allr.genskov.ru



Украинская философия диаспоры. Д.Чижевский как историк философии и культуры

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[1]
переходы:0
Украинская философия диаспоры. Д.Чижевский как историк философии и культуры
определенной национальности: «И. форму проявления философских мыслей, 2. метод философского исследования, 3. строение системы философии, «архитектонику», в частности положение и роль в системе тех или иных ценностей »(7ьом же. - Есть 11-12). В отношении тех или иных начал новых духовных течений, то, по мнению философа, они могут возникать словно внезапно, с одной мисленника, одного произведения, имеет характер манифеста (^ Сондей 7. Критика чистого разума) так постепенно, что мы не можем найти начал (Бэкон, Декарт) через сознательное возвращение к какой старшей традиции, в некоторых случаях была представлена ​​в прошлом не раз (ренессанс, возрождение) (Чижевский Д. Начала и концы новых идеологических эпох // История философии Украины. Хрестоматия. - М., 1993. - С . 471-473). Основной чертой культурной жизни Д. Чижевский считал существование определенных устойчивых традиций.
Характер развития человеческой мысли ученый связывал с особенностью культурно-исторических эпох. Согласно его точке зрения исторический процесс - это не совокупность случайных движений в разных направлениях отдельных сфер культуры, а целостность, системность движений и изменений, которые все имеют некий общий направление: каждая эпоха имеет свое лицо, свой собственный характер, свой «стиль». При этом содержание времени значительно шире хронологический время
Изучение историко-философского материала здесь невозможно без изучения и понимания всей культуры периода, к которому относится материал. Итак, чтобы быть действительной историей, а не сборщиком материала, история философии должна подавать картину развития философских течений в их связи и в связи с характером и стилем каждой исторической эпохи, с духом времени.
Понимание философии как самосознания народом своей культурной самобытности стало для Д. Чижевского основой для исследования истории украинской философии. Он считал, что формирование украинской философской мысли тесно связано с европейскими процессами, где интеллектуальное развитие Украины и Российской империи в целом происходило под влиянием немецкого мистицизма и пиетизма XVI-XVIII вв. , Немецкой идеалистической классической философии XVIII - начала XIX в. По французского рационализма и просвещения, западного картезианства, то они хотя и сыграли определенную роль в формировании украинской философской мысли, однако эта роль была второстепенной. По мнению Д. Чижевского, вплоть до XIX в. единственно выдающимся представителем восточнославянской философы был Г. Сковорода, под влиянием которого через Украину формировалась философская мысль в Российской империи. Специфику украинской философии он выводил из главных черт украинского мировоззрения, среди которых выделял эмоционализм; склонность к духовной уединения; гармонию между внешним и внутренним, стремление к согласию, миру, а не борьбы, где крайние течения не находили отклика, так отдавалось должное даже тем мыслям, которые были противоположные собственным; религиозную окраску.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Ukrain..._kul-tury?page=3


29.05.17
[1]
переходы:0
Украинская философия диаспоры. Д.Чижевский как историк философии и культуры
философия не теряет своей собственной сферы - человеческой деятельности за пределами наук, поиска сущности или смысла человеческой жизни в целом и мира в целом, то есть выступает как метафизика. Если она выходит из одного принципа, то называется монистической, двух - дуалистической, многих - плюралистической. Философия может представать как материализм, если за основу мира признается материя, или как спиритуализм, когда рассматривает душу как основу мира. В зависимости от того, что мыслится формой жизни человека - разум или эмоции, философские учения Д. Чижевский разделял на рационализм и эмоционализм.
Особое место Д. Чижевский отводит мистике, понимая под ней не просто что-то таинственное, основанное на вере, а любое учение о сочетании, сочетание человеческого, человеческой души с Богом. Достаточно своеобразная интерпретация Д. Чижевским термина «идеализм». «Идеализм, идеалист: идеализм, - отмечает он, - есть в обычной речи вера в то выше, лучше в« идеале », а идеалист - человек, в идеалы верит и соответственно живет (« непрактична человек »). В философы слово «идеализм» означает учение о том, что мнение (идея) имеет значение, и даже главное значение, в жизни отдельного человека или И народов, в познании, да и во внешнем мире; идеализм есть признание, что идеал - мнение есть мощная сила. Идеалист такой философ, это учение разделяет »(^ ижевськиб Д. Украинская философия // Украинская культура: Лекции под редакцией Дмитрия Антоновича. - М., 1993. - С
169). Развитие философии Чижевский рассматривал как развитие духовной истории, где философия является самосознанием народом своей культурной самобытности. Отсюда обращение к истории философии в целом и, в частности, к истории философии Украины, что, собственно, стало центром научных интересов ученого.
При обращениях к истории философии Чижевский отвергал представление о ней как истории ошибок человеческого духа. Так же, как и Гегель, он считал, что каждое отдельное философское утверждение, которое мы имеем в истории развития человеческой мысли, есть лишь частичная правда, фрагмент, отрывок абсолютной правды, неполный и несовершенный отблеск Абсолютного. «Эта« неполнота », - подчеркивал ученый, - является причиной изменений и борьбы идей в истории мысли. Одна полная правда борется с другой тоже неполной и частичной. Но и всякое сочетание таких «неполных,« частичных »правд в единство, всякое их« синтеза », которая может быть достигнута ограниченным человеческим разумом, является необходимо тоже неполная, тоже частичная и поэтому требует вновь дополнения.
Поэтому ни на одной синтезе историческое развитие философии не кончается, потому возникают все новые и новые противенства между мировоззрениями и пунктами взгляда, что соединяются и соединяются во все новых и новых синтезах - шагах к безграничной полноты, абсолютной правды »(Чижедськиы Д.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ukrayi...ul-turi20?page=2


29.05.17
[1]
переходы:0
Украинская философия диаспоры. Д.Чижевский как историк философии и культуры
В 1968г. Д. Чижевский вынужден был выйти в отставку без пенсии, зарабатывая на жизнь чтением лекций в разных университетах Германии (Гейдельбергском, Кельнском), научным редактированием Мюнхенского издательства Вильгельма Финка. Восстановив после войны связи с научными и образовательными учреждениями украинской диаспоры, Д. Чижевский стал одним из организаторов Украинской свободной академии наук в Аусбурзи, П активным сотрудником, был профессором философии Украинского свободного университета (1945-1949, 1956-1963), профессором философии и логики педагогической академии Украинской автокефальной церкви (1946-1949).
Д. Чижевский, пройдя школу западноевропейской философы, не попал под влияние одной из ее течений, было не увлекся модными в то время отдельными ее школами. Хотя из всех философских систем он выделял и высоко ценил феноменологию Э. Гуссерля, однако всегда тяготел к синтетическим обобщений, своего собственного осмысления тех или иных проблем. Как философ отличался шириной научных интересов, глубокой энциклопедической
Он свободно чувствовал себя не только в различных областях знания, но и в разных эпохах, работая над тем, что стоял всегда актуальным, непереходным. О круге научных интересов Д. Чижевского может засвидетельствовать перечень лекций и докладов, с которыми он выступал в различных научных обществах протяжении 1925-1930 гг. Это «Задача истории украинской философы», «Новое в истории украинской философии», «Шевченко и Давид Штраус »,« философский метод Г. Сковороды »,« К истокам символики Сковороды », прочитанные в украинском историко-филологическом обществе; «Обьем философского чтения в Киевской академии XVII-XVIII веков», «Шиллер и Братья Карамазовьи» - в Российском историческом обществе; «Знак, понятие, символ», «Наторк и Достоевский», «Платон в древней Руси», «Язмк Лескова», «Из истории мистики в России» - Русский народный университет в Праге «Со-ветская философия», «Феноменология как наука», «Нацио-нальная политика и национальное образование в СССР» - в Российском философском обществе. За это время он издал курс лекций по логике (1924), первый том хрестоматии по истории философы (1926), книгу «философия в Украине (Попытка историографии)» (1926, 1928), «Очерки по истории философии Украины» (1931), подготовил работу «Гегель в России», ряд исследований по творчеству И.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Ukrain..._kul-tury?page=1