allr.genskov.ru



Социальное знание на рубеже двух эпох. Теории

Сортировать: по оценкам | по дате
19.11.17
[1]
переходы:0
Социальное знание на рубеже двух эпох. Теории
XVII века - своеобразное перепутье, на котором встретились и разошлись две эпохи истории - средневековая и новая. Каждая из них ставила и решала свои проблемы.
Для долгой и унылой эпохи средневековья основной философской, теософской и социальной проблемой была проблема Бог - человек, выступала в роли пассивного объекта.
Гуманисты эпохи Возрождения существенно расширили границы естественной и социальной активности человека, хотя рассматривали ее как произведение божий. Они еще не могли вывести ее из-под влияния создателя. Но, как остроумно заметил итальянский
88

мыслитель Возрождения Пико делла Мирандолла Бог позволил человеку бесконечно проявлять свою инициативу.
Такая инициатива в сфере философского и социального знания завершает средневековья идеей, что человек как природное существо является субъектом, творцом собственной истории. Это и обусловило для научной мысли XVII в. четко определить собственную проблему: природа - человек ^ Признается их акт божественного творения, как и то, что после этого природа и человек развиваются по своим собственным законам.
В это время приобретают интенсивного развитию математика, механика, астрономия. Социальное познание становится на путь поисков естественных факторов развития общества. Средневековая идея равенства людей перед Богом в идеологии молодой буржуазии трансформируется в идею равенства людей по своей природе и-поисками причин их фактического неравенства в обществе.
Постепенно разваливается средневековая система ценностей и мировосприятия. Возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. Натурализм превращается в доминирующий принцип науки, в том числе и науки о человеке. Его господство во всех областях знания было связано с исключением сверхъестественного и чудесного.
В общественном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски изначальной «природы человека» и т. П., Что нашло свое отражение прежде всего в таких известных концепциях, как теория «естественного человека», теория «естественного права», «естественной этики» и др. Известными теоретиками по этим вопросам были представители английской философии и социологии Т. Гоббс и Д. Локк. ГХ концепции происхождения общества можно расценивать как социологические теории, хотя социологии как науки на, то время еще не существовало.
Томас Гоббс (1588-1679) -известный английский философ, один из создателей теории «естественного права и общественного договора», автор знаменитого труда «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и общественного" (1651), где изложена его социологическая концепция общества.
Человек - порожденный природой биологический организм, который приобретает при соответствующих условиях особой, «человеческой природы». Все люди рождаются свободными, равными, с эгоистичной естественной жадностью. Природа наделила их одинаковыми потребностями и страстями, дала каждому «право на все», и это стало причиной такой же ярости и похоти, которая существует в животном мире. Один человек завидует другому, радуется ее горю, ради собственного самосохранения видит
89


в другом врага и конкурента на пути к удовлетворению своих потребностей. Это "природа человека", ее первоначальный естественное состояние. Именно тогда возникает «война всех против всех» -и принцип морали "человек человеку - волк».
Борьба людей между собой, постоянная угроза физическому существованию каждого приводят к заключению между людьми общественного договора, основу которого составляет личный интерес и собственная выгода. С этого времени «естественный человек» становится «не естественной», -а социальным существом, поскольку такой акт знаменует начало гражданского общества.
ru | www.osvita-plaza.in.ua/publ/soci...kk/455-1-0-46461



как высшее из творений разумной природы. Если интеллект Бога - сущность, то интеллект человека - потенция сущности. Отрицая августинианства (приоритет интуиции), оставаясь на позициях религиозного догматизма, он обращался к разуму, здравому смыслу человека и одновременно разделял людей на более высокий класс - правителей, средний - воинов, судей, чиновников, ученых, священников и дворян, ниже - наемников, ремесленников , «грязный народ».
На Востоке и на Западе развивалась преимущественно благодаря стараниям представителей богословия. Ведь с экономическим, политическим, нравственным, интеллектуальным упадком Греции и Рима земная государство представала как воплощение зла, беззакония, несправедливости, террора, эксплуатации, распущенности. Такая политическая реальность создала благоприятные условия для бурного развития христианства.