allr.genskov.ru



Философия и методология наук

Сортировать: по оценкам | по дате
13.12.17
[2]
переходы:0
Философия и методология наук
предметы, формируя их, создавая новые объекты, которые не даны природой, люяина постигает их, существенные признаки, устойчивые связи, постоянные формы, то есть то, что остается относительно неизменным, устойчивым в изменении внешних форм предмета. Так возникают понятия - формы мышления, отражающие общие, существенные, существенные свойства и относительно стали, устойчивые отношения предметов, явлений, процессов. Понятие воплощают в себе не только знания об объектах познания, но и знания о субъекте, его активность, об уровне развития практической деятельности- В образах действительности, возникающие на основе чувственного и рационального • познания, отражаются потребности и интересы, реализуются мотивы и цели, изеалы и установки человека и человечества.
Развитие познания происходит на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом, что соответствует движению мысленно от знания явлений к знанию сущности. Явления - это отдельные отношения предметов, их внешнее бытие. Сущность - основа отношений, связей предмета, его внутреннее содержание. Эмпирическое знание есть отражение явлений, Отдельных отношений, непосредственных связей предмета. Единица емйиричного знания - факт. Теоретическое знание является отражением сущности, на осаови которой объясняются различные явления. Основным элементом теоретического знания является теория как форма логического мышления, в которой наиболее полно реализуются знания о предмете.
Истина в чисто гносеологическом (познавательном) плане соответствием знания действительности, адекватным отражением объективной реальности в сознании людей. Суть проблемы истины заключается в возможности получения объективной истины, то есть такого содержания нашего знания, не зависит от человека и человечества. Другими словами, это вопрос о том, имеют ли наши знания объективное содержание. Понимание мышления, познавательной деятельности как таковых, которые обусловлены практикой, дает возможность положительного ответа на этот вопрос.
Во-первых, это обумолвено бесконечностью самого объекта познания, во-вторых - Наличие в объективном смысле истины субъективной стороны. Истинное знание всегда является знанием определенного субъекта - индивида, социальной группы, человечества в целом. Субъект познания, его познавательные возможности обусловлены определенным уровнем развития общества и его практики, ограничены рамками приобретенного опыта человечества в настоящее время. Но это не означает, что человек не может получить объективную истину как такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта. Нужно только помнить, что истина есть процесс, ее нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Правда, по выражению Гегеля, не является отчеканена монетой, она не дается в готовом виде и ее нельзя в таком же виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развитии. Объект раскрывает все новые грани благодаря человеческой субъективности, человеческой практике.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=7


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
- Изолирование - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными названиями;
Анализ - это метод познания, который позволяет разделить предмет на части с целью его детального изучения. Синтез, напротив, является следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.
Индукция и дедукция. Настоящая наука возможна только на основе абстрактного мышления, последовательных рассуждений исследователя в виде суждений и выводов. В научных суждениях устанавливаются связи между предметами или явлениями или между их определенными признаками. Путь к суждению проходит через непосредственное восприятие предметов или явлений, а также их связей. В научных выводах одно суждение сменяется другим: на основе уже существующих выводов делаются новые. Существует два основных вида выводов: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).
Индукция (от латинского inductio - наведение) представляет собой умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям, когда на основе знаний о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Как метод исследования индукции - это процесс опытного изучения явлений, во время которого осуществляется переход от отдельных фактов к общим положениям.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=2


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
основой познания (дает материал познанию, определяет характер его средств, уровень и особенности отражения действительности, обусловливает формирование объекта и субъекта), его целью, а также критерием истинности знаний. Практика не только порождает познавательные способности людей, но и создает ту социальную атмосферу, способствующую получению знаний, их накоплению, обеспечивает передачу их другим поколениям. На основе практики развивается потребность в дальнейшем развитии знаний. С практической потребности возникают теоретические науки (математика, астрономия, физика и т.д.). Итак, практика с начала и до конца обусловливает познания, придает ему общественного характера.
Процесс познания является отражением объективной действительности в сознании. Но объективная реальность, природа, материя, не тождественны объекта, предмета познания. 0бьект это всего лишь часть объективной реальности, только ТОЦ фрагмент, который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Однако в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Таким образом, объект - это то, что выделено субъектом объективного взаимосвязи природы и общества, это то, на что направлена ​​человеческая деятельность.
«Субъект» в общем понимании - это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сама по себе. Она становится и осознает себя субъектом только в процессе, предметной деятельности и общения. Под субъектом нужно понимать человека как историческую существо, индивидуальное воплощение человеческого общества, как отпечаток общественной способности к познанию. Логический склад мышления, система понятий и категорий, формы и методы познания - все это формируется и развивается внутри общества, имеет общественно-практический характер
Процесс познания как взаимосвязь и взаимодействие субъекта и объекта имеет опосредованный характер. В качестве посредников выступают средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т.д.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т.д.).
Познание является сложным процессом, имеет определенную структуру. Выделяют основные формы познания - чувственную и рациональную, а также уровни познания - эмпирический и теоретический.
Чувственная сторона познания является единством ощущения, восприятия и представления. Ощущение - это отражение за домогою органов чувств отдельных свойств, определенных сторон вещей. Восприятие - это синтетический комлекс разного рода ощущений, дает возможность создания единого образа предмета, получение информации об объекте в "его целостности. Представление - это образ вещи или явления, возникает на основе прошлого чувственного опыта.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=6


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
Общенаучный статус имеют математические (т.е. количественного изучения процессов и явлений) и, в частности, аксиоматический, статистический, а также системно-структурные, кибернетические, теоретико-информационные методы исследований. Математические методы важное значение приобретают при обработке материалов исследования.
Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, при котором без доказательства принимаются некоторые утверждения (аксиомы), а затем используются для доказательства других утверждений (теорем) по логическим правилам.
Построение теории опирается на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе абстракций, идеализаций, принципов, вводимых в теорию.
1. Научная теория должна быть адекватна объекта описывается, что позволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими исследованиями.
Теория должна отвечать требованию полноты описания некоторой области действительности, то есть все богатство исследовательских данных в этой области должно быть описано в терминах входного базиса теории, с помощью ее основных принципов, понятий, абстракции, идеализации, аксиом и т. Д.
3. Должны быть объяснены взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории, должны существовать связи между различными положениями теории, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим.
Теории, удовлетворяющие изложенным требованиям могут различаться по ряду качеств, основными из которых являются эвристичности, коструктивнисть и простота.
Эвристичность теории отражает ее передвищувани и объясняющие возможности. Она является весомым аргументом в пользу истинности теории. Причем, особое значение в этом плане имеет математический аппарат теории, позволяет не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые явления, уже случались в физике неоднократно.
Конструктивность теории заключается в простой, совершаемой по определенным правилам ее основных положений, принципов, законов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=4


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
Вместе с тем, мир является бесконечным и неисчерпаемым, бесконечным, неисчерпаемым и неокончательным есть и его познания. Поэтому любое истинное знание будет уточняться, дополняться, углубляться. Относительная сторона истины заключается именно в такой неполноте, незавершенности.
Таким образом, истина является субъективным образом объективного мира, она является единством абсолютного и относительного, объективного и субъективного. По своей природе, характеру и целях познания является неограниченным и может давать объективное и точное отражение мира. Но истина всегда конкретна, то есть исторически обусловлена ​​и имеет определенные границы применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и наявнмы достижениями она ограничена, относительной. Процесс познания истины - постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей досягненння истины.
Вандышев В.М. Философия.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=8


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
и "уплотнений" получается очень простая теория, но очень ненаглядная (примером могут служить справочники прошлых лет и выпускаемые сейчас). Для восприятия такой теории, "упакованная" нужны специалисты, а это в большинстве случаев невозможно.
2. Екстенсификацийна форма развития, когда происходит расширение области применения теории без существенного изменения ее содержания. В таком случае осуществляется экстраполяция теории на вновь открываемые или уже известны. Примером этого может служить распространение теории на область оптических явлений.
3. Екстенсификацийно - интенсификационная (комбинированная) форма развития. Такой формой развития является например, процесс дифференциации научных теорий.
В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа: эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность, и революционный, когда осуществляется ломка ее основных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии. По сути таким скачком в развитии теории является создание новой теории. Осуществляется оно тогда, когда возможности старой теории исчерпаны.
1. Обобщение, основанное на применении абстракции отождествления, когда теория, развитая для области явлений А экстраполируется в область Б, может быть отождествлена ​​с областью А.
2. Обобщение путем объединения нескольких теорий в одну в результате выявления общих и фундаментальных закономерностей, имеющих силу в рассматриваемых каждой теорией областях. Так, Максвелл обобщил в единой теории электро-магнитного поля учения об электричестве и магнетизме.
3. Обобщение путем устранения из состава базиса теории той или иной аксиомы. Так, например создана "абсолютная" геометрия Больаи, по отношению к которой геометрии Лобачевского и Евклида выступают как частные случаи.
4. Обобщение с предельным переходом, когда вводятся новые характеристические параметры по отношению к предметам прежней области, выявляются новые свойства и отношения объектов в пределах прежней области. Таким путем были созданы релятивистская и квантовая механика как обобщение механики классической.
Обобщение позволяет не только раскрыть внутренние взаимосвязи между законами, но также объяснить многие факты, обнаружить границы применимости теории, уплотнить заключенную в теориях информацию и повысить их эвристичности.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=5


13.12.17
[1]
переходы:0
Философия и методология наук
Моделирование - косвенный, опосредованный метод научного исследования объектов познания (непосредственное изучение которых невозможно, затруднено или нецелесообразно), основанный на применении модели как средства исследования. Суть моделирования заключается в замещении изучаемого объекта другим, специально для этого созданным. Под моделью понимают мнимую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна заместить его так, что она сама становится источником информации об объекте познания. Модели могут быть физические, математические, естественные, достаточно адекватные изучаемому явлению, процессу.
Благодаря своей специфичности, формализация обеспечивает обобщенность подхода к решению познавательных проблем. Кроме того, символика искусственного языка предоставляет краткости и четкости фиксации значений формализованных объектов познания, предоставляет однозначности понимания их структуры (в отличие от двусмысленности при применении обычной речи).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filoso...giya_nauk?page=3