allr.genskov.ru



Трудовая обрядность украинском

Сортировать: по оценкам | по дате
19.06.18
[2]
переходы:2
Трудовая обрядность украинском
Трудовые праздники и обряды - органическая составляющая празднично-обрядовой культуры украинского народа. Взаимосвязь праздников и труда имеет традиции, уходящие доисторических времен.
Традиционная трудовая обрядность тесно связана с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Обряды непременно сопровождали начало пахоты, сева, выгон скота на пастбище, окончание жатвы и тому подобное. В крестьянской семье трудовые традиции и обряды были настоящей школой для подрастающего поколения. В процессе выполнения ритуальных действий ребенок получала первые трудовые навыки
Всем разнообразием своих художественных, эмоциональных, атрибутивных, песенно-музыкальных средств трудовые праздники способствовали воспитанию у молодежи любви к нелегкой земледельческого труда, к земле, прививали своеобразный "кодекс земледельческой чести".
Семейная обрядность. Семейная жизнь Украинской традиционно сопровождалось различными обрядами и ритуалами, которые в образно-символической форме отмечали определенные этапы жизни человека и важнейшие стадии развития семьи в ее жизненном цикле: образование семьи, рождения ребенка, его совершеннолетия, семейные юбилеи, смерть кого-то из членов семьи. Основные элементы семейной обрядности - родильные, свадебные и погребальные и поминальные обряды. Кроме них, в семье нередко отмечались события менее важное значение: новоселье, пострижини, вступление в холостяцкой и девства, совершеннолетие, серебряная и золотая свадьба.
Календарные праздники и обряды. Календарь праздников определялся аграрным укладом жизни. Крестьяне нередко заказывали крестный ход и молебен в поле к началу пахоты, сева, перед началом жатвы. Отмечали день святого, именем которого был назван местный храм.
Календарь украинского крестьянина XIX - начала XX в. представлял собой своеобразную энциклопедию народной мудрости, неписаный распорядок жизни земледельца. Календарные обычаи и обряды формально согласовывались с годовым литургическим циклом православной церкви, однако действительной основой "бытовых святцы" был трудовой сельскохозяйственный календарь.
Календарным земледельческим обрядам вообще присущи медленные темпы изменений, значительная консервативность и преемственность, и их отмирание происходило постепенно. Этот процесс, однако, был ощутимо ускоренный после 1917 г.., Когда в разряд пережиточных, враждебных социализму явлений была отнесена и вся народная календарная нравственность. В результате вместе с действительно отжившими было потеряно немало положительных народных традиций, что не могло не отразиться на общей экологии украинской культуры.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudova_obryadovist-_ukrayinciv


19.06.18
[1]
переходы:2
Трудовая обрядность украинском
очевидно, называли куклу или чучело, которых купали - топили в воде, зарывали в землю, сжигали. Название же "Ивана Купала" происходит от народного наименование Иоанна Крестителя, чествованием которого православная церковь пыталась преодолеть дохристианские традиции.
Купальскую ночь считали волшебной, когда просыпалась нечистая сила. Отсюда - широко распространенные девичьи гадания на венках, многочисленные обряды и магические приемы, с помощью которых застеригались от ведьм. Верили, что травы, собранные на Купалу имеют особенно целебные свойства.
Троицу - украинское название христианского праздника Троицы, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Троицко-русальная обрядность знаменовало завершение весеннего и начало летнего календарного цикла. В основе ее лежали культ растительности, магия призыва будущего урожая.
Накануне зеленого воскресенья, в субботу, что называлась клечаною, обязательно украшали двор и хозяйственные здания клечанням - зелеными ветвями клена, ивы, липы, акации, ясеня, ореха, дуба и др. Ветви втыкали в крышу, на воротах, у окон, за иконы. Пол или пол в доме устилали душистыми травами: осокой, любисток, мятой, пижмой, милостивцы, татарским зельем.
На Троицу, как и после Пасхи, навещали умерших родственников, могилы которых осыпали клечаним зельем. На кладбище устраивали панихиды и общие поминальные трапезы. Эта традиция местами сохранилась до наших дней.
Маковея - упрощенная украинское название церковного праздника святых мучеников Маккавеев (1 августа по ст. Ст.). В этот день в церквях вместе с хлебным колосом святили садовые цветы и головки мака, которые на Рождество использовались для приготовления углу. Дома пекли пироги и лепешки с маком. Традиционные першосерпневи букеты на Подолье назывались маковийкамы. Обычно их носили в церковь девочки. Перед этим их надо было хорошо накормить, потому следующий год выпадет неурожайный
Спаса - праздник православной церкви, установленный в честь Преображения Господня (19 августа по ст. Ст.). Этот день был бы апофеозом радости крестьянина из плодов своей деятельности. По традиции святили яблоки, груши, мед, калачи из муки нового урожая. После церковной службы угощали друг друга пирогами и фруктами, особенно детей и стариков.
Покровы - христианский праздник Покрова святой Богородицы, введенное в Византии в память о чудесном освобождения Константинополя от сарацинов. Среди украинском, которые веками постоянно страдали от чужеземных набегов, эта легенда приобрела особую популярность. Божью мать (ее называли в том числе и Покровом) считали своей покровительницей запорожские казаки.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudov...krayinciv?page=4


19.06.18
[1]
переходы:2
Трудовая обрядность украинском
устоявшийся сценарий, песенный и музыкальный репертуар. Назван по главным персонажем - молодым, переодетым козой (вывернутый кожух и деревянный макет головы животного). Центральным моментом ритуального действа был танец Козы, ее "умирание" и "воскрешение", которые символизировали циклический круговорот времени, приход нового года.
"Маланка" ("Маланка") - традиционный новогодний обряд с использованием масок. Названием он обязан св. Мелании, день которой по церковному и юлианскому календарю приходился на 31 декабря по ст. ст. Еще в недалеком прошлом обряд "Маланка" был распространен на значительной территории Украины.
Найвидимишимы весенними праздниками являются Масленица, Благовещение и, конечно, Пасха. Есть также и менее известные праздники. Рассмотрим их подробнее.
Масленица (Масленицы, Масленица, сырная воскресенье) - древнеславянский праздник в честь весеннего пробуждения природы. Христианская церковь включила Масленицу в свой календарь: масляный неделю накануне Великого поста (конец февраля - начало марта по ст. Ст.), Однако она так и не получила религиозного содержания.
На Украине Масленица не имела такого широкого размаха, как, например, в центрально-русских областях. Но и здесь взрослые и молодежь катались на лошадях, ходили в гости, устраивали пиры в складчину.
Благовещение - важная веха земледельческого календаря украинском. До этого "праздника (25 марта по ст. Ст.) Аисты обычно прилетали из теплых краев и начинали вить гнезда
Существовало поверье, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, ужи и другие пресмыкающиеся. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Ранее же "беспокоить" землю считалось большим грехом.
Пасха (Пасха) - значительное христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, обязательно отдельно от иудейской Пасхи.
В народном быту Украинский Пасха четко содержал элементы языческой весенней ритуалистики: выпекания обрядового печенья, покраска яиц, игры, танцы и развлечения молодежи, чествования предков, аграрно-магические, очистительные обряды и т.
Юрия (Юра) - древний праздник земледельческого календаря, отмечалось 23 апреля по ст. ст. В народном сознании св. Юрий (Георгий) был покровителем диких зверей и охранником домашних животных.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudov...krayinciv?page=3


19.06.18
[1]
переходы:2
Трудовая обрядность украинском
Традиционная новогодняя обрядность украинском - это целая череда зимних праздников, среди которых выделяется период двенадцатидневного с кульминационными точками 25 декабря (Рождество), 1 января (Новый год) и 6 января (Крещение) по ст. ст. Вокруг этих дат церковного и гражданского календаря в течение веков сложился чрезвычайно богатый комплекс обычаев. Последний день старого и первый день нового года Украинцы отмечали как праздника Меланки (Маланки) и Василия. В отличие от Рождества и Крещения эти дни не имели важное значение в религиозном календаре, поэтому в их обрядности почти не заметно церковных мотивов.
Николая - древнее земледельческое календарный праздник. Известны два Николая весенний, или Теплый (9 мая по ст. Ст.), И зимний (Зимний) - 6 декабря. В народных верованиях св. Николай выступает помощником и заместителем земледельца.
К зимней даты были приурочены некоторые присказки о погоде и прогнозы на будущий урожай. В частности, на Харьковщине говорили: По Николая иней - будет овес. Кое 4, 5 и б декабря производили так называемые Миколины святки
Среди украинского населения Галичины, Закарпатья и других западных областей с XIX в. получила распространение католическая традиция дарования от имени св. Николая. Возглавляемая парнем, переодетым в святого, группа молодежи обходила дворы, раздавая подарки детям, а непослушным оставляла палку как предостережение на будущее. Из-за "Николая" ребята нередко передавали подарки своим любимым. На Львовщине и Тернопольщине к празднику выпекали специальное печенье - николайчики - и клали их детям ночью под подушку. Обычай дарования на Николая отчасти сохраняется и в наши дни.
Сочельник (богатая кутья, Вилия, коляда) - вечер 24 декабря по ст. ст. накануне Рождества. С ним было связано много обычаев и обрядов.
24 декабря ничего не ели до вечера, пока не появлялась первая звезда на небе (верили, что именно в это время родился Иисус Христос). Подготовка к праздничному ужину носила торжественный характер и разворачивалась как настоящий ритуал.
К сочельник готовили четко определенное количество блюд (7, 9 или 12), используя почти все имеющиеся в хозяйстве продукты, за исключением скоромных.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudov...krayinciv?page=1