allr.genskov.ru



Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[1]
переходы:1
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Общение является необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов ее социального развития. Без общения человек не жить или работать, удовлетворять свои потребности - это условие развития личности. Само слово "общение" указывает на то общее, коллективное, то, что объединяет людей. Но нужно помнить, что каждый человек - это личность, индивидуальность, и для того чтобы уметь адекватно воспринимать и понимать его отношение, нужно проявлять наблюдательность, как к самому человеку, так и к форме выражения этих отношений. Для этого нужно иметь определенные знания, навыки, умения и постоянно углублять их. Чтобы взаимодействие было цспишною, в личности должны быть сформированы такие психологические качества, как способность к эмпатии, само рефлексии, идентификации, и тому подобное.
К сожалению, очень небольшому количеству людей в нашем обществе присущи эти качества. Это чаще всего приводит к конфликтам и недоразумениям. В результате этого страдают профессиональная, личностная сфера личности, а самое главное это физическое и психологическое здоровье самой личности. Именно этими проблемами занимается социально-психологический тренинг. С помощью тренинга человек может овладеть определенными знаниями и навыками в сфере взаимоотношений между людьми, а также тренинг позволяет сформировать те важные психологические качества, которые нужны для этого. Это позволит человеку быть свободным, избегать и успешно решать конфликты, а самое главное сохранять свое здоровье и окружающих.
Автор книги «Социально-психологический тренинг» Петровская Л. А. (1985), изучая социально-психологические предпосылки и разрабатывая практические приемы развития и совершенствования коммуникативной компетентности, указывает, что необходимо постоянно помнить, что в ее основе лежит не простое владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые разворачиваются в конкретном социальном контексте
Коммуникативная компетенция занимает особое место в формировании уровня самоуважения индивида. Ведь результат любого взаимодействия с окружающими каждый человек осознанно или неосознанно рассматривает с точки зрения оценки своей коммуникативной компетентности. При этом степень успешности задуманных актов влияния и использования средств произвести впечатление на других принимается им за меру своей коммуникативной компетенции. Таким образом, коммуникативная компетенция предлагает ситуативную адаптацию и свободный вербальными и невербальными средствами социального поведения. Как итог, коммуникативная компетентность должна рассматриваться, как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношения к естественному и социального мира, а также к самому себе, как синтеза обоих миров. [8]
Социально-психологический тренинг относится к комплексных методов социально-психологического обучения и влияния. Основной целью является повышение компетентности в сфере общения. Эта цель определяет социальное назначения.Создание метода, непосредственно связанного с практическими задачами развития общества, а также создание благоприятных условий для развития личности, совершенствование работы с кадрами.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...go_vozdeiystviya


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
помощи человеку, имеющему трудности в общении. Развитие практической психологии требует от психолога овладения различными диагностическими методами, а также методами психологического воздействия и обучения, к которым и относится социально-психологический тренинг.
Тренинговая группа определялась, как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Главным интересом для участников тренинговой группы является сама группа
тренинговой группы. В этом сборнике тренинговые группы рассматривались как способ помочь человеку в решении проблемы большей личностной
интегрированности и как способ внесения изменений в большие социальные структуры. Были названы четыре основные проблемы развития этого направления: профессионализация тренеров, модификация метода тренинговой группы, расширение использования этого метода в нелабораторних условиях, рост изысканий и развитие теорий. Другое направление развития тренинга - «группы встреч» К. Роджерса - связано с гуманистической ориентацией в психологии. Основной задачей таких групп рост личности, оказание помощи личности в достижении подлинного существования. Наиболее существенным на этом пути является расширение самосознания, то есть сферы самопизнавання самого себя. Так же как групповая динамика породила тренинговые группы, а гуманистическая психология - «группы встреч», другие теории или направления в психологии наполняли своим содержанием групповые формы психологии влияния и обучения. Например: в гештальттерапии Ф. Перлса акцент делается на принятие человеком в себе противоположностей, жизнь в гармонии с ними. [3]
Ключевые средства повышения коммуникативной компетентности нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной перестройки, а на путях активного познания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на пути развития социально-психологической воображения. Которая позволяет видеть мир с точки зрения других людей.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=1


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
результативности и обеспечения групповой динамики. Как самый шаг к этому, принятие единой формы обращения друг к другу на «ты». Это уравнивает всех членов группы и вносит элемент интимности и доверия.
6. Принцип конфиденциальности - не выносить содержание общения, развивается в процесси тренинга за пределы группы. Это и включает в себя открытый и откровенный контакт, позволяет сохранить свой дискуссионный потенциал.
Существуют определенные планы или схемы, которые тренер составляет для успешного проведения тренинга. Тренер убеждается, что данную проблему, или определенные дефекты можно избежать только с помощью тренинга. Но перед принятием решения проводить тренинг, нужно тщательно изучить ситуацию и убедиться в такой необходимости.
согласовать перечень работы, которая будет выполняться, выделить границы компетентности, согласовать финансовую сторону, выработать план действий.
2. Дальнейшее исследование: определяется необходимость тренинга, обеспечение тренера определенной информации для дальнейших шагов (анализ содержания работы, сбор информации, отображение основных задач и прогнозирования)
6. Установление стандартов выполнения: разработка такой программы, которая выведет работника на тот уровень, когда он сможет самостоятельно двигаться в данном направлении.
7. Уточнение целей тренинга: определение конкретной операции, требования и стандарты, которые нужно достичь по окончании тренинга.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=6


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Практической частью научной работы является эмпирическое исследование, которое проводилось среди участников социально-психологического факультета, первого курса КиМУ.
По Вашему мнению, нужно проводить обучение эффективной между личностной взаимодействия? »- Все участники анкетирования ответили" да "- 100%. Студенты считают, что почти все конфликтные ситуации возникают из-за отсутствия определенных знаний и навыков в сфере общения, и они стремятся к активному развитию и совершенствованию этих знаний.
"Считаете ли Вы себя человеком, который умеет эффективно общаться?» - Были даны следующие ответы: "да" - 60%, не знаю - 30%, нет - 10%. Не имея умений и навыков в сфере общения студенты колеблются - относить себя к людям, которые эффективно общаются или нет
"Что такое социально-психологический тренинг?» - Были получены ответы: "да" - 25%, «нет» - 75%. Двадцать пять процентов студентов под понятием "социально-психологический тренинг" понимают мероприятия, направленные на воспитание уверенности в себе, на налаживание отношений, решения проблем. Необходимость объяснения этого срока и использования социально-психологического тренинга на практике указывают 75% опросных.
На вопрос: "С какими проблемами Вы обратились к психологу?
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Social...iystviya?page=14


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
строго соблюдая рамок определенной социальной роли того, кто сидит в центре, например, вопрос к педагогу, студента, члена парламента. . . Потом еще кто-то садится в центре круга, ему также ставят пять вопросов, но обязательно с учетом того, в какой социальной роли он выступает.
Упражнение «Захват инициативы в диалоге» - Двое участников садятся в центре круга. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему. Другой должен подхватить разговор, но при этом переключитиспивбесидника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Затем двое других участников садятся на их место, задания для них то же самое.
Упражнение «Видение других» - один из участников тренинга садится спиной к группе, он подробно описать внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можно создать такую ​​ситуацию: кто-то из участников садится в
центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например за последние полчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.
Упражнение «Разговор через стекло» - Двое участников только с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему сообщают одном из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепрониклим стеклом.
Упражнение «Сильные стороны». - Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит в себе, о том, что дает ему чувство внутренней впевннености и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно подчеркнуть то, что есть или может быть точкой опоры в разные моменты жизни
Высказывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты и даже если закончит раньше, время, оставшееся принадлежит ему. Это означает, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить объяснений или доказательств. Человек, который говорит о себе, не должна обосновывать или объяснять, почему она считает те или иные качества своим сильной стороной. Затем начинает говорить следующий участник, и так продолжается, пока не выскажутся все. Затем руководитель дает каждому лист бумаги, карандаши и предлагает попробовать назвать свои сильные стороны, причем не только те, что упоминались, но и другие, каждый осознает в себе.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...iystviya?page=11


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
снова возвращаются к общему кругу и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать сильные стороны. Анкетирование проводится по той же схеме, что и на первом занятии. Руководитель дает домашнее
Цель занятия: усвоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытия, преодоление психологических барьеров.
описывая любой интересный, смешной случай, который имел место во время общения с каким-то человеком в период между предыдущим и этим занятиями.
Упражнение «Ласковое имя» - так же, как и на втором занятии, проверяется домашнее задание. Участники именуют искренне и с интонацией ласковые имена, а группа следит за откровенностью высказываний.
Упражнение «Подарок» - Все участники по кругу высказываются: «Что хотел бы я подарить тому, кто сидит рядом?» Называется то, что могло бы по-настоящему порадовать человека. Тот, кому подарили, благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад такому подарку.
Упражнение «Эмпатия» - один из членов группы выходит из комнаты. Оставшиеся, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть выражают свое мнение, причем только положительную. Кто-то из группы ведет протокол, записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник. Который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, називаючы автора. Главная задача его - определить, кто мог бы о нем такое сказать. Затем «секретарь» зачитывает все высказывания, но уже с указанием авторов.
Упражнение «Брачное объявление» - Всем членам группы дается 3-5 минут для того, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя свой психологический портрет, выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. В
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...iystviya?page=12


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Упражнение «Решительный разговор» - по кругу все высказываются о том, какие слова и привычек в общении они хотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать группе, опять же - искренне и откровенно.
Упражнение «На приеме у психолога». - Все участники занятия мере психологической готовности выбирают из своей среды «психолога» - значимого другого, и, представив себе, что пришли к нему на прием со своими проблемами, которые мешают нормальному общению дома или на работе, рассказывают ему об этом. Психологом может быть вся группа, если «психолог» не может дать «квалифицированную консультацию».
Один из участников выходит из комнаты, а другие начинают готовить ему в дальний путь «чемодан». В этот чемодан собирают то, что, по мнению группы, нужное человеку в общении с другими людьми, учитывая и положительные характеристики, которые группа особенно ценит. Не забывают взять и то, что мешает этому человеку, чего ей следует избавиться. Практически это делается таким образом. Выбирается «секретарь», который берет лист бумаги и делит его виртикальною линией пополам: на одной стороне сверху ставит знак «+», под ним группа собирает все положительное, а на другом - знак «-», где группа собирает все негативное. При этом любая мысль должна быть поддержана большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от категоричной оценки.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Social...iystviya?page=13


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Упражнение «Телефон доверия» - Представьте себе, что набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста? Ответом может быть коллективное обсуждение, или чье-то персональное выражение, или обязательно в рамках роли специалита, который отвечает на вопросы клиента. Творческая работа группы заканчивается заполнением анкеты, которая нужна для того, чтобы руководитель мог наблюдать за развитием груп-динамических процессов. Ориентировочный текст анкеты: имя; дата занятия; впечатления от общения от 1 до 5 баллов; я чувствовала себя: свободно, скованно; наибольшее влияние на ход занятия, по моему мнению, должны: а). . . . , Б). . . . В). . . ; лично мне очень мешала поведение: а). . . . , Б). . . . В). . .
Заполненные анкеты сдаются руководителю. В конце занятия вся группа получает домашнее задание: «Вспомните как можно больше и запишите ласковые имена, которыми вы в момент наибольшей духовной близости называем своих близких, родителей, друзей. . . »
Цель занятия: закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытия, открытие в себе сильных сторон, то есть таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе и которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми
Содержание занятия если в группе выработаны ритуалы общения, встречи, то занятие начинается именно с этого. Например, руководитель обращается к
группы с такими словами: «Закройте глаза. . . Теперь возьмите правой рукой руку соседа. . . подержите ее в своей. Старайтесь. Не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг Вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит; пусть некоторое время слушает и узнает звуки, которые до него доносятся (1 минута). . . Все еще не раскрывая глаз, сконцентрирует свое внимание на ладонях соседа справа и слева, которых вы касаетесь. Постарайтесь определить, какая ладонь теплая, какая - холоднее (30 сек). С закрытыми глазами разомкните руки и Сосредоточтесь каждый на дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка при этом (1 минута). Попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом - откройте глаза. . . »
Рефлексия прошлого занятия - группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления об этом занятии. Что понравилось? Что не приятное? Что хотелось бы сделать сегодня по-другому? Какие претензии к группе, конкретно к кому?
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...iystviya?page=10


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
должен предупреждать поспешные намерения того или иного члена группы, если они являются результатом наполнения личностно эмоциональной энергией, а не следствием глубокого самоанализа. Его обязанность вовремя предупредить, к чему могут привести непродуманные решения.
На заключительном занятии нужно предупредить членов группы, чтобы они не переносили отношения в группе непосредственно в обычную жизнь. Сначала надо выяснить реальный уровень развития другого коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми доброжелательно, но и критически, не отвергая, а используя опыт, который они приобрели в процессе обучения. Тогда можно надеяться на положительные изменения.
В начале стадии обучения важнейшей задачей является становление групповых и социальных норм, и усвоения участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами общения. Ведущим принципом организации тренинга (СПТ) является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения, основанное на уважении чужого мнения, доверия, звульненни участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны острые моменты, потрясение. Поэтому в учебно-тренировочной группе должны использоваться такие приемы, как открытие, обсуждение поведения участников, элементы психодрамы. . . Одним из основных является принцип самодиагностики, который включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психические проблемы и предложил пути их практического решения. Существенным является вопрос о комплектовании группы. Практика показывает, что следует проводить предварительные индивидуальные собеседования и общие беседы с ее участниками. Формируя группу лучше не включать в нее людей с очень стереотипизированной психологической защитой. Это может еще больше усилить тревожность субъекта и оказать отрицательное влияние на групповой процесс
Нежелательна также участие людей, которые не намерены продуктивно работать, а идут в группу ради приятного досуга.
1. Спилквання по принципу «здесь и сейчас» - в начале у участников срабатывает защитный механизм психологической защиты; потрубно, чтобы во время выполнения человек мог с помощью других увидеть себя. Чтобы существовал обратная связь, которая основывается на доверии в общении.
2. Принцип персонификации высказываний - его суть заключается в произвольной языке, без личных языковых форм, которые помогают скрывать собственную позицию: «часто считается" ® «я считаю».
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Social...eiystviya?page=5


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
слушателем. В группе социально-психологического тренинга не искренность легко обнаруживается и она выясняет, что ее якобы эффективная тактика беседы самом деле вызывает к ней только неприязнь тех, кто пытается доверить ей свои проблемы.
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом имеется в виду использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, личного развития и коррекции.
Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Если в первом случае чаще преследуются индивидуально-психокоррекционные цели, то во втором задачи заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе.
Очень удачное определение, на мой взгляд, социально-психологическом тренинге дает автор А. А. Осипова в пособии «Общая психокоррекция» [6, ст. 338]. СПТ - это один из методов активного обучения и психического воздействия, осуществляется в процессе интенсивной групповой взаимодействия и направленного на пидвищення компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности ученика дополняется принципом рефлексии над личностным поведением и поведением других участников группы. Для такой рефлексиии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого из участников тренинга, членов группы, просмотр видеоматериалов.
Эти задачи цельные и их невозможно полностью отделить друг от друга, они пересекаются и взаимодополняют друг друга. В то же время при проведении занятия в центре внимания должна оказываться одна из перечисленных задач, а все остальные остаются на периферии.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Social...eiystviya?page=3


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Групповая дискуссия является базовым методом для реализации и освоения делового общения. Именно дискуссия позволяет определить личностную позицию, выявить многосторонность подходов, точек зрения по любому вопросу и в результате обмена подвести к всестороннему видение предмета.
Игра позволяет экспериментировать с своим поведением, не боясь серьезных негативных последствий, дает возможность приобрести новый опыт общения и изменить личностную неудачную стратегию. Розризнябть две основные группы игр: спонтанные или импровизационные, и сюжетные или сценарные. В спонтанной ролевой игре отсутствует развернутая фабула, а в качестве и позиции участников только намечаются. Основной задачей участников является проявление своих способностей к импровизации и моделирование поведения
Эти игры не требуют специальной подготовки и могут создаваться во время занятия. Сюжетные игры базируются на задачах, которые ведущий ставит перед собой
Метод НЛП представляет собой эффективную систему техник, позволяя проводить воздействие на человеческое поведение в сфере межличностных отношений. НЛП развивает умение адекватно воспринимать вербальное и невербальное общение, устанавливать и поддерживать между личностный контакт.
Актуальна проблема переноса опыта, приобретенного в группе в реальную жизнь. К. Роджерс в своих работах выдвину гипотезу о том, что чем высшей статус и престиж человека в обществе, тем труднее ему вступить в открытую психологические отношения с другими людьми.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=7


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, который прошел специальную подготовку. Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 часов, но тривалфсть его можно менять в зависимости от зарактера решаемых задач. В то же время непродолжительные занятия (менее 20-24 часов) не позволяют в полном объеме реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность. Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительности каждого занятия 3:00. Но наиболее эффективной формой организации работы является марафон - несколько занятий подряд по 8-10 часов непрерывной работы.
В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения. . . Использование в ходе
Подготовка специалистов в области психокоррекции, которые используют групповые формы в своей работе, также включает СПТ, так как наряду с теоретическими занятиями, специалист должен обладать практическими навыками, а именно: быть компетентным в общении, уметь устанавливать связь эмоциональный, организовывать пространство общения, создавать благоприятный климат общения, выслушивать и понимать клиента, контролировать личностную поведение, аргументовно выражать свою точку зрения, решать конфликтные ситуации.
Не менее важная задача СПТ - выявление поведенческих стереотипов, присущих участникам группы. Считается, что стереотипы, затрудняя успешное общение, мешают профессиональной деятельности психолога. Во время занятия группы СПТ, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, общения, группы, взаимоотношений, которые складываются между людьми; развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других; повышается чувствительность к групповым процессам; вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности
Всеобщая принятых принципов и от руководителя, тренера. Хороший руководитель - это тот, кто верит в групповую способность участников самостоятельно выбираться из сложных ситуаций, которые они сами себе создают [6. 335]. Роль руководителя состоит в том, что нужно ззалучиты участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно отойти от руководства. Общая ошибка всех руководителей состоит из попытки активно включиться в групповой процесс, вытащить группу из тупиковой ситуации. На самом деле такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=4


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
Итак, общение - является необходимым условием существования человека, один из важнейших факторов ее социального развития. Для успешного взаимодействия в личности целесообразно сформировать такие психологические качества, как способность к эмпатии, саморефлексии, идентификации, и тому подобное. Именно социально-психологический тренинг формирует у человека эти качества и учит ее эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе группового взаимодействия и направлен на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности дополняется принципом рефлексии над личностным поведением и поведением других членов группы.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...iystviya?page=15


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
В соответствии со спецификой состава группы, опыта руководителя, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы и изменения в предложенные упражнения.
Содержание занятия Знакомство. Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, потом делит лист на две части вертикальной линией. Левую обозначает знаком «+», правую знаком «-». На левой части перечисляет то, что особенно нравится (в природе, людях, себе), а на правой - то, что особенно неприятно для каждого в окружающем мире. Затем все зачитывают свои записи вслух.
Упражнение «Кто я?» - У каждого человека есть собственная теория о том, что соме делает ее уникальной, единственной в своем роде, чем она отличается от всех других людей
а) Ответьте на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая ответы точно в такой форме, как они сразу приходят в голову.
Теперь сравните эти наборы ответов и в письменной форме укажите следующее: В чем заключается сходство? Какие отличия? Если есть различия, то как Вы их объясняете отношению к самому себе? Каким образом эти различия объясняются, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц? Укажите, какие 10 ответов Вашей самохарактеристики касались: физических качеств, психологических особенностей, социальных ролей. Теперь установите очередность перечисления этих трех групп качеств, которую вы считаете целесообразным. Или остаетесь Вы теперь на своей начальной позиции в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок чередования качеств, указанных Вами сначала. Или добавились, изменились некоторые из них и чем Вы это объясняете?
Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог является словесным определением Вашей Я-концепции, то есть относительно согласованного и зафиксированного представления о самом себе. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет на наше отношение к ним, то есть выясним особенности «Я» как субъекта восприятия других.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=8


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
б) Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме, запишите качества, которые Вам не нравятся.
Проводя сравнение второй пары списков, Вы увидите сходство людей, которые Вам не нравятся, выделенными Вами качествами. Теперь сравните все четыре списка и определите. Какие личностные параметры людей заставляют Вас любить или ненавидеть их. Определите, какие качества людей
Теперь нетрудно увидеть связь самохарактеристики с характеристиками, которые Вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в пределах собственной Я-концепции.
Кроме того, упражнения помогают подойти к чувственному пониманию феномена «отношение». Как нетрудно увидеть, оно не совпадает с объективным отражением действительности, включая в себя истоки субъективизма, который препятствует полному взаимопониманию людей. Наконец, Вы можете зарегистрировать множество выполнение Вами ролей.
В целом следует сделать вывод о коллективистскую природу Я-концепции человека, его зависимость от окружающих. Здесь возникает связь: чем больше нам нравятся люди, тем больше мы нравимся им, и, как следствие, улучшить себя можно лишь путем улучшения тех групп и коллективов, участниками которых Вы.
После того, как произошло знакомство в группе, руководитель повторяет коротко главные нормы общения в группе. Затем идет коллективное обсуждение и уточнение этих норм: что-то можно добавить, исправить и в дальнейшей работе пользоваться только этими нормами общения.
Упражнение «Девиз» - Все участники по очереди говорят о том, какую футболку и с какой надписью - девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должен отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характера.
Упражнение «Игрушка» - Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа же пытается отгадать игрушку каждого, идет обмен впечатлениями и ощущениями.
Упражнение «Угадай, кто это?» - Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, без указания признаки, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять - двенадцать предложений с признаками человека. Все написанное отдается руководителю, перемещается и зачитывается вслух - одна за другой все самохарактеристики. Группа пытается узнать, где чья самохарактеристика.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Social...eiystviya?page=9


13.12.17
[1]
переходы:0
Социально - психологический тренинг как средство активного воздействия
независимым от личностного Я-образцу и дать ему концептуальный инструментарий к проблеме Я-образцу в ситуации. Нужно на чутко-практическом опыте убедить человека в том, что успешность общения и любой деятельности обеспечивается межличностным взаимодействием, а не индивидуальными усилиями, то есть основывается на понимании людьми того, что даже их субъективные достижения всегда носят не индивидуально-психологический характер, а социально-психологический характер. [8]
Социально-психологическое обучение не должно быть формализованным отработкой тех или иных приемов общения, которые касаются только поведенческой компоненты чувств, мыслей, действий. Ведь щепетильный соблюдения правил общения еще не гарантия его эффективности: не случайно иностранца распознают по телесности произношения, а не по естественному, личностном овладении речевой культурой. [8]
Научить человека коллективной поведении вне реального коллективом невозможно, и понимание им закономерностей социально-психологических процессов лежит через опыт личностного участия в этих процессах. По словам С. Л. Рубинштейна, объективная, внешняя изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе. [8]
Ухтомский связывал счастье человечества с возможностью людей в будущем воспитывать в себе способность переключаться в жизни другого человека, способность понимания встречного человека как конкретного, ничем не заменимой в природе самобытной существа, одним словом, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого . Только там, где возникает доминанта на лицо другого, как на самое дорогое для человека, впервые побеждается индивидуалистическое отношение к жизни, мировосприятия. Ведь только по мере того, как каждый из нас побеждает самого себя и свой индивидуализм, ему открывается лицо другого. И с того момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о ней заговорили как о личности.
Вся атмосфера тренинга готовит участников к преодоление иллюзий самодостаточности отдельного индивида и способствует формированию чувства органической связи каждого человека с обществом, коллективом и группами. Участник тренинга должен научиться воспринимать и смотреть себя не в качестве независимой части целого, а в качестве незаменимого части взаимосвязанного целого, которым и является сплоченный коллектив.
Активизирующий эффект тренинга обусловлен созданием учебно-экспериментальной обстановки, которая обеспечивает понимание участниками группы того, индивидуальные или групповые психологические события разворачиваются в процессах межличностного спилквання, каким образом каждый из участников влияет на других, которая при этом роль совместной деятельности и каково содержание, как ситуация в целом действует на поведение отдельных участников и всей группы.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Social...eiystviya?page=2