allr.genskov.ru



Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение

Сортировать: по оценкам | по дате
24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
Определяющим для ориентации как во внешней, так и внутренней политике Украины, по нашему мнению, является учет идей выбора и своевременности ответы на вопрос, который поставил, но не решило прошлый век.
3. Насколько возможна внутренняя стабилизация новых независимых государств, например Украина, чье население еще не полностью определило целесообразности западноевропейского направления интеграции?
По нашему мнению, поиски могут быть удачными, если они основываются на гуманистических началах, но это требует отдельного научного дискурса.
Поте Ласло. Непосредственное соседство Украины с ЕС: закрытые границы или новые импульсы к сотрудничеству? // Материалы международного "круглого стола экспертов". Ужгород, 7-9 ноября 2002 - Ужгород, в 2002.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=7


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
В Украине этнический фактор в регионах, наряду с другими факторами, имеет большое значение для создания социально-политической стабильности, особенно в приграничных территориальных образованиях, где сосредоточена значительная группа национальных меньшинств. Неурегулированность политико-правовых, экономических, национально-культурных проблем дальнейшего развития этносов является основой их недовольство. Выход из такой ситуации определенные сообщества пытаются найти, в частности, в создании автономных утворень20.
Вполне очевидно, что региональная специфика в значительной степени сказываться на течении последующих евроатлантических интеграционных процессов в Украине. В условиях второй волны расширения НАТО обстоятельства уже складываются так, что в Украине активными апологетами и реализаторами идеи европейского выбора станут меньшинства, компактно проживающих на западных границах Украины и чья историческая родина после вступления в Европейский Союз станет для них недоступной, тогда как значительная часть российской меньшинства, сосредоточена в восточном регионе, будет стремиться движения в евразийском направлении. Соединить оба вектора можно будет только укреплением межрегиональной хозяйственной кооперации
Однако пока внешнеполитические инициативы и внутриполитический процесс продолжают существовать в разных плоскостях, несмотря на провозглашенный евроатлантический курс. Актуальным в этом контексте цитирование известного эксперта James Sherr, члена британского Conflict Studies Research Center, который отмечал, что ". . . внутренние изменения является не политическим условием реализации "европейского выбора" Украины, а ее объективным условием "! 21
Пока еще имеет место неудовлетворительная координация между центром и регионами. И это понятно, поскольку происходит сложный процесс общественной трансформации молодой страны. Западные регионы Украины в "непосредственном соседстве" со странами ЦВЕ имеют убедительные примеры эффективной деятельности органов местного самоуправления регионов, в частности пограничных, и упорядоченности их взаимоотношений с центром.
Как один из возможных путей решения предлагается "регионализм как компромисс" 22, то есть, обработки собственной модели сотрудничества по приемлемой в ЕС региональной формуле для ускорения прогресса. В этом контексте украинская экспертное мнение неоднократно обращалась к идее федерализации, но не получала должного развития, и это понятно, учитывая ее опасность для формирования приоритета нации при построении национального государства.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=5


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
свой этнический ареал, - 1368000 человек, или почти втрое больше, чем в России. Абсолютная численность "ареальных" национальных меньшинств в Украине также не намного уступает российской (соответственно 13700000 и 15800000 человек). Таким образом, национальные меньшинства в России - более рассеяны и малочисленные, а значит, в определенном смысле Украина - потенциально более конфликтная страна, чем Росия14. Разумеется, когда речь идет о России, то имеются в виду именно этнические меньшинства на ее территории, а не многочисленные коренные народы Российской Федерации.
По мнению некоторых украинских експертив15, судьба национальной интеграции будет зависеть от способности етнорегионив достичь компромисса прежде всего в вопросе о геостратегической ориентации страны. Практика получения двойной выгоды от сотрудничества как с Западом, так и с Россией способна примирить противоположные ориентации.
Украина, чьи западные области входят в состав международной ассоциации Карпатский Еврорегион, в рамках которого сотрудничают приграничные территории пяти европейских стран с высоким уровнем полиэтничности населения, включена в процесс этнизации общественно-политической жизни и межгосударственных отношений стран ЦВЕ, особенно сегодня, когда почти каждая из государств имеет устойчивый легитимный интерес к своим этносов, является меньшинствами в соседних государствах.
Выше мы приводили пример ситуации в Черновицкой области Украины в результате практики упрощенного получения гражданства Румынии жителями этого региона, которые идентифицируют себя румынами.
В Закарпатье, где компактно проживает венгерская нацменьшинство Украины, по данным Генерального консульства Венгерской Республики в Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой областях по состоянию на сентябрь 2002 p. , Представлено более 100 000 заявлений на получение удостоверений зарубежного венгра, выдано - 30 000 удостоверений
Однако следует принимать во внимание, что при определенных внешних условиях, не самое это, но подобные проблемы, способные перерасти в потенциальные внутренние угрозы, тем более тогда, когда в государстве окончательно не сформирована модель общественных трансформаций и не завершен процесс консолидации нации17.
Государственно-территориальное устройство стран Центрально-Восточной
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=4


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
Как уже отмечалось, сохраняются значительные различия во внешнеполитических ориентирах населения различных регионов Украины. Жители западных областей больше ориентированы на контакты со странами ЕС, НАТО и США. В более общем определении Западная Украина - это "генератор национальных идей", ориентированных на Европу. И даже сами западные территории можно четко разделить на четыре разные регионы, которые имеют свои различия Закарпатье, Буковина, Галичина и Волинь23.
И поэтому, рассматривая регионализм как составляющую процесса на пути евроатлантической интеграции Украины, следует помнить о том, что в процессе консолидации украинского общества указанные западные регионы должны оставаться разными, но единственными. "Единство и сила должны вытекать из осознанного и толерантное разнообразия", с делегированием властных полномочий на местный, региональный уровень и обеспечением настоящего самоуправления и реального распределения полномочий между различными ветвями влади24.
По нашему мнению, именно это обеспечило бы желаемую стабильность, которая является необходимым условием присоединения в евроатлантические структуры, а также формирования гражданского общества и углубления демократизации.
Одним из эффективных инструментов регионализма может быть развитие трансграничного сотрудничества в формате еврорегионов. С этой точки зрения, по нашему мнению, своевременной и актуальной является Программа развития еврорегионов и образовании Межведомственной комиссии по вопросам развития трансграничного сотрудничества и еврорегионов, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины (№ 587 от 29 04. 02 г.
). Об эффективности еврорегиональной сотрудничества свидетельствует также большая степень внимания, которое уделяется европейскими структурами, прежде всего, Европейским Союзом и Советом Европы.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что регион Карпат является одним из самых в плане безопасности мирного сосуществования в Европе, несмотря на то, что он является "перекрестком" границ пяти государств, для которых - по крайней мере некоторых из них, - небезразличны территориальные вопросы и этнические факторы. Именно поэтому в начале образования Карпатского еврорегиона главной задачей была гармонизация межгосударственных отношений с целью недопущения возникновения конфликтных ситуаций.
Кроме выполнения главной миссии, перед КЕ стоит важная задача евроатлантической интеграции на региональном уровне, а именно: стать своеобразным экспериментальной площадкой региональной интеграции в общеевропейское среду.
Принимая во внимание асимметрии развития будущих "соседних государств" и трансформационные кризиса продолжаются в них, согласованность действий между Украиной и странами-соседями в условиях второй волны расширения НАТО как в рамках билатерально, так и в формате еврорегионального приграничного сотрудничества составит основу стабильности и укрепления субрегиональной безопасности.
Безусловно, "смягчения" восточных границ в условиях второй волны расширения НАТО осуществилось. Эти границы для Украины пока не совсем закрыты визовым режимом. Как будет дальше, зависит скорее от нас.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=6


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
Кроме того, ст. 5 (2) Конституции Румынии предусматривает, что "не может быть лишен румынского гражданства тот, кто получил его по рождению". А трактовать это положение можно как угодно. В том числе и так: все, кто родился в Румынии в июне 1940, а теперь живут за ее пределами, возобновляются в гражданстве автоматически.
Известно, что в Украине под определение "бывшая румынская территория" попадает Черновицкая область, или Северная Буковина. И по этой схеме, любой житель этого региона имеет право стать гражданином Румынии и получить румынский паспорт. По сообщению немецкой радиостанции и информационного агентства "Дойче Велле", тысячи украинский стремятся получить румынский паспорт с целью возможности свободного передвижения по континенту после вступления Румынии в ЕС. Получение паспорта возможно лишь при условии изменения гражданства.
В этой связи в украинских СМИ было высказано предположение, что "Румыния специально вербует в свое гражданство украинский, чтобы укрепить политическое влияние в регионах, которые ранее входили в ее состав" 9. В частности, указывалось, что основанием для такого предположения является призывы к подаче заявлений на принятие румынского гражданства, публикуемые в региональной прессе Черновицкой области.
Но отметим, что в конце 2002 г.. Румыния ввела шестимесячный мораторий на упрощенное получение своего гражданства. Есть основания считать, что это решение было принято в контексте требований, предъявляемых НАТО и ЕС в страны-заявителей, с целью недопущения межгосударственного и межэтнического противостояния.
Попутное стоит отметить, что именно Румыния заняла критическую позицию по внедрению на территории Румынии принятого парламентом Венгрии закон "О венгров, проживающих в сопредельных странах", видя в нем не столько социальный, сколько политический подтекст. В частности, румынская сторона отмечала, что "закон о статусе венгров, проживающих за рубежом, имеет антиевропейское экстерриториальный и дискриминационный характер"
Мы уже отмечали, что на официальном уровне Венгрия не выдвигает территориальных претензий к Украине. Однако было бы слишком легкомысленным не брать во внимание существование и деятельность организации «Венгерский движение за пересмотр границ" (УРПК, "Magyar Revizios Mozgalom"), созданной под эгидой Венгерской партии справедливости и жизни (УПСЖ) в начале апреля 2000 p. , Накануне 80-й годовщины подписания Триа-нонськои мирного соглашения. Так, в документах этой организации содержится упрек относительно "исторической несправедливости Трианона по Венгрии". Организуются акции "с целью привлечения внимания общественности страны к несправедливостей, порожденных Трианон". В частности, объявления об их проведении публикуются в газетах "Magyar Forum", "Magyar Nemzet". Информацию о деятельности УРПК можно найти на сайтах: www. revizio. com, www. nennemsoha. hu.
По мнению экспертов Института стратегических и оборонных исследований (Будапешт), определенная часть венгерской политической элиты лелеет надежду на то, что после следующего раунда расширения Европейского Союза "Границы Союза совпадать с границами европейской цивилизации" 10.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=2


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
В то же время существуют регионы, - и истории известно немало примеров, - где ни государственные, ни этнические, ни конфессиональные факторы не являются объединяющим фактором, а взаимные претензии возникают и усиливаются вопреки всякой логике.
Регион ЦВЕ (включая страны Карпатского еврорегиона) эксперты относят к такому, который развивается в сторону стабильности. Сегодня он превращается из историко-географической метафоры в геополитическое понятие. Имея с одной стороны регион "Европейский Союз" а с другой - регион "Содружество Независимых Государств" (бывший СССР), Центрально регион все четче приобретает черты геополитического образования, в котором прослеживаются тенденции к формированию черт новой региональной идентичности, если под ней понимать прежде всего тот или иной уровень осознания своей принадлежности к определенному сообществу со всеми народами и государствами, которые ее составляют, и совпадение (тождества) основных целей, которые преследуют эти народы и держави6.
Глубокое осознание центрально народами, их политической и научной элитой своей региональной идентичности, по мнению некоторых экспертов, может сыграть более существенную роль в предотвращении здесь этнонациональных и других конфликтов.
На рубеже тысячелетий вырисовывается несколько важных сценариев трансформации мирового порядка, которые в перспективе способны изменить сложившиеся роли национальных государств. Более того, проблематика границ, которая, видимо, всегда была нервным узлом межгосударственных отношений, но при этом оставалась одной из самых консервативных составляющих в арсенале проблем национальной безопасности, вполне способна превратиться в сферу новаторства для дальнейших преобразований и оптимизации нациедержавних проектов, в том числе и в условиях второй волны расширения НАТО. Но при этом различия этнических границ и государственной границы может иметь политические наслидки7. Одним из самых существенных факторов нестабильности является наличие территориальных претензий и реанимация вопросам границ.
И в контексте второй ми-ли расширение НАТО для нее самым важным является недопущение каких-либо территориальных претензий, от кого бы они ни исходили, не допускать воспроизведения линий разделения или "сфер влияния" на атлантическом пространстве.
Отметим, что страны НАТО Польша и Венгрия и ап-Ликант в Альянс Словакия отказались (по крайней мере на официальном уровне) от территориальных претензий к Украине, то есть признают status quo существующих границ. В последнее время потенциально конфликтная ситуация сложилась в Керченском проливе вокруг о. Коса Тузла вследствие известных действий со стороны Российской Федерации по сооружению дамбы по направлению к этому острову. Непростые отношения складываются между Румынией и Украиною8. Румыния, которую румынские политики нередко называют "островом стабильности" на Балканах, есть проблема границ: с Югославией (граница по Дунаю), Болгарией (делимитация морской границы) и с Украиной.
Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон признает, что "на ограниченном участке украинской-румынской границы существует определенная проблема".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Territ...izmerenie?page=1


24.06.17
[1]
переходы:0
Территориальные вопросы и этнические факторы в процессе второй волны расширения НАТО - региональное измерение
мирным путем, но запрещаются методы). Результаты опроса общественного мнения, опубликованные Ведомством по делам венгров за рубежом, которое еще недавно было подчинено Министерству иностранных дел, свидетельствуют о том, что 40,3% респондентов ответили положительно на вопрос "Должно ли правительство Венгрии настаивать на мирной смене границ в период интеграции? "11.
Здесь проблема не в результатах (по мнению экспертов, очень вероятно, что приведенные данные не являются корректными), а в самом вопросе, независимо от ответа, потому что оно указывает на то, что определенные должностные лица в МИД все еще занимаются вопросами границ. Более чем очевидно, что поддержание этого вопроса, по мнению экспертов Института стратегических и оборонных исследований (Будапешт), "не только не идет на пользу интеграции любой соседней страны (Украина тоже), но и очень серьезно вредит этому делу" 12.
С вопросами границ тесно связаны этнические факторы и риски национальных конфликтов. Эта проблема достаточно широкая и сложная, и мы не ставим своей задачей всестороннее ее освещение, пока обратим внимание лишь на некоторые ее аспекты.
Общественность стран Запада в целом, и особенно либеральная интеллигенция, обеспокоены ростом значимости национальной и этнической политики, а также вспышкой этнических конфликтов в посткоммунистических странах. Одной из реакций западной общественности на подобное развитие событий стало отмежевание от националистических ценностей, позиций и практики как проявления отсталости и нецивилизованности.
Центральные правительства, политические силы, общественные движения ищут пути решения проблем, порождаемых региональной самобытностью, в русле гражданского общества. "Самый регионализм в Европе приобретает уже не поверхностное историко-религиозного, а глубинного наполнения, сутью которого является уровень регионального развития и соотношение потребностей и ресурсов отдельных регионов при решении социально-экономических проблем" 13.
Перенос акцента на этнические и религиозные противоречия приводит к тому, что некоторые эксперты доказывают потенциальную интенсивность конфликтов до уровня столкновения цивилизаций, тогда как другие предсказывают распад нации. В обоих случаях, по нашему мнению, присутствуют некоторые преувеличения.
Обращение к геополитике в трактовке "малых проб-лем" Украина оправдано, поскольку ось конфликта "Север-Юг" (ныне заменила ось "Запад-Восток" времен "холодной войны") проводится экспертами по западной границе Украины с Европой.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Terito...iiy_vimir?page=3