allr.genskov.ru



Творчество Д. Павлычко

Сортировать: по оценкам | по дате
18.10.19
[1]
переходы:1
Творчество Д. Павлычко
Павлычко родился 28 сентября 1929г. в селе Стопчатови на Подкарпатье в многодетной крестьянской семье. Точнее - где-то неподалеку этой даты, которой появление ребенка была зафиксирована при крестинах в церковной книге. Произошло это в поле при копании кортопля - обычный эпизод земледельческого ежедневная.
Несколько лет Павлычко пришлось жить в конюшне, потому что дом сгорела, а новая сводилась медленно, росла вместе с детьми. В памяти поэта глубоко врезались майстерка, шорох пилы, запах распятой древесины, преобразуемой на косяк и платву, Варцабу и стропила - предметы теплые и красивые. Гуцульщина испокон веков уважала дерево - верного спутника человека от колыбели до гроба. В Д. Павлычко это особое отношение, отраженное сотнями образов, усиливалось и первыми детскими впечатлениями.
Отец - Василий Николаевич - был мужчиной признания, весьма трудолюбивым и энергичным. Перешел через фронта и войска первой мировой войны, побывал и в Киеве, и во Львове, где его приговорили к розтрил, а он убежал, освободив с собой и заключенных Бригидок. С установлением в Галиции пилсудчины осел на наследство деда, не потеряв при этом интереса к политике. Участвовал в сельских сходах, выступал в роли народного адвоката, отстаивая интересы обиженных земляков. 1939 в первых рядах активистов встречал Красную Армию, стал первым председателем новообразованного колхоза. Работал всю жизнь и умер при работе: «Однажды, когда ему было за семьдесят, попросил у друзей своих папиросу. Затянулся и отверг ее прочь
«Уже не вкусная», сказал, и умер, стоя, опершись плечами на стену, словно и смерть принял Яу работу, а не отдых »*
Мать - Прасковья Юрьевна Бойчук - была женщина неграмотной, но при этом много знала из «Кобзаря» и произведений Франко, к чтению вслух которых еженедельно обращала детей. Имела прекрасную память и вкус к поезии. Умерла 1955 от тяжелого труда.
Образование на Подкарпатье была в почете. И житейский смысл подсказывал: малоземельные родители ничего не могли оставить детям в наследство, кроме знаний, которые стремились дать любой, очень тяжелую как на крестьянское состояние цену.
Дмитрий Павлычко начал ходить в школу в Яблунив. Школа была польская, украинская речь - запрещена. Конфликты, с этого возникали, поэт вспомнит впоследствии в заметках «О себе» и еще в стихах выльет горечь оскорбленной достоинства ( «За язык мужицкий не раз на колени пришлось в школе ставить мне ...»). Он выучит язык Мицкевича и полюбит культуру его народа, в Коломыйской гимназии овладеет немецкий и латынь, всю жизнь жадно и неутомимо впитывать духовные сокровища других народов и эпох.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka


18.10.19
[1]
переходы:1
Творчество Д. Павлычко
Еще будучи в университете, Д. Павлычко руководит литературной частью Львовского ТЮЗа, с 1953 г.. - Учится в аспирантуре под руководством академика М. Возняка. Однако поэтическое творчество отодвинула научную работу на второй план, и диссертации он так и не защитил. Думаю, чтобы сейчас, как когда-то, было принято присуждать ученую степень по сумме работ, Д. Павлычко с сотнями своих блестящих литературоведческих и критических исследований получил бы выше.
С 1957 по 1959 Д. палочки руководит отделом поэзии журнала «Октябрь», следующие пять лет - на «творческих хлебах». Переехав в Киев 1964, поэт некоторое время работает в сценарной мастерской киностудии им. Довженко (за его работами поставленные фильмы «Сон» - в соавторстве с В. Денисенко, и «Захар Беркут»). 1966-1968 годы отданы работе в секретариате правления СПУ, а потом снова «творческие хлеба» и большая, может, не столько за тем, (1971-1978), как с возложенными усилиями работа в должности редактора журнала «Вселенная». Таким в общих чертах выглядит трудовой путь Д. Павлычко, а на творческий - должны вернуться изначально.
в газете ЛГУ «За Советскую науку» был опубликован первый, как считается, стихотворение Д. Павлычко «Две елки». Конечно, первым «из-под пера» он не был: «Писать стихи начал я в детском возрасте, - вспоминает поэт. - Декламируя со сцены стихи Тараса Шевченко, я воспринимал его произведения как свое собственное импровизированное слово. С того огненного переживания я не мог выйти до тех пор, пока не начал сочинять собственные стихи. Однако думать о себе как о будущем писателя я начал только в студенческие годы, и то не сразу, а где-то на третьем курсе филологического факультета »*.
Однако именно этим стихотворением Д. Павлычко решительно заявил о социально-публицистическую остроту своего поэтического мышления, пленного не перегрейте ощущений и эстетических впечатлений, а общественным напряжением и болью, вигорблюють и благополучный, казалось бы, срез жизни. Веселое новогоднее праздник отозвалось голосом боли, еще не причахлого в душе. Такое психологическое вторжение одной реальности в другую, моральное давление одной сущности на другую станет архитектонической особенностью Павлычко картин, лишать их глазурованной гладкости и одноплоскостности.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=2


18.10.19
[1]
переходы:1
Творчество Д. Павлычко
1944 в числе других заложников немцы расстреляли брата Петра. Тогда впервые, склонившись на крышку гроба, Д. Павлычко вылил свою любовь и ненависть в еще детские, неуклюжие, и виболене строки. К поэме «Очаг», в которой этот трагический эпизод получил философское отражение, было еще далеко. И реальность - горькая и правдивая - уже стала на пороге. Она всегда будет привлекать художника - вперед всех фантазийных взлетов и романтических вымыслов.
1948 Д. Павлычко закончил десятилетку. История вступления в высшую школу - отдельная страница его до сих пор не написанной автобиографии, знаменательная во многих отношениях. Прежде всего - широта интересов, что провела поэта через несколько городов, заставляя его искать применение своим бурлящим силам. Это была и несомненная свобода выбора, отождествляемая самим поисковиком знаний с Советской властью, ее глубоким гуманизмом.
Д. Павлычко подал документы в Станиславского медицинского института (сейчас г.. Ивано-Франковск), но отсутствие нужной справки с военком и - чисто эмоциональное - запах йодоформа в мрачных коридорах вмиг поломали эти намерения и привели юноши на физический факультет Черновицкого университета. Правда, не далее приемной комиссии. Но что-то в этом вспышке интереса к основам мироздания было неслучайно, органическое для его натуры. Оно уконкретнилося в решении стать студентом философского факультета Киевского университета, подтверждено блестяще сданных экзаменов. Но стать студентом КГУ Павлычко тоже не пришлось - его не приняли на том основании, что он был галачанином *. В министерстве смогли помочь только записке к ректората Львовского университета, где одной фразой отмечалось, что имьярек разрешается принять на исторический факультет
И снова - путешествия. На этот раз «зайцем», на крышах вагонов; ожидания в приемных, ожидания. За неимением мест на историческом Д. Павлычко стал студентом украинской филологии (отдел логики и психологии). Человека и космос, материя и время - все это замкнулся для него на родном слове, его незглибими сути.
Случай в Киевском университете не закачал ни моральных, ни общественных взглядов Д. Павлычко. Да и не было это для него первым студеным дуновением социальных противоречий, способным погасить полыхает молодой души. Романтические иллюзии никогда не имели над поэтом особой власти; смыслом и загадочностью полнилась для него сама реальная действительность. И судьба не расщедрилась на «сны розового детства», а тем более юности.
С осени 1945 до весны 1946 Д. Павлычко был заключен в Станиславе по сфабрикованному обвинению в причастности к бандеровских злодеяний. В те годы выспренность в разоблачении всевозможных «заговоров» и «групп» не была диковиной, особенно на западных, недавно воссоединенных землях Украины. Комиссия из Москвы признала безосновательными выдвинутые против группы подростков обвинения, но баланды отведать пришлось.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=1


18.10.19
[1]
переходы:2
Творчество Д. Павлычко
«В доме» (1955): старая баба возмущается на внуков, которые в атеистическом пылу намеревающихся вынести из дома икону Пречистой. У кого-то она вызовет улыбку, у кого-то жаль. Но парадокс в том, что эта старая женщина сама приветствует и понимает новую идеологию как возможность для молодежи создать что-то лучше, мудрее то, чем жила она, а не как право на уничтожение ее малого свитку, ее представлений, то есть его самого как наивной , «темной», но человека. Не сегодня-завтра вна пойдет на вечные сроки, и и икона, является частью ее жизни, станет мальовидло, и все. Но и комсомольцам как же не подобает обедать под образами. Так субъективная правота героев конфликта вынуждает читателя дать ему собственную оценку, сделать следующий шаг в осмыслении ситуации. В данном случае им является только гуманистическая идея о том, что все действительно плодотворное и длительное рождается с доброты и внимания к человеку, а не безоглядности и спешки. Эта идея не навязывается читателю, даже не высказывается, а мечтает за поэтической картиной.
Диалектичность мнение, что показались куски в ряде произведений 50-х годов, обозначила конец «поэтического детства», раннего периода творчества Д. Павлычко и начало большой зрелой работы. Но, как хотелось показать, в том «детстве» были и правда, и приманка. Лучше всего об этом сказал поэт: «Я ничего не хотел бы изменить в моей прошлой жизни. Слабые стихи, написанные мной в молодости, были искренними. Искренность и человечность я ценю выше мастерство, потому что только с их помощью можно буди не просто мастером, но и человеком »*.
Павлычко это всегда означало слышать других, слышать боль и радость народа, сердцем улавливать суровый голос суток как призыв занять место в ряду смельчаков, правдоборцев, тех, кого всегда меньше. Розимьяклу в рефлексиях и декорах, льстивую и робкую музу поэт презирает как отступничество от большого обязанности, возложенной народом на плечи своих художников. Прозрение нового и разоблачения вырожденного, погружение в культурно-философские глубины ради новых идей - так понимает он художественный труд. «В небесах схоластики не видно мысли-ласточки, не видно мысли-молнии, бегает навискокы», - писал Д. Павлычко 1958, словно оглядываясь по излишне цветущих и перенаселенных соловьями поэтических пространствах десятилетия. Эта мысль не заадресована, однако поэт до сих пор считает, что беда поэтического поколения 50-х в том, что оно «никак не может найти свою тему». Намечается и собственная программа: «молнией-мыслью свою жизнь я выскажу». Первым ее выполненным пунктом стал сборник «Правда зовет» (1958), книга, которая стала духовным порогом «шестидесятников», - слава и стыд в свое время, ребенок мужества и жертва полуправды.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=4


18.10.19
[1]
переходы:1
Творчество Д. Павлычко
Только настоящее перестроечное время по-настоящему раскрыл идею произведения. Не случайно лучшую ее интерпретацию находим в таких далеких от украинской поэзии размышлениях Е. Носова: «С вершин бюрократической пирамиды было сброшено ее создателя, в поросших мхом стенах абсолютистского сооружения пробили отдушину, впустили животворное воздуха. Но сама пирамида осталась! Со всеми своими иерархическими этажами и даже свободным креслом на вершине. А пока кресло не убрано, всегда будет соблазн залезть в него и примериться. Так что все, что было сделано, можно было назвать лишь ослаблением, а не демократией »*
Он первый и единственный, за тридцать лет до рязановской песенки «Мы не Сеем, а не пашем, не строить, // Мы гордимся общественным строем», отвесил пощечину функционеру, которий «Не пашет, а не кует и не строит, // Только кричит: «В коммунизм идем!». Первый и единственный откровенно сказал о расслоении общества на тех, кто работает, и тех, кто распределяет плоды этого труда, не забывая о себе и погейкуючы «быстрее, быстрее!» ( «Письмо уборщицы к поэту»). Образ «каменного человека» из одноименного стихотворения, в сборник не вошел и только раз увидел свет на страницах «Литературной Украине» (1962, 3 ноября), до сих пор остается самой сильной метафорой
В открытой коммунистической борьбе за оздоровление всех сфер общественной жизни Д.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=5


18.10.19
[1]
переходы:2
Творчество Д. Павлычко
Эта гражданская напряжение отличала дебют Д. Павлычко из потока украинской послевоенной лирики, пидрожевленои погиднистю победного настроения, с другой стороны - не слишком смелой нарушать острые проблемы.
Стихотворение Д. Павлычко вырастал на свежей рубеже двух эпох родного края, в нем бурлила энергия общественных преобразований, викрешуючись молнии гражданского пафоса: «Но, человеческое забыв счастье и горе, // Какой к черту буду я поэт!» - Писал двадцатичетырехлетний автор «Любви и ненависти ». Здесь, в ослепительных вспышках мировоззренческой ясности, смыкались общественно-психологические противоречия Гуцульщины, которые всеукраинский читатель воспринимал не так умом, как сердцем, чувствуя «на ощупь» тектоническое сотрясения неизвестных жизненных глубин.
Это и тяжелое превращение в другую - социалистическую - качество извечного стремления крестьянина к собственному почвы ( «Земля»), утверждение в борьбе новой идеологии, высвобождения сознания из-под сделают вид церкви - длительное, связано со многими конфликтами, вплоть до самых болезненных - семейных ( «Ответ родителям»). Это и преодоление националистической заблуждения, нанесенный столько бед воссоединенного землям и горько аукнулся по всей стране ( «Убийцы»).
Во всех лирических темах Д. Павлычко пульсировал пафос всеможности, неисчерпаемой силы юности духа, звучала высокая оптимистичная нота движения через «тернии к звездам». В голосе молодого поэта было что-то неструджене, неперемерхле, то от святого неофитские восторга. Все то, что впоследствии вигартуеться в осознанное и неотступное служение Правде, в это освященное ее бодрящим верхним прикосновением «Человек - ты можешь!».
А еще художественная истинность, шершавая ощутимость образа, о которой так хорошо сказал потом А. Малышко: «В поэзии Дмитрия Павлычко развился, зазвенел, зацвел в слове вечный катран Прикарпатья Покутья, с елями и дубами, с мозолистыми, шершавыми ладонями отца, с пашней , что пахнет плугом и посеянным зерном »*
Признание пришло к поэту с первым сборником. 1954, по предложению М. Бажана, Д. Павлычко (заочно!) Приняли в Союз писателей. В том же году его творчество было высоко оценена на III съезде писателей Украины **.
Следующие сборники ( «Моя земля», 1955; «Черная нить», 1958) вместе с развитием мотивов, которые уже прозвучали, приносят и новые, несколько неожиданные для строго интонированной музы Д. Павлычко и одновременно такие природные.
Поэт изображает лирического героя во многих психологических состояниях, каждый из которых субъективно окончательный, но несправди переходит в другой. Так, в стихотворении
«Ты меня гуцулом называла» юношеская нетерпеливость сердца вращается шальной, влюбленностью, что перегорает на горечь презренных чувств и, казалось бы, полную внутреннюю випорожненисть, которая заполняется целебным напитком опыта: «В костре второго любви // Первого всегда искорка тлеет».
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=3


18.10.19
[1]
переходы:1
Творчество Д. Павлычко
Но главное в том, что мужественное слово Д. Павлычко и тогда не замерло в пустыне. Оно было услышано и оценено. Вся творческая молодежь, которая за три-четыре года мощной когортой выступила на литературную арену и оказалась в центре внимания, нашла в этом слове поддержку собственному дерзанию, имела его надежный тыл своих духовно-интеллектуальных поисков.
Именно с этой точки зрения является удобным мнение М. Ильницкого о том, что творчество Д. Павлычко оказалась связующим звеном между живыми классиками и новопризовцямы украинской литературы *. Благодаря бесстрашному внутровуванню художественной мысли в новые, доселе не тронуты жизненные сферы, реализованной установке докопаться до сути, до правды вещей он имеет все основания именоваться предтечей сейчас прославленной литературной волны. От поэтики Д. Павлычко весьма отличается каскадно-метафорический стихотворение И. Драча, неспешно-расчетливый размышление Б. Олийныка, материально ощутимый образ М. Винограновського. А призыв гражданской совести и правды во всех - единственный.
Не раз писалось о родстве стихотворения Д. Павлычко со словом великого Каменяра. Мысль эта иллюстрировалась рядом посвященных И. Франко стихов, реминисценций из его циклов и поэм. А тем временем настоящим почвой для нее была и есть высокая гражданственность поэтической мысли, огонь совести, что убирается в своеобразное, соответствующее времени слово.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Tvorchist-_D|_Pavlichka?page=6