что он не был хозяином в семье, не мог представлять ее на сельском сходе. Приймацтво по желанию общественность не осуждалось, но и одобрялось не всегда, особенно, когда приемный не возглавлял семью. По приймацтва по приглашению, то оно, как правило, приветствовалось: ведь приемный был равноправным членом семьи, имел право голоса на сельском сходе
Важно принимать во внимание то, что обряды имели чрезвычайное значение на территории Украины, а религиозное благословение брака не считалось достойным для того, чтобы молодые могли начать брачную жизнь. Они не могли начать семьи, до тех пор, пока не выполнили бы ycix церемоний, наказувано обычаю, церемоний, в своей целостности составляли ритуал брака. Именно поэтому очень часто случалось так, что, проведя церковное венчание, невесты считались не находятся в законном браке. В таких случаях молодая жила и дальше в своих родителей i фактически оставалась только молодой, до свадьбы, то есть до брака согласно народному ритуалом
Таким образом, необходимо отметить, что в середине XVIII - второй половине XIX века на территории Украины сохранились различные формы брака, возникли еще в период существования Киевской Руси. Однако нельзя утверждать, что данные формы были чрезвычайно распространенными, а следует признать, что наиболее распространенной формой брака на Украине в этот период было договорное свадьбы.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/vesiln...ulturi_ukrainciv


20.10.18
[1]
переходы:0
Свадебная обрядность - важный компонент духовной культуры украинского
Кроме Церковного Венчание, которое выступает единственным обрядом Свадьба, обрядодиййство Создание Семьи, Веселие, включает ряд обрядов и действий глубокой древности. Сохранены корни Веры Предков, среди которых сохранился древний обычай сожжения свечей, условно - «Свадьба свечей», который проводят две свахи - от Молодого и Молодой. Суть пастушьей древнего обычая, сохранившегося со времен матриархата, век Триполья. Обряда около 5 тысячелетий. Детей сводят, женят не родители-мужчины, а женщины-матери, одетые в вывернутые шерстью наверх кожухи, в овечьих шапках. Кожухи как одежда пастухов, как и свитки с окрайками-поясами.
Свахи зажигают Свечи, лепят друг с другом, объединяют. Свечи передают Свитилци. Свахи хорошо и вкусно целуются «На пороге».
Гостей приглашают в дом. Ребята-дружки выкупают Полотенца. Маленький мальчик, брат Молодой, «продает» Молодому Косу девическим, Красоту Молодой.
Итак, Украинская свадьба является этнокультурным феноменом духовной практики человека и составной народной культуры, сохраняет системно связанные между собой все три ценностные источники - доетнични (архетипные), этнические и национальные, ярко раскрывая «Дух» нации.
В свадебной обрядности происходит процесс передачи этнокультурной информации между поколениями, обеспечивает преемственность самобытности этноса. В свадебном обрядово-художественном комплексе содержится значительный жизненный опыт украинского народа, который передается художественными средствами.
Духовная культура - важнейший вид культуры, включая интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетное значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная. Духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия, наука.
Исторически именно украинская свадьба вобрало в своей структуре и обычных обрядности пережитки как матриахального так и патриахального периода развития, первобытнообщинного строя. Свадебная обрядность сохранила пережитки родового строя. Свадьба - это общественный акт, и к нему причастна вся семья, особенно при обряде «приношения», печении каравая, плетении венков, должности, «перепоя» и другие.
Гуманистическая сущность обряда бракосочетания формирует черты нравственной чистоты и духовного богатства человека. Исторически, конечно, свадебная обрядность на Украине отмечается своими локальными особенностями.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/vesiln...ukrainciv?page=2


20.10.18
[1]
переходы:0
Свадебная обрядность - важный компонент духовной культуры украинского
О том, что свадьба посвящались солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы изначально присутствовали в свадебном ритуале украинский: каравай, свадебные свечи, венки, веточку и тому подобное. «Повесть временных лет» донесла до нас отголоски обычая принесения жертв в виде каравая: «И тако покладывают им требы и каравай им ломят. . . иже нарицается беззаконная трапеза, мънимая Рода и Рожаницам ». Таким же остатком древнего богослужения есть обычай посадки молодых на вывернутый мехом вверх кожух или овечью шкуру, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вша с бокала на потолок (жертва), и ковыряния печи молодой на сватовстве. Жертвами Богам - покровителям брака, были обряды резку каравая, обрезание волос молодой, а древние песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим Богов. Позже к гимнов-молитв в честь брачных Богов добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья.
Одной из древнейших свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах (Винницкая область, Тернопольская область), есть песня, обращенная к Даждьбога, который встречает князя (молодого) «между тремя дорогами рано рано». В песне Даж-бог уступает дорогу молодому, который «князем раз в жизни, в воскресенье рано-рано». Обычай пропускать вперед «свадебный поезд» сохранился и до сих пор во многих странах мира.
3. помолвке (полюбины, платки, полотенца, сватанки) - заключительный этап сватовства, обрядовое закрепления согласия на брак. В то же время это первый предсвадебный обряд, приобретал законную силу.
На помолвке к молодой приходили вместе с молодым его родители и родственники. Все садились за стол, а молодых выводили на должностей. Старший староста накрывал полотенцем хлеб, клал на него руку девушки, сверху - руку парня и перевязывал их полотенцем. После этого ритуала молодая перевязывала сватов рушниками, а всех присутствующих одаривала платками, полотном или рубашками. В Карпатах этот ритуал осуществляла мать девушки: она осыпала молодых пшеницей и белой шерстью и подавала им мед, который символизировал единство молодых и их родственников.
После всех церемоний девушка и парень считались помолвленными и отныне не имели права отказываться от брака. Попытка отказаться считалась бесчестия, за отказ же возмещали материальные затраты и еще и платили за оскорбление.
В знак того, что девушка и парень засватанные, они получали определенные атрибуты: жених - Барвенково цветок, невеста - красную ленту в волосах или цветок (на Буковине - траву). В западных районах более распространенными были венки, их плели в так называемые барвинковые дня. На Гуцульщине венок смазывали медом и покрывали позолотой. Девушка не снимала его до брака, даже спала в нем. Существовало поверье: если венок пропадет - не будет счастья в супружеской жизни.
Барвинковые обряды начинали собственную свадьбу. Они символизировали освящение брака общиной и включали целый ряд обрядовых действий: сбор барвинка, материнское благословение на плетение венков, их изготовления и одевания.
В разных районах Украины барвинковые обряды имели свои особенности. Наиболее распространенными они были в Карпатах и ​​Приднестровье. Там по барвинок шли молодежной общиной с музыкой, на Бойкивщини - молодая с дружками и маленьким мальчиком, на Закарпатье - дружки жениха и невесты. На Среднем Приднепровье и в восточных районах по барвинок шла только молодежь, которая изготовляла барвинковый венок лишь как украшение к каравая.
Перед тем как состоится венчание в церкви, жених и невеста должны пройти еще один важный этап. Сначала происходит обручение, которое нередко называют помолвкой. Ее, если того потребуют обстоятельства, можно разорвать перед венчанием. Во времена православной Руси эти две церемонии происходили в разное время. Смысл был в том, чтобы юноша и девушка, которые изъявили желание вступить в брак, смогли проверить истинность своих чувств и твердость намерений
Стоит сказать несколько слов о том, как происходит сама церемония, ведь некоторые люди думают, что это и есть начало венчания. Но это не так. Невесты и вся процессия останавливаются у входа в храм. Невесте надлежит стоять слева от жениха. Из алтаря к ним выходит священник, на нем белые праздничные ризы. Подойдя к молодой паре, он осеняет их святым крестом (трижды) и подает уже зажженные свечи. Кстати, если кто-то из молодоженов вступает в церковный брак уже не первый раз, свечи такой паре не полагаются, поскольку они символизируют чистоту и невинность как лучше начало брака.
Затем кадилом с благовониями священник обкуривает будущих жениха и невесту. Тем самым он как бы скрепляет их общее желание стать единым целым перед лицом Господа. Затем следует короткая молитва, после чего священник обручает молодых кольцами, при этом он три раза меняет их с руки невесты на руку жениха. В результате в новобрачной на пальце оказывается золотое кольцо, а у жениха - серебряная.
Свидетели держат над головами молодых венцы, священник начинает читать соответствуют случаю молитвы. В промежутках он задает каждому из будущих супругов первый важный для них вопрос о том, является ли их желание вступить в брак добровольным, искренним, и продиктовано оно исключительно любовью. После того как получены положительные ответы от обоих, наступает очередь второго вопроса, смысл которого следующий: "Не давал ли кто-либо из невест обещания руки и сердца другому лицу?
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/vesiln...ukrainciv?page=1