allr.genskov.ru



Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки

Сортировать: по оценкам | по дате
21.08.18
[1]
переходы:0
Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки
п.). Однако наши человеческие качества является следствием усвоения социокультурных ценностей от предыдущих поколений, и только в процессе овладения ценностями человек превращается из психически биологической в ​​социокультурную существо (усвоение языка, традиций, знаний, навыков трудовой деятельности и т.д.). Таким образом, культура всегда является проявлением определенного уровня развития человека, а сам человек как субъект и носитель культуры формируется в процессе культурно-творческой деятельности. В этом и заключается диалектическая связь между природой как необходимым условием существования человека, самим человеком и культурой как специфической формой существования человека в природе.
Культура - это не просто одна из специфических сфер жизни общества. Она представляет собой человеческий способ бытия, определяет весь спектр практической и духовной деятельности человечества, его отношение к окружающему миру и определения своего места и роли в нем. Понять сущность культуры можно лишь через призму продуктивной
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sushno...kternye_priznaki


21.08.18
[1]
переходы:0
Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки
Каждый человек делает свой вклад в культуру общества, поскольку результаты Ее трудовой деятельности имеют культурное значение. Именно деятельный подход к определению культуры как целостного социального явления позволяет включить в сферу культуры все виды человеческой деятельности: материальную и духовную. Этот подход позволяет сформулировать сущность феномена культуры в наиболее общем определении. Итак, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданная в результате целенаправленной деятельности человечества на протяжении его истории, а также вземовидносины, сложившиеся в процессе потребления, воспроизведение этих ценностей и их распределения и обмена. Такое специализированное, академическое определение культуры не исключает возможности трактовать ее в более широком смысле, когда под культурой понимаем "культурные черты" человека - разум и чувства, язык и общение, эстетические вкусы и нормы поведения и т.
Особенность культуры именно в том и состоит, что некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), которые разделяют все члены данной этнокультурной общности. Идеи или образы могут опредметнюватися в словах, сказаниях, в эпохе или достижениях художественной литературы и тому подобное. Само понятие "е" или "существовать" в применении к культуре означает не только материально-предметное бытие, но и идеальное, образное функционирования
Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение или менталитет. Поэтому, рассматривая вопрос соотношения понятия культуры с исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещевой и идеально-образный.
Ученые разработали критерий для выделения основных сфер общественной жизни людей, включая: типы деятельности людей; общественные потребности, на удовлетворение которых направлена ​​деятельность; общественные отношения как форму деятельности социальных субъектов; соответствующие формы культуры, которые составляют ее структуру в целом, а также ту или иную сферу деятельности. Если социальное явление соответствует всем требованиям данного критерия, его правомерно рассматривать как специфическую сферу жизнедеятельности людей в определенной культурной форме.
В одном случае некоторые ученые в сферу, например духовной культуры, включают все формы общественного сознания, систему воспитания и образования, средства массовой информации и пропаганды, систему учреждений культуры и т.д., в другом к названным формам относят также науку, искусство, право, мораль и т.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Sushno..._priznaki?page=1


21.08.18
[1]
переходы:0
Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки
скажем, в либеральной Англии. Однако существуют вечные ценности, не ограничены историческими рамками: свобода, добро, миротворчество, благотворительность, христианские заповеди и тому подобное.
В качестве регуляторов культуры поведения человека выступают нормы морали, права, а также образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнутое обществом, но и то, что имеет статус общего требования. Образец (выше, лучше) - это то, что достигнуто передовыми людьми общества, наиболее близкий к идеалу. С развитием человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом проявляется регулятивная роль образца.
Аксиологическая, или оценочная функция культуры выражает ее качественное состояние. Культура как система ценностей формирует в человеке определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек дает положительную или отрицательную оценку тем или иным предметам и явлениям и, соответственно, воспринимает их или отвергает. С отношение человека к культурным ценностям можно судить о насыщенности или опустошенность его духовного мира.
Особое место принадлежит воспитательной функции культуры. Культура не только приспосабливает человека в природной и социальной среды, способствует его социализации. Она выступает еще и фактором саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственной культурного творчества. Усвоив предыдущий опыт, человечество не прекращает саморазвития, а репродуцирует культуру, ставит перед собой новые жизненные цели для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Поэтому каждый новый этап в культурном развитии можно считать следующим шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.
Мировоззренческая функция культуры синтезирует в целостную и завершенную систему познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные и волевые факторы духовного мира личности. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. В историческом плане формирования мировоззрения основывается на бытовых представлениях, мифологии, впоследствии - черпает свое содержание в религии и наконец - в научном познании, то есть на тех формах общественного сознания, составляющие содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.
Итак, культура представляет собой целостную динамическую систему, которая является внутренним содержанием развития человечества. Культура проявляется в творческой деятельности человека, которая, создавая ценности, удовлетворяет свои потребности и тем самым утверждает себя в естественном и социальной среде.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Sushno..._priznaki?page=4


21.08.18
[1]
переходы:0
Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки
и опыт людей, их этические принципы и эстетические вкусы, стремления к совершенствованию своего духовного мира и наполнения его реальным содержанием. Поэтому все формы культуры, с одной стороны, содержат в себе духовное начало, которое свидетельствуют о внутреннем содержании культуры и ее органическую сущность, а с другой, эти формы данные нам в опосредованной предметной форме.
Культура имеет собственные уровни и законы развития и функционирования, обусловленные ее социальным характером. Создавая новые культурные произведения в процессе практической или теоретической деятельности, материального или духовного производства, люди усваивают знания и опыт, приобретенные предыдущими поколениями, а затем передают его своим потомкам. Законом развития культуры является ее преемственность, а законом функционирования - усвоение и сохранение социокультурного опыта и передачи его следующим поколениям.
Общество производит разнообразные формы и способы передачи культурных ценностей - воспитанием, обучением, образованием, языком, традициями и обычаями, лучшие образцы которых наследуются или копируются. Такие способы называются традиционными формами ретрансляции культуры. В ходе истории происходит не только овладение приобретенным опытом, но и дальнейшее развитие и совершенствование культуры, когда создаются новые ценности, меняются традиционные формы передачи и усвоения культуры. Особенно это заметно в переходные периоды истории человечества, когда новаторские методы создания новых социокультурных ценностей сопровождаются не только пренебрежением, но и отрицанием культурных достижений прошлых периодов.
Наиболее обобщенно в науке выделяют три уровня культуры по специализированным аспектам ее функционирования: профессиональным (высокая или элитарная культура), утилитарным (массовая, или низкая, культура) и непрофессиональным (народная, или бытовая, культура)
Возможно разделение культуры по организационным формам ее существования и функционирования, к которым прежде всего относятся государство, церковь, школа, семья и т. Культуротвирний содержание их сводится к воспитанию человека, формирования всесторонне развитой личности и гражданина, развития общества по пути свободы, демократии, социального прогресса, хотя в истории известны примеры, когда эти институты были орудием порабощения, угнетение свободы, тормозили общественное развитие.
В зависимости от того, что берется за основу при определении специфики проявления ценностей и норм - отдельная личность, группа людей или общество вообще, -в структуре культуры выделяют ее личностного, коллективный и общественный уровне.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Sushno..._priznaki?page=2


21.08.18
[1]
переходы:0
Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки
Познавательная функция культуры фиксирует достижения человечества в каждую общественно-историческую эпоху. Через культуру, которая объединяет в органическую целостность естественные, технические и гуманитарные знания, человек понимает целостную картину мира, осознает свое место и значение в нем.
Например, негативное отношение к готического искусства в период взлета Ренессанса в Италии, отрицание классического искусства и литературы в начале XX в. в России.
Информативно-трансляционная функция играет важную роль в передаче социокультурного опыта как от предыдущих поколений к потомкам (по исторической вертикали ", так и в обмене духовными ценностями между народами (по исторической" горизонтали "). Она дает возможность осуществлять культурный обмен между своими сущностными силами, неодинаковыми как внутри одного поколения, так и между поколениями. Важное значение этой функции заключается в том, что культура через память и ее воплощение в общественной практике обеспечивает передачу в конкретных предметных формах социокультурной преемственности человечества.
С предыдущей функцией тесно связаны коммуникативная и интегративная функции культуры. Суть коммуникативной функции культуры заключается в передаче исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формировании на этой основе различных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культура выполняет посредством сложной знаковой (символической) системы, которая сохраняет предыдущий опыт в языке, понятиях, обрядах, традициях, обычаях, средствах производства, научных формулах и тому подобное. При этом одни символические формы имеют ярко выраженный общечеловеческий смысл, другие - национальный, региональный или конфессиональный
Регулятивная, или нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений, духовными ориентирами на каждом этапе исторического развития. Нормы в форме обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей с требованиями жизни в определенном историческом вимири1.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Sushno..._priznaki?page=3