allr.genskov.ru



Современная классификация наук

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[4]
переходы:3
Современная классификация наук
Этому отвечало в качестве предварительной предпосылки движение от разобщенности наук к их связанности между собой, хотя эта связанность первоначально и выступала как просто их сопоставление. В дальнейшем эволюция всей данной проблемы привела к проникновению сюда идей развития и всеобщей связи наук. Главным проявлением этого было более полное преодоление былой их разобщенности путем обнаружения органических переходов между различными науками. Сначала такие переходы выявлялись между смежными и вообще близким между собой науками, расположенными в их общем иерархическом ряду, затем между все более удаленными.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=0


13.12.17
[3]
переходы:3
Современная классификация наук
естествознания, но и как указание на субъект истории, субъект социального развития и социальных отношений, который органично входит в сам объект общественных наук. Ф. Энгельс отмечал, что _в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенной цели.
Нам осталось сказать о предмете наук о мышлении. Вместе с общественными науками они составляют гуманитарные науки, то есть науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект отражен в общественной или индивидуальном сознании человека (субъекта).
До сих пор мы говорили о частных науки и их группы, входящие в первый класс. Будучи в отличие от всех остальных (частных) наук наукой общей, материалистическая диалектика имеет своим объектом (предметом) не какую-либо одну область исследования, а пронизывающие все эти области (природа, общества и мышления) наиболее общие законы всякого движения, всякого развития. Поэтому по отношению ко всем другим наукам - фундаментальным и прикладным - материалистическая диалектика выступает как интеграционного фактора, способствующего их взаимодействия и их взаимно зьвязку между собой. Диалектика, будучи логикой и теорией познания материализма, рассматривает как в общей форме, так и в отношении любой конкретной ситуации гносеологический вопрос об отношении субъекта к объекту, об общем метод научного познания, о связи с практикой и т. д. При этом марксистско-ленинская философия действует не в отрыве от частных наук, а не обособляясь от них, а в полном единстве с ними, воплощая этим единство противоположностей общего и отдельного
Второй класс наук. Это науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счете определяется природой объекта (предмета), что изучается, но в который дополнительно инкрустирована известна доля субъективного момента. Потому что здесь речь идет не просто об объекте (предмете), существующий вне и независимо от нашего сознания, а о примененных нами приемы и способы его изучения, то есть о том, каким образом он последовательно, шаг за шагом фиксируется в нашем сознании.
Третий класс наук. Его составляют прикладные, практические, в том числе технические, науки. Здесь субъективный момент при сохранении детерминирующего значения объективного момента возрастает в наибольшей степени при определении практической значимости научных достижений, практической целенаправленности научных исследований. Если при выработке и применении метода исследования субъективный момент носит как бы переходный, временный характер, то в практических науках он органически входит в качестве реализованной цели в конечный результат. Все практические, прикладные науки основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования этих законов в пользу человека).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=7


13.12.17
[3]
переходы:2
Современная классификация наук
Глобальными проблемами являются также: изучение космоса, экономические проблемы, связанные в изучением внешний среды человека; проблема здоровья и долголетия людей, их пропитания и др. В решении призваны участвовать все науки без исключения: и естественно-математические и гуманитарные, и технические (вообще прикладные).
Другая проблема-изучение научного и технического творчества, что вливается в форму научных открытий и технических изобретений, а также художественного и социального творчества
Это тоже глобальная проблема, подобная тем, которые касаются изучения НТР и науковедення. Но здесь главный акцент делается уже на познавательно-психологической и логической сторонах вопроса, а также на биографических данных об ученом, изобретателе, писателю, художнику, на условиях и обстановке, в которых готовилось и развернулась их творчество.
4) От функциональности к субстрактности. Посмотрим теперь на общий принцип построения почти всех основных наук, а значит, их классификации в наше время. В основе их структуры, как это сложилось с самого начала их возникновения, лежит признак функциональности. Науки выделялись и продолжают, как правило, выделяться до сих пор не по объекту, а по формам движения или по отдельным сторонам изучаемого. Правда, Ф. Энгельс построил свою классификацию наук по формам движения, но вместе с тем попытался подвести под нее субстратную основу.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=4


13.12.17
[3]
переходы:7
Современная классификация наук
вывод
Классификация наук - это раскрытие взаимосвязи наук на основе определенных принципов и воспроизведения этой связи в виде логически обоснованного размещения наук в системе научных знаний.
Классификация наук имеет большое научное значение. Опираясь на предметные и методические связи научных дисциплин и их групп, классификация способствует направленному движению науки от эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза, системного подхода к научным проблемам.

Список использованной литературы
1. Гришенко IM, Григоренко А.Н., Борисейко В.А. Основы научных исследований: Учеб. noci6. - М .: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2001. - 186 с
2. Ерина AM, Захожай В.Б., Ерин Д. Л. Методология научных исследований: Учебное пособие. - Киев: Центр учебной литературы, 2004. - 212 с.
3. Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1985. - 342 с.
4. Ковальчук В. В., Моисеев Л. М. Основы научных исследований: Учебное пособие. - Четвёртый вид. перераб. i доклада. - М .: ИД «Профессионал», 2007. - 240 с.
5. Крушельницкая А.В. Методология и организация научных исследований: Учебное пособие. - М .: Кондор, 2006. - 206 с.
6. Романчиков BI Основы научных исследований.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/suchas...a_nauk_72?page=6


13.12.17
[2]
переходы:2
Современная классификация наук
Этому соответствовал как предыдущей предпосылки движение от разобщенности наук к их связанности между собой, хотя эта связанность первоначально и выступала как просто их сопоставление. В дальнейшем эволюция всей данной проблемы привела к проникновению сюда идей развития и всеобщей связи наук. Главным проявлением этого было более полное преодоление былой их разобщенности путем обнаружения органических переходов между различными науками. Сначала такие переходы выявлялись между смежными и вообще близким между собой науками, расположенными в их общем иерархическом ряду, затем между все более удаленными.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Suchasna_klasifikaciya_nauk


13.12.17
[2]
переходы:3
Современная классификация наук
наук и вообще на все ее звенья и детали. Несмотря на то, что принципы развития и всеобщей связи вместе с принципом объективности (теории отражения) достаточно глубоко проникли сюда уже давно, однако, в самой структуре научного знания, в его классификации еще сильны и дают себя знать его родимые пятна , свидетельствующие о его рождении в период господства односторонне-аналитического метода исследования.
Рассмотрим шесть аспектов эволюции рассматриваемой проблемы и ее тенденции в настоящее время, частично уже вполне оказались во второй половине нашего века, частично еще только начали себя проявлять.
Когда одной науке соответствовал один предмет и одному этому предмету соответствовала только одна эта наука, то отношение между ними - наукой и предметом - было чисто однозначным. Теперь же все чаще оказывается, что один предмет должен изучаться одновременно много которыми науками; одна наука должна иметь дело не с одной, ее _собственным », предметом, а со многими любыми другими. Иными словами, между науками и предметами отношение изучаемых ими существенно меняются и оказываются не однозначными, а многозначными.
2) От однолинейности наук в их комплексности. Следующий этап в том же направлении, определяемый углублением взаимодействия наук, состоит в том, что во взаимодействие вступают не только науки одного общего профиля, например, представлены только естествознанием или только гуманитарным знанием, но науки всех профилей.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=3


13.12.17
[2]
переходы:7
Современная классификация наук
Этому отвечало в качестве предварительной предпосылки движение от разобщённости наук к их связанности между собой, хотя эта связанность первоначально и выступала как просто их сопоставление. В дальнейшем эволюция всей данной проблемы привела к проникновению сюда идей развития и всеобщей связи наук. Главным проявлением этого было более полное преодоление былой их разобщенности путем обнаружения органических переходов между различными науками. Сначала такие переходы выявлялись между смежными и вообще близким между собой науками, расположенными в их общем иерархическом ряду, затем между все более удаленными.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovremennaya_klassifikaciya_nauk


13.12.17
[1]
переходы:6
Современная классификация наук
степени исторического движения (та или иная социально-экономическая формация, взятая как целое) должен изучаться совокупностью всех общественных наук, и, прежде всего тех, которые имеют дело с экономическим базисом, политической и духовно-идеологической надстройками.
5) От множественности наук к единой науки. Хорошо известно, что мир един и его единство заключено в материальности его бытия. Бытия же, будучи первичным, определяет собой сознание как повторное.
Единство мира, заключенная в его материальности, предполагает, что материя выступает в бесконечном множестве своих видов, форм и проявлений. Значит, она являет собой единство в многообразии. Отсюда следует, что субстратный подход к изучению мира должен быть логически доведен до конца: отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную связь между собой и образовать единую универсально-глобальную проблему, объектом разработки которой будет весь мир как единство в многообразии .
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Suchasna_klasifikaciya_nauk?page=5


13.12.17
[1]
переходы:7
Современная классификация наук
Ф. Энгельс отмечал, что _в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенной цели.
Нам осталось сказать о предмете наук о мышлении. Вместе с общественными науками они составляют гуманитарные науки, то есть науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект отражен в общественной или индивидуальном сознании человека (субъекта).
До сих пор мы говорили о частных науки и их группы, входящие в первый класс. Будучи в отличие от всех остальных (частных) наук наукой общей, материалистическая диалектика имеет своим объектом (предметом) не какую-либо одну область исследования, а пронизывающие все эти области (природа, общества и мышления) наиболее общие законы всякого движения, всякого развития. Поэтому по отношению ко всем другим наукам - фундаментальным и прикладным - материалистическая диалектика выступает как интеграционного фактора, способствующего их взаимодействия и их взаимосвязи между собой. Диалектика, будучи логикой и теорией познания материализма, рассматривает как в общей форме, так и в отношении любой конкретной ситуации гносеологический вопрос об отношении субъекта к объекту, об общем метод научного познания, о связи с практикой и т. д. При этом марксистско-ленинская философия действует не в отрыве от частных наук, а не обособляясь от них, а в полном единстве с ними, воплощая этим единство противоположностей общего и отдельного.
Второй класс наук. Это науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счете определяется природой объекта (предмета), что изучается, но в который дополнительно инкрустирована известна доля субъективного момента. Потому что здесь речь идет не просто об объекте (предмете), существующий вне и независимо от нашего сознания, а о примененных нами приемы и способы его изучения, то есть о том, каким образом он последовательно, шаг за шагом фиксируется в нашем сознании.
Третий класс наук. Его составляют прикладные, практические, в том числе технические, науки. Здесь субъективный момент при сохранении детерминирующего значения объективного момента возрастает в наибольшей степени при определении практической значимости научных достижений, практической целенаправленности научных исследований. Если при выработке и применении метода исследования субъективный момент носит как бы переходный, временный характер, то в практических науках он органически входит в качестве реализованной цели в конечный результат. Все практические, прикладные науки основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования этих законов в пользу человека).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/suchas...a_nauk_72?page=5


13.12.17
[1]
переходы:7
Современная классификация наук
Его вклад в становление этой дисциплины сохраняет свое значение до сих пор. Особая роль принадлежит его труда "Научная мысль как планетарное явление", в которой В. Вернадский рассматривал узловые проблемы развития естествознания, отделения и интеграции его отраслей и формирование на этой основе новых междисциплинарных наук (физическая химия, химическая физика, биохимия, биогеохимия и др. ). Любую классификацию наук он считал условным, но необходимой для определения определения предметных областей их исследования.
Традиционной считается классификация наук по предмету исследования, согласно которому отделяют математические, физические, химические, биологические, технические, социальные науки и тому подобное. Другим примером традиционной классификации наук является их разделение в зависимости от познания и практического действия на теоретические (физика, химия, астрономия, биология, математика и другие) и прикладные (радиотехника, горное дело, агрохимия, медицина и т.д.). Такой подход разделял немецко-американский философ, социолог Эрих Фромм, считая, что науку следует дифференцировать по установлению объективно правильных норм вывода знаний. По его утверждению, чистые, есть теоретические, науки имеют дело с открытием фактов и принципов, а прикладные ориентированы на практические нормы, согласно которым предстоит действовать. При этом сама норма задается научным знанием фактов и принципов.
Учитывая характер научных исследований и методов получения знаний немецкий ученый В. Штоф классифицировал науки на эмпирические и теоретические. К эмпирическим он причислял все виды познавательной деятельности, методы, приемы, способы познания, а также формы фиксации, выражения и закрепления знания, которые являются содержанием практики или ее непосредственным результатом.
Российский исследователь Б. Бирюков классифицировал науки по методам, которые применяются в научных исследованиях (описательные, эмпирические, экспериментальные, дедуктивные, точные и др.), По отношению к практике (теоретические, "чистые" и прикладные) и за использованием математических методов (дедуктивные и недедуктивных).
Классификация наук, предложенная Г. Фоллмер, выстраивалась по критерию их функций в системе научного знания, выделяя науки о действительности, структурные науки и метадисциплины. К наукам о действительности он причислил физику, химию, психологию, языкознание, называя их естественными, социологию и другие гуманитарные - науками о культуре.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/suchas...a_nauk_72?page=1


13.12.17
[1]
переходы:7
Современная классификация наук
Но идея развития предполагает, во всяком случае, два признака, имеют исключительно большое значение для проблемы классификации наук. Во-первых, признание генетической связи высших ступеней с низкими, их которых эти высшие возникли и развились. Отсюда иерархический ряд наук выступает как восходящий от низшего к высшему, от простого к сложному, отражая принцип развития. При этом низкое выступает в высшем как подчиненное, побочное, превзойденное этим выше. Во-вторых, идея развития неизбежно приводит к признанию того, что между смежными членами иерархического ряда наук должны быть обязательно переходы, переходные области, поскольку сам процесс развития, будучи связным, не может происходить иначе, как путем переходов от одного к другому. Принцип координации, основанный на внешнем сопоставлении наук, допускает образование между смежными (по ряду) науками резких разрывов и пропастей, что даже не переходяться. Напротив, принцип субординации по самому своему существу влечет за собой мостов ", через которые осуществляются переходы между науками и их общая взаимосвязь.
3) От субъективности к объективности в обосновании связи наук. В неразрывности с обеими предыдущими тенденциями действует в эволюции классификации наук тенденция, направленная от субъективной трактовки обоснования их классификации к его объективной трактовке. Ранее в качестве основы, на которой строилась система умений и знаний, в том числе и научных, выбирались особенности проявления человеческого интеллекта (психики), например память (отсюда история), разум (отсюда наука), воображение (отсюда искусство). Но постепенно шаг за шагом как обоснование классификации наук стали выдвигаться связи самих явлений объективного мира. Поэтому последовательность в расположении наук, то есть отраслей человеческого знания в их общей классификации, стала все чаще выводиться из последовательности расположения вещей и явлений, как в природе, так и в жизни человека.
4) От изолированности наук к междисциплинарности. Со второй половины XIX в. как результат всех предыдущих тенденций в эволюции наук и их классификации началось постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными, и, прежде всего смежными по их иерархическому ряду, науками. В связи с этим оказалась новая тенденция от изолированности наук к возникновению наук промежуточного, или переходного характера, образующих собой связующее звено между ранее разорванными и внешне сопоставлений одна возле другой науками. Основой для вновь возникших междисциплинарных отраслей научного знания служили объективные переходы между различными формами движения материи. В неорганической природе такие переходы были найдены благодаря открытию процессов взаимного преобразования различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической природой был отражен в гипотезе Ф. Энгельса о химическом происхождении жизни на Земле.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/suchas...a_nauk_72?page=2


13.12.17
[1]
переходы:3
Современная классификация наук
конца третьей четверти XIX в. В этих условиях дифференциация наук, продолжалась нарастающими темпами, их дробление на все более мелкие разделы и подразделы были тенденцией не только противоположной их интеграции, но и тенденцией, затрудняла и осложняющей ее. И чем больше появлялось новых наук и чем мельче становилась их собственная структура, тем труднее и сложнее было их объединение в единую систему при создании общей классификации.
2) От координации наук к их субординации. В основе движения (тенденции) от координации наук к их субординации лежит отказ от идеи неизменности вещей и явлений природы. Но идея развития предполагает, во всяком случае, два признака, имеющие исключительно большое значение для проблемы классификации наук. Во-первых, признание генетической связи высших ступеней с низкими, их которых эти высшие возникли и развились. Отсюда иерархический ряд наук выступает как восходящий от низшего к высшему, от простого к сложному, отражая принцип развития. При этом низкое выступает в высшем как подчиненное, побочное, превзойденное этим высшим
Во-вторых, идея развития неизбежно приводит к признанию того, что между смежными членами иерархического ряда наук должны быть обязательно переходы, переходные области, поскольку сам процесс развития, будучи связным, не может происходить иначе, как только путем переходов от одного к другому. Принцип координации, основанный на внешнем сопоставлении наук, допускает образование между смежными (по ряду) науками резких разрывов и пропастей, что даже не переходяться. Напротив, принцип субординации по самому своему существу влечет за собой наведение мостов », через которые осуществляются переходы между науками и их общая взаимосвязь.
3) От субъективности к объективности в обосновании связи наук. В неразрывности с обеими предыдущими тенденциями действует в эволюции классификации наук тенденция, направленная от субъективной трактовки обоснования их классификации к его объективной трактовке. Ранее в качестве основы, на которой строилась система умений и знаний, в том числе и научных, выбирались особенности проявления человеческого интеллекта (психики), например память (отсюда история), разум (отсюда наука), воображение (отсюда искусство). Но постепенно шаг за шагом в качестве обоснования классификации наук стали выдвигаться связи самих явлений объективного мира. Поэтому последовательность в расположении наук, то есть отраслей человеческого знания в их общей классификации, стала все чаще выводиться из последовательности расположения вещей и явлений, как в природе, так и в жизни человека.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=1


13.12.17
[1]
переходы:2
Современная классификация наук
различными формами движения материи. В неорганической природе такие переходы были найдены благодаря открытию процессов взаимного преобразования различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической природой был отражен в гипотезе Ф. Энгельса о химическом происхождении жизни на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул идею о биологической форму движущейся материи (организм). Наконец переход между ней и общественной формой материи (историей) Энгельс, движущегося осветил в трудовой теории антропогенеза.
5) От однотипности к разветвленности в изображении классификации наук. Такая тенденция в эволюции классификации наук касается их графического построения и выражения. Однолинейная форма на первый взгляд лучше других способна выразить процесс восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, а всего бывает от абстрактного к конкретному. Так Ф. Энгельс составил иерархический ряд наук: математика-механика-физика-химия-биология. Однако в дальнейшем сюда нужно внести существенные коррективы.
Прежде всего, на каждой ступени развития природы мы наблюдаем, что этот процесс совершался вовсе не однотипно, а раздваивался на две противоположные стороны одинакового прогрессивного характера. Одна из них в перспективе имела тенденцию выйти за рамки существующего качественного степени и перейти на более высокую ступень
В результате общая классификация наук приобретает исключительно сложный разветвленный характер, сменивший былую ее простоту и однотипность.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=2


13.12.17
[1]
переходы:2
Современная классификация наук
как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причем главным образом природных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и еще гораздо хуже классификации прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук. Между тем задача построения полной системы наук предполагает охват всех наук вообще, в том числе прикладных, практических. Но для решения такой задачи необходимо выработать единый, общий для всех наук принцип, который давал бы возможность включать их в полную систему или классификацию. После этого мы смогли бы проследить, как реализуется этот принцип при рассмотрении трех основных сторон всей совокупности человеческих знаний, причем за основу в данном случае нам придется брать не отдельные науки и научные дисциплины, а некоторые их группы, с тем, чтобы определять последовательный порядок их расположение и взаимосвязь между собой, выражаемых с помощью установленного нами общего принципа построения этой полной системы.
Три основные стороны человеческого знания. Уже сравнительно давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три вопроса, последовательно задается: что изучается? (наглядный подход); как, какими способами изучается? (подход с точки зрения метода); зачем, ради чего, с какой целью изучается? (подход со стороны облВ результате ответов на эти вопросы раскрываются три разных стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологически-исследовательская и практически-целевая. Связь между этими тремя сторонами определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой. Это и есть, по нашему мнению, общий принцип, лежащий в основе полной системы научного знания и объединяющий все науки в одно целое.
Первый класс наук. Начнем с естественных наук. Науки о природе является тем простым неразвернутых случаем первого класса наук или первой группой наук этого класса. Повторим еще раз применительно к данному случаю, что в результате естественнонаучного познания из его содержания должно быть полностью элиминирована все привнесенное от самого исследователя (субъекта) в процессе познания, в ходе научного открытия; закон природы или естественнонаучная теория только в том случае оказываются правильными, если они объективны по содержанию. Однако элиминироваты полностью субъективный момент можно и должен только относительно содержания научного познания, но не его формы, поскольку последняя несет на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sovrem...ciya_nauk?page=6