allr.genskov.ru



Социальное знание на рубеже двух эпох. Теории

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[1]
переходы:0
Социальное знание на рубеже двух эпох. Теории
XVII века - своеобразное перепутье, на котором встретились и разошлись две эпохи истории - средневековая и новая. Каждая из них ставила и решала свои проблемы.
Для долгой и унылой эпохи средневековья основной философской, теософской и социальной проблемой была проблема Бог - человек, выступала в роли пассивного объекта.
Гуманисты эпохи Возрождения существенно расширили границы естественной и социальной активности человека, хотя рассматривали ее как произведение божий. Они еще не могли вывести ее из-под влияния создателя. Но, как остроумно заметил итальянский
88

мыслитель Возрождения Пико делла Мирандолла Бог позволил человеку бесконечно проявлять свою инициативу.
Такая инициатива в сфере философского и социального знания завершает средневековья идеей, что человек как природное существо является субъектом, творцом собственной истории. Это и обусловило для научной мысли XVII в. четко определить собственную проблему: природа - человек ^ Признается их акт божественного творения, как и то, что после этого природа и человек развиваются по своим собственным законам.
В это время приобретают интенсивного развитию математика, механика, астрономия. Социальное познание становится на путь поисков естественных факторов развития общества. Средневековая идея равенства людей перед Богом в идеологии молодой буржуазии трансформируется в идею равенства людей по своей природе и-поисками причин их фактического неравенства в обществе.
Постепенно разваливается средневековая система ценностей и мировосприятия. Возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. Натурализм превращается в доминирующий принцип науки, в том числе и науки о человеке. Его господство во всех областях знания было связано с исключением сверхъестественного и чудесного.
В общественном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски изначальной «природы человека» и т. П., Что нашло свое отражение прежде всего в таких известных концепциях, как теория «естественного человека», теория «естественного права», «естественной этики» и др. Известными теоретиками по этим вопросам были представители английской философии и социологии Т. Гоббс и Д. Локк. ГХ концепции происхождения общества можно расценивать как социологические теории, хотя социологии как науки на, то время еще не существовало.
Томас Гоббс (1588-1679) -известный английский философ, один из создателей теории «естественного права и общественного договора», автор знаменитого труда «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и общественного" (1651), где изложена его социологическая концепция общества.
Человек - порожденный природой биологический организм, который приобретает при соответствующих условиях особой, «человеческой природы». Все люди рождаются свободными, равными, с эгоистичной естественной жадностью. Природа наделила их одинаковыми потребностями и страстями, дала каждому «право на все», и это стало причиной такой же ярости и похоти, которая существует в животном мире. Один человек завидует другому, радуется ее горю, ради собственного самосохранения видит
89


в другом врага и конкурента на пути к удовлетворению своих потребностей. Это "природа человека", ее первоначальный естественное состояние. Именно тогда возникает «война всех против всех» -и принцип морали "человек человеку - волк».
Борьба людей между собой, постоянная угроза физическому существованию каждого приводят к заключению между людьми общественного договора, основу которого составляет личный интерес и собственная выгода. С этого времени «естественный человек» становится «не естественной», -а социальным существом, поскольку такой акт знаменует начало гражданского общества.
ru | www.osvita-plaza.in.ua/publ/soci...kk/455-1-0-46461



На Востоке и на Западе развивалась преимущественно благодаря стараниям представителей богословия. Ведь с экономическим, политическим, нравственным, интеллектуальным упадком Греции и Рима земная государство представала как воплощение зла, беззакония, несправедливости, террора, эксплуатации, распущенности. Такая политическая реальность создала благоприятные условия для бурного развития христианства.
конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, выразили понимание процесса политической истории, решительно отрицали институты рабовладения и работорговли, обосновали американский конфедерализм и демократизм, свое видение естественных прав человека и общественного договора, отстаивали принципы всенародного суверенитета, всезагаль ного избирательного права, миролюбивый !