allr.genskov.ru



Тренинг как психопрофилактическое метод

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов - теоретических, методических, исследовательских. Однако, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой.
Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога, психотерапевта, медика без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми.
Психологический тренинг - это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он учит новым навыкам, помогает освоить другие психологические возможности. Его особенность в том, что учит займёт активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе переживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния
В том, что было сказано выше, - не только огромные потенциальные возможности психологического тренинга (ПТ), но и его разумные ограничения. Эффективная работа ПТ предполагает некоторый уровень личностного проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен быть способен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы.
Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают «выпадать» в клиентскую позицию и, по сути, спрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, «проходных» упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний.
Это важно помнить на этапах планирования работы и подбора участников. Лучше всего - опережать работу ПТ специальной клиентской группой, позволяет ее участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...aktichniiy_metod


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
техник на взаимную. Очень аккуратно должны строиться обсуждения, для того чтобы люди не готовы к серьезной работе, чувствовали себя защищенными.
У В. М. Розина в книге «Психология: теория и практика» есть такая симпатичная и нетривиальная классификация методов психологии, по которой они делятся на методы изучения, жизнеобнаружения и жизнезамышления.
По жизнезамышляющими методами всегда стоит некая модель человеческой личности, отношения и самоотношения, что транслируется психологом клиенту и преобразует внутренний мир последнего. В глобальном аспекте к таким методам относятся, например, психоанализ и гуманистическая психология (естественно, что их модели отношения и личности кардинально отличаются). К ним относится и социально-психологический тренинг (ПТ).
Почему тренер выбирает для отработки именно эти темы и использует именно эти упражнения? Конечно, в ряде случаев просто потому, что у него только одна методичка с двумя десятками упражнений. Но если тренер реализует профессиональный, грамотный подход, то за всем, что он делает, стоит жизнезамышляющая концепция. Он передает участникам тренинга некоторый близкий ему взгляд на человеческие отношения, формирует у них определенный подход к их построению, оценке.
Сейчас мы рассмотрим структуру тренинга общения, построенного на гуманистическом взгляде на человеческие отношения. В этом тренинге замышляется мир, в основе которого лежит способность к открытому, доверительного контакта, к уважению своей и чужой точки зрения, к противостоянию различным формам манипулирования. Можно было бы долго говорить на эти темы, однако представляется, что пытливый читатель и так поймет ценностную основу предлагаемой схемы ПТ и соотнесет ее с собственными настроениями и представлениями.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...iiy_metod?page=4


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
участников пока не готовы к обсуждению, высказыванию своего мнения. При авторитарном введении и объяснении правил суть многих из них ускользает от участников, так как они могут их представить только умозрительно. Я считаю, что целесообразно сразу ввести как некоторую «установку сверху» те правила, которые носят организационный характер.
Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
Обращение друг к другу на «ты» (Для работы с детьми эта норма может быть немного изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества очень желательно).
Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, выискивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
Целесообразно также сразу ввести норму «здесь и сейчас», объяснив ее глубокий психологический смысл. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучше в будущее.
Другие нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, нужно вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники получают в упражнениях. Назовем эти правила.
При обращении к другому или участника в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». (Это правило вызывает много затруднений. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправлять участников, пока функцию исправляя не возьмет на себя кто-нибудь из членов группы. Нередко можно почувствовать агрессию тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствует «он» или «она». Относитесь к этому спокойно и будьте последовательны в своих требованиях.)
Бизоцинюванисть высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого обращения, но не оценка личности.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...y_metod52?page=1


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
Кто-то из участников играет администратора гостиницы, в которой нет мест, остальные пытаются получить в ней спальное место, пользуясь одной из трех пристроек. Обсуждение итогов.
Стимулирование процессов обратной связи, самоанализа. Обмен чувствами. В завершение - упражнение на групповую сплоченность, снимающее трения и разногласия, возникшие в ходе работы над навыками, например «Живые руки».
Такая работа, несомненно, требует много времени, но благодаря своей целостности и завершенности она очень эффективна. Она хорошо дисциплинирует участников, помогает им сосредоточиться на проживании определенного опыта, овладении конкретными навыками.
В «живом теле» СПТ, помимо конкретных тем и работы над групповой динамикой, есть еще один элемент - психогимнастические упражнения. В тренингах общения они в большинстве случаев выполняют подчиненную роль, используются в качестве разминки на этапах перехода от одной темы к другой для поддержки групповой атмосферы.
Наиболее активно психогимнастика обычно используется в разминке. Однако, повторим, в ПТ на ней акцента не делается. При этом надо ответственно относиться к выбору психогимнастических упражнений, так как многие из них чрезвычайно энергоемкие или, наоборот, высвобождают огромное количество групповой энергии, которая затем может не позволить группе переключиться на отработку навыков.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...y_metod52?page=6


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
желательно ежедневно или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 10-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» своих участников, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не в силу актуальной, Не решен там проблемы. А это не всегда хорошо. Работая два дня подряд, тренер имеет возможность распустить вечером группу в незавершенном состоянии. Вряд ли ночь будет доброй для всех участников, но для роста, группового и личностного, это может быть очень полезно.
Но, вернемся к тем. Мы видим, что есть темы «одноразовые» и как бы «разлитые» по всему тренинговом процессе. Подход к их отработке совершенно различен.
Темы второго типа (обратная связь, поддержка, взаимопонимание) проходят сквозь все фазы контакта, постепенно изменяясь, усложняя. Их отработка существенно зависит от потребностей группы, уровня зрелости участников.
Есть еще одна особая тема - развитие тренинговой группы, поддержка и формирование групповой динамики. В тренинге общения эта задача не выделяется как особая, так как работа на групповую динамику не всегда совместима с отработкой навыков общения. В ПТ-группах тренер управляет динамикой развития группы, стимулирует те процессы, которые способствуют освоению навыков эффективной коммуникации (например, нормообразование). В ряде случаев ведущий регулирует и контролирует те динамические процессы, ведущие группу в сторону от основной цели. Этой сложной проблеме мы обязательно посвятим отдельный разговор.
Как отрабатывать темы, которые четко связаны с определенной фазой коммуникации (к таким относятся четвертая, шестая и восьмая темы)? Для этого может быть использован предлагаемый ниже сценарий, позволяющий участникам принять тему как нечто целостное, эмоционально завершено.
Посмотрим, как работает эта схема на примере такой узкой темы, как «Позиции« сверху »,« снизу »и« наравне »в общении».
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...y_metod52?page=5


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
В случае, когда все друг с другом знакомы, задачами этого этапа становятся самопредъявление и взаимоподдержка. Первый круг можно ограничить вопросами об ожиданиях, опасения и актуальное состояние. После этого провести упражнение на самопредъявление типа «Девиз на футболке», «Герб», в котором каждый участник обозначит себя в ситуации тренинга: «Вот я какой сейчас». Завершить процедуру можно упражнениями на групповое сплочение.
Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, не может быть ПТ стоит в сетке учебных занятий или подростков является обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, с отработкой навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии (скажем, по теме «Эффективное общение»). Но нельзя заставлять человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно, и, наконец, это может быть опасно для его психического здоровья.
Но даже люди, которые откликнулись на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию, для того чтобы принять решение осознанно
Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о содержании и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Нужно ли это человеку? Готов ли он к этому?
Отдельного обсуждения заслуживает ситуация, не такая уж и редкая, когда решение о проведении тренинга в коллективе принимает руководитель, а рядовые сотрудники приглашаются в принудительном порядке. Необходимо сразу поставить в известность руководителя (еще до начала работы) и всех участников (уже в ходе знакомства), что они могут покинуть группу в любой момент. Однако предложите им повременить с решением и хотя бы в первый день включиться в работу целиком. Установка ведущего может не сработать в том случае, если подчиненные хорошо знают своего руководителя и предвидят возможные санкции, которые последуют за их уходом.
Совсем мало выбора остается у участников на выездных тренингах. В этом случае работа группы должна строиться особым образом: с очень длинным разогревом, длительным периодом положительного подкрепления, преимуществом техник на взаимную. Очень аккуратно должны строиться обсуждения, для того чтобы люди не готовы к серьезной работе, чувствовали себя защищенными.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...y_metod52?page=3


13.12.17
[1]
переходы:1
Тренинг как психопрофилактическое метод
и использует именно эти упражнения? Конечно, в ряде случаев просто потому, что у него только одна методичка с двумя десятками упражнений. Но если тренер реализует профессиональный, грамотный подход, то за всем, что он делает, стоит жизнезамышляющая концепция. Он передает участникам тренинга некоторый близкий ему взгляд на человеческие отношения, формирует у них определенный подход к их построению, оценке.
Сейчас мы рассмотрим структуру тренинга общения, построенного на гуманистическом взгляде на человеческие отношения. В этом тренинге замышляется мир, в основе которого лежит способность к открытому, доверительного контакта, к уважению своей и чужой точки зрения, к противостоянию различным формам манипулирования. Можно было бы долго говорить на эти темы, однако представляется, что пытливый читатель и так поймет ценностную основу предлагаемой схемы ПТ и соотнесет ее с собственными настроениями и представлениями.
Второй шаг - выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема исходит из следующего представления о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа ПТ-группы.
Третий шаг - подбор тем для отработки. Их достаточно много, но все они хорошо знакомы психологам. Перечислим их.
Соотнесем те темы, которые нам кажутся обязательными для отработки на тренинге, с фазами контакта. Таким образом мы определим место каждой темы в ходе тренингового процесса (см. Табл.).
Оптимальный объем СПТ в академических часах - от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня - от 8 до 10 академических часов (6:00 в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только при условии, что занятия проходят в специально отведенные дни, больше ничем для участников не занятые - каникулы, выходные, освобожденные от другой работы.
Если честно, то на мой взгляд только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия. Все эти сообщения с уроками, рабочими делами совершенно неэффективны. Тем более что занятие, которое длится менее 4:00, вообще не имеет к тренингу серьезного отношения.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trenin...y_metod52?page=4