allr.genskov.ru



Тренинг как психопрофилактического метод

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[2]
переходы:0
Тренинг как психопрофилактического метод
В случае, когда все друг с другом знакомы, задачами этого этапа становятся самопредъявление и взаимоподдержка. Первый круг можно ограничить вопросами об ожиданиях, опасения и актуальное состояние. После этого провести упражнение на самопредъявление типа «Девиз на футболке», «Герб», в котором каждый участник обозначит себя в ситуации тренинга: «Вот я какой сейчас». Завершить процедуру можно упражнениями на групповое сплочение.
Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, не может быть ПТ, что стоит в сетке учебных занятий или подростков является обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, с отработкой навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии (скажем, по теме «Эффективное общение»). Но нельзя заставлять человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно, и, наконец, это может быть опасно для его психического здоровья.
Но даже люди, которые откликнулись на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию, для того чтобы принять решение осознанно
Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о содержании и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Нужно ли это человеку? Готов ли он к этому?
Отдельного обсуждения заслуживает ситуация, не такая уж и редкая, когда решение о проведении тренинга в коллективе принимает руководитель, а рядовые сотрудники приглашаются в принудительном порядке. Необходимо сразу поставить в известность руководителя (еще до начала работы) и всех участников (уже в ходе знакомства), что они могут покинуть группу в любой момент. Однако предложите им повременить с решением и хотя бы в первый день включиться в работу целиком. Установка ведущего может не сработать в том случае, если подчиненные хорошо знают своего руководителя и предвидят возможные санкции, которые пойдут по их уходом.
Совсем мало выбора остается у участников на выездных тренингах. В этом случае работа группы должна строиться особым образом: с очень длинным разогревом, длительным периодом положительного подкрепления, преимуществом техник на взаимную. Очень аккуратно должны строиться обсуждения, для того чтобы люди не готовы к серьезной работе, чувствовали себя защищенными.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trenin...y_metod52?page=3


13.12.17
[1]
переходы:0
Тренинг как психопрофилактического метод
часов (6:00 в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только при условии, что занятия проходят в специально отведенные дни, больше ничем для участников не занятые - каникулы, выходные, освобожденные от другой работы.
Если честно, то на мой взгляд только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия. Все эти сообщения с уроками, рабочими делами совершенно неэффективны. Тем более что занятие, которое длится менее 4:00, вообще не имеет к тренингу серьезного отношения. Так, «рядом проходило», иллюстрация. Активное обучение предполагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта, в который не уйдешь вот так, за несколько минут, и из которых не выскочишь на мгновение, чтобы позвонить или дать домашнее задание.
Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями. Конечно можно. Но это не СПТ и его обучающими возможностями и резервами не обладает.
Еще один вопрос: как часто встречается группа? Если занятия короткие (4-5 часов), то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 10-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» своих участников, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не в силу актуальной, Не решен там проблемы. А это не всегда хорошо. Работая два дня подряд, тренер имеет возможность распустить вечером группу в незавершенном состоянии. Вряд ли ночь будет доброй для всех участников, но для роста, группового и личностного, это может быть очень полезно
Но, вернемся к тем. Мы видим, что есть темы «одноразовые» и как бы «разлитые» по всему тренинговом процессе. Подход к их отработке совершенно различен.
Темы второго типа (обратная связь, поддержка, взаимопонимание) проходят сквозь все фазы контакта, постепенно изменяясь, усложняя. Их отработка существенно зависит от потребностей группы, уровня зрелости участников.
Есть еще одна особая тема - развитие тренинговой группы, поддержка и формирование групповой динамики. В тренинге общения эта задача не выделяется как особая, так как работа на групповую динамику не всегда совместима с отработкой навыков общения.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trenin...iiy_metod?page=5


13.12.17
[1]
переходы:0
Тренинг как психопрофилактического метод
некоторый предмет, образ, символизирующий для него в данный момент группу. За один раз можно нарисовать только один образ, но подходить к листу можно несколько раз. Вопросы задавать нецелесообразно. По окончании рисования можно только обменяться чувствами.
В случае, когда все друг с другом знакомы, задачами этого этапа становятся самопредъявление и взаимоподдержка. Первый круг можно ограничить вопросами об ожиданиях, опасения и актуальное состояние. После этого провести упражнение на самопредъявление типа «Девиз на футболке», «Герб», в котором каждый участник обозначит себя в ситуации тренинга: «Вот я какой сейчас». Завершить процедуру можно упражнениями на групповое сплочение
Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, не может быть ПТ стоит в сетке учебных занятий или подростков является обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, с отработкой навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии (скажем, по теме «Эффективное общение»). Но нельзя заставлять человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно, и, наконец, это может быть опасно для его психического здоровья.
Но даже люди, которые откликнулись на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию, для того чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о содержании и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Нужно ли это человеку? Готов ли он к этому?
Отдельного обсуждения заслуживает ситуация, не такая уж и редкая, когда решение о проведении тренинга в коллективе принимает руководитель, а рядовые сотрудники приглашаются в принудительном порядке. Необходимо сразу поставить в известность руководителя (еще до начала работы) и всех участников (уже в ходе знакомства), что они могут покинуть группу в любой момент.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trenin...iiy_metod?page=3


13.12.17
[1]
переходы:0
Тренинг как психопрофилактического метод
2. Психогимнастические упражнения, предполагающие процедуру знакомства, обмен настроениями, передачу предметов и чувств по кругу. Первые психогимнастические этюды нужно подбирать очень тщательно, щадя чувства, учитывая опасения людей. Не нужно использовать тактильные упражнения (кроме рукопожатий), делать энергоемких, очень подвижных процедур. Очень важно учитывать настрой, состояние группы. Например, я применяю довольно «обкатан» психогимнастический комплекс, элемент которого - передача предметов по кругу. Во взрослой группе сначала я предлагаю передавать по кругу цветок, потом арбуз, а затем - грязь, после чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга кристально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться
В подростковой группе, особенно при наличии достаточно агрессивных ребят, я делаю несколько кругов другого содержания: передача цветка, котенка, очень маленькой бусинки. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, настроения.
3. Упражнение «Интервью» (из книги К. Фопеля «Психологические группы»). Суть этого упражнения в следующем: ведущий предлагает представить каждому участнику, что он герой пресс-конференции. Все пишут на листочке пять вопросов (можно три), на которые им хотелось бы ответить. Вопросы должны касаться их жизненных, профессиональных взглядов, то есть носить больше не фактологический, а ценностный характер.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trenin...iiy_metod?page=2


13.12.17
[1]
переходы:0
Тренинг как психопрофилактического метод
Во многих пособиях предлагается уже на этом этапе вводить правила (нормы) работы группы. Я могу согласиться с этим лишь отчасти. Дело в том, что на этом этапе работы правила могут быть введены только авторитарно, самым ведущей, так как большинство участников пока не готовы к обсуждению, высказыванию своего мнения. При авторитарном введении и объяснении правил суть многих из них ускользает от участников, так как они могут их представить только умозрительно. Я считаю, что целесообразно сразу ввести как некоторую «установку сверху» те правила, которые носят организационный характер.
Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
Обращение друг к другу на «ты» (Для работы с детьми эта норма может быть немного изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества очень желательно).
Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, выискивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
Целесообразно также сразу ввести норму «здесь и сейчас», объяснив ее глубокий психологический смысл. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучше в будущее.
Другие нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, нужно вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники получают в упражнениях. Назовем эти правила.
При обращении к другому или участника в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». (Это правило вызывает много затруднений. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправлять участников, пока функцию исправляя не возьмет на себя кто-нибудь из членов группы. Нередко можно почувствовать агрессию тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствует «он» или «она». Относитесь к этому спокойно и будьте последовательны в своих требованиях.)
Бизоцинюванисть высказываний в отношении других участников группы.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trenin...iiy_metod?page=1